Режиссёр: Иван И. Твердовский
Актеры: Дмитрий Грошев, Нина Свиридова, Владимир Сергеев, Людмила Шестакова, Юлия Пимкина, Жанна Демихова, Ольга Ергина, Татьяна Пальчак, Александр Нехороших, Катя Александрина, Элла Санко, Анастасия Бакланова, Нелли Васильева
Свой дебютный фильм «Класс коррекции» 25-летний режиссер посвятил проблемам девочки-инвалида Лены Чеховой, которая искала любви и внимания, а встретила только насилие и унижение. Тогда, в 2014 году социальную драму отметили и критики, и жюри зарубежных фестивалей, а на «Кинотавре» картина получила приз за лучший дебют и приз жюри кинопрокатчиков. «Зоология», которая тоже успела собрать ряд наград и заинтересовала зарубежных прокатчиков, фокусируется на тех же проблемах, хотя ее сюжет менее реалистичен и склоняется к гротеску.
При создании сценария Иван И. Твердовский отталкивался от мультфильма Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается», где у героя вдруг отрастает хвост, доставляя ему некоторые неудобства. Героиня «Зоологии», которую играет Наталья Павленкова, мама Лены Чеховой по «Классу коррекции», к тому же работает в зоопарке и общается с животными чаще, чем с коллегами – у них тот еще террариум. Можно подумать, это фильм об экологии и вреде курения, но все куда сложнее: это сатира на общество, в котором люди ведут себя хуже зверей. Именно они, а не хвостатая героиня, вызывают отвращение: оператор нарочно выводит жующие и смеющиеся лица Наташиных коллег в сверхкрупных планах.
Если в «Классе коррекции» герой-инвалид боролся с образовательной системой, то в «Зоологии» камни летят в огород системы здравоохранения. Те же печальные голубые коридоры и лестницы, по которым камера провожает блуждающего героя, только в здании больницы. У врачей на все один ответ – сделайте снимочек, там видно будет. Неудивительно, что единственный, кто смог разглядеть в серой мышке, в свои 50 живущей с мамой и котом, интересную женщину, - это рентгенолог (Дмитрий Грошев). У него-то глаз наметан.
Для этого «человека в белых одеждах», чуть ли не ангела, которого Наташе предсказала гадалка, хвост становится маленьким недостатком, по-своему милым и прибавляющим шарма. Как и в «Классе коррекции», Твердовский наблюдает за трогательным романом героев, разворачивающимся в интерьере советской квартиры и на заброшенном объекте хозяйственного назначения, который они используют как аттракцион (в «Классе» это была железная дорога). Только хронология событий запущена в обратную сторону: чудо случается не в конце, а в начале.
Хвост, своего рода инвалидность, гипербола инаковости, не делает Наташу изгоем – она была им и без хвоста – а напротив, добавляет уверенности в себе, как новая прическа. Пенсионерки в очереди к врачу по-гоголевски смакуют байку о хвостатой женщине, в которую вселился дьявол, а батюшка отказывает Наташе в исповеди. Они не понимают, что это не дьявол, а запоздалая любовь. И вот помолодевшая Наташа уже щеголяет в кроссовках и миниюбке, танцует под Алену Свиридову в платье с пайетками, а строгая начальница с жутким маникюром делает ей выговор за неприличный вид: тебя мама видела? Как в передаче «Модный приговор», Твердовский в неблагополучной судьбе дочери обвиняет маму, которая недолюбила, не внушила в свое время дочке, что та у нее красавица.
Подобно предыдущему фильму, в «Зоологии» нужно вслушиваться в саундтреки. «Розовый фламинго» и «Будет так всегда» Алены Свиридовой – о побеге в другой, лучший мир из неприятной реальности, в «светлый и затерянный край», где «никто не станет лишним» и «никто не скажет нам нет». Проводником в этот мир для Наташи становится любовь. Невозможно не проникнуться сочувствием к героине Натальи Павленковой с невероятно выразительными галазами, которую она наделяет детской непосредственностью и искренностью. Фильм, озвученный также «Детским альбомом» Чайковского, скуп на слова, медитативен и решен в холодных тонах, вторящих морскому пейзажу. Местами он напоминает документальный – реверанс творчеству отца, Ивана Твердовского, и опыту самого режиссера. Алена Свиридова, конечно, поет: «думай о хорошем», но «Зоология» к таким мыслям совсем не располагает.
Ничего хорошего ждать не приходится, пока мы верим, что «у нас в руках целая вселенная», а на глаза на самом деле надвинуты колготки. Фильм, который задумывался как черная комедия в духе гоголевского «Носа», стал печальным приговором человеческой ограниченности. Выходит, если ты не такой как все, тебя подвергают остракизму и нужен ты только извращенцам. Хвост, который поначалу так преобразил Наташу, в итоге не находит места в нашем зашоренном и нетерпимом обществе, которое привыкло в своих несчастьях винить «ведьм» и «гнилой запад». Фильм обрывается так же резко и неожиданно, как роман героини, в которой внезапно проснулась независимость. Однако Твердовский уверен: необязательно отращивать хвост, чтобы поверить в себя. Это он доказал еще в «Классе коррекции», который заканчивается более оптимистично.
Если ваша крыша прочно стоит на месте и это вызывает у вас дискомфорт, посмотрите фильмы из коллекции и вы опять осознаете, что в мире нет ни одной мысли, на которую точно можно опереться, и нет никого, кому можно верить. Мне все эти фильмы понравились.
"Но незаконченные, беспорядочные, хаотические, не ведущие к заранее поставленной разумом цели, противоречивые, как сама жизнь, размышления - разве они не ближе нашей душе, нежели системы, хотя бы и великие системы..." (Лев Шестов, у которого я позаимствовала название плейлиста)
Наши фильмы, которые понравились...❣
..."... ни с того, ни с сего у нее вырастает хвост..."...Этот фильм обречён на успех!!!
приятного просмотра!
..."... ни с того, ни с сего у нее вырастает хвост..."...Этот фильм обречён на успех!!!
режиссер - наркоман наверное))
Есть кто посмотрел? отпишитесь стоит?
ну фильм необычный,думаю смотреть стоит,мне было интересно!
На скринах одни "старперы"
Жуткий, между прочим фильм. Не хочется быть ни одним актером, исполняющим роль в этой фильме.
Кино не для всех, как говорится. Отторжения не вызвал, местами восхищение и искреннюю улыбку. Ну и желание подумать.
Картина очень неоднородная. Скачет от трагифарса к романтической мелодраме и обратно. То изобличает нашу действительность (особенно когда дело касается людей), то поднимает ее на невиданный уровень прекрасного (с какой любовью в фильме показан зоопарк!)
Фильм необычный, можно сказать, интимный. Сделан очень тонко, видно, что режиссер очень хорошо относится к своим актерам. А еще по стилистике напоминает "Левиафан", но тут гораздо меньше чернухи и больше человеческих чувств.
На скринах одни "старперы"
Там еще и толстух очень много.
Там еще и толстух очень много.
И тема сисек не расскрыта!