"Прячьте жён: ведём мы в город лысого развратника.
Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии."
(песенка легионеров о Цезаре, Гай Светоний Транквилл, "Божественный Юлий", 51)
Личность Юлия Цезаря будоражила умы многих людей на протяжении столетий. О нём было написано столько, что одно лишь перечисление написаных о нём работ заняло бы многие и многие страницы. Стоит заметить лишь, что самыми авторитетными античными источниками повествующими о его жизни считаются Плутарх (http://lib.rus.ec/b/43387/read ), Светоний (http://lib.rus.ec/b/81313/read ) и Аппиан (разные книги), а среди историографических работ наиболее насыщенной считается дилогия Г.Ферреро "Юлий Цезарь" (http://lib.rus.ec/b/166454/read ) и (http://lib.rus.ec/b/179431/read ). Что касается книг самого Цезаря, который кроме эпилепсии страдал и графоманией, то хоть он и писал о себе от третьего лица, но при этом только хорошее о "себе любимом".
В кинематографе первой экранизацией жизни этого античного титана стал одноимённый немой короткометражный фильм Стюарта Блэктона и Уильяма Рануса по трагедии Шекспира "Юлий Цезарь" (http://lib.rus.ec/b/50192/read ), премьера которого состоялась 1 декабря 1908 года в США. В последующих кинокартинах – Дэвида Бредли 1950г., Джозефа Манкевича 1953г., Стюарта Бирджа 1970г. (первый "Юлий Цезарь" в цвете) и Герберта Уайза 1979г. за основу сюжета так же бралась одноимённая пьеса Шекспира. Кроме того и в "Спартаке" 1960г. и, конечно же, в "Клеопатре" были свои "Цезари".
И вот в 2002 году на экраны выходит работа Ули Эдела под знакомым названием "Юлий Цезарь". Чего же ожидать от этой экранизации? В первую очередь следует отметить сравнительно высокую историческую достоверность фильма, несмотря на некоторые ляпы с хронологией, "весовыми категориями" исторических личностей (Где Цицерон? Где Гирций?) и т.д., в общем стандартный набор "пряностей". Другой важной особенностью этой работы следует назвать то, что авторы замахнулись воссоздать на экране всю жизнь "Любимца Венеры" в формате не сериала, а фильма (хотя в США "Юлий Цезарь" шёл в формате т/в сериала), что отложило свой отпечаток на течение кинокартины, сделав её насыщенной событиями и иногда "неудобоваримой" для зрителей мало знакомых с той эпохой.
Съёмки фильма проходили на территории Мальты (морские и островные сцены) и Болгарии (континентальные и городские). Рим "Юлия Цезаря" больше похож на посёлок городского типа и не дотягивает не то, что до Рима "Клеопатры", но даже до Помпеи в одноимённом фильме Джулио Бейза. Другие атрибуты Вечного Города, такие как триумфы, триклинии, конкубиналии и прочая прочая также смотрятся довольно убого в сравнении с другими работами по этой тематике. Тот факт, что у всех римских легионеров проходивших по 20-30 км. в день с 10-20 кг. полезного груза худющие ноги и в рукопашную (не с марша) они идут не снимая парадных или походных плащей уже никого не удивит.
Главные темы раскрытые в фильме – с одной стороны сущность сената и политическая борьба в Риме, и с другой – личность "белого и пушистого" Гая Юлия. Что касается первой, то она в кинокартине полностью провалена или словами лояльной критики – сильно упрощена. Диалоги в Сенате пресны и схематичны (где забористая ругань на подобии знаменитого "Цезарь – муж всех жён и жена всех мужей!" Куриона? Или драки между сенаторами и их телохранителями которые могли бы дать фору и украинским депутатам?), сенаторы массовки больше похожи на овечек чем на матёрых латифундристов Античности. Даже участие Кристофера Уокена (Порций Катон) который своим ярким типажом разбавлял серую массу Отцов Города не смогло придать сценам в Сенате остроты и реалистичности. Следует, однако упомянуть тот факт, что в фильме отдельная сюжетная глава посвящена Утической войне (в "Клеопатре" о ней одна лишь фраза) ставшей финалом борьбы Цезаря с Сенатом.
Что до личности самого Цезаря, то нужно отметить что перед 30-летним Джереми Систо стояла неподъёмная задача – сыграть Цезаря от 16/18 летнего юноши (в фильме почему-то 21-л.) до 60-летнего старца (год рождения Цезаря – 100 до н.э. считался подложным уже его современниками, объективная дата – 102/103гг.) и это при том, что даже внешне после работы гримёров его образ был далёк от того, который известен нам по античным биографиям, статуям и мозаикам Цезаря. Если Цезарь в молодости Систо более-менее удался, то в остальном – мягко говоря нет. В течении всего фильма заметно, что тов. Систо старался (всё-таки к тому времени за его плечами было участие в трёх с половиной десятках "киноработ"), но разгневанный зритель возмущённо кричит "Не по Сеньке шапка!" и отправляет имя "Джереми Систо" в топку памяти. Его Цезарь разводит много "соплей" по принципу "Не виноватый я, они меня заставили", как впрочем и Цезарь подлинный в своих "Гражданских войнах" (правда последний делает это элегантно и по политическим причинам).
