В фильме «Он» Луис Бунюэль одним из первых в истории кино представил клиническую картину зарождения и развития паранойи, в данном случае — на почве ревности. Зритель ставится на место главного героя и вместе с ним воспринимает мир со смещениями — от фетишистской зацикленности на ногах (включая ритуал омовения ног в церкви) и до иллюзии тотального заговора окружающих. Знаменитый французский психиатр Жак Лакан считал описание симптомов паранойи в фильме насколько точным, что демонстрировал его студентам на курсах психиатрии.
Бунюэль говорил, что герой фильма его интересует «не более, чем какой-нибудь жук или малярийный комар». Как свидетельствует название фильма, Франсиско — лишь частное проявление патриархального порядка, который формирует его и оправдывает его ненормальность. Рупорами этого миропорядка в фильме выступают священник и мать Глории. Парадокс в том, что вуайер, садомазохист и фетишист в одном лице ведёт вполне респектабельный образ жизни и более уважаем обществом, чем его невинно-добродетельная супруга. Однако его «Я» не выдерживает конфликта между разнонаправленными силами супер-Эго (пуританская католическая мораль) и Оно (извращённые сексуальные фантазии).
Премьера фильма состоялась 9 июля 1953 г. в конкурсе Каннского кинофестиваля. Он был воспринят очень неоднозначно.
Своей фетишистской тематикой и запутанной структурой с развёрнутыми флешбэками «Он» предвещает последующий фильм Бунюэля — «Попытка преступления» (1955).
В киноведческой литературе отмечается, что «Он» предвещает «Головокружение» А. Хичкока (1959) как тематикой (мужчина тщетно преследует женщину своей мечты и пытается подчинить её своей воле), так и отдельными элементами фабулы (сцена на колокольне). Считается, что картина оказала влияние на становление художественного метода Романа Полански и Карлоса Сауры.
Нетривиального всем просмотра!