Название «В диких условиях» не совсем подходит этому фильму. Во-первых, в оригинальном названии есть указание направления, во-вторых, “wild” тут можно трактовать с одной стороны, как «дикие земли», «дикая природа», а с другой – как «дикое, первобытное состояние человека».
Для меня этот фильм оказался глубоко личным, а все переживания героя – предельно понятными, так как были испытаны на собственной шкуре.
Молодой, в меру одаренный, в меру обеспеченный и благополучный человек не может найти свое место во «взрослом мире». Он ненавидит общество потребления, но не в его привычках и воспитании организованно с ним бороться (как это было в «Бойцовском клубе»). Ему хочется наполнить свою жизнь героизмом, быть значимым, но ему пока не хватает доброты и сострадания, чтобы посвятить себя, к примеру, помощи обездоленным. Он предсказывает и предвкушает скуку своей будущей жизни и бежит от нее, куда глаза глядят.
Он привык, что раньше в жизни все давалось ему легко и не готов к трудному, долгому и монотонному движению вверх по социальной лестнице. Ему хочется испытать себя здесь и сейчас, бросить себе вызов и доказать, что он не хуже героев своих любимых книг.
Когда человек находится на метафорическом перекрестке в своей жизни и не знает, какой путь выбрать, наиболее простым решением для многих бывает выйти на дорогу реальную и осязаемую, материализовать идею и отныне применять к своим жизненным достижениям исключительно меры длины – шаги и километры.
С какими же испытаниями сталкивается наш герой на дороге? Кому-то может показаться, что жизнь его наполняется физическими тяготами, ведь именно к бытовой стороне вопроса отсылает нас переводчик названия. Из собственного опыта могу сказать, что отсутствие благ цивилизации в таких обстоятельствах – меньшее из зол, ведь человек способен создать иллюзию очага и жилища, где бы он ни находился.
Главным духовным испытанием для героя становится необходимость постоянно находиться наедине с самим собой. Испытание одиночеством очень важно для становления личности и должно случиться в жизни каждого. Условия, в которых нет искусственных глушителей сознания – вот что по-настоящему дико для современного человека. Не посмотреть кино, не послушать музыку, не почитать книгу, не перемыть косточки кому-нибудь, даже в супермаркет не сходить – когда лишаешь мозг суррогатов мыслей, и белый шум постепенно замолкает, сталкиваешься с пустотой внутри себя и приходишь сложный период принятия этой пустоты.
Именно поэтому он сжигает свои последние деньги – о деньгах можно не думать либо когда их так много, что не нужно считать, либо когда их нет совсем. Ограниченная наличность в кармане рождает слишком много суетных ненужных мыслей: «Как бы не потерять, как бы не украли, на что потратить – что мне больше всего нужно, как растянуть на неделю/месяц» и т.д. Только когда сейчас пишу, провожу простейшую аналогию – во многих традициях монахам, целителям, шаманам запрещено касаться денег, они могут лишь принимать дары – и теперь я понимаю, почему. Отсекается часть лишних тревог, выходишь на новый уровень свободы.
Долгий путь, короткие встречи, беспристрастное чередование закатов и восходов – путешествия обкатывают человека, как волны гальку, дают мудрость и смирение. Единственное, о чем рано или поздно начинает жалеть каждый одинокий странник, так о том, что ему не с кем разделить эти новые чувства и внутренние находки. Тогда он и поворачивает в сторону, где когда-то был его дом.
Хватило ли Супербродяге странствий? Смог бы он жить обычной жизнью, если бы дошел? Хотелось бы спросить у него. И еще хотелось бы ему сказать: «Я восхищаюсь тобой за то, что ты пытался себя не предать».
"Никто еще не заблудился, следуя своему внутреннему голосу. Пусть даже результатом станет ослабление тела, сожалеть об этом нечего, поскольку такая жизнь находится в согласии с высшими принципами. Если день и ночь таковы, что ты с радостью их встречаешь, если жизнь благоухает подобно цветам и душистым травам, если она стала гибче, ближе к звездам и бессмертию, - в этом твоя победа..." Генри Дэвид Торо "Уолден, или жизнь в лесу".
