Режиссёр: Алекс Ван Вармердам
Актеры: Том Девиспелар, Элве Лейбарт, Диркье ван дер Пейл, Питер-Бас де Вард, Беньямин Бое Расмуссен, Марк ван Вармердам
Долго не хотела я смотреть этот странный и, как заранее было известно, неприятный и липкий фильм. Но, “ах, любопытство это пытка, страшней гремучего напитка, ах интересно, где и что, ах любопытно, что и как”. А как всегда бывает с запертыми комнатами, таинственными ключиками и любопытными женщинами?
У всех проблем одно начало: сидела женщина, скучала... И вот заскучавшая, золотоволосая и сочная, вермеерская Марина решает приютить и утешить бродягу, которого только что хорошенько отлупил Маринин муж, очень даже красивый мужик лет сорока пяти под названием Ричард. А бродяга этот не простой, а какой-то чуть ли не хтонический бомж-демон из ада — вылез из землянки своей лесной, когда почуял звуки облавы, и пошёл на запах человеческого жилья. Да не простой облавы, а со Священником, Копейщиком и Охотником с собакой. Немножко сюр, и это только начало.
А дальше больше. Что там начинает вытворять Марина наша, достопочтенная хозяйка большого и красивого дома, мать троих белокурых детишек и по совместительству современная художница-абстракционистка. Бегает за этим бомжом, словно он приворожил её, купает его в ванной, оставляет один на один на один с больным ребёнком (!) и всё это, естественно, за спиной у мужа, который по утрам как стойкий оловянный солдатик отправляется на работу. Да у меня чуть кровь носом не пошла от такой фантасмагории, нелепицы и идиотии.
И уже практически захлопнув в приступе идиосинкразии ноутбук, я услышала слова этого фантастического бомжа, явно знакомого с навыками НЛП: “Мне скучно, я хочу поиграть”. Ну вот, теперь ситуация прояснилась.
Камил Боргман (собственно, хтонический бомж) играет с семьёй Марины так же, как сам режиссёр-Вармердам играет со зрителем. Spiel режиссёра в том, что никто толком и не понимает, что происходит, и как нужно трактовать происходящее на экране. Ни актёры (как, по крайней мере, исполнитель главной роли признавался в интервью), ни тем более, зрители не посвещены в тайну, им остаётся гадать и судить в силу своего разумения и опыта. Да и сам автор признавался, что хотел поставить вопросы, а не давать ответы.
Кто-то скажет, что это социальная сатира на современное гипер-толерантное европейское общество, которое чувствует себя в полной безопасности просто потому, что как бы не делает ничего дурного и всем доверяет. Другой зритель увидит семейную драму (ну как без этого): иллюзорная идиллия разрушается так легко, потому что люди в семье друг для друга просто функции, а не личности. Нет никакой душевной близости, за внешним благополучием таится всё тот же тлен, пустота, одиночество и равнодушие друг к другу. Это относится и к детям, и к родителям. И всё это сверху приправлено перцем чёрного юмора, который не даёт относиться к героям как к реальным людям — это всё образы, образы, текст, текст.
Мне понравилось разгадывать загадки и искать ключики с пятнами крови — в зелёном и непроглядном, как стена, лесу. В глубоком озере, где растёт сад из трупов. В доме со стеклянными стенами, где бродят чёрные собаки. На дне колодца, в садовом домике, на сцене доморощенного театра. Из этой головоломки сложилась такая немудрёная мысль, что современный человек недалеко ушёл от своего первобытного начала. Что цивилизация — это всего лишь прозрачное платьице, прикрывающее бесстыжую наготу человека-зверя и его душевную нищету (а мы этого не знали раньше, ага). И ещё я поняла, что это кубик-рубик постмодернизма как он есть. То есть уже неважно, Что ты покажешь, важно только, Как ты это сделаешь. Все истории рассказаны, остаётся только переиначивать их на свой лад. Да и каждая история оживает только тогда, когда кто-то её смотрит или читает. Если нет субъекта восприятия — нет и объекта. Фильма не существует, пока никто о нём не думает. А чем больше людей о нём размышляют, тем больше интерпретаций и сущностей он обретает. Ну и тем больше Возмутителей спокойствия поселятся в наших мозгах.