Помпей (Крис Нот) на протяжении 200 с хвостиком минут фильма мелькает очень часто, но не создаёт впечатления бравого вояки, триумфатора, политического "туза", мясника и миллионера. Влюблённая в него Юлия (Николь Гримо) больше смахивает на классическую девочку-подростка из семьи баптистов которой нравятся взрослые плохие дяди. Брут в исполнении Яна Дункана выглядит вполне достоверным фанатиком идеалов Республики, но уж очень много "соплей" приходится выдавать ему "на гора"! Ричард Харрис перед уходом на пенсию "отжёг" довольно интересную роль Суллы в стиле старой актёрской школы, хотя у многих зрителей знакомых с шедевром Джованьоли сцена смерти Суллы может вызвать вопрос "Какого ... там делал Помпей?", но как достоверно он корчится в ванне (должна была бы быть терма, но у декораторов хватило фантазии или умения лишь на неё)!
Отдельного внимания заслуживают Галльские войны. В течении веков плеяда выдающихся личностей бросала вызов Вечному Городу – Порсена, Бренн, Пирр, Ганнибал, Югурта, Митридат, Верцингеторикс, Арминий, Аларих, Аттила. Тот факт, что в этом списке двое галлов (Бренн и Верцингеторикс) само по себе говорит о важности отношений между галльскими племенами и Римом. Хайно Ферч представил зрителям образ классического "киношного" галла с плетёнными косичками и висящими усами. Осада Алезии стала самой "батальной" сюжетной главой фильма. И хотя к Алезии "Юлия Цезаря" выглядящей скорее как средневековый замок средней руки, чем как столица объединения галльских племён можно предъявить те же претензии, что и к Риму с Александрией, у зрителя возникает ощущение достоверности происходящего. Волевой и непокорённый Хайно Ферч в роли Верцингеторикса это конечно не Конан-варвар, но он железной рукой руководит своими воинами и не падает духом даже перед казнью в Мамертинской тюрьме. Сцена страданий выброшенных из Алезии "лишних ртов" выполнена в душещипательном стиле и может "выбить слезу" у чувствительных зрителей (да и сам тов. Ферч выглядит убитым горем наблюдая за пухнущими с голоду соотечественниками). В сценах битвы за Алезию присутствуют элементы классической рукопашной мясорубки, пожалуй это единственная массовая сцена которая достоверно выглядит в этой кинокартине.
Довольно цельно отображены в фильме женские персоналии – заботливая и неуверенная в себе Кальпурния (Валерия Голино); "идейная", политически "сознательная" и способная к эффективной пропаганде Порция (Кейт Стивенсон-Пейн); хитрая и расчётливая, "косящая" под "святошу" Аврелия (Памела Боуэн); та же Юлия-младшая последовательно выступает пай-девочкой связывающей свои личные пристрастия с политическим благополучием папули. Отдельное внимание привередливый зритель уделит конечно же Самуэле Сардо игравшей Клеопатру. С той самого момента как Джереми Систо вступает на ступеньки набережной Александрии сюжетная линия "Юлия Цезаря" пересекается с сюжетом "Клеопатры". И здесь все актёры, и в первую очередь Самуэла Сардо очень стараются, хотя в их глазах ясно читается проблеск осознания своей обречённости при сравнении с их визави из "Клеопатры". Не их вина, что Александрия "Юлия Цезаря" является самой убогой из всех Александрий представленных в современном кинематографе (Александрии "Клеопатры", "Агоры" и "Александра"). Шедевр не переиграть, но г-жа Сардо держится в роли последней египетской царицы достаточно достойно.
В течении кинокартины зрителю стараются показать как Гай Юлий Цезарь прошёл путь от изгнанника приговорённого Суллой до "любимого руководителя" поступавшего зачастую точно также как и ненавистный ему 35-ю годами ранее диктатор. Насколько убедительно это получилось у создателей фильма, допустимо ли сравнивать его с сериалом "Рим" – об этом судить самому зрителю.
И напоследок сухой остаток: исторической достоверности фильма - 9 баллов, игре актёров (в совокупности) – 7 баллов и 5 баллов декорациям с костюмами, общий итог - 7.
Мировая история – это цепь беспрерывных войн. В этих войнах проявили себя многие военачальники, как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни прославились своими победами, другие – поражениями. Фильмы о самых известных военачальниках входят в этот плейлист.
Фильмы о прошлом...
Неужели так хорош фильм, как о нем говорят? Поделитесь...мнением
Кто скажет: стоит качать фильм или нет?
помойму неплохой фильмец,хотя и нет серьёзных массовых сцен.актёры тоже и не оч известны но сыграли прилично.
ага, там за деньги.. нафиг!
Фильм - классическая историческая галиматья Голивуда. Взяли некоторые факты из истории, хорошенько перепутали хронологию, последовательность, место действия и значимость исторических личностей и на тебе "достоверная" сага про Великого полководца, любящего мужа и гениального правителя. Если Вы ничего не знаете про Сулу, Помпея, Красса и Цезаря, то смотрите, хуже не будет.
Редкостная лабуда, пусть и с красивыми картинками. Расчитано на тех, кто даже учебник истории только снаружи видел.
Если по чесноку фигня полная, каждому конечно на вкус и цвет... Но по моему даже не стоит пытатся
средней паршивости!
Не надо путать Голивудскую брехню с историей. Смотреть только как художественный фильм.
средней паршивости!
Полностью согласна!