В свое время я был свидетелем разговора отца и сына. Отец был верующий, а сын убежденный материалист. Во время разговора сын насмехался над суеверием отца, приводя различные атеистические доводы. Отец спокойно все это выслушивал, а потом заявил: «Вот когда у тебя в жизни случится беда – тогда поверишь».
Смотря фильм «Серьезный человек» кажется, что нам режиссеры решили показать мир еврейской общины с её историями, традициями, вероучениями, плюсами и минусами. И как бы все посылы для этого есть: злой дух диббук (דִּבּוּק) из пролога, гет (גֵּט) без которого даже при официальном разводе муж и жена все еще считаются супругами, траурная процедура шива (שִׁבְעָה), олам ха-ба (הָעוֹלָם הַבָּא) – мир грядущего после смерти, пренебрежительное отношение к гоям (גויים), зарабатывание денег на горе другого и т.д.
Но фильм не об этом – не такие они простые, братья Коэны. Поэтому, кто говорит, что фильм о еврейской общине, о терпеливом еврее неудачнике тот очень сильно ошибается, поскольку он увидел только фундамент, но не дом. И это не автобиографический фильм о братьях Коэнов (неужели вы всерёз думаете, что они хотели показать таким своего отца). И тем более не комедия – шутки есть различных уровней, но они должны просматриваться.
Этот фильм о более общих и серьезных вещах, которые могут произойти с любым человеком независимо от его расы, национальности и вероисповедания.
Фильм состоит из двух сюжетных линий, где есть свои главные герои, которые развиваются параллельно друг с другом. Эти сюжетные линии имеют общее тематическое, но прямо таки противоположное направление в отношении друг друга. И продуманы они режиссерами дотошно до мелочей.
В одной сюжетной линии мы знакомимся с Ларри Гопником и теми историями, которые с ним происходят. История первая – история со своей семьёй (несостоявшийся развод, непослушные и равнодушные дети, неполноценный брат-содомит, что вечно создаёт проблемы). История вторая – история с работой (подстава с взяткой, возможный судебный процесс, возможное увольнение, что грозит финансовыми трудностями). История третья – история с соседями (территориальный спор, сексуальное влечение к соседке).
Эта сюжетная линия представлена наиболее ярко. Вот почему и было так трудно осознать на первый взгляд режиссерскую задумку. Во всех этих историях мы видим натуру Ларри Гопника – слабохарактерный материалист, который в основу своего миропонимания положил причинно-следственную связь (вспомните, он не мог найти причину развода). Вот почему навалившиеся на него беды и выбили у него почву из под ног и создали чувство растерянности. Он не может найти логичное/рациональное объяснение всему случившемуся с собой ("Мир перевернулся с ног на голову", говорит он). И тут случается важнейший поворот в его жизни – он бросается в мир верований и суеверий, который раньше не воспринимал.
Вторая сюжетная линия представлена очень тускло, поскольку в ней нету предыстории, а есть только срезы и результат. Поэтому она просматривается еле-еле. Главный герой в ней есть безымянный служитель культа – раввин, изменение мировозрения которого мы видим урывками. Вспомните, режиссеры сами поделили фильм на три части: Первый раввин, Второй раввин, Машик. Первый раввин Скотт – это молодой раввин, который не знает сомнения в своих словах и истинно верит в сказанное. Второй раввин Нахнер – это опытный раввин, но который уже понимает, что не всегда все можно объяснить божественным провидением (дурацкая история с зубами). И наконец, Машик. Режиссеры специально не сделали ему приставку «раввин», поскольку этот человек уже себя таким не считает (вот почему он отошел от служб и не хочет дать утешение Ларри). Во время беседы с сыном Гопника он бормочет слова песенки «…если правдой ложь была и надежда умерла…». И задает главный вопрос - «Тогда ... что?». Очень много драматизма было вложено в эти два слова уставшим голосом старика.
Обе эти сюжетные линии, начиная где-то с середины фильма, потихоньку переплетаются, создавая точки соприкосновения. Мир веры и суеверий настолько сильно начинает влиять на слабохарактерного и нерешительного материалиста Ларри Гопника, что он действительно начинает верить в то, что небеса посылают ему послание, знаки, которые он должен расшифровать. И как все новоиспеченные суеверные люди, он все это начинает относить на свой счет. Случившиеся смерти он рассматривает как некое предзнаменование. И апофеозом всех метаморфоз мировосприятия Ларри становится финальная сцена фильма, от которой я просто взвыл от восторга. В финале фильма мы видим окончание четвертой истории, что случилась с Ларри Гопником – история с врачом. Она незаметно началась в начале фильма и затухла, чтобы потом мощным взрывом взорвать растерянное сознание только что уверовавшего человека. Звонок врача, настойчивый голос требует обсудить лично результаты рентгеновского снимка и надвивающееся торнадо. Что это? Случайность или ... предвестие мрачных новостей?
Сначала музыкальное сопровождение фильма у меня вызвало легкое недоумение (все из-за того, что я не знаю английского языка и не знал группу). Как можно, думал я, такую психоделию соотнести с тем, что видишь на экране. Единственный удачно подобранный кадр к данной хипповой музыке это сексуальные фантазии Ларри Гопника. Но потом я нашел перевод и понял – слова-то тематические, а вместе с бунтарскими нотками песня как нельзя лучше показывает сумеречное сознание человека.
Если говорить о игре актеров, то можно смело сказать, что их усилиями было создано довольно таки приличное число колоритных персонажей. Чего стоит один любовник и прагматичная жена. В отношении актера Майкла Сталберга можно спокойно говорить что он «лучший» – очень реалистично показывал изменение внутреннего мира Ларри. Настолько эффективно, что ты действительно веришь тем истерикам со слезами, что он закатывал.
Режиссеры создали замечательный кинороман, в котором нам была показана житейская драма о том как болезненно меняется мировоззрение взрослого человека – рушится старое и формируется новое. Это роман о тех людях, которые, пребывая в пограничном состоянии, со временем устами Гопника вопрошают себя: «Я не знаю чем была моя жизнь [до этого]». Для тех людей, кто попадает в такие ситуации, братья Коэны дают совет в начале фильма – "Все что происходит с тобой - принимай простодушно". Но ...поможет ли это, когда привычное рушится на глазах?
Это уже третья рецензия к этому фильму, поэтому хочу обратить внимания на моменты, которые НА МОЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД больше всего обращают на себя внимание.
Сказать, что я был в восторге от картины, сложно. С одной стороны, любая "комедия" Коэнов не идет ни в какое сравнение с обыкновенными комедиями. С другой же - сравнивая с эталоном коэновской комедии "Сжечь после прочтения", сразу понимаешь, какая между этими фильмами пропасть. Хотя я, конечно же, субъективен=)
Главное, что мне понравилось в фильме, это жизнь еврейской общины. Нет, не потому что во мне взыграли расово-верные корни, а просто потому что это дейтвительно забавно смотрится. Больше всего я не люблю в евреях их снобизм, поэтому я был просто в восторге от того, что Коэны смогли с иронией взглянуть, по сути, на самих себя. Вся эта история похожа на какое-то фрик-шоу. И эти раввины, один чуднее другого, и этот брат главного героя (помните, он играл ипохондрика в "Клинике"?!), использующий каббалистическую премудрость, чтобы выигрывать в карты, и любовник жены, строящий из себя правоверного, настаивая на традиционной форме расторжения брака... Коэны легко и ненавязчиво подсмеиваются и над снобизмом, и над ханжеством, и над следованием традициям, которые выглядят нелепо в современном мире. И при этом при всем, очевидно, что режиссеры всей душой любят всех этих людей, этот образ жизни, эти порядки. Собственно, вместе с ними проникаешься этой любовью. Ня ^_^
Особенность этого фильма в том, что здесь в высшей мере проявляется излюбленный коэновский прием: они не заставляют тебя безудержно ржать на шутками, они как бы щекочут тебя. Не сильно, чтобы было терпимо, но постоянно. Вся эта история с главным героем, в принципе, не особо смешная. Ну неудачник, ну не везет. Госпади - сколько таких фильмов было, и что надо смеяться еще над одним? Но нет, это же Коэны. В из задумку вовсе не входит стремление сделать так, чтобы зритель смеялся, они посредством фарсовости сюжета, посредством этой их фирменной "щекотки" создают нервное напряжение, которое к концу становится настолько сильным, что тебе хочется крикнуть главному герою "Да сделай же хоть что-нибудь, черт подери!!". Собственно, подсознание Гопника (это фамилие такое) кричит ему о том же самом: ему снится, что он бьет морду любовнику своей жены, что он занимается сексом с красивой соседкой, что провожает в Канаду своего братца. Но - и в этом все Коэны - вашему напряжению не дано выйти наружу.
Собственно, поэтому я и восхищаюсь "После прочтения сжечь", потому что там Итан и Джоэль решили хоть немного порадовать зрителя и на протяжении всего фильма несколько раз дают разрядку. Это знаете, как пить много пива, но очень редко ходить в туалет - божественное наслаждение. "Серьезный человек" - это как пить много пива и не сходить в туалет вообще.
"Братья Коэны сняли фильм про еврея, это определенно для меня" - подумала я и решила посмотреть "Серьезного человека". В одно время меня постряс шедевр братьев "Старикам тут не место", после которого охотно смотрю их проекты.
Ларри Гопник - профессор колледжа, его сын учится в еврейской школе, с женой серьезных проблем не возникало, дочь каждый день мыла голову и ходила в клуб, не думая об учебе. С Гопниками живет дядюшка Артур, который постоянно сидит в ванной и очищает кисту. Да, не особо приятная ситуация. А главное, что сделать-то ничего и нельзя. Ларри скромен и не высказывает претензий, да, он не особо доволен такой скучной жизнью, но при этом смирился с нею.
Как-то к Ларри приходит ученик, которому первый поставил единицу за контрольную по математике, хотя юноша изучает физику. Получается, что после этого юноши к Ларри приходят неприятности.
