<WARNING! Спойлеры! Размышления на тему для посмотревших фильм>
Шорох шелковой портьеры, вкрадчивый, глухой, неверный,
Теребил, тянул мне нервы, ужас полнил существо…
(Эдгар Аллан По "Ворон")
________________________________________________
Добро пожаловать в цитадель страстей и одержимости пионера джалло и спагетти-хоррора — итальянского режиссера Марио Бавы.
Мне никак не избежать сравнения мастера с небезызвестным писателем Эдгаром Алланом По. Родоначальник детективно-фантастического жанра, По всем знаком своими наводящими жути новеллами. Этот могильный романтизм присущ Баве в той же мере, что не может не пленять ценителей жанра. Лично я, как истинный любитель По, у Бавы радостно отметила ряд параллелей с произведениями писателя. Тут и "Падение дома Ашеров" (Нивенка, которая слышит звук хлыста почившего Курта, больное ли воображение или одержимость возлюбленным навевает ей эти галлюцинации?) и раздвоение личности, как в "Вильяме Вильсоне" (все та же Нивенка) и масса прочих цитат в лучших традициях.
Сразу скажу, что меньше всего меня интересовала в этой истории кинематографическая ценность. Великолепная операторская работа (Бава начинал с операторской стези): безукоризненные планы и ракурсы, точно выверенные, классически красивые, "золотые" пропорции, да запоминающаяся музыкальная тема композитора Карло Рустичелли - все это как безупречное дополнение к самой сюжетной линии, к кипению итальянских страстей — к истории любви главных героев. Детективная составляющая гармонично вплетена в повествование и составляет каркас фильма, тем не менее краеугольным камнем и квинтэссенцией считаю главных героев и их взаимоотношения.
Так что же такое любовь, по Марио Баве? Правда ли то, что пишут в своих книженциях завитые, как пуделя, пожилые писательницы любовных романов, благоухающие старинной розовой пудрой, или скрещенье рук, сердец томленье и вздохи при луне под балконом возлюбленной, как в средневековых рыцарских романах? Чепуха! Все это лишь тень по сравнению с пылкой одержимостью персонажей "Плети и тела".
Суть истории такова: блудный мерзавец-сын Курт (Кристофер Ли) возвращается в отцовскую обитель с целью поздравить брата Кристиана с помолвкой на своей бывшей возлюбленной Нивенке (Далия Лави) и погибает при странных обстоятельствах. Просто и лаконично. Однако, опять же, в лучших традициях жанра — все только начинается.
Меня, прямо скажем, восхищает этот образчик настоящей болезненной любви на фоне старинного замка, выцветших от времени пыльных гобеленов и тяжелых канделябров, таинственных коридоров и потайных ходов. Где все персонажи как на подбор — классические красавцы с будто вылепленными из мрамора лицами. Старый граф, два сына, наследство, странные убийства, фамильный склеп. Вся необходимая в таких случаях атрибутика имеется. Плюс, некая камерность — действие не выходит за рамки замка на утесе и его окрестностей — и это только на пользу картине, ведь это средоточие действия, нагнетение напряженной атмосферы, саспенса! Буквально ощущаешь эманации страха, что отчасти достигается жутковатым мертвенным светом и игрой цветов, причем Бава играет с красками и освещением, как художник-экспрессионист, ловко подгоняя их под настроение героев, атмосферу событий, тем самым жонглируя эмоциями зрителя.. Стиль и подлинная классика!
Особо отмечу эпизод на берегу моря, что достоин быть записанным на скрижалях лучших любовных сцен. Бушующий пожар, всепоглощающая страсть и одержимость. Ненавижу! Нет! Люблю! Дикие контрасты, амбивалентность эмоций, что на пределе, натянутых, как струна, которая вот-вот оборвется.. Хлыст, рассекающий воздух и прикасающийся к нежному телу, и глаза Нивенки - умоляющие.. Прекратить? Продолжать? Болезнь, пожирающая душу.. Безудержная и бесконечная пытка. Кто он? Мучитель или благодетель? Полнейшая сакрализация страданий, эдакая мистерия — истинная страсть. Все любители драмы и пафоса — вам строго сюда. )
Мания и убийство, жажда обладания и покорность, агония и страсть, боль и наслаждение, искушение и безумие - бешеный коктейль в, казалось бы, не обещающем никаких особых изысканных ощущений, спагетти-хорроре.
Финальная сцена одновременно забавляет и поражает. Фраза "Наконец-то она освободилась от него навечно" звучит смехотворно, когда сгорающий в огне хлыст, скручивается в петлю, и без слов становится ясно, что теперь возлюбленные вечно будут вместе. Полнейшее торжество! И даже смерть не разлучит нас. Хэппи Энд. ))
и снова Марио Бава. и снова Шедевр.
трогательная история любви очаровательной Далии Лавы (Нивенка) к молодому, обаятельному *злодею* Кристоферу Ли (Курт), рассказанная с такой искренностью, на которую способны лишь итальянцы.
фирменный стиль классика, гениальная работа со светом, интригующий сюжет, прекрасные актеры. что еще надо для отличного фильма?
наслаждайтесь просмотром.
и снова Марио Бава. и снова Шедевр.
трогательная история любви очаровательной Далии Лавы (Нивенка) к молодому, обаятельному *злодею* Кристоферу Ли (Курт), рассказанная с такой искренностью, на которую способны лишь итальянцы.
фирменный стиль классика, гениальная работа со светом, интригующий сюжет, прекрасные актеры. что еще надо для отличного фильма?
наслаждайтесь просмотром.
DEAT4H, вы нас избалуете шедеврами))))
А если серьезно, то спасибо!!!
Не из тех шедевров, что пригодны на все времена.
Настоящая тру лав с чистыми классическими образами, с фантастичной операторской работой ( кадр с подсвечником на стене и графом Менлиффом - шедевр!! оператор - сам (!!) Марио Бава ) и с дико красивым саундтректом Карло Рустичелли!
Настоящая тру лав с чистыми классическими образами, с фантастичной операторской работой ( кадр с подсвечником на стене и графом Менлиффом - шедевр!! оператор - сам (!!) Марио Бава ) и с дико красивым саундтректом Карло Рустичелли!
было бы странно, если б не сам)
собственно, он начинал как оператор)
и всегда им был)
для меня фильм находится где-то между "Кружевами" и "Девушкой"
не могу сказать, что сильно впечатлилась итальянскими страстями,
пожалуй, самый страстный эпизод – тот, что выложен Сю в теме на ф-ме.
но, и не жалею. более того, в списке моих фильмов подчеркнуто красным - /Дикие псы/
продолжение следует )
Фильм Плеть и тело считается с моей точки зрения одним из лучших у Марио Бава. В нем великолепно все. Режиссура, актерская игра, операторская работа и музыка. Режиссер создал гениальное полотно в традициях лучших произведений Э. А. По. Кристофер сыграл идеально злодея несмотря на малое количество диалогов в его роли. Далия Лави идеально сыграла безумную Невенку, а Тони Кендалл хорошо вписался в роль младшего брата. Игра цветов в фильме потрясающая. Музыка Рустикелли местами напоминает произведения Бетховена.
Данный шедевр рекомендуется смотреть всем поклонникам классики Кристофера ли и Эдгара Аллана По.