Замечательное американское кино, где на фоне замечательной американской природы два года странствует (а, вернее, скитается) замечательный американский парень по кличке Супербродяга. За плечами - тяжелый рюкзак. В рюкзаке по большей части хорошие книги: Лев Толстой, Генри Торо, Джек Лондон, Борис Пастернак. Из Калифорнии на поездах и автостопом ранней весной 1992 года он доберется до Аляски, там попросит подкинуть его от города Фэрбенкс до границы Национального парка Денали, над которым возносится острый пик горы МакКинли. И он уйдет от дороги по снежной целине в глубь этой горной тундры и никогда оттуда не вернется живым. Почти четыре месяца он проживет отшельником в ржавой железной коробке старого автобуса и опишет в тетрадке события и мысли каждого дня последнего лета своей короткой жизни.
Эту реальную историю последних двух лет жизни молодого парня Кристофера МакКэндлесса описал в своей книге «В диких условиях» Джон Кракауэр. Книга стала бестселлером 1996 года. Шон Пенн проглотил ее за ночь и загорелся идеей снять фильм с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Однако, родители Кристофера почти 10 лет не давали разрешения на экранизацию, и только в 2006 году киногруппа Шона Пенна отправилась в свою «одиссею» по следам Супербродяги, роль которого исполнил молодой актер Эмиль Хирш. Своеобразным реверансом неуступчивым родственникам станет трогательная сцена в начале фильма, когда мать будет разбужена предсмертным зовом пропавшего два года назад сына: «Мама, помоги!»
Фильм очень зрелищный и, можно сказать, документальный. Оператор наслаждается съемками ярких, сочных, многоплановых панорам горных круч, ущелий, рек, лесов, где человек растворяется в природе. И главный герой здесь - просто типаж. Ему нечего, собственно, играть и не с кем общаться в кадре. Он бежал от общества, он достиг своей цели, он один – и этот странный тип почти счастлив! Многоопытным туристам или геологам, охотникам-промысловикам, бывавшим в подобное время года в этих широтах (например, у нас на Камчатке) известно – страшнее в мире зверя нет, чем тамошний комар, мошкА, гнус! Это хуже, чем медведь-гризли или стая волков! Но здесь - ни герой, который часто бегает по тундре в одних трусах, ни оператор этого не замечает. Странно!?
Постепенно мы начинаем понимать, что наш бродяга несколько беспечно подготовился к своему последнему походу. Всего 4,5 кг риса. Есть винтовка и много патронов. но когда он застрелит лося, то не сможет сохранить и заготовить 200 кг мяса. У него даже запаса соли нет! Если бы он имел хоть карту местности, то знал бы, что в нескольких милях вверх по реке есть постоянная переправа. Что в округе находится две или три хижины с аварийным запасом продуктов. А в десяти километрах дорога заповедника, по которой каждый день проезжают лесники. Но ничего этого он не знает и не хочет знать, он медленно угасает от истощения, или от отравления. Финальный кадр фильма - автопортрет, снятый самим Кристофером рядом со своим волшебным автобусом. Пленку из его фотокамеры проявили те, кто нашел его тело в спальном мешке через две недели после смерти. Герой и актер, воплотивший его в фильме, удивительно похожи друг на друга. Но литератор и кинематографисты значительно приукрасили характер самовлюбленного эгоиста, каковым был реальный Кристофер МакКэндлес.
Я намеренно не касаюсь большей части фильма, посвященной странствиям Алекса Супербродяги по Джорджии и Южной Дакоте, по Аризоне, Колорадо, Неваде, Калифорнии и даже по Мексике. Там наш герой вовсе не одинок. На своем пути он встречает, большей частью, тоже необычных, чудаковатых и добрых людей. Где-то задерживается, подрабатывает на жизнь. Но создается впечатление, что деньги жгут ему руки. Он и начал свой великий поход с того, что отправил чек с порядочной суммой на благотворительность, а наличные сжег на костре вместе с кредитными карточками и документами. Он бросил свой автомобиль, после того как дикая природа нанесла свой первый удар. Машина была затоплена во время наводнения... в пустыне! Лишь однажды, где-то в большом городе (может, в Лос-Анджелесе) он захочет восстановить свои документы, но впервые за много месяцев увидит на экране телевизора президента Джорджа Буша (старшего). А это - февраль 1991 года. Это начинается операция «Буря в пустыне». И желание снова слиться с социумом тут же пропадает.
