Не могу не сказать несколько добрых слов о фильме "Моонзунд".
Это экранизация одного из "военно-морских" романов Пикуля. Не знаю, чем обусловлена тяжелейшая гнетущая атмосфера этого пласта творчества писателя... Может тем, что его юность прошла в суровые годы Великой Отечественной (юнгой он участвовал в боевых действиях). А отец, тоже военный моряк, погиб в 42-м в Сталинграде...
А может депрессивность и безысходность именно этого романа связана со смутным временем описываемых событий...
Я никогда не променяю этот фильм с игрушечными корабликами в луже на тысячу "АдмиралЪов" с компьютерными спецэффектами:
- Из-за идей и посылов, которые он несет, вопросов, которые поднимает. Что такое патриотизм? Каким он должен быть? Как долг соотносится с совестью? Где грань между ответственностью перед Родиной и ответственностью перед собой? Какая она, СПРАВЕДЛИВОСТЬ? В фильме вы не найдете "хороших" и "плохих" и моралей на блюдечке. Но вы задумаетесь, зададитесь вопросами.
- Из-за оценки истории. Революция - хорошо это, или плохо для Родины? Нет правого и неправого в спорах дворянина старлея Артеньева и матроса-большевика Семенчука. Два совершенно разных человека окажутся в одном окопе. У одной "стенки". Почему? Кстати, уверен - такие люди, как Артеньеви Семенчук есть, были и будут. "На таких мир стоит" (с) из фильма.
- Из-за честности и реалистичности. Как и в жизни, здесь есть место всему: мужеству и трусости, долгу и предательству. Одна из сильнейших сцен (каких в фильме множество) - когда командир минного заградителя унизительно ПРОСИТ свою команду выйти в море на боевое задание. На войне это выглядит дико и страшно. Наверно у демократии все же должны быть границы... А еще лицемерие: предатель фон Кнюппфер (Караченцев) корит Артеньева (Меньшиков) о загубленных невинных людях. Напоминает современных "либеральных" переписывателей истории.
- Из-за игры актеров. Сильные актеры (Меньшиков, Караченцев, Гостюхин, Евстигнеев). Играют неброско и СИЛЬНО. Нет ощущения, что пафосный голос в трейлере произнесет эти фамилии так, как сейчас в каждом втором фильме приелись Куценко, Хабенский и проч.
- Из-за музыки. Классические композиции Стравинского, Франка, Пендерецкого вкупе с романсами Георгия Иванова в исполнении Олега Меньшикова окрашивают фильм в мрачные, но реалистичные тона, адекватные для смутного времени 1916-17 г в России.
Еще есть романтическая сюжетная линия. Она немного выпадает из общей структуры фильма, но и не притянута за уши, как в том же "АдмиралЪ" и "Первый после Бога".
Сильнейший фильм перестроечного периода. Незаслуженно недооцененный и не очень (как я смею предполагать) популярный умассового зрителя.
Чарующая иллюзия, волшебные сказки или правдивые истории, где всё как в жизни, только чуть-чуть красивее… Дополнения приветствуются, но автор оставляет за собой право на личные эстетические предпочтения)
Для тех кто думает что та тут не так?
Для тех кто хочет проснуться?
Спасибо)))
ПРосто шедевр!!!!
Отличнейшее кино!
"...Отныне прошу не говорить, что этот тип кораблей нам не знаком; мы теперь им знаем цену."
"Бой длился 17 минут. Повреждений нет, убитых нет, легко раненых двое, расход снарядов 23..."
Вот так и воевать надо!
Достойная смена морякам адмирала Ушакова Фёдора Фёдоровича!
БЛАГОРОДСТВО, ЧЕСТЬ, МУЖЕСТВО - качества моряков России!
Искренняя благодарность за фильм, Василий Василич!
Очень хороший фильм про очень важные и главные качества человека и офицера!
Смотрел его в далёком детстве. Позже читал книгу. Фильм заслуживает особого внимания по трём причинам: затронута тема 1й мировой войны, что встречается не часто, а в российском кино - и того реже, во-вторых, в этом фильм описывается непростое для России время, когда Российскаи мперия, будучи на пике своего могущества, быстро приближалась к закату, и, наконец, в третьих, это наше кино про нашу историю (на фоне современных безрезультатных потуг отечественного кинематографа родить что-то смотрибельное, этот фильм, безусловно, выглядит шедеврально).
Моё впечатление противоречиво. Сыграли хорошо, сняли весомо, составлена ясная, доходчивая атмосфера.
С другой же стороны сама тема чрезвычайно долга и депрессивна. Показывают много такого, отчего мне как русскому стыдно. Ведь отвратительно натурально. Не правду ли показывают - как было, а в чём-то и сейчас, вот прямо сегодня есть? Пробирает, погано становится на душе. Настроение примерно как в фильме "Адмиралъ" про Колчака. Впрочем, это характерно для фильмов о революции, снятых из перспективы царских офицеров. Для поднятия настроения не рекомендую.
P. S. А адмирала Ушакова, Феодор, я тоже глубочайше уважаю. Как он тогда всем навешал!.. И вообще жил достойно. Уверен, было бы побольше таких, как он, не было бы и всего того, о чём фильм.
Прекрасный фильм о нашей истории без "ура-патриотизма" или, наоборот, принижения заслуг людей, которые, переживая нелегкие для страны времена, не теряют мужества и поступки которых продиктованы понятиями чести и совести. Не смотря на откровенно гнетущую атмосферу, безусловно важный для меня, лично, фильм!
Сняли четко по книге Пикуля и это радует. Фильм класс !!!
Смотрел его в далёком детстве. Позже читал книгу. Фильм заслуживает особого внимания по трём причинам: затронута тема 1й мировой войны, что встречается не часто, а в российском кино - и того реже, во-вторых, в этом фильм описывается непростое для России время, когда Российскаи мперия, будучи на пике своего могущества, быстро приближалась к закату, и, наконец, в третьих, это наше кино про нашу историю (на фоне современных безрезультатных потуг отечественного кинематографа родить что-то смотрибельное, этот фильм, безусловно, выглядит шедеврально).
Фильм действительно неплохой, но совсем не про историю. Как и везде у Пикуля - это художественный вымысел, несомненно талантливый, но абсолютно не историчный. Ну и лично мне еще не нравится очень вольное его обращение с героями книжек. Уж очень Пикуль любил закидать какашками вполне реальных людей. В частности, в этой книжке например - Кнюпфер (ничего он не сдавал и к немцам не перебегал, и обороной командовал вполне нормально), Фон Ден (не сдавал он корабль немцам, и не стрелялся)и многих других. Зачем? Непонятно. Тем более, что первоисточники то читал - и документы из ВМ архива, и есс-но книжку самого Бартенева "На Цереле" (в фильме и у Пикуля - Артеньев. Тоже не ясно - зачем изменил фамилию глав.героя и оставил реальные фамилии тех же Дена и Кнюпфера).
Так что историю "по Пикулю" лучше не изучать.