После пятидесяти фильмов, которые Вуди Аллен с завидным постоянством снимает и выпускает на экраны почти каждый год, мы моментально узнаём его юмор, интонацию и любимые "фишки" - эрудированные молодые люди со знанием дела рассуждают о литературе и Морисе Шевалье. Энергичные молодые женщины с широко распахнутыми глазами, души прекрасными порывами и милой наивностью, как магнит привлекают мужчин весьма среднего возраста, сделавших имя в индустрии развлечений. Стареющие культуртрегеры уверены, что секс с юными возвышенными созданиями облегчит страдания от кризисов и неврозов, связанных с их творческими проблемами и личной жизнью. Добавьте джазовый саундтрек на фоне элегантного шрифта Windsor Light Condensed, белым по чёрному в первых и финальных кадрах, а также талантливых привлекательных актёров разного возраста, исполняющих свои лучшие / худшие подражания Аллену, - и вы получите архетипичную романтическую алленовскую комедию. В кино-зарисовке на фоне дождливого Нью-Йорка, Аллен вернулся на знакомую территорию с Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ролях пары юных, обеспеченных и беспечных влюбленных, студентов небольшого, но престижного колледжа. Романтический уикэнд с подругой в Нью-Йорке, запланированный Гэтсби Уэллсом (Шаламе), чья мама - явно восторженная поклонница Скотта Фицджеральда, внезапно превращается в серию любовных приключений и злоключений с совсем другими людьми, среди которых персонажи, сыгранные Селеной Гомес, Ливом Шрайбером, Джудом Лоу и Диего Луна.
Как и следовало ожидать от Аллена, фильм полон остроумных шуток и блестящих острот, хотя они звучат немного странно в устах молодых звезд. Сардонический, уставший от жизни не по годам студент с немыслимым именем Гэтсби Уэллс определенно не похож на типичного, да и нетипичного миллениала. Ссутулившийся, в твидовом пиджаке, он старательно играет реинкарнацию молодого Аллена, как и большинство актеров в фильмах Вуди последних двадцати лет. Наиболее привлекательный внешне из всех квази-Вуди, Шаламе напоминает рок звезду на взлёте блестящей карьеры или романтические портреты молодых людей эпохи Bозрождения. Фильмы, мюзиклы, мелодии давно прошедших эпох, которые он постоянно упоминает монологах и диалогах, безусловно прекрасны и достойны не только упоминаний, но и близкого знакомства, но это культурные критерии и фавориты самого режиссёра-сценариста. Среди них мелодии Гершвина, которые звучат в фортепианных барах Нью-Йорка, старые мюзиклы «Парни и куколки» и «Джиджи», классические нуары «Бульвар Сансет» и «Из прошлого», также как и прогулки в карете по Центральному парку. Ностальгия по этим oldies but goldies гораздо более уместна в устах самого режиссёра, а потому, его фильм более чем напоминает «Манхэттен», «Все говорят, что я люблю тебя» и «Полночь в Париже». Особенно, «Полночь в Париже», хотя парижский фильм гораздо более тонкий, остроумный и смешной. Но кроме работ самого Аллена, «Дождливый день в Нью-Йорке», в котором главным героям ещё нет и 20, приводит на ум старую английскую комедию-мюзикл на тему гангстерского Чикаго 1930-х годов, "Багси Мэлоун", примечательную тем, что все роли в нём, в том числе гангстеров и их подружек, исполняли актёры-подростки 13-14 лет. Они искренне и серьёзно walked the walk and talked the talk, отчего кино "Багси Мэлоун" было уморительно смешным, трогательным и абсолютно несерьезным, но в этом и было его очарование. Молодые герои Аллена выглядят вполне современно и даже пользуются мобильными телефонами, но они, похоже, затерялись в альтернативной реальности, которая выглядит как Нью-Йорк второго десятилетия 21-го века, но далека от него бесконечно, потому что она навсегда останется вуди-реальностью.
Работая над «Дождливым днём в Нью-Йорке»», Аллен в третий раз сотрудничал с легендарным итальянским кинооператором Витторио Стораро. В объективе его камеры омытый нескончаемым дождём осенний Нью Йорк предстаёт просто волшебным. В начале фильма Гэтсби восторгается атмосферой города, даже насупленного и промозгло-серого, и камера Стораро делится этой аурой с экрана лучше, чем любой диалог или монолог. Сказочная итерация города раскрывается в романтической интеллектуальной манере, которая вдохновила многие из самых известных работ Аллена. Уютный, в меру забавный, в меру задумчивый, мило оживлённый, красиво снятый «Дождливый день в Нью-Йорке» привлекает узнаваемостью постоянных тем Аллена. Он пишет и снимает о том, что ему интересно, не оглядываясь на чьё-либо мнение. Как и всегда, его герои ищут смысл жизни, мечтают о настоящей любви, но, близоруко смотрят на неё в упор и не узнают. Так же как не замечают, что близкие им люди, казалось бы предсказуемые, благовоспитанные и великосветские могут скрывать весьма пикантные секреты из прошлой жизни которые напомнят, что грехи юности никого не миновали и ничто человеческое нам всем не чуждо. Вуди Аллен однажды сказал о своём любимом городе: "Я отношусь к Нью-Йорку как ребенок к папаше грабителю банков. Да, он далёк от идеала, но я люблю его". Так же я отношусь к фильмам Аллена Они не лишены недостатков, но их изящество и лёгкость доставляют мне, зрителю огромное удовольствие. Включая и «Дождливый день в Нью-Йорке», привычно очаровательный фильм Аллена с не слишком оригинальным, но самоироничным, язвительным и остроумным сценарием. Как заклинание повторяю я снова и снова, что даже средний фильм Аллена на голову выше образцов типичной кино-продукции, которой зрителя закармливают большие студии, да и независимые тоже.
На этом, пожалуй, я бы и закончила свою рецензию, если бы «Дождливый день в Нью-Йорке» вышел на экраны два года назад, как и планировалось, и я увидела бы его в кинотеатре в первый же выходной потому что новый фильм любимого режиссера на большом экране это праздник, который я всегда жду. К сожалению, фильм был завершён в самый разгар вспышки эпидемии #MeToo, когда каждый день средства массовой информации сообщали об очередном известном деятеле культуры и искусства, который в далёком или не очень далёком прошлом проявил себя сексуальным разбойником по отношению к партнёршам по сцене и экрану. Тут-то Аллену и припомнили в очередной раз давнее обвинение в сексуальных домогательствах его маленькой приёмной дочери Дилан Фэрроу, которое было отвергнуто судом ещё 30 лет назад и которое Аллен не устаёт отрицать. Презумпция невиновности становится пережитком прошлого в обществе, которое когда-то с гордостью заявило, что справедливость и правосудие это неотъемлемое право для всех. На сегодняшний день, похоже , что только суд общественного мнения имеет право решать, осуждать и приговорить любого, разрушить репутацию, лишить возможности творить, невзирая на факты, их наличие или отсутствие. Талантливые актёры, сыгравшие в фильме, стали шарахаться от Аллена как от Ковида-19, дружно бить себя в грудь, посыпать главы пеплом, каяться в том что они приняли участие в создании фильма, отказываться от гонорара и клясться в том, что никогда больше работать с Алленом не будут. Романтический Шаламе, по словам самого Аллена, объяснил режиссёру, что его публичное раскаяние улучшит шансы номинации на Оскара за другой фильм. На что тот ответил: "Делай, что должен и будь, что будет". Интересно, что Аллен, который был номинирован на Оскара 24 раза и выиграл четыре статуэтки, посетил церемонию только один раз вскоре после 11 сентября 2001, где выступил с коротенькой речью о своём любимом городе, Нью-Йорке. А не появляется он на Оскаровских тусовках потому что считает их бесполезной тратой времени. Супер Голиаф Амазон, с которым у Аллена был контракт на несколько фильмов, уложил лирическую зарисовку на тему "я шагаю по дождливому Нью Йорку" на полку, где она пылилась около двух лет. Весьма вероятно «Дождливый день в Нью-Йорке» стал финальным кино посланием Аллена любимому городу. Европейские финансисты оплатили его следующий фильм "Фестиваль Рифкина", совместное производство Италии и Испании чьё действие разворачивается на кинофестивале в Сан-Себастьяне, прекрасном испанском городе. А дальше - тишина. Каковы творческие планы Аллена? Будет ли он ставить свои неповторимые фильмы? Если будет, то где, когда, с кем? Кто знает?
*Я отношусь к Нью-Йорку как ребенок к папаше грабителю банков. Да, он далёк от идеала, но я люблю его. Вуди Аллен
Комментариев: 7 |
Положительных отзывов: 7 |
Отрицательных отзывов: 0
Очень хороший фильм,прекрасный сценарий,отличные диалоги-я доволен.
Очередная сопливая серия из мыльной вселенной дедушки Вуди.
Это уже почти как Донцова.
Сюжет не реален, как и герои. Многие сцены обсурдны и не логичны.
Хотя девочком может и понравится.
5/5
Точно не лучший фильм Аллена, скорее "проходной". А жаль...
Никогда не любил фильмы Вуди Алена. Думал, может в этот раз что то хорошее будет. Нет, не будет...
а мне понравился, я думал будет стандартная романтическая комедия, ан нет. сюжет хорошо закручен, пусть и немного наивен, но уж лучше посмотреть этот фильм, чем, к примеру, "не спящие в сиэтле".
зы: 8/10
обалденный фильм
Вуди Аллен никогда не был стандартным. Его сюжеты настолько же просты, насколько содержат глубокие внутренние смыслы. Отличный фильм. Шедевр? Возможно и нет, но, бесспорно, достоин к просмотру. И в коллекции не помешает. Не на один раз.
красивое романтическое кино среди красот Нью-Йорка.
Смотрю этот фильм и кайфую и уже не в первый раз.
Местами наивно,но в целом мило.
Вполне годный молодёжный фильм.