На афише название фильма по-французски: LА МỐМЕ – Малышка. Биография певицы и человека известного и памятного далеко за пределами Франции. Режиссер и автор сценария - Оливье Даан. Довольно причудливая композиция, составленная из эпизодов жизни Эдит Пиаф. Отрывки прихотливо перемешаны, и те зрители, которым вовсе неведома драматическая, короткая и яркая жизнь самой великой певицы Франции ХХ века, вынуждены будут разгадывать этот кроссворд. Я попытаюсь им помочь – расположить в хронологическом порядке фрагменты мозаики.
Молодая актриса Марион Котийар самоотверженно решилась на рискованную авантюру – воплотить на экране образ этой великой маленькой женщины, голос которой вызывал всеобщий восторг, но поступки порой шокировали своей безрассудностью. Красивая и обаятельная актриса перевоплощается в трясущуюся старуху, почти мумию. Портретный грим Эдит последних лет ее жизни занимал несколько часов. В 2008 году она собрала огромный букет престижных премий за лучшее исполнение женской роли: премия Оскар, премия BAFTA, премия Сезар, премия Золотой глобус, премия Люмьер.
В той среде, откуда вышла Эдит Пиаф, были распространены клички и прозвища. Особенный язык – парижское арго. Эдит Джованна Гассьон - дочь циркового акробата и уличной певицы. Алкоголичка-мать ее бросила в раннем детстве. Отец, приехав на побывку с фронта Первой мировой, отвез ребенка в Нормандию, к своей матери. Мадам Гассьон, бабушка Эдит, содержала там… публичный дом. Среди тамошних les filles de joi (веселых девиц) прошло все ее детство. Около шести лет девочка потеряла зрение. В 1921 году бабушка с внучкой совершили паломничество в Лизьё, к могиле Святой Терезы. Чудо свершилось – Эдит прозрела.
Отец после войны странствовал в труппе бродячего цирка, потом вместе с дочерью выступал на улицах парижского района Бельвиль. С девяти лет начала петь на улицах и Эдит. Юность прошла в тесных контактах с местной уличной шпаной. Алкоголь, беспорядочные связи. К двадцати годам она уже успела родить и похоронить ребенка. И вот тогда ее песню на углу улицы услышал Луи Лепле – хозяин кабаре «Жернис». Играющий эту роль в фильме Жерар Депардье своим звездным статусом как бы подсказывает зрителю, что эта встреча предвещает никому не известной девушке мировую славу. Именно Луи Лепле окрестит ее новым прозвищем – Малышка Пиаф. La Mổme Piaf. Маленькая птичка – воробышек. Соловей – тоже весьма неказистая птица. Однако это щуплое существо обладало голосом, в котором рокотали раскаты грома.
Он научил ее работать с аккомпаниатором, отбирать и режиссировать песни, и она начала выступать у него в кабаре на Елисейских полях. Вскоре Пиаф уже пела на сводном концерте в цирке «Медрано» с такими звездами как Мари Дюба, Мистингет и Морис Шевалье. Появились первые отзывы в прессе, появились первые поклонники, но таинственное убийство Луи Лепле в собственном кабинете бросило и на нее тень подозрения. У нее было много знакомых в уголовном мире. Нищее темное прошлое всю жизнь будет напоминать о себе.
Теперь Раймон Ассо – поэт и Маргерит Моно – композитор пишут песни специально для нее и много репетируют, создавая неповторимый образ и манеру исполнения. Каждая песня становится коротким спектаклем. Эдит Пиаф (с конца 30-х годов она выступает под этим именем) завоевывает с помощью пластинок и радио всю Францию. Ее, необразованную плебейку, принимают в свой круг самые знаменитые деятели культуры тогдашней Франции: писатели, драматурги, кинематографисты и музыканты.
В 1940 году закончилась «странная война» во Франции. На этот период приходится и пик славы Эдит Пиаф. Париж оккупирован немцами. Но жизнь продолжалась. Концерты, спектакли, выставки шли своим чередом. На киностудиях снимали новые фильмы с новыми звездами: Жан Габен, Жерар Филипп, Жан Марэ. Своеобразный вклад в историю антифашистского сопротивления внесла в годы войны и Эдит Пиаф. Она давала концерты в лагерях для военнопленных французов. После концерта просила сделать фотографию на память вместе с заключенными. Потом в Париже с негатива этой фотографии печатали сотни маленьких фото для поддельных документов. Очень многие, таким образом, смогли бежать из этих концлагерей и после войны приходили на ее концерты с цветами и словами благодарности.
Трудное детство и дурная наследственность давали о себе знать хронической тягой к алкоголю, а затем и к наркотикам. Две автокатастрофы, после которых ей вкалывали морфий, привели к тяжелой наркотической зависимости. Судьба не щадила Эдит. Но больше всего она страдала от своих потерь на любовном фронте. Только влюбленность наполняла такой страстью ее песни. Мужчины, которых она любила, пользовались ее щедростью, а потом безжалостно бросали.
В фильме показан ее самый знаменитый и трагический роман с боксером Марселем Серданом. Она - на гастролях в Америке, он готовится к матчу чемпионата по боксу. Они встретились просто, как два француза в Нью-Йорке, и вспыхнула яркая и светлая любовь. «Я в объятиях его/ Не помню ничего/ Вся жизнь - в розовом свете!..» Эдит понимала, что Марсель не уйдет ради нее из семьи, от троих детей. Она так ждала его прилета из Франции, но самолет потерпел катастрофу где-то над океаном. Сама Пиаф не сочиняла песен, но исполняла их так, будто это крик и плач ее собственной души.
Она сама, поднявшаяся на музыкальный Олимп из низов, помогала многим начинающим молодым артистам: Иву Монтану, группе Компаньон де ла шансон. Шарль Азнавур, Жорж Мустаки в знак признательности дарили ей свои новые песни. Ее последний концерт в Мюзик-холле «Олимпия» состоялся в начале 1963 года. На сцену ее вывели, поддерживая под руки, но с первыми аккордами оркестра она словно ожила, и голос звучал потрясающе. Кстати, для фильма вокальные партии звучат в исполнении Жиль Эгро.
В октябре 1963 года почти 50 000 парижан провожали свою любимую Эдит Пиаф в последний путь на кладбище Пер Лашез.
Сложно построенная структура картины в какой-то степени отражает запутанную и пеструю линию жизни несчастной женщины и великой артистки. «Жизнь в розовом свете» - наименее удачное название для показа в русском прокате. По-моему, гораздо больше подошло бы название одной из ее последних песен – «Non, je ne regrette rien», «Нет, не грущу ни о чем», которая звучит в финале фильма.
…Я бросаю в костер
Всё, чем прежде жила,
Теперь радости – сор,
А печали – зола!
Угли старых страстей –
Пусть их примет земля!
Всё забыть поскорей!
Начинаю с нуля!
Нет, ни о чем,
Нет, не грущу ни о чем!
Ни добра и ни зла
Мне не жаль –
Пусть уносятся вдаль!
Нет, ни о чем,
Нет, не грущу ни о чем!
Ведь и жизнь,
И любовь
Здесь, с тобой
Начинаю я вновь!
(переводы песен И. Олеховой)
«Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она — твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна».
И вот, пришел год 2005. На стыке эпох, где-то там, в далеких просторах ноосферы родилась Идея. Идея, без преувеличений и каких-либо прикрас, была французская. Идея долго блуждала по планете, ища подходящую кандидатуру на ее осуществление, и тут, витая над панорамами Парижа, она заметила одного человека. Этот человек – француз, режиссер и режиссер не больно-таки известный. Но именно в нем Идея нашла преданность самой себе и именно его сознание она и посетила.
Человека, волочащегося по узким и уютным улочкам французской столицы, внезапно осенило. Он оглянулся на опрятные и скоротечные панорамы Парижа и разглядел в нем очертания той самой романтики от начала до середины прошлого столетия, романтики невероятно живой, уютной… Вот ожили старые лавочки, засуетились в них продавцы-покупатели; куда-то затеяли путешествие маленькие тележки, набитые где соломой, где мешками, где спящими и мирно посапывающими детьми… Но что-то мешало тому человеку погрузиться полностью в те времена, полностью ощутить тот вкус и дух старушки-Франции. Ему захотелось слышать атмосферу старого Парижа. Человек встал и прислушался к сердце, ибо оно напевало что-то совсем знакомое… «Quand il me prend dans ses bras» (Когда он меня обнимает)… Слова приходили сами, не останавливаясь, будто не просто приходя, а напоминая… «Il me parle tout bas,…» (и тихонько мне что-то шепчет)… «Je vois…» (видится мне…)… И тут человек улыбнулся. Вот оно. Он внимательно посмотрел на небо и тихонько допел: «la vie en rose!» (жизнь в розовом цвете!). Да, определенно, он слышал именно тот голос, который на протяжении целого столетия был светилом французского народа. Он услышал голос целой нации. И подумал, что этот голос должен заиграть во всех головах Парижа, а то и целого мира.
Человека, к слову, звали Оливье Даан. Свой опус он написал, воспользовавшись помощью самой… Изабель Собельман, и поспешил представить его на суд продюсеров. И, наверное, его истинный французский кураж был столь заразителен, что он сумел сколотить у продюсера Алена Гольдмана аж… 25млн. долларов! Кураж вырос еще сильнее, ведь тот самый голос, который Идея привнесла в голову Оливье, принадлежал, без преувеличений, величайшей певице Франции, одной из самых востребованных певиц мировой эстрады за все времена. В тот самый день, на уютных скверах Парижа, в сознании Оливье воскресла мелодия самой Эдит Пиаф. Мелодия, хорошо знакомая миру под грифом «La vie en rose» -«Жизнь в розовом цвете»
Работа закипела. В качестве оператора был приглашен никому тогда особо не известный Тэцуо Нагата, на место композитора - Кристофер Ганнинг. Выбор последнего оказался верным донельзя – Кристофер отказался использовать фонограмму, исполненной когда-то самой Эдит, а пригласил Жиль Эгро, которая исполнила все музыкальные партии Пиаф в этой киноленте. Решение было интересным, а главное – верным, Жиль сумела вдохнуть что-то особенное, авторское в музыку Пиаф, сделав лейтмотив фильма также чуть более независимым от биографии великой певицы. В общей сложности, перед Кристофером Ганнингом стояла поистине грандиозная задача – как композитору, показать жизнь величайшей артистки французской эстрады. Ведь ни для кого не секрет, что смыслом жизни Эдит была песня – там были и ее переживания, и отчаяние, и ее сомнения, и ее падения-взлеты, и, что самое главное, ее любовь и жизнь, которая, несмотря на болезненность певицы, била ключом.
«- Эдит, ты не можешь этого сделать!
- Как это не могу? Тогда зачем мне быть Эдит Пиаф?»
«Если я не смогу петь – я не смогу жить!»
Справился он или нет? Судить только вам.
Ну а тем временем, Идея продолжала принимать обороты в голове воодушевленного Оливье. Подошла очередь выбрать ту, что воплотит образ великой певицы.
Сотни конкурсанток, сотни более или менее похожих на Эдит, сотни более или менее обладающих актерским даром, сотни талантливых и амбициозных. Сотни маленьких француженок, мечтающих воплотить образ легенды мировой эстрады. Сотни, вы представляете! Но Оливье с головой погрузился в работу. И, закинув невод в это скопление таланта, он выудил оттуда одну пока еще малоизвестную, но неизменно одаренную и имеющую некоторое музыкальное(!) образование, рыбку. Имя счастливицы было Марион Котияр.
Сама Марион была тогда миру уже неплохо известна, но все же за пределами Франции на имя «Котияр» в основе своей брови взлетали домиками. В общей сложности, эта даровитая актриса играла второстепенные роли, но некоторые из них были исполнены и в международных бестселлерах – «Такси» 90-х или «Чайке». Но все не то, все не то…
Подошел уже 2006 год.
Итак, фактически миру неизвестная актриса была утверждена на главную роль в фильме о жизни величайшей певицы Франции. Сильно, да? Но, видимо, что-то подсказало Оливье, что с выбором он не ошибся. И это «что-то» не ошиблось также – несколько поражает, на какие жертвы шла Котияр ради роли Эдит. Грим актрисы занимал 6 часов. Молоденькая, красивая девушка играла как Пиаф еще в расцвете духовных и физических сил, так и уже образованную, культурную, фанатичную в лучшем смысле этого слова женщину, так и почти уже мертвую от рака печени старушку-Эдит. Для своей роли Марион пришлось остричься и сбрить брови, которые затем дорисовывались карандашом. Котияр также ходила на курсы пения, дабы точнее воплотить образ Пиаф, ее жестикуляцию, артикуляцию и исполнение в целом. Уже после съемок Марион спросят, как долго она оставалась в образе Эдит, которая для Марион, как для француженки, была, несомненно, не просто артистка, но еще и… эпоха, Котияр ответит: «О чем вы? Я и поныне в нем. И, как мне кажется, крупицы этой великой женщины остались со мной… Навсегда»
Навсегда?
Но разве могла тогда знать молодое дарование Марион, что это будет не просто лучшей ролью в ее жизни, но еще и самым гениальным, самым точным и самым безукоризненным воплощением легенды французской эстрады в кино? Что она сыграет свой образ даже лучше, чем это смогла бы сделать сама Эдит? Что, казалось бы, только-только искрящееся огниво таланта станет самым главным, самым сокрушительным открытием кинематографа в 2007 году и за целое десятилетие в общем, потеснив Шарлиз с ее образом проститутки-лесбиянки в «Монстре», Кидман с образом скандальной писательницы Вирджинии Вулф в нашумевших в 2002 году «Часах» и Хелен Миррен с образом Королевы Елизаветы II в триумфальной «Королеве» 2006 года?
Марион победила во всех номинациях, каких только можно было – «Люмьер», «Сезар», «BAFTA», «Золотой глобус», «Оскар», став единственной французской обладательницей Оскара.
Почему я так много говорю про Котияр? Потому что, несомненно, именно она была главным дыханием этого фильма. Лично для себя я открыла Котияр по-новому, и это было большим открытием моей личной кинематографии, потому что, казалось бы, после блистательной «Фриды» Сальмы Хайек остальные роли «великих женщин» для меня померкли, но нет; сложно описать словами всю колоссальность работы Марион, ее терпение и исключительный актерский талант – это, как говорится, «надо видеть». Браво, Котияр. От твоей игры и безукоризненной правдоподобности порою просто захватывает дух.
Итог – 2 оскара из 3 номинаций – «лучший грим» и «лучшая главная женская роль». У фильма был курс на победу и в номинации «лучшие костюмы», но все же абсолютное первенство «Золотого века» в костюмированном плане сомнений не оставляет.
При бюджете в 25млн. долларов в мировом прокате он собрал 82млн, окупившись 3 с половиной раза.
Интересное явление, когда как режиссура, как операторская работа отходят на второй план перед уникальной игрой главной актрисы, делая ее образ сложнее и от этого, несомненно, только утонченнее, интереснее, умнее. Не оставляет никаких сомнений, что это фильм одной актрисы. И фильм очень и очень достойный.
Ода величайшей артистке французской эстрады закончила свое триумфальное шествие, но осталась, как минимум, настоящим потоком таланта в общую струю искусства, переплетя судьбы двух француженок, первая из который стала величайшим явлением во французской музыкальной культуре, вторая – ее блестящим прототипом в мире кино.
Ну, и, как всегда, хочется отметить наших чрезмерно «талантливых» переводчиков, которые, видимо, дали название фильму в российском прокате, руководствуясь золотым правилом журналиста – «хорошо пишу только о том, о чем ничего не знаю». «La vie en rose» – прекрасная и выдающая песня среди фактически 300 или более композиций, исполненных Эдит, но назвать фильм с сильнейшим драматическим посылом («пустить слезу» там можно фактически повсеместно) «Жизнь в розовом цвете» - это уже что-то совсем необычное.
Ну а Оливье Даан, получив все призы «зрительских симпатий», где только можно было, кажется, создал действительно выдающуюся работу, кому-то напомнившую, кому-то преподавшую, кому-то просто преподнесшую образ одной из самых выдающихся женщин прошлого столетия. Жизнь Эдит была сложной, драматизма ее вечной битвы с собственным здоровьем и смертями близких людей хватило бы на многие, очень многие жизни – но таков удел окрыленной и гениальной натуры Пиаф.
Ну что же, а я закончу свое повествование одним небольшим напоминанием: никогда не следует забывать, что вначале всегда бывает…
Идея.
Наслаждайтесь просмотром и любите кино.
Некоторые торренты этих фильмов на розовом фоне можно скачивать без учета рейтинга. Розданное учитывается полностью.
"Вы не можете заставить себя чувствовать то, что не чувствуете, но Вы можете заставить себя поступать правильно вне зависимости от того, что чувствуете".
Лучшие фильмы о любви: мелодрамы, драмы, комедии.
Здесь собраны фильмы разных стран и разных лет с разными сюжетами, но все они оставляют неизгладимый след в душе. Герои фильмов - прекрасные женщины и отважные мужчины, в сердце которых живет любовь...
не качается что-то совсем
Igor_I, качаешь La Môme, который наши профессиональные и как всегда остроумные киноведы, любезно перевели как "Жизнь в розовом цвете".
Фильм великолепный. Жёсткий, но совсем не грустный. Если Пиаф была такой, то стоит восхищаться не только её голосом, но и любовью к свободе и к жизни. Говорить более об идеологической весточке совсем не хочется, потому что биографии – это вещь индивидуально воспринимаемая (даже создание самой биографии дело весьма субъективное). Пожалуй, неоспоримая и единоличная идея фильма – это любовь, любовь во всех её проявлениях и направлениях. А ещё это фильм о женщинах, Франции и свободе. В общем, фильм о вечном и прекрасном)
Твёрдые пять баллов + желание купить диск Пиаф (после просмотра песни другие: живые и близкие). Вряд ли буду смотреть этот фильм ещё раз, но то, что получила за один просмотр – бесценно.
4 оскара . как минимум возьмёт ...
Лучшая женьская роль... как точно ...
Титаник - Зеленая миля- и теперь Жизнь в розовом цвете ..........
Не самое главное... что фильм не все правда ..... А самое главное чтоб от фильма получить удовольствие ...
И я его получил
Ждала этого фильма очень долго, пыталась купить в Париже, но не удалось. И вот нашла. Посмотрела на одном дыхании, однако недостатков много... Относительно Нью-Йорка полностью согласна с Вами, Игорь. Странно получилось.
Если бы не была знакома с биографией этой Великой женщины, поняла бы всё неправильно.
Очень жаль, что так мало уделили внимания её детству. По-моему, это помогло бы понять все трудности её жизни...
В целом, этот фильм стоит посмотреть.
без слез не взглянешь...после просмотра очень много хороших мыслей, хочеться многое сказать об этой маленькой женщине. Я оказывается ничего не знала о ней, я думала у нее всегда было все замечательно, я думала она из хорошей семьи. Этот фильм отставил огромнейшее впечатление......бог соединяет тех, кто любит
Это гениальный фильм!!!
Слова все только разрушат. Просто посмотрите. Обязательно посмотрите.
Первая половина фильма не особо понравилась, а вторая впечатлила...
Отлично!
Полностью согласна!!!!
Единственное, на что было мерзко смотреть... на дебоширство Пиаф...зачем? ! зачем на этом было болше всего сосредоточено внимания... это не есть хорошо...
Начала смотреть фильм, предполагая, что это очередная "мыльная опера", да и комментарии к нему были не самый лучшие. Но фильм очень впечатляет. возможно, с позиции морали и документальности, не следовало так акцентировать внимание на ее "забитости" и дебошах, но понятно что все это для украшения и привлечения зрителя, и на звание документального фильм тоже не претендует.
В целом же очень чувственный, красивый фильм. оставляю в коллекции