Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

История одного назначения

История одного назначения

История одного назначения
  • 7.33808
7.3/10 (28)1

Описание

В пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу вдохновленный передовыми идеями столичный поручик Григорий Колокольцев, происходит преступление. Солдату, на плечи которого ложится вина, грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который решает защитить невиновного.

Кадры из фильма

кадр из фильма История одного назначения - 1 кадр из фильма История одного назначения - 2 кадр из фильма История одного назначения - 3 кадр из фильма История одного назначения - 4 кадр из фильма История одного назначения - 5 кадр из фильма История одного назначения - 6 кадр из фильма История одного назначения - 7 кадр из фильма История одного назначения - 8 кадр из фильма История одного назначения - 9 кадр из фильма История одного назначения - 10

Рецензии фильма

Janpaul thumb

Текст, следующий ниже, представлен в качестве художественной иллюстрации и по смыслу может отличаться от смысла автора.

 

Часть 1. «От сволочей и говнюков одно спасенье – Ванюков!» – В. Пелевин, «Святочный киберпанк или рождественская ночь-117.DIR».

 

В жизни есть моменты, которые не нужно ни отрицать, ни копировать, ни преодолевать. В жизни есть моменты, которые нужно просто учитывать. Суда по всему, в отечественном кино наступает время соединения разорванных связей. Время, когда отечественное кино - вместо изобретения паллиативов действительности - начинает оперировать тщательно проработанной и узнаваемой реальностью.

Впрочем, время – плоский круг, и всё, что мы совершили или ещё совершим, нам придётся повторять снова и снова.

В центре «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой – малоизвестный эпизод биографии Льва Толстого. 6 июня 1866 года в 65-м Московском пехотном полку, расположенном в деревне Новая Колпна недалеко от Ясной Поляны, писарь Василий Шабунин ударил по лицу ротного командира  капитана Яцевича, поляка по происхождению. По закону писарю грозила смертная казнь. Один из офицеров полка, Григорий Колокольцов, будучи в гостях у Толстых в Ясной Поляне, рассказал о деле Шабунина и предложил Льву Николаевичу выступить защитником в суде.

Вот только Авдотья Смирнова, которая давно мечтала о фильме, в титрах которого было бы указано «основано на реальных событиях», сняла кино, по сути, и ни про Толстого, и ни про писаря Шабунина.  

 

Часть 2. «Лев Толстой вырыл яму, залез в неё и наотрез отказался вылезать. Он поносит всех оттуда такими словами, что неловко их повторять…» - М. Науменко, «Уездный город N».

 

В «Истории одного назначения» странная драматургия: фильм начинается про одно, продолжается про другое, а заканчивается про третье. Но если бы я был министром образования РФ, я обязал учащихся смотреть картину Авдотьи Смирновой как перед изучением романа Толстого «Война и мир», так и после изучения его рассказа «После бала». Для закрепления материала. Да и, ко всему прочему, «История одного назначения» - это история взросления. И, как следствие, разочарования.

 

Часть 3. «Живи ещё хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет. Умрёшь – начнёшь опять сначала и повторится всё, как встарь…» - А. Блок, «Ночь, улица, фонарь…».

 

Все герои фильма, события которого происходят в 1866 году, совершенно современные люди. Но «История одного назначения» лишена нарочитой злободневности и тем не менее пугающе актуальна. Поручик Колокольцов. Энергия юности. Желание всё изменить. Молодой Толстой, который ещё не успел стать панком Всея Руси и отцом всех наших рефлексий и «толстовок», занимается стяжательством, жадно всматриваясь в окружающий его мир. Смешивая эгоизм, эмпатию и чудовищный* темперамент с «Войной и миром».

Авдотья Смирнова, используя широкоформатный объектив и непривычную для себя ломаную композицию, сделала ретрокартину событий 1866 года предельно современной и живой. Как Содерберг в «Больнице Никербокер».