Действительно, Ларри на протяжении всего фильма жалко. Он какой-то вялый тюфяк, совсем не протестует. Жена хочет развестись - он молчит, нужно оплатить похороны почти постороннего человека - молчит. Единственное, где Ларри проявил решительность - в курении косячка со своей соседкой. Да и эта затея ничем хорошим не закончилась. Насчет Артура Ларри тоже молчит, хотя дядюшку можно понять. В своих снах Ларри представляет, как он отправляет своего родственника на лодке в долгое путешествие по собственному согласию. Но и этот сон хэппи-эндом не заканчивается.
Сын Гопника(Дэнни) тоже не отличный парень. Учится ему скучно, он постоянно слушает радио. К тому же мучает отца звонками на работу насчет телевизора. Не понимаю я, почему же Ларри не хочет прочитать сыну лекцию или что-то в этом роде. На своем празднике Дэнни обкурился марихуаны и плохо разбирал что-либо.
Жена у Ларри - отвратная тетка. К тому же оказывается, что она изменяла ему. Ах, бедный Ларри!
Вообще, "Серьезный Человек" - о жизни евреев и некой безысходности. Боязнь жутких соседей, неумение сказать "нет"- тут все это есть. Но при этом не ждите каких-то ошеломительных поворотов сюжета, тут этого не будет. Фильм просто как прямая линия, которая очень редко делает изгибы. Но при отсутствие экшена ленту смотреть интересно и оторваться от экрана непросто. Есть определенный шарм и атмосфера.
Как всегда, конца нет. Зритель все решит сам, как и любят делать Коэны.
Подвожу итог. Я советую посмотреть "Серьезного Человека", братья Коэны снова создали интересную ленту, которую, кстати, номенировали на Оскар.
Если мы видим, что сценаристами, продюсерами и режиссерами фильма являются братья Джоэл и Итан Коэн (так в английской транслитерации звучит распространенная фамилия - Коган), мы должны этот фильм посмотреть обязательно. Не уверен, что большинству именно эта картина понравится. Но за двадцать с лишним лет работы в кино братья Коэны заслужили себе репутацию высоких и успешных профессионалов. Кинозвезды обычно записываются в очередь, чтобы попасть в очередной их проект - ведь это прямая дорожка к премии Оскар. И, возможно, Джон Туртурро или сам Джордж Клуни напрашивались на роль профессора Лоренца Гопника (!) Но, на сей раз, кинобратья решили поступить по-другому: сочинили и сняли фильм как бы из обыденной жизни скромного, серьезного, интеллигентного человека, на которого, как на библейского Иова, один за другим начинают сыпаться удары судьбы.
В ролях большей частью лица, как говорят у нас, еврейской национальности. Никаких звезд. Можно сказать, художественная самодеятельность. Натуральные клерки, школьники, адвокаты, дантисты, раввины. Все эпизоды, исключая пролог, относящийся еще к европейскому прошлому, о жизни большой еврейской общины пригорода Миннеаполиса - города, где родились и учились сами братья Коэны, где они стригли соседские газоны, зарабатывая на свою первую кинокамеру.
Средний Запад, средние американцы. Чистенькие кварталы совсем новых коттеджей. В одном из них живет семья профессора, а соседи справа и слева - некий агрессивный папаша, явный антисемит, и некая дамочка, принимающая солнечные ванны нагишом. А дома - брат-нахлебник, к тому же нечистый на руку. Дети, по мелочи крадущие деньги на карманные расходы (танцы в клубе и марихуана), и жена, заявившая вдруг, что она хочет с ним развода. Ее любовник тут как тут, и «по-товарищески» советует переехать в мотель. В администрацию колледжа одно за другим приходят анонимные доносы. Настырный студент-азиат подкупом пытается добиться проходного балла по физике. Врач намекает на какие-то серьезные проблемы со здоровьем.
Этот Ларри Гопник, материалист - ученый-математик (который, конечно же - агностик), абсолютно невинный и безгрешный тип. Только в кошмарных снах он может принять взятку, выгнать из дома брата, изменить жене с соседкой. Но из-за хорошего воспитания и врожденной порядочности он вынужден выслушивать благие советы раввинов и адвокатов, расплачиваться из своего кармана за их услуги и наставления и даже за похороны и поминки любовника своей жены. Не слишком известный пока актер Майкл Сталберг с большим тактом и очень достоверно сыграл главную роль. Все актеры второго, третьего и самого последнего плана - так же хороши и убедительны. Этот скромный по бюджету фильм, смотрится легко, хоть и не вызывает бурных приступов веселья. Юмор пронизывает все, но он весьма интеллектуального свойства.
Время обозначено четко - 1967 год. Кстати, не верьте анонсу КиноКопилки - 1976. Это многое меняет. Я вынужден переписать окончание рецензии, ибо до меня дошло, что кино про того отрока 13 лет, который слушает «White Rabbit» Jefferson Airplane. И старому раввину эта песня пришлась по душе. И тогда нам становится ясно, что фильм автобиографический, где братья Коэны показали нам через образ своего тогдашнего ровесника мир, в котором они выросли.