И я даже не стану никому его советовать. Как там в песенке, думайте сами, решайте сами, смотреть или не смотреть.
*Поиграй со мной в игру
По мотивам программы "Скандинавская панорама" МКФ "Молодость" и не только. Без громких имен, без "Догмы",новое освежающее северное кино.
приятного просмотра!
Ой, мне так интересно будет прочитать комментарии к данному фильму ).
Я обычно не трачу время, если вещь откровенно не нравится. Здесь я досмотрела до конца, было интересно - ради чего все это, какой смысл и т.д.
Но после просмотра у меня было чувство, что всё-таки меня где-то кинули. Ну такое ощущение легкого, не наносящего вреда мозгу, бреда
Не досмотрела я его что-то на фестивале - действительно непонятно было, к чему идёт... Но вот есть второй шанс
Отличный фильм
Такое впечатление что сценарист не дописал свой "шедевр" и решил просто закончить фильм на самом интересном месте!
"Я хотел показать, что зло приходит под маской обыденности, находя приют внутри обыкновенных, нормальных, вежливых мужчин и женщин, выплоняющих свои задания с гордостью и удовольствием." (А. ван Вармердам)
В одном из своих интервью режиссер заявил, что работая над фильмом, он дал полную свободу своему воображению. Он добавил, что его привлекла идея создания фильма, допускающего различные толкования.
После премьеры фильма многие критики проводили аналогию с иммигрантами из слаборазвитых стран, наводнившими толерантную Европу.
У меня после просмотра фильма не было никаких идей, кроме робкой мысли (СПОЙЛЕР!), что, наверное, хозяйка дома просто сошла с ума, а Боргман - это и есть ее безумие. Судя же по интервью режиссера, основная задача фильма - показать зрителю абсолютное зло - зло без причины, зло без цели, зло ради зла - живущее внутри совершенно ординарных людей.
"Я хотел показать, что зло приходит под маской обыденности, находя приют внутри обыкновенных, нормальных, вежливых мужчин и женщин, выплоняющих свои задания с гордостью и удовольствием." (А. ван Вармердам)
В одном из своих интервью режиссер заявил, что работая над фильмом, он дал полную свободу своему воображению. Он добавил, что его привлекла идея создания фильма, допускающего различные толкования.
После премьеры фильма многие критики проводили аналогию с иммигрантами из слаборазвитых стран, наводнившими толерантную Европу.
У меня после просмотра фильма не было никаких идей, кроме робкой мысли (СПОЙЛЕР!), что, наверное, хозяйка дома просто сошла с ума, а Боргман - это и есть ее безумие. Судя же по интервью режиссера, основная задача фильма - показать зрителю абсолютное зло - зло без причины, зло без цели, зло ради зла - живущее внутри совершенно ординарных людей.
.................зло - зло без причины, зло без цели, зло ради зла - живущее внутри совершенно ординарных людей.
Возможно я повторюсь..... но на мой взгляд , у любого ЗЛА , сиысла неееет т. к. - это извращённость или порок мозга... ИМХО
Вообще сейчас модно снимать подобную порнографию, после которой зритель думает либо он полный идиот, либо не понял великой идеи и тайны которую заложил и искусно завуалировал режиссёр. На самом деле режисёр может снимать, может не снимать, а что - это уже второстепенный вопрос, главное закосить на оригинальнось! Многоножку смотрел кто-нибудь?
тогда ещё круче! Один ... написал, другой ... снял. Интересно, это какое-то специальное сообщество?
.................зло - зло без причины, зло без цели, зло ради зла - живущее внутри совершенно ординарных людей.
Возможно я повторюсь..... но на мой взгляд , у любого ЗЛА , сиысла неееет т. к. - это извращённость или порок мозга... ИМХО
Я не припомню, чтобы мы с Вами полемизировали - откуда это Ваше "возможно, я повторюсь..."? Возможно, и повторитесь, и не в первый раз - судя по тому, что Вы написали, набор мыслей у Вас невелик...
Или может быть, я ошиблась, и Вы на самом деле великая юмористка?