Фильм на меня произвел очень сильное впечатление. Мне доводилось встречать подобных ребят вдали от столиц и больших городов, неоднократно бывая в безлюдных местах на Алтае, в Сибири и на Камчатке. Там их называли в то время – Бичами. Такая тогда существовала форма внутренней эмиграции. А ржавый автобус и сейчас стоит на Аляске, вблизи речки Текланика, и к нему совершают паломничество любознательные, хорошо экипированные туристы. Благодаря книге Крокауэра и фильму Шона Пенна может даже возникнуть секта имени этого не совсем нормального беглеца от цивилизации.
Александр Супербродяга (англ. Alexander Supertramp) – так назвал себя молодой человек, герой этого фильма. Закончив частный колледж, он вдруг неожиданно для всех (в первую очередь – для родителей), решает отказаться от всех благ современной жизни и податься в путешествие в поисках себя, в поисках правды в поисках чего-то по настоящему ценного и, может быть, святого. Этот фильм – трагедия. Трагедия современности, которую могут понять немногие. Александр Супербродяга – один из них. Он просто задыхался в мире денег и материальных ценностей. В мире, полном жестокости, насилия, обмана и лицемерия. Кто-то по этому поводу устраивает революцию (Та́йлер Дёрден), а кто-то просто огораживается от всего этого.
Меня поразило, то насколько человек может быть чист и светел. Выросший на произведениях таких писателей, как Лев Толстой и Джек Лондон, он просто выпал из этой реальности и, мне кажется, жить в ней больше он бы не смог. Для него существовал свой мир. Мир честности, взаимопонимания, доброты и любви. Он пытался найти абсолютное счастье, покой и уединение, и вскоре он понимает, что все это возможно только рядом с человеком, который тебе дорог, рядом с тем, кто разделяет твою любовь, и готов разделить и все остальное. Но, как показано в фильме, обстоятельства порой бывают выше нас и иногда мы не в силах их изменить.
Этот фильм я рекомендую посмотреть абсолютно всем – ибо считаю, что такое кино из разряда «другое», оно не гонится за кассовыми сборами, за зрелищностью, но оно и не артхаус. Это «другое» кино о «другом» человеке, который просто пытался найти что-то более настоящее, чем вещи, которыми мы себя окружили.
23 октября 2009
Релізи, в котрих присутня звукова доріжка з українською мовою.
* Єдине місце на КіноКопілці, де можна спілкуватись українською...
Фильмы, которые, на мой взгляд, достойны просмотра.
В этот плейлист я буду добавлять фильмы, которые создают настроение, фильмы, которые хочется смотреть и пересматривать, которые не оставили равнодушными меня и, надеюсь, не оставят и вас.
Фильмы снятые по книгам
Наслаждайтесь великолепными экранизациями великих писателей!
P.S. и не забывайте за книги
Добавляйте в комментарии свои любимые экранизации, любимых авторов
(бросайте ссылку на страницу фильма с данного сайта)
Отличный фильм!!!
Отличный ! заставляет задуматься
Надеюсь, в этот раз перевод получше..
А фильм - замечательный!!..
Хороший фильм!
Про природу эт хорошо,только описание фильма мне не внушает доверия
оо это про то как он в автобусе тусил ))))) мне понравилось перекрытое кинцо
отличный фильм!
Фильм отличный!
Хорошая фраза в фильме: человек не может быть счастлив, если не с кем разделить это счастье (ну или "счастья быть не может, если им не с кем поделиться". Мораль кина (помимо философии): ни под каким соусом никогда в одиночку в турпоходы не ходите.
Очень хорошее философское кино на один-два раза.
если раздражает перевод лучше посмотреть с субтитрами, разговоров там не много, поэтому читать не утомительно