Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Александр Невский

Александр Невский

Александр Невский
  • 9.00027
9.0/10 (182)1

Описание

Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новгородской республики с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году, уже после битвы со шведами на Неве в 1240 году (что позволило шире раскрыть в фильме «немецкую» тему). Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.

На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского...

Кадры из фильма

кадр из фильма Александр Невский - 1 кадр из фильма Александр Невский - 2 кадр из фильма Александр Невский - 3 кадр из фильма Александр Невский - 4 кадр из фильма Александр Невский - 5 кадр из фильма Александр Невский - 6 кадр из фильма Александр Невский - 7 кадр из фильма Александр Невский - 8 кадр из фильма Александр Невский - 9 кадр из фильма Александр Невский - 10

Рецензии фильма

Iksanier thumb

Сверхлегенда

― написал Iksanier

Эйзенштейн для любого студента ВУЗа, хоть сколько-нибудь связанного с кинематографом, является самым значительным режиссером всех времен и народов, талант которого признан тысячами специалистов и миллионами зрителей. Неудивительно, что И.В. когда-то решил поручить съемки самого масштабного на тот момент исторического фильма именно ему.

Однако как говаривал известный моралист Лабрюйер: "Жизнь героев обогатила историю, а история украсила подвиги героев". Впрочем, многие деятели на протяжении веков утверждали, что история является оружием, что ее можно менять по своему усмотрению. Эйзенштейн сумел этим воспользоваться, позволяя себе придерживаться той трактовки исторических событий, которую одобряли в СССР.

Художественная ценность картины не имеет никаких оснований для споров. Учитывая сложность работы с аппаратурой, монтажа, озвучивания, а также довольно сложные погодные условия (снимать зимнее кино летом сложновато), можно долго и нудно восхищаться мастерством Эйзенштейна, который сумел вложить в фильм столько эмоций и движения, что многие более поздние исторические картины блекнут на его фоне.

Батальные сцены цепляют своим накалом, а игра Черкассова выше всяких похвал. Более убедительного Невского и быть не может. Актерскую игру оценить сложно, ведь непонятно какими критериями необходимо руководствоваться. В то время подобная манера игры считалась канонической, эпоха тотального реализма в кино еще не наступила. Современный зритель, привыкший к другим стандартам, наверняка будет видеть явное переигрывание. Впрочем, актеры заставляют сопереживать - этого достаточно.

Нарекания связаны в основном с историческими неточностями, коих достаточно много. Упущения в деталях (возможно, сознательные), ведь в фильме Невский не крестится, а должен бы... С другой стороны рассматривать этот фильм в качестве исторической хроники неправильно, это, в первую очередь, художественный экзерсис Сергея Эйзенштейна. Историки еще долгое время будут спорить о том, какие потери были в том сражении, какие причины были у различных орденов и братств присоединятся к походу против Новгорода, кто выбирал место сражения и т.д. Споры историков со своей стороны никаким образом не должны сказываться на восприятии картины, как органичного художественного объекта.

В этом отношении "Александр Невский" - отличная картина. Музыка Прокофьева, игра Черкассова, режиссура Эйзенштейна, костюмы Елисеева сплелись в кино, которое будет интересным всегда. Да, этот фильм черно-белый (колоризацию считать не будем), а потому смотреть его не очень-то привычно, но ведь во многих домах на полках с блестящими, зачитанными Донцовыми, Пелевиными и Коэльо лежат запыленные Достоевские, Алигьери, Гоголи, которых можно показывать гостям, чтобы те оценили уровень образованности хозяина. Так и "Невский" может лежать рядом с "Гладиатором" Скотта.

Культурную ценность этого изыска кинематографа можно охарактеризовать так: это наследие, которое нужно беречь, которое нужно передавать своим детям. Требования правды никогда не результируют в нечто хорошее. Пусть историки продолжают писать "правдивую" историю, но где-нибудь в сторонке, там, где слышать их смогут желающие, а не все подряд. Фильмов о героическом русском народе, о богатырях, о смелости русского воина, которым восхищались Бисмарк, Наполеон, Чингисхан, о самопожертвовании, о необходимости единения в трудное время... Этих фильмов настолько мало, что корить картину Эйзенштейна за не самую точную трактовку исторических событий - преступление.

"Александр Невский" - это один из первых значимых исторических игровых фильмов в отечественном кинематографе. Это кино, которого МАЛО, кино, которому не хотят подражать современные кинодеятели, предпочитая снимать "Предстояние" и "Александр. Невская битва". Неужели мы хотим видеть в СВОЕЙ истории таких Александров?! Голубоглазых блондинистых метросексуалов с робким голосом?! Нет... Только ради того, чтобы в отечественной истории было меньше средневековых Питеров Паркеров, 10 из 10 одной из лучших работ Эйзенштейна!

Комментариев: 5 | Положительных отзывов: 9 | Отрицательных отзывов: 1
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 758356 thumb

    МосФильм

    Film326 Followers178 Comment18

    Классика Советского Кино. Мосфильм представляет...

    Теги: СССР, мосфильм, война, дружба, социальный, приключения, драма, любовь, семья, Исторический, классика, советское кино

    Обновила Julior @ около 7 лет назад.

  • # 1166769 thumb

    Знаменитые полководцы и флотоводцы

    Film193 Followers28 Comment27

    Мировая история – это цепь беспрерывных войн. В этих войнах проявили себя многие военачальники, как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни прославились своими победами, другие – поражениями. Фильмы о самых известных военачальниках входят в этот плейлист.

    Обновил Profess @ больше 1 года назад.

Комментарии к фильму (56)

777ap777
  • Киновед
  • Sun, 20 May 2012 00:55:02 +0400
Berserker1978 писал:

Забавственно... smile Напомню, что Руси тогда вообще-то как таковой не было, Новгородская республика ни Владимиру, ни Киеву не подчинялась и была, как сейчас модно говорить "суверенным государством". И как князь (читай - воевода) именно этого суверенного государства, Александр был великолепен - ордынцы в Новгородских землях таких безобразий, как на остальной территории Руси, не учинили, немцев, шведов и литовскую шваль еще на рубежах отбили. По поводу названного сына(на самом деле все-таки брата) Батыя - тут вообще все ясно. Оба полководцы талантливые, Батый Александра уважал, ибо было за что. Более того, и воинов Батый своему побратиму давал, и в Ледовом побоище легкая монгольская конница поучаствовала. И что из этого-то? Александр сохранил людей, земли... при чем же здесь "монгольская шавка"? Он, в отличие от иных московских князей, на русские земли монголов не водил.. И сына правильно воспитал, кстати говоря, ибо первым русским князем, разбившим ордынцев в чистом поле был именно Дмитрий Александрович, сын славного Александра Невского.
А про то, сколько Александр русского народу извел... примеры "изведения" можно? со ссылкой на источник? wink

Да, уважаемый, разница всЪе таки есть! Если так, то в моем понимании названый "брат" ВРАГА СЛАВЯН таки в 1000 раз хуже его названого "сына".

valdiiis
  • Зритель
  • Fri, 26 Oct 2012 19:01:52 +0400
Berserker1978 писал:

Ну да, ну да... и в Псков немцы так, случайно зашли... видать, псковичей, земли Ордена ограбивших, преследовали smile
Вообще-то, прежде чем делать столь смелые заявления, Вы хроники того времени бы почитали, что-ли... Не так сложно найти, в самом деле. И с удивлением увидите, что вырезать "бородатых еретиков" от мала до велика было не позором, а славным деянием истинного христианина, воина любого из орденов.
А вот пограничые схватки Александр тоже вел, действительно, только не с тевтонами, а с литовцами. Это не раз упоминается в летописях (в частности, в одном из таких походов русские разбили шесть ратей литовских князьков).
А фильм замечательный. Сильный во всех отношениях - от игры актеров до операторской работы. Отличная атмосфера, сильое звуковое сопровождение.
Да, в конце концов, батальные сцены (если уж кому-то экшн видеть охота)на порядок лучше, чем в отстойной поделке "Александр:Невская битва"...
В общем, спасибо огромное раздающему. 10 из 10

Да это лучшая батальная сцена наверно за всю историю кинематографа.

Zic7613

Отличный фильм!
Смотрится как театральная постановка.
Вставайте люди русские! На славный бой!
(Золотой торрент)
10 из 10

(Сталинская премия I степени в 1941 году; по опросу киноведов мира в 1978 году назван среди ста лучших фильмов.)

(Знаменитый эпизод с битвой на Чудском озере снимался в павильоне - в весенний период. Вместо льда был пенопласт.)
(Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.)
(В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма.)
(Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.)

(В 2013-2014 году ожидается выход цветной версии.)

ninanika
  • Киновед
  • Fri, 26 Sep 2014 17:20:18 +0400
antoniy22 писал:

Шикарный фильм!
Ледовое побоище в Узбекской ССР во время Великой Отечественной.. но как же здорово получилось!
Все, кто любит осуждать фильмы за исторические несоответствия и просто ляпы, - смотрите этот фильм и убейтесь. даже деревянные льды отличную картину никогда не испортят. это кино, искусство, а не сухая хроника.
Фильм прекрасен!

Полностью согласна, но кроме того, что фильм снят во время Великой Отечественной. Мой отец с друзьями принимал участие в съёмках битвы на этих льдинах (и льдины, действительно, были пенопластовые). Но было это далеко до войны. Хотя проще - просто посмотрите год выхода фильма на экран. 1938.))

antoniy22
  • Киновед
  • Fri, 26 Sep 2014 20:06:27 +0400
ninanika писал:

Полностью согласна, но кроме того, что фильм снят во время Великой Отечественной. Мой отец с друзьями принимал участие в съёмках битвы на этих льдинах (и льдины, действительно, были пенопластовые). Но было это далеко до войны. Хотя проще - просто посмотрите год выхода фильма на экран. 1938.))

имел в виду дату выхода фильма, а не дату его создания smile

Profess
  • Киновед
  • Sat, 07 Dec 2019 17:59:50 +0300

Хотелось бы посмотреть такое в цвете.
Начало очччень нединамичное, конец тоже. Это, наверное, самый длинный довоенный фильм.
Помню, смотрел в детстве, сейчас уже не трогает. Но вот батальные сцены на высшем уровне.
Кстати, берега озера на десятки метров от берега сейчас поросли травой, которая торчит изо льда. Этим можно объяснить про падения на траву из летописи.
Профиль берега изменился, где была битва, неизвестно. Да и участвовали ли в ней суммарно хотя бы 1000 человек, неясно.

Как один человек мог играть роли Билли Бонса, Паганеля и Александра невского, не говоря о многих других? Талантище!

Добавить комментарий