Впрочем, обо всём по порядку. Юный поручик Григорий Колокольцов, устав от нотаций папы-генерала в формате «я в твои годы…», бросается в омут дауншифтинга, предварительно опоив перед этим с сотоварищами слона. По пути из росгвардии гвардии в армию жаждущий перемен Цой Колокольцов в вагоне первого класса встречает Германа Стерлигова известного писателя графа Толстого, который в порыве изменить мир планирует разводить в Ясной Поляне чёрных японских свиней и завозить из Аргентины гуано. Ночь, улица, фонарь, аптека…

 

Часть 4. «Таких бесконечных цветов со мной ещё не было. И за горизонтом, вплотную к нему подойдя, видишь, что сети пусты, и ловить было некого…» - Б.Гребенщиков, «Небо цвета дождя».

 

Поезд, следующий до остановки Заложники Обстоятельств, набирает обороты. Мелькают станции и полустанки. Мелкие Промахи, Душевная Леность, Ожидания и Терзания, Бытовое Соглашательство… Платформу Безысходность поезд проследует без остановок…

Попытки человека классифицировать бесконечный поток комбинаций душевного самосохранения и эмпатии обречены на провал. Равно как обречён на провал либерализм в формате бутылки кларета**. Чего стоят наши благие намерения? «Мы же с вами не хотим, чтобы у нас были события, похожие на Париж?» Можно ли совместить красивую риторику и прагматичную конкретику? Стоит ли принимать доброту за слабость, грубость за силу, а подлость за умение жить? «Шестой обрушен мост и нет пути?»

Полифоничная и многослойная «История одного назначения» не отвечает на вопросы. И, тем не менее, Авдотья Смирнова сняла очень важное кино. Кино, в котором нет однозначности. Кино, в котором никто не виноват – и все виноваты. Кино, после которого зритель оказывается один на один с самим собой. На дороге, которая вымощена благими намерениями…

 

PS. «У Алексея Юрьевича Германа был удивительный замысел, который он не успел осуществить: полнометражный «После бала». В этом неснятом фильме на балу должны были кружиться в вальсе все любимые герои Толстого, из разных книг. А потом выходить, разгорячённые, на улицу и видеть страшную муку солдатика под шпицрутенами, слышать его растерянную мольбу: «Братцы, помилосердуйте». Разумеется, у Авдотьи Смирновой мало общего с Германом-старшим - другой киноязык, стиль, аудитория. Но при этом близкие задачи: показать, что, во что бы мы ни верили, как бы себя ни вели, Россия от века устроена именно так. Одни выходят в палачи со шпицрутенами в руках, другие корчатся в муках и кричат «Братцы, помилосердуйте». А третьи - только слушают этот крик, не будучи в силах изменить положение вещей. Для чего снимать об этом фильм? Хотя бы для того, чтобы они не затыкали ушей. Это тоже немало…» - Антон Долин. 

__________________________________________

* - в словаре Даля «чудовище» даётся как производное от слова «чудо», «явление, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы».

** - общее название сухих красных вин бордоского типа, производимых за пределами Франции.

Комментариев: 2 | Положительных отзывов: 8 | Отрицательных отзывов: 1
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 497262 thumb

    Настоящее Кино

    Film328 Followers414 Comment37

    Здесь я постарался собрать фильмы разных жанров,которые обьединяет то,что во время просмотра они заставляют зрителя размышлять, а после просмотра задуматься...

    Обновил Stefancheg @ почти 2 года назад.

  • # 1345178 thumb

    РежиссерШи

    Film911 Followers13 Comment35

    Женский взгляд отличен от мужского. Женская логика часто непонятна мужчинам (и наоборот).
    Попытаюсь собрать в одном месте фильмы, снятые женщинами. И в очередной раз постараюсь их понять.

    Обновил theghostka @ 2 месяца назад.

  • # 1367525 thumb

    Русское кино: XXI век

    Film178 Followers2

    Наши фильмы, которые понравились...❣

    Теги: russian, хорошее, русское, новое

    Обновила Liliane @ около 2 лет назад.

Комментарии к фильму (8)

PLN
  • PLN
  • Киновед
  • Wed, 21 Nov 2018 22:28:29 +0300

Не впечатлило

atomchik
  • Зритель
  • Mon, 03 Dec 2018 07:13:42 +0300

И сказала Дуня Смирнова родственникам и знакомым:"А давайте займёмся косплеем!".Исторический консультант Джон Шемякин(!) тоже видно найден по объявлению.

ЕвгеНик

"Основано на реальных событиях" - и это ценно. Поучительная историческая справка о законах времени и о нежелании их менять граждан той далекой царской России. А также о ломке системой принципов и взглядов человека
Линия Толстого достаточно уверенная - нужно обязательно было снять по ней отдельный фильм или сериал - режиссеру на заметку!
Для любителей русской истории и правдивости жизни - однозначно, к просмотру.

boba54
  • Кинолюбитель
  • Sat, 09 Mar 2019 21:51:04 +0300
atomchik писал:

И сказала Дуня Смирнова родственникам и знакомым:"А давайте займёмся косплеем!".Исторический консультант Джон Шемякин(!) тоже видно найден по объявлению.

Косплей - это что, игрища с козами? question2

boba54
  • Кинолюбитель
  • Sun, 10 Mar 2019 20:12:03 +0300

Впечатлительный фильм. Достоин просмотра.

aivantsov
  • Зритель
  • Fri, 22 Mar 2019 15:01:03 +0300
boba54 писал:

Впечатлительный фильм. Достоин просмотра.

Впечатлительными бывают барышни.
А фильм впечатляющий.
smile

boba54
  • Кинолюбитель
  • Fri, 26 Apr 2019 15:25:49 +0300
aivantsov писал:

Впечатлительными бывают барышни.
А фильм впечатляющий.
smile

Повторяю ещё раз. Впечатлительный фильм.

dima_ben
  • Киновед
  • Mon, 06 Apr 2020 18:04:50 +0300

Довольно неплохой российский фильм. Сильный и глубокий. На основе реальных событий.

Свой стиль, легкая харизма, отчетливая образность. Психологически и духовно очень достоверно. Не уверен насколько достоверно в историческом плане.

При этом нельзя сказать, что фильм приятный или позитивный. В нем обличается нечестие, духовная слабость, мечтательность и поверхностность. Бессилие и глупость либеральной идеологии, тонко изобличается "толстовщина". Но фильм не показывает выход из такой ситуации. Поэтому остается немного тягостное впечатление.

Может показаться будто система обломала молодого и горячего парня мечтающего сделать что-то хорошее, принести свободу, образование и достаток в народ. Но если задуматься, то становится ясно, что фильм о том как "влажные либеральные мечты" и амбиции юного, очень тщеславного и духовно ленивого эгоцентрика разбиваются от столкновения с реальностью.
В фильме звучит мысль - дайте народу свободу и он расцветет. Народ как трава - сама растет, сама цветет, только успевай косить и заготавливать впрок, вкладывать душу, и личный созидательный труд - это вообще не нужно, только "условия создавать". Вот как раз об этой иллюзии идет речь в фильме.

Очень точно показывают особенности "толстовщины" - присущие ей иллюзии, маниловщину и к чему это приводит. Небольшие сюжетные штрихи хорошо это оттеняют - школа для детей в поместье, поведение слуг, хозяйство и результаты. Но выглядит это заметно легче чем ситуация главного героя, более органично и простительно.

Также стоит отметить:
В фильме отсутствую положительные персонажи.
Актеры гундосят, иногда их слова сложно различить, это раздражает.
Актриса на роль Татьяны странно смотрится, лицо, внешний вид, акценты, жесты - вообще не верю! Хотя актриса старалась...

Фильм снят супругой А.Чубайса, да, того самого. Сложно сказать - какой был мотив поставить фильм именно так как он снят, но продукт в целом получился довольно качественный - связный, целостный, с глубоким смыслом.

Добавить комментарий