<WARNING! Спойлеры! Размышления на тему для посмотревших фильм>
Шорох шелковой портьеры, вкрадчивый, глухой, неверный,
Теребил, тянул мне нервы, ужас полнил существо…
(Эдгар Аллан По "Ворон")
________________________________________________
Добро пожаловать в цитадель страстей и одержимости пионера джалло и спагетти-хоррора — итальянского режиссера Марио Бавы.
Мне никак не избежать сравнения мастера с небезызвестным писателем Эдгаром Алланом По. Родоначальник детективно-фантастического жанра, По всем знаком
своими наводящими жути новеллами. Этот могильный романтизм присущ Баве в той же мере, что не может не пленять ценителей жанра. Лично я, как истинный любитель По, у Бавы радостно отметила ряд параллелей с произведениями писателя. Тут и "Падение дома Ашеров" (Нивенка, которая слышит звук хлыста почившего Курта, больное ли воображение или одержимость возлюбленным навевает ей эти галлюцинации?) и раздвоение личности, как в "Вильяме Вильсоне" (все та же Нивенка) и масса прочих цитат в лучших традициях.
Сразу скажу, что меньше всего меня интересовала в этой истории кинематографическая ценность. Великолепная операторская работа (Бава начинал с операторской стези): безукоризненные планы и ракурсы, точно выверенные, классически красивые, "золотые" пропорции, да запоминающаяся музыкальная тема композитора Карло Рустичелли - все это как безупречное дополнение к самой сюжетной линии, к кипению итальянских страстей — к истории любви главных героев. Детективная составляющая гармонично вплетена в повествование и составляет каркас фильма, тем не менее краеугольным камнем и квинтэссенцией считаю главных героев и их взаимоотношения.
Так что же такое любовь, по Марио Баве? Правда ли то, что пишут в своих книженциях завитые, как пуделя, пожилые писательницы любовных романов, благоухающие старинной розовой пудрой, или скрещенье рук, сердец томленье и вздохи при луне под балконом возлюбленной, как в средневековых рыцарских романах? Чепуха! Все это лишь тень по сравнению с пылкой одержимостью персонажей "Плети и тела".
Суть истории такова: блудный мерзавец-сын Курт (Кристофер Ли) возвращается в отцовскую обитель с целью поздравить брата Кристиана с помолвкой на своей бывшей возлюбленной Нивенке (Далия Лави) и погибает при странных обстоятельствах. Просто и лаконично. Однако, опять же, в лучших традициях жанра — все только начинается.
Меня, прямо скажем, восхищает этот образчик настоящей болезненной любви на фоне старинного замка, выