Режиссёр: Андрей Тарковский
Актеры: Лаура Де Марчини, Раффаель Ди Марио, Ливио Галасси
«Мы живем в очень трудное время. Многие из нас не считают необходимым быть последовательно ответственным. Тому имеются различные причины, например, отсутствие идеалов или просто-напросто сугубая устремленность к полезному материальному. Как ни парадоксально, и общество, и общественное мнение занимают довольно сдержанную позицию в отношении действительной и последовательной добросовестности. Но когда люди перестают действовать в соответствии со своей совестью, то верх берет чувство недостаточности и разочарования».
Во многих обсуждениях можно встретить мнение, что «Ностальгия» - это возмездие, крик режиссера обратно в Советский Союз, заглотивший, как огромный Левиафан, и семью, и дом, и Родину российского гения. Но… Пускай это и только мое мнение, но Тарковский как режиссер творил на несколько иных тональностях. Не на людских, но на абстрактных, всечеловеческих. Не в системе координат человека, но в масштабе Человека, творца, жертвующего и отдающего. Отсюда – проникновенность, философичность «Ностальгии».
По моему глубокому убеждению, «Ностальгия» - это молитва, вознесение, жертвенность, с присущей им захлестывающей болью и тоской. «Ностальгия» отдается зрителю с какой-то растерянностью, неловкостью образов и несвойственной даже Тарковскому скупостью кадра. Центральное ощущение – болезнь, надлом, катастрофа. Ощущение одного невообразимого пепелища с утопающими в нем отблесками былых величественных конструкций. Страшная бездна, обрывающая все устремления и установки. Туман, без надежды на дрожащее лучистое марево солнца.
Думаю, ни для кого не секрет, почему изломанная и израненная судьба Андрея так резко и целенаправленно вырвана из светлых и ярких контекстов и выброшена прямо в темную тягучую бездну чужого. Нет – бестолкового и незнакомого. Тоскана, Рим, сама Италия представлена режиссером не как обыкновенная декорация, но как блеклое и туманное царство. Как одна огромная аллегоричная глыба, архетип чужеродного дома, неизбежность которого разрушает и мучает. И теперь я хочу задать вопрос: к каким выводам нас должна подтолкнуть судьба крепостного музыканта Сосновского, которую, как потрескавшаяся от времени и пыли матрешка, заключила в себе «Ностальгия»? А таинственной иностранки, сжегшей дом хозяев из невыносимой тоски по Родине? А вся чуждая российскому зрителю образность ритуалов в женском монастыре Мадонны дель Порта где-то в глубинах тосканских туманов? А самые последние минуты хронометража «Ностальгии»? Все это – не просто судьба режиссера. Это трагедия глубинных, стрежневых человеческих идолов и веры, рожденной и перманентно рождаемой ими. Веры, дарящей окрыленность и крылья, бесполезные и бессмысленные внутри границ государств и национальностей и в клетке непонимания и предубеждений.
«Я хотел рассказать о русской форме ностальгии — о том типичном для нашей нации состоянии души, которое охватывает нас, русских, когда мы находимся вдали от родины. В этом я видел — если хотите — свой патриотический долг, так, как я его сам ощущаю и понимаю. Я хотел рассказать о похожей на судьбу связи русских со своими национальными корнями, со своим прошлым и своей культурой, своей землей, друзьями и родными, о той глубинной связи, от которой они не могут отрешиться всю свою жизнь — куда бы ни забросила их судьба...»
Но, как и говорилось ранее, для Тарковского кинематограф – это не просто способ самовыражения. Это глубоко духовный и нравственный процесс. И потому, во многом сама замерзшая и застывшая атмосфера «Ностальгии», исполненная не кадром, но кистью, сама тоска, перерастающая в болезнь – это не конечный результат, но инструмент. Инструмент режиссера по донесению конкретного философичного процесса. Мысли. Идеи, масштабной и эпичной. Идеи о том, что жертвенность ради человечества – это кульминация человеческой духовности, а ее продукт - уверование - конечная точка отчета. Потолок. Триумф. Спасение мира и единение с ним. И это одинокое, скомканное и закрытое для поверхностного зрителя паломничество Янковского со свечой – это даже не верхушка грандиозного айсберга-«Ностальгии» и даже не его едва поступающие контуры, утопающие в размытом горизонте, это призрак, мираж, игра света в ледяных толщах. На самом деле, поистине сизифовское движение Янковского есть не что иное, как триумф режиссерской мысли. Торжественное, апеллирующее к Богу и всему человечеству шествие. Крестный ход. Одушевление и наполнение. Ведь чтобы понимать Тарковского, нужно не просто смотреть или резонировать, нужно сосуществовать с режиссером на одном духовном устремлении, улавливая каждый смыслообразующий виток его работы. А этих самых витков в «Ностальгии» - через край. Застрявший во времени и пространстве велосипед безумца-Доменико, воробьиная стайка, выскальзывающих из-под одежд матери-Богородицы, бессмертные старухи и старики, бессмысленно качающиеся в водах римского тумана. И, наконец – жертва, невыносимая и калечащая, горящая и сгорающая в речах Доменико и ломкой и крохотной свече Янковского, но задыхающаяся от холода в пустых и мерзлых глазах толп и масс людских.
«Нужно чтобы наш мозг, загаженный цивилизацией, школьной рутиной, страховкой, снова отозвался на гудение насекомых! Надо, чтобы наши глаза, уши, все мы напитались тем, что лежит у истоков великой мечты! Кто-то должен воскликнуть, что мы построим пирамиды! Не важно, если потом мы их не построим…Если вы хотите, чтобы жизнь не пресеклась, мы должны смешаться между собой, так называемые здоровые и так называемые больные… Только так называемые здоровые люди довели мир до грани катастрофы».
Но... Стоит ли спасать этот мир? Стоит, без промедления отвечает Тарковский. В этой победе весь смысл. Зерно всечеловеческого бытия. А больше - некому.
Все это облачено режиссером в туман и воду, тьму и безумие, аллегоричность и надрыв… Ибо для Тарковского как режиссера важна не проницательность, а проникновенность его творений. Проникновенность сквозь эстетические толщи восприятия к самым фибрам и глубинным установкам. Все это пронизывает и последнюю работу режиссера – «Жертвоприношение» - но, возможно даже, не так ярко, как «Ностальгию».
«Сталкер», «Зеркало», «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Жертвоприношение», «Ностальгия» - титаны Тарковского. Возможно, дальнейшее мое суждение несколько преломилось в трепетно-восхищенном моем отношении к самой фигуре режиссера, но все же, на мой взгляд, весь гений, заключенный в его работах, имеет общее зерно. Четкую направленность и ориентированность. Ориентированность не на диагностику, но на разрешение определенных нравственных сверхзадач. Атрофированность веры, инертность масс к чуду, а у отдельного индивидуума – стремление к мизерному и материальному. Болезнь, трансформирующаяся в способ существовать. И с каждым фильмом режиссер, подобно мифологическим Данаидам, все льет и хлещет, иногда - через край, сквозь слезы и копоть не замечая прорвы в сосудах и, возможно, бессмысленно и безнадежно, ждет, когда мы сможем откликнуться. Но именно поэтому, по моему глубокому убеждению, Тарковский, апеллирующий с мукой и болью к божественному и сакральному в человеке - отнюдь не тлеющая свеча прошедшего. Это сливающиеся со всечеловеческим рассветом пламя и искры маяка далекого будущего.
Дорогие ценители кино, как искусства, кто рыскает в просторах Интернета в поисках редкого шедевра, надеюсь вам придется по вкусу эта подборка! Приятного просмотра, новых впечатлений и, конечно, долгих размышлений.
Гениальные артисты, лучшие режиссеры, родной язык. Отдых для души.
это Тарковский, какие тут могут быть комменты.
Давно хотел посмотреть этот фильм, немог найти...
ребята, я этот киношедевр не понял. очень уж ностальгично...
ребята, я этот киношедевр не понял. очень уж ностальгично...
бывает... вобщем-то далеко не под любое настроение... не поймал настрой - не прочувствовал
ps
лично меня отдельно "картинка" очень вдохновила - черезвычайно фотографично... что не сцена, так делай стопкадр, печатай и в рамку
Давно хотел посмотреть этот фильм, немог найти...
Так искал
Прекрасный фильм....
Завораживает...
Янковский со свечей бесподобен...
Тем кто любит философское кино рекомендую)
ребята, я этот киношедевр не понял. очень уж ностальгично...
нужно уехать далеко от того места, без которого ты не можешь обойтись...
или представить себе, что есть такое место...
или место - это человек...
символизм здесь преобладает
но, как верно заметили, поймать настроение фильма сложновато.
мне повезло.
Любопытно.
Я бы не стала писать, что СССР участвовал в создании "Ностальгии". Питала Тарковского Родина, а не СССР, которое угробило его, а во время работы над Рублевым и вовсе сделала из него посмешище. В 30 лет был уже глубоким стариком...
Я прошу... Нет, все же требую оставить среди стран-разработчиков только Италию. Антониони с Феллини составили ему более приятную компанию, нежели бесконечные поправки и неугомонная цензура
Любопытно.
Я бы не стала писать, что СССР участвовал в создании "Ностальгии". Питала Тарковского Родина, а не СССР, которое угробило его, а во время работы над Рублевым и вовсе сделала из него посмешище. В 30 лет был уже глубоким стариком...
Я прошу... Нет, все же требую оставить среди стран-разработчиков только Италию. Антониони с Феллини составили ему более приятную компанию, нежели бесконечные поправки и неугомонная цензура
про приятность компании это конечно хорошо, но всё же официально за фильмом числится две страны... так что пусть уж стоят (=
Любопытно.
Я бы не стала писать, что СССР участвовал в создании "Ностальгии". Питала Тарковского Родина, а не СССР, которое угробило его, а во время работы над Рублевым и вовсе сделала из него посмешище. В 30 лет был уже глубоким стариком...
Я прошу... Нет, все же требую оставить среди стран-разработчиков только Италию. Антониони с Феллини составили ему более приятную компанию, нежели бесконечные поправки и неугомонная цензура
Бред. Родился он в дореволюционной России? Воспитывался в Царскосельском лицее? Не поддавайтесь псевдодерьмократическим лозунгам. СССР это не плохо, это не хорошо - это Империя. Та Империя, что запустила первый спутник, лидировала в области медицины, высоких технологий. Как Империя, т.е. особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории, может гробить личность художника? Это делают люди, вполне конкретные, всем известные.
Требует еще что-то...