Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Дантон

Danton

Дантон (Danton)
  • 8.35381
8.4/10 (33)1

Описание

Жорж Жак Дантон, 26 октября 1759 — 5 апреля 1794, - один из отцов-основателей Первой французской республики, сопредседатель клуба кордельеров, министр юстиции времен Французской революции, первый председатель Комитета общественного спасения.
Со времени учреждения второго Комитета Общественного спасения (июль 1793) начинается переход власти, с одной стороны, к эбертистам (приверженцам Жака Рене Эбера, крайне левым среди якобинцев), с другой — к Робеспьеру. Дантон недостаточно противодействовал этому переходу, часто отсутствовал в Париже, слишком рассчитывал на свою популярность. Он не одобрял продолжения террора: его стали обвинять в излишней снисходительности.
После падения эбертистов влияние Робеспьера достигло апогея и 31 марта 1794 года Дантон и его друзья (Камилль Демулен, Эро де Сешель, Фабр д'Эглантин и др.) были арестованы по постановлению соединенных комитетов обществ спасения и общей безопасности. Эта мера была одобрена конвентом по докладу Сен-Жюста, составленному по наброскам Робеспьера.
Процесс с самого начала велся с нарушением всех формальностей, существенных для обвиняемых. Новым постановлением конвента по предложению Сен-Жюста обвиняемые были прямо поставлены вне обычных законов. Дантон и его друзья были осуждены и казнены на гильотине.
В 1891 г. парижский городской совет поставил Дантону статую.

Кадры из фильма

кадр из фильма Дантон (Danton) - 1 кадр из фильма Дантон (Danton) - 2 кадр из фильма Дантон (Danton) - 3 кадр из фильма Дантон (Danton) - 4 кадр из фильма Дантон (Danton) - 5

Рецензии фильма

Bars2009 thumb

Единственный на сей день фильм великого польского режиссера Анджея Вайды в нашей Кинокопилке! Мимо этого факта пройти невозможно. Впервые я видел его лет 25 тому назад, а теперь вот пересмотрел эту историческую драму и обнаружил неожиданную для меня, скрытую пружину интриги.

Картина польского режиссера о Великой французской революции по пьесе польской писательницы Станиславы Пшибышевской «Дело Дантона» была снята  в 1982 году  во Франции.  Сценарий Жан-Клода Карьера в соавторстве с Ангеншкой Холланд и самим режиссером значительно переставил акценты пьесы. У автора, ортодоксальной коммунистки и наркоманки, написавшей две революционных драмы в конце двадцатых годов, положительным героем был «неподкупный» гражданин Робеспьер. И мне кажется, что в образе фанатично преданной ему Элеоноры, квартирной хозяйки,  Вайда представил как бы саму пани-товарища Пшибышевскую. Но в фильме у Вайды этот аскетичный, идеальный герой, Максимилиан Робеспьер, получился пугающим монстром, а все симпатии автора на стороне жизнелюбивого заглавного героя.

Все критики того времени признавали, что  Вайда не мог не отразить в этой картине волновавшие его чувства и переживания о недавних событиях на родине – об установлении военного положения и о разгроме польской «Солидарности». Даже внешне два главных героя – Жорж-Жак Дантон и Максимилиан Робеспьер напоминают антагонистов тех недавних событий: электрика гданьской судоверфи Леха Валенсу и генерала Войцеха Ярузельского. Широкая натура и народный кумир  Дантон в размашистом и темпераментном исполнении популярного французского актера Жерара  Депардье и сухой, зажатый, этакий человек в футляре,  Робеспьер -  в очень сдержанном и строгом воплощении поляка  Войцеха Пшоняка.

Анджей Вайда после премьеры  объяснял, что ему хотелось показать в этом фильме некий контраст в понимании свободы и демократии европейцами Запада и Востока. И он это выразил определенно и точно:  в ролях друзей и сторонников Дантона - французские актеры, а приверженцев Робеспьера играют актеры польские. Даже в манере поведения, даже в глазах членов грозного Комитета общественного спасения мы замечаем столь знакомое нам выражение членов других, хорошо нам памятных чрезвычайных комитетов и комиссий.

Вот они - соратники диктатора Робеспьера. «Юноша бледный со взором горящим», «архангел террора» -  Луи Антуан Сен-Жюст (Богуслав Линда). Сифилитик с парализованными ногами в кресле на колесах – Жорж Кутон (Тадеуш Хук). Переметнувшийся из лагеря Дантона к Робеспьеру -  Франсуа Бурдон (Анджей Северин) и далее по списку: Кшиштоф Глобиш, Марианн Кочиняк, Ежи Трела, Эрвин Новачек. Комитет фанатиков революции заседает и торопливо зачищает своих потенциальных политических конкурентов.

После нескольких попыток  переманить Дантона на свою сторону Робеспьер, получивший диктаторские полномочия, принимает решение  о его аресте. Процесс с самого начала велся с нарушением всех формальностей. Постановлением Конвента по предложению Сент-Жюста Дантон и его друзья были поставлены вне обычных законов.

Сначала  Дантон был  смел и беспечен,  он надеялся на свою популярность. Ведь именно он призвал парижан на штурм Бастилии 14 июня 1789 года. Именно он считался создателем республики. Но именно он, министр юстиции Республики, запустил чудовищный механизм революционного террора.  Камилль Демулен, журналист и лучший пропагандист Революции, издатель газеты «Старый Кордельер», однокашник Робеспьера. Его играет Патрис Шеро, замечательный режиссер театра и кино, поставивший «Королеву Марго». Другие его товарищи по несчастью: офицер национальной гвардии Вестерман – Жак Виллере, Себастьян Лакруа – Ролан Бланш, Филиппо – Серж Мерлин.

На суде Конвента они надеются  убедительными  речами склонить революционную Фемиду в свою пользу. Протоколы заседания этого суда донесут до историков и до нас все эти знаменитые цитаты. «Революция, как Сатурн, пожирает своих детей!». Но надежда покинет арестованных, когда их переведут из тюрьмы Люксембургского дворца в Консьержери.  5 апреля 1794 года,16 жерминаля второго года Республики, связанных веревками осужденных повезут на телегах на широкую площадь Революции, ныне площадь Согласия. Символично, что фракция этих друзей-революционеров называлась клубом кордельеров, буквально - «связанные веревкой».

У Станиславы Пшибышевской была еще одна незаконченная пьеса – «Термидор». Сбудется пророчество Дантона, казненного в начале апреля 1794 года, в месяце жерминале и  в месяце термидоре, 9 августа того же года, свершится переворот.    На эшафот поднимутся его убийцы: Кутон, Сен-Жюст и Робеспьер. Даже память о двух главных деятелях революции во Франции и за ее пределами сохраняется  по-разному. Дантону городской совет Парижа поставил памятник на Больших бульварах, а прОклятый  французским народом Робеспьер сгинул  в общей безымянной могиле на бедном кладбище «Пик-Пюс».  Только в СССР, в Ленинграде, его именем была названа набережная.

Французы и поляки издавна испытывали интерес и симпатию друг к другу. Случалось, что французы становились  королями Речи Посполитой, а свергнутый польский король Станислав Лещинский, тесть Людовика XV, получил в управление Лотарингию. Во всех наполеоновских походах самыми верными союзниками были поляки. Адам Мицкевич и Фредерик Шопен больше половины своей жизни провели именно во Франции. Поэтому  сюжет из времен Великой революции, воплощенный польским художником, получился настолько органичным и актуальным в начале восьмидесятых годов ХХ века. Фильм получил премию «Сезар» за лучшую режиссуру и премию Луи Деллюка. Жерар Депардье  и  Войцех Пшоняк  разделили приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Монреале в 1983 году.

P. S.  Напоминаю, фильм снимался в 1982 году, но до чего же Робеспьер порой напоминает В.В. Путина!

Комментариев: 21 | Положительных отзывов: 16 | Отрицательных отзывов: 0
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 760934 thumb

    Remember!

    Film122 Followers25 Comment31

    По преданию, это слово произнес Карл I за секунду до смерти.
    Плейлист посвящен монархам, президентам, премьер-министрам и канцлерам, которые были казнены по приговору суда, или убиты в результате покушения, а также покушениям, которые не достигли своей цели, но стали широко известны.

    Обновил Profess @ больше 1 года назад.

Комментарии к фильму (29)

БетменБой
  • Зритель
  • Sat, 11 Sep 2010 19:11:45 +0400

понятно razz

pontikapej
  • Новичок
  • Sun, 24 Oct 2010 20:51:13 +0400

для меня кино без большой интриги, затянутый, вне контекста всех событий ВФР вообще непонятно, хорошо это или плохо, казнь Дантона со товарищи. В свое время эти деятели аристократов ох как казнили. к примеру - одни члены аль-Кайды расстреляли других членов аль-Кайды за какие то там проступки. Хорошо это ил плохо? кино про это стоит снимать?

Barno
  • Зритель
  • Tue, 29 Mar 2011 01:49:09 +0400
pontikapej писал:

для меня кино без большой интриги, затянутый, вне контекста всех событий ВФР вообще непонятно, хорошо это или плохо, казнь Дантона со товарищи. В свое время эти деятели аристократов ох как казнили. к примеру - одни члены аль-Кайды расстреляли других членов аль-Кайды за какие то там проступки. Хорошо это ил плохо? кино про это стоит снимать?

Мне кажется не стоит сравнивать полуграмотных (во всех смыслах этого слова)участников аль-Каеды, с политическими деятелями Французской еволюции.

pontikapej
  • Новичок
  • Sat, 16 Apr 2011 01:10:25 +0400
Barno писал:

Мне кажется не стоит сравнивать полуграмотных (во всех смыслах этого слова)участников аль-Каеды, с политическими деятелями Французской еволюции.

откуда такие исчерпывающие сведения об образовательном уровне членов АЛЬ-Кайды? "В 1979 году Усама бин Ладен закончил факультет экономики и менеджмента университета имени короля Абдель Азиза в Джидде." недоучка? "После гибели в авиакатастрофе отца в 1967 году Усама стал одним из распорядителей «Саудовской группы бин Ладена» (СГЛ), имеющей на Ближнем Востоке то же значение, что и «Стандарт-Ойл», «Шелл» или «Шеврон». СГЛ, прибавившая с тех пор обороты с $1,5 — 2 до $7 – 10 млрд в год, ныне[уточнить] контролирует от 17 до 48 процентов весьма благополучной саудовской экономики" - совсем неграмотный?

pontikapej
  • Новичок
  • Sat, 16 Apr 2011 01:12:52 +0400
Barno писал:

Мне кажется не стоит сравнивать полуграмотных (во всех смыслах этого слова)участников аль-Каеды, с политическими деятелями Французской еволюции.

и те и другие - убийцы, и без разницы - полуграмотные они или шибко грамотные

Barno
  • Зритель
  • Sat, 16 Apr 2011 02:10:04 +0400
pontikapej писал:

откуда такие исчерпывающие сведения об образовательном уровне членов АЛЬ-Кайды? "В 1979 году Усама бин Ладен закончил факультет экономики и менеджмента университета имени короля Абдель Азиза в Джидде." недоучка? "После гибели в авиакатастрофе отца в 1967 году Усама стал одним из распорядителей «Саудовской группы бин Ладена» (СГЛ), имеющей на Ближнем Востоке то же значение, что и «Стандарт-Ойл», «Шелл» или «Шеврон». СГЛ, прибавившая с тех пор обороты с $1,5 — 2 до $7 – 10 млрд в год, ныне[уточнить] контролирует от 17 до 48 процентов весьма благополучной саудовской экономики" - совсем неграмотный?

Если бы я имела ввиду Бенни, то я бы так и сказала, но я говорила именно о членах, которые слепо идут на смерть... Кто за наркоту, а кто из-за промытых мозгов. Еще раз покапайтесь в своих источниках, и найдите хоть одного грамотного шахида. wink
В законодательстве существует такой пункт, как мотив убийства. Это раз. Во-вторых, Революционеры убивали тех, кто противостоял им. А Аль-Каеда? Торговые центры и станции метро, где кучу невинных людей? Не стоит их сравнивать... Французская Революция так или иначе принесла и много хорошего Франции, а что конкретно хорошего приносит Аль-Каеда?

Barno
  • Зритель
  • Sat, 16 Apr 2011 02:13:22 +0400
pontikapej писал:

откуда такие исчерпывающие сведения об образовательном уровне членов АЛЬ-Кайды? "В 1979 году Усама бин Ладен закончил факультет экономики и менеджмента университета имени короля Абдель Азиза в Джидде." недоучка? "После гибели в авиакатастрофе отца в 1967 году Усама стал одним из распорядителей «Саудовской группы бин Ладена» (СГЛ), имеющей на Ближнем Востоке то же значение, что и «Стандарт-Ойл», «Шелл» или «Шеврон». СГЛ, прибавившая с тех пор обороты с $1,5 — 2 до $7 – 10 млрд в год, ныне[уточнить] контролирует от 17 до 48 процентов весьма благополучной саудовской экономики" - совсем неграмотный?

То что он окончил факультет Менеджмента это понятно (да и то есть кое какие сомнения учитывая то как получают степень в этих странах люди с деньгами), только не понятно то, как то, что его отец умер и оставил ему наследство делает его грамотным?? И потом, как я сказала выше, речь была не о нем.

pontikapej
  • Новичок
  • Tue, 19 Apr 2011 10:32:29 +0400

"Во-вторых, Революционеры убивали тех, кто противостоял им" -в том числе и друг друга. гильотина грозила за обращение друг к другу "мадам-мусье" а не введенного "ситуайен". т.е. по вашемуубивать тех кто противостоит тебе - нормально? в том числе женщин и детей.

"Революция так или иначе принесла и много хорошего Франции" например наполеоновское нашествие на Россию. вы небось до сих пор в себя прийти от счастья не можете. сожженная до тла москва - как это мило! один из мелких эксцессов такой прогрессивной революции. конечно преступления аль-кайды куда более кровавые чем двадцатилетние наполеоновские войны в европе. по вашей логике так вполне можно сказать что "Национал-социализм так или иначе принесла и много хорошего Германии" -экономический подъем,благосостояние, объединение немецких земель

Barno
  • Зритель
  • Tue, 19 Apr 2011 13:45:47 +0400
pontikapej писал:

"Во-вторых, Революционеры убивали тех, кто противостоял им" -в том числе и друг друга. гильотина грозила за обращение друг к другу "мадам-мусье" а не введенного "ситуайен". т.е. по вашемуубивать тех кто противостоит тебе - нормально? в том числе женщин и детей.

"Революция так или иначе принесла и много хорошего Франции" например наполеоновское нашествие на Россию. вы небось до сих пор в себя прийти от счастья не можете. сожженная до тла москва - как это мило! один из мелких эксцессов такой прогрессивной революции. конечно преступления аль-кайды куда более кровавые чем двадцатилетние наполеоновские войны в европе. по вашей логике так вполне можно сказать что "Национал-социализм так или иначе принесла и много хорошего Германии" -экономический подъем,благосостояние, объединение немецких земель

И мы не говорим о том, что нормально для меня (по моему мнению слово "нормально" вообще явл. относительным применительно к человеку). Мы обсуждаем разницу в целях Аль-Каеды и Французких революционеров. И потом откуда вы взяли что на Гильотину отправляли детей? Это было не выгодно хотя бы потому что они были будущими солдатами. Советую хорошенько изучить историю французской революции, если собираетесь продолжать дискутировать на тему. smile И причем тут нападение на Россию? По-моему учитывая то, что мы ранее рассматривали две по вашему террористические организации мы должны были смотреть с позиции самих французов, а не с вашей псевдо-русско-патреотической т.з. Мне просто иногда смешно насколько некоторые представители России матушки любую тему в итоге перетягивают на себя и обвиняют всех и вся в нападении. smile
Но вы правы идти на Москву было очень глупо со стороны Наполеона при тогдашнем его положении. Стратегически не оправдано. wink

pontikapej
  • Новичок
  • Tue, 19 Apr 2011 22:59:34 +0400
Barno писал:

И мы не говорим о том, что нормально для меня (по моему мнению слово "нормально" вообще явл. относительным применительно к человеку). Мы обсуждаем разницу в целях Аль-Каеды и Французких революционеров. И потом откуда вы взяли что на Гильотину отправляли детей? Это было не выгодно хотя бы потому что они были будущими солдатами. Советую хорошенько изучить историю французской революции, если собираетесь продолжать дискутировать на тему. smile И причем тут нападение на Россию? По-моему учитывая то, что мы ранее рассматривали две по вашему террористические организации мы должны были смотреть с позиции самих французов, а не с вашей псевдо-русско-патреотической т.з. Мне просто иногда смешно насколько некоторые представители России матушки любую тему в итоге перетягивают на себя и обвиняют всех и вся в нападении. smile
Но вы правы идти на Москву было очень глупо со стороны Наполеона при тогдашнем его положении. Стратегически не оправдано. wink

аль кайда менее кровавая по сравнению с деятелями ВФР (жертв меньше в разы), действует в реалиях исламской цивилизации, которая младше христианской на 7 веков, соответственно развитие исламской теологии идентично христианству времен пятнадцатого (может 16) века (костры инквизиции, варфоломеевская ночь, религиозные межусобицы). не сравнивайте учеников вольтера и дидро конца 18 века (и их масштабные кровавые делишки) с неучами(по вашему) из алькайды, которые всего навсегов меру своей фантазии противостоят американскому милитаристскому глобализму. нацисты в 41-44 тоже партизан называли бандитами, как и британские колонизаторы - сипаев. революционеры франции 18 века - банда убийц, и кому это еще не понятно - или голову под гильотину,или снова - в первый класс сельской ЦПШ. так можно договориться до того, что ленины-сталины -хорошие парни

Добавить комментарий