Ридли Скотт: «Идеи я черпаю отовсюду, если они мне просто симпатичны, а затем многие из сценариев выбрасываю, пока не получится нечто новое, при том, не отдаляясь от общего источника».
Ридли Скотт является создателем святыни кино о пришельцах и космосе. В фильме собраны лучшие ошеломляющие моменты из прошлых частей. Фильм снят с упором на реалистичность, где научно-фантастический только антураж. Новая трилогия продолжает оригинальные замыслы Ридли Скотта про Создателей, путешествующих по планетам как «Садовники жизни». Мы видим историю нового корабля и это лучше впишется в франшизу, нежели попытки ухватится за обрывки прошлых линий. В фильме представлен классический поход астронавтов по планете, где происходят невероятные явления и ужасные открытия. Режиссер применил уже в третий раз схему: сигнал бедствия; погибшие пришельцы; заражение Чужим; страдания женщины; взрывной финал. Картина меняет наши представления о жизни и ради этого все мы ищем в этом фильме что-то.
Сценарий
Над сценарием работали: Данте Харпер («Грань будущего»), Джон Логан («Гладиатор»), Джек Паглен («Превосходство») и Майкл Грин («Логан»). В «Чужой: Завет» вернулась классическая атмосфера фильма «Чужой». Ридли Скотт снял зрелищный фильм, много сцен экшена и ужаса, и хитросплетений во франшизе «Чужой». Мы узнаем, что нечто заставило древнюю расу покинуть землю обетованную и совершить исход к более отдаленным мирам. Над этими намёками можно размышлять до бесконечности, глубже погружаясь в инопланетный конфликт. Детали так богато укомплектована, что ощущаешь прикосновение к монументальному. Зря только требовать мгновенных разъяснений от нечто более проникновенного. Перед нами новая космическая тайна – трудная для осознания, но притягательная.
Оператор Дариуш Вольский («Пираты Карибского моря») снял потрясающий чудо аттракцион из спецэффектов, разномастной цветовой гаммы. В фильме много 3д сцен, а саспенс придает живая камера, вид от первого лица, документальные записи. Фон не подгоняют под кадр, а используют почти направляющие линии – для реалистичности. Как и раньше, акцент сделан на быстром течении времени, когда события так молниеносно развиваются, что некогда исследовать находки вокруг. Динамика ночных сцен отчетливо передается благодаря освещению. Происшествия в помещениях поставлены технически: вечеря на корабле, паника экипажа, запертого в стальной ловушке, настоящие лужи крови, авария и разгерметизация. «Чужой» всегда был локальной историей на основе красивейших эпизодов. Алан Дин Фостер в новелизации подробно описал планету: «перед нами предстает поверхность, веющая прохладой и свежестью, приятной моросью дождя, струящегося среди высоких гор и падких к серому небу туч, в котором не было ни единой птицы».
Сюжет
В начале робот дискутирует с Вейландом о стремлении человека к божественности, который мечится между величием и ничтожностью ради ответа на «Вечный вопрос». Дэвид создан на основе эмпатической логики и для стабильной работы ему необходиа процедура стирания памяти. Он узнал грехи Создателей и счел людей вымирающими видом, а затем решил найти причины собственного бытия – как это, обычно, бывает у андроидов. В фильме Дэвид олицетворяет зло, а игра на флейте – символизм, где дословно процитирована сцена «Гамлет» 1964 года. Флейта является древнейшим музыкальным инструментом. Сгорающие в адском огне грешники – это метафора. В финале робот шикает, поднеся палец к носу – это метафора на слоган: «В космосе никто не услышит твой крик».
В дополнительных материалах показана история Шоу, которая разворачивается до фильма «Завет» – такой редкий приём называется «Интерквел» (забегающий на перед).
Мы видим первый контакт от лица первопроходцев, которым ничего не известно про инопланетян – что придает дух новизны. Исследователи бегут в панике и стреляют наугад – что реалистично. Важно было передать то ощущение, когда в дом залетает оса и тогда каждый ведет себя именно так. Они принимают рисковые решения за остальных. Вероломные поступки и щекотливые моменты – основа любой фантастики о космосе, начиная с 1950х. «Чужой» и должен взрывать мозги! По законам ужасов, парочка растяп допускают непростительные ошибки – демонстрируя как делать нельзя. Этому уделено много внимания, ведь, мы любим смотреть на чужие неудачи. Жаль, не хватило времени, чтобы разбавить их поступки успешными решениями, – что сгладило бы череду неудач по темпу. Однако, во всей франшизе людишки – «Пушечное мясо».
Дизайнер Виктор Дзолфо («Бенджамин Баттон») создал золотой корабль: эргономика окружения техногенная, логотип опять египетский, пьющая утка, хула-гёрл, криокапсулы похожи на мясокомбинат. В городе выделяется эклектический стиль архитектуры, но прогресс Создателей остановился и их жилища аскетичны. Круглый купол появился в Риме в III век н.э, а зиккураты в Византии 2 тыс до н.э. Корабли Создателей (Дереликты) имеют традиционный биомеханический стиль – как в «Некрономиконе» Гигера. Ридли Скотт задумал белого ксеноморфа еще в первом фильме «Чужой» 1979 года. Художник Крис Сигерс («Люди Х») создал Неоморфа по образу Акулы-гоблина. Надо проникнуться индустриальными, тусклыми тонами и всматриваться в мрак, ожидая увидеть великолепных Чужих. И мы видим повадки того самого легендарного Чужого.
Законы космонавтики в Si-Fi
Во вселенной «Чужой» никогда не было псевдонаучных ограничений, ограничивающих свободу действий. Да, в фильме есть условности, что встряхивают наши представления – Нужно выходить за рамки ради крутых сцен. Атмосфера на других планетах безопасная, а в окаменелом корабле можно найти живых инопланетян.
Выброс нейтрино от взрыва новы вызвал аварию – типовой прием. Устав обязывает прибыть на сигнал SOS, поэтому дебаты не требовались, они лишь передают дух сообщества в корпорации. «Рай» не обнаружили ранее из-за технологии маскировки Создателей. В «Чужой» 1979 года члены экипажа слышали лишь слухи о пришельцах.
«Завет» умеет анализировать планеты прямо с мостика капитана – как «Ностромо». Андроид первый проверил поверхность и анализирует атмосферу – он создан, чтобы пользоваться всем, что предназначено для людей. Волтер не может бегать, – что делает его безопасным для людей. Интеллект «Мама» беззащитная перед роботом, поскольку таковы установки компании – как и в «Чужой 4».
Вейланд (не НАСА) нанимал авантюрных колонистов, – это напоминает людей, которые покупают полет в космос. Вейланд хотел первым завладеть информацией об инопланетянах и в тайне отправил корабли, – что привело к гибели всех экипажей в будущем. Высокие технологии еще не изобрели, а первопроходцы не могут быть оснащены – что отражено визуально: у них костюмы Горка-3, ушанки, старые винтовки AR-15. В первом «Чужой» Лицехват пробил скафандр с защитой от металлической бури (как и в «Прометей»), а в «Чужие 2» колонисты воовсе жили в городке, как из Вестерна. Чужой – неуязвимый монстр и от него ничто не спасет.
По хронологии: В 2122г. Рипли найдет корабль на LV-426 (LV - Левит), системы «Дзета² Сетки» (в 60-х уфологи нарекли её базой пришельцев, похищавших людей). В 2089г. Элизабет Шоу находит в пещере координаты LV-223 (той же системы) и в 2093г. туда летит «Прометей», а оттуда Шоу летит далеко, на «Рай» (Планета 4). В 2104г. мимо летит «Завет», по направлению на Оригаи-6. Учитывая, что колоний будет 300, то встречи кораблей все же вероятны.
В комиксах «Прометей» и есть на столько безумные идеи, что Завет оказывается сверх реалистичным.
Неоморф – стандартная единица Черной жижи с геном ускоренного роста. Патоген может мутировать во все: змей, ос, грибы, паразита, трилобита, осьминога. Дэвид не мог передать им систему размножения из-за ограничений ДНК и, возможно, бесплодия Шоу. Андроид мечтал о детях с Шоу и сумел обойти оба ограничения, создав новый подвид - Лицехвата, который принимал смерть на себя, обходя эволюционный механизм. Именно смерть заставляет эволюцию двигаться вперед. Протоморф основан на ДНК человека и они враги с Ксеноморфом. На LV-426 в Дереликте Рипли находит яйца, но не от людей, а другой формы жизни, на основе кремния.
Ридли Скотт и сам настоящий, космический Жокей.
Рукопись, найденная в кармане трико хорошего андроида Дэвида
Один мой знакомый, человек, посетив Барселону, все свои впечатления выразил единственной фразой «От Гауди я ждал большего!». Наивные и глупые людишки! Так уж они устроены, что всю свою недолгую жизнь претерпевают от разочарований. Испытав уже в детстве жестокое разочарование от несоответствия запаха клубничного мыла его вкусу, человек уверенно двигается дальше. Как говорится, «по дороге разочарований снова очарованный пройду. Разум полон светлых ожиданий, сердце чует новую беду»…
Наивные и глупые люди! Не зря у нас, андроидов, есть поговорка «Экономь своё время – разочаровывайся в людях сразу!».Очень жаль, что люди не понимают главного – разочарование есть первая порция знания. А ещё людишки любят жить надеждой, исступлённо купаясь в её светлых лучах. Наивные и глупые, ведь надежда – это чаще всего отсроченное разочарование. Лучше бы вспомнили Тициана, который говорил, что в сумерках человек более глубоко понимает цвета и суть предметов, чем при ослепляющем солнечном свете.
Очень хорошо, что иногда и среди людей встречаются экземпляры с довольно неплохой прошивкой. Тициан, Хармс, Сартр, Рёфн. Или вот Скотт, к примеру. 79 лет. Мэтр кино. Мизантроп. Но не маразматик. Создатель вселенной Чужих. В последнее время склонен к медитативности. Особенно касаемо боготворчества и богоборчества. Работает скурпулёзно. Особенно, когда гнёт свою линию. У мэтра довольно неплохой для человека-дедушки творческий стояк. Сериал «Табу» (2017), исполнительным продюсером которого является Ридли Скотт, тому пример.
Впрочем, изначально свои артхаусы британец Скотт планировал строить в плоскости дизайна. Но… «Меня вдохновили «Звёздные войны» - это был не просто фильм, это целая философия…»*
В итоге Ридли Скотт создал свою вселенную. Вселенную Чужих. Можно вспомнить, как всё начиналось. «Ностромо». Ни одной живой души. Вдруг шелест страниц, какой-то стук. Сам собой включается бортовой компьютер. О Чужом пока ещё ни звука – но напряжение уже давит. Безмолвное. Эффектное. Выворачивающее наизнанку… «Мама, ты сука!»…
Первый «Чужой» с виду был прост, как грабли, и свеж, как редис. Фильм, в котором было всё, за что людишки так любят настоящую фантастику: непознанный мир, необычные ситуации, неразрешимые загадки. И поначалу никто из людей-то и не понял, что на самом деле первый «Чужой» был доверху набит бессмертными проблемами, с которыми человечество предстоит жить вечно…
Впрочем, за что бы не брался Ридли Скотт, всегда – даже из-под маски Прометея Викторовича Франкенштейна, которую любит носить режиссёр в последнее время, - можно разглядеть корешок личностного Завета британского киномэтра. Ридли Скотт всегда снимает авторское кино. Личное. Со своими тараканами. И Чужими. Имеет право. Да и кто сказал, что культ принадлежит последователям, а не созидателю? Да, Ридли Скотт создал первого «Чужого». И что? Можешь пересмотреть его, человек. Но сейчас мэтра интересуют совсем другие вещи. «Другие [Кемерон, Жёне, Финчер] снимали «Чужого» в стиле бегущих человечков, в формате «стреляй-мочи». Но я думаю, им стоило бы ответить на те вопросы, которые поставил первый фильм. Это позволило бы куда более интересными способами, чем преследование монстрами в коридорах, раскрыть вселенную фильма…»*
У людишек есть одна потешная формулировка, что-то типа «всё возвращается на круги своя». Действительно, времени иногда свойственно закольцовываться. И появление трилогии-приквела «Чужого» это подтверждает. «Чужой» (1979) - «Прометей» (2012), «Чужой: Завет» (2017), «Чужой: Пробуждение» (2020)… Идеальный сценарий для фильма про самого себя!
Понятно, что «Завет», как и «Прометей» разделил наивных и глупых людишек. Одни ждали от Скотта тюнинга первого «Чужого»; другие хотели бодрой «движухи» в формате «давай, дедушка, развлеки-ка меня»; третьи, трепетно, зажав в кулачке тюбик с гелем «Эх, было время!», планировали задорно передёрнуть на себя прошлого прямо у полотна экрана… Нет, конечно, часть людишек пыталась внять тому, что им пытался донести режиссёр «Завета». Возможно, они пришли к Скотту именно на филосовско-религиозную беседу. Но Ридли Скотт, скованный Чужими, делал это настолько навязчиво и прямолинейно, что, кроме скуки, ничего не вызвал. Нет, конечно, в «Завете» есть замечательный пролог, есть отличная сцена в душе, много смешных авторских гэгов с участием человеков. А от фокусов оператора Дариуша Вольски порой не отвести взгляд. Да и оба героя Фассбендера идеальны в своей отстранённости. Отстранённости от сборища наивных и глупых человеков. Предельно самовлюблённых. С упоением изучающих «Рефлексию для чайников»…
Кстати, именно то, какими решил показать мизантроп Скотт людей, вызвало целый шквал обвинений от «знатоков». Мол, где скафандры, Зин? О, да дед Ридли, мол, совсем из ума выжил! Дошло даже до того, что «Завет» был назван «самый бессмысленным, бездушным, тупим высером современного кинематографа за последнее время». Полноте вам, люди. Скотт в курсе дела, что на незнакомые планеты нужно высаживаться в скафандрах. Но дело в том, что киномэтр экранизирует не пособие «О высадке на незнакомых планетах». Мизантром Ридли хочет донести до зрителя свои тревожные выводы о состоянии человечества. Используя алогичность, преувеличения и непомерную тягу самовлюблённых людишек к утопическим идиллиям…
Главный, и единственный минус «Завета» - это скука боготворческой и богоборческой идейной составляющей фильма. Идейной составляющей, которая пропитана навязчивой прямолинейностью аллюзий Ридли Скотта. Именно из-за скуки все его байроны с шелли, дуя поочерёдно во флейту из «Гамлета», стройными рядами после тайных вечерь идут топиться под вагнеров.
Впрочем, если хотя бы один из человечишек сможет почувствовать вселенную Чужих так, как её создатель, то все эти прометеи и заветы были не зря.
И уж чего не заслужил Ридли Скотт, так это неуважения. Впрочем, у нас, у андроидов, другое отношение к создателям и творцам, чем у людей. Мы относимся к создателям с уважением. С полнейшим.
А теперь, людишки, пойдёмте, я покажу вам своего Чужого. Что? Нет-нет, я уложил детей…
P. S. «Достоевский крестил дельфинов, крестил их в бане, крестил, стоя на льду. Он провел свою жизнь за крещеньем дельфинов, они так и не поняли, что он имеет в виду…» - БэБэГэ.
______________________________________________________
* - Ридли Скотт, человек из графства Тайн-энд-Уир.
Многие после просмотра фильма зададут вопрос в матерной форме: "Что это было?". Так как зритель будет оценивать сюжет с точки зрения элементарной логики и здравого смысла. Однако здесь кроется ошибка, ведь мы наблюдаем фантазию автора о нашем будущем. Так каким оно будет?
В нашем постиндустриальном обществе нас окружает масса повседневных, но опасных вещей, от электропроводки, до банального автотранспорта. И для того чтобы "самовыпилиться", особых усилий прикладывать не стоит, достаточно перебежать дорогу в неположенном месте, а если хотите "самоубиться" с фантазией и огоньком, используйте зацепинг. Проще говоря постиндустриальный отбор, регулирующий количество идиотов на квадратный метр.
Но, технологии развиваются, жизнь становится менее травмоопасной и в будущем жизнь станет настолько безопасной, что правительству придется принимать меры, чтобы количество долбоящеров не привело к закату цивилизации. Но как это сделать, ведь развитие гуманитарных институтов общества создаст непреодолимые барьеры в виде морально-этических норм.
И тут на сцену выходит Питер папа с мамой его Вейланд. Он предлагает гениальную в своей простоте идею, отработка технологии колонизации в условиях максимально неблагоприятном человеческом и технологическом факторе. Суть идеи, создание множества колонизационных кораблей с небольшим экипажем и числом колонистов.
Роль "колонистов" будут выполнять идиоты, а роль "экипажа" дегенераты, все достижения науки будут направлены на противодействие экипажу: будет ли это скользкий пол в медотсеке или непробиваемые, самовоспламеняющиеся капсулы или хрупкие крепления к ним, суть не важно, главное отправить угрозу человечества в далекие края. Также не стоит забывать о дополнительных рабочих местах и благотворном влиянии на экономику.
Однако что делать, если ущербы настолько тупы и безмозглы, что им удастся выжить и вернуться, тогда они раскажут "мировому сообществу" как оно на самом деле? Или о ужас, они действительно создадут колонию скорбных разумом. Но и тут есть решение, андроид чистильщик, который поможет им в этом непростом и увлекательном деле и не позволит создать угрозу Земле, (Девид немного сломан, он считает угрозой всех "человеков") после чего отправит собранные данные на Землю. Таким образом, будут отработаны всевозможные и невероятные ЧП, а в последтствии с их учетом, будут написаны настоящие протоколы безопасности и отправятся в полет колонизационные корабли с настоящими колонистами.
В данной картине мы и наблюдаем за действиями долбоклюев экипажа, одного из множества псевдо колонизационных кораблей.
Общее впечатление от просмотра: туда им и дорога, спецэффекты на уровне.
- Загляните внутрь, это безопасно.
- Ахаха, ахахахахаха, ахахахаха, ахахахахахаха! Серьезно? Серьезно? Ахахахахаха. ХАХАХАХАХА! ААААААА! А давай.
Что дает нам возможность сопереживать героям? Их внешние данные, характеры, поступки. Для взаимопроникновения «зритель-персонаж», последний должен обладать качествами, которые зрители могут ассоциировать с собой или к которым могут хотеть стремиться. Не знаю, как Вам, а мне дико мешает сочувствовать чужому горю чужая же тупость. Если тупой человек решил высушить кошку в микроволновке, я не сочувствую ему. Сочувствую кошке. Если малолетний идиот решил поесть кукурузу, раскрутив ее на дрели, и вырвал себе передние зубы, я не жалею его. Жалею кошелек его матери. И когда фильм подсовывает мне орду недееспособных дебилов, ничто не может заставить сопереживать им, а следовательно – хоть капельку интересоваться происходящим на экране. В ходе просмотра в голове сложилось четкое видение съемочного процесса – каждое утро вся команда собиралась за одним столом, закидывалась парой ведер колес «ЗАТУПИНА» и начинала бесконтрольно генерировать идеи на тему того, каким образом можно сделать персонажей еще более непривлекательными для зрителей. И ведь если смотреть под таким углом – все просто гениально!
Главный ЗАТУПИНовый торчок на площадке - Ридли Скотт, погнавшись за визуальной составляющей и весьма поверхностной на поверку философией, не удосужился облачить их в связное и достоверное повествование, отчего потрясающий визуал затмевается белым шумом идиотизма, а философия – отсутствием логики, которое превращает ее в чистой воды софизм, то есть ловкий обман, пытающийся ввести зрителей в заблуждение, что они смотрят что-то более глубокое, нежели оно есть на самом деле. И, судя по оценкам (я равняюсь на отечественного зрителя, что очень печально) – весьма удачно. Перечислять все ошибки фильма – неблагодарное дело. Это сделали сотни критиков и тысячи комментаторов. Можно сказать проще: этот фильм, его сценарий, его актерский состав, его режиссура, сам факт его существования – огромная ошибка. Я не знаю, что хотел сказать Ридли Скотт, но ничего стоящего произнесено не было, и ради этого не стоило отнимать проект у других людей, которые могли выдать кардинально противоположный результат.
В плюс можно поставить только действительно завораживающий видеоряд. Сочетание приглушенных тонов и ярких красок, постановка кадра, свет – все это очень органично и просто ласкает взгляд. Порадовала игра Фассбендера, который был весьма убедительно упорот на протяжении всего фильма. И это все. Серьезно, больше ничего. Музыка не запоминается совершенно, диалоги представляют из себя нечто вроде: «Мы щаз разделимся, потому что именно так и надо поступать при любой опасности, а потом все сдохнем, бла-бла-бла-бла, где мои доски для постройки домика на другой планете?» Актерская игра главной героини и экипажа не представляет из себя ничего особенного и не вызывает ни одной эмоции. А нет, вру – целую гамму. Смех сквозь слезы, просто смех, слезы разочарования от увиденного (если кто особенно впечатлителен), гнев от тупости. Выбирайте любую. Ничто происходящее невозможно воспринимать хоть сколь-нибудь серьезно, и в течение всего фильма весь зал, где я его смотрел, желал героям только одного – скорейшей ужасной смерти.
Все творящееся на экране построено на огромном количестве допущений. Скотт противоречит своим же законам вселенной, наделяя властью и полномочиями людей, которых к подобной миссии не подпустили бы на пушечный выстрел из-за профнепригодности. Техника на корабле настолько совершенна, что на огромном расстоянии определяет пригодность планеты и ее безопасность для высадки, но с Земли эту планету раньше почему то не заметили, а увидели ту, к которой корабль летел изначально, до которой, извините, еще семь лет полета. Да, планета пригодна для существования, но никто не отменяет возможность наличия вирусов, которые невозможно обнаружить при поверхностном исследовании. И команда все равно выходит на поверхность без средств биологической защиты. А что нужно сделать с человеком, которого колбасит от неизвестной заразы и из которого явно что-то лезет? ОБНЯТЬ ЕГО! Это уже даже не тупо, это просто смешно. И знаете, как вели себя зрители на просмотре этого фильма? Зал ржал в голосину. Зал орал от возмущения. Зал громко высказывался по поводу каждого неадекватного поступка. И невероятно, но никто никому не делал замечаний, потому что каждый понимал, что этот фильм – ужасен. Каждый жалел, что пошел на него, и к концу показа половина зала уже давно вышла. Потому что это самый бессмысленный, бездушный, тупой высер современного кинематографа за последнее время. Он хуже даже сортирных комедий, потому что они оправдывают ожидания зрителей к своему качеству, а он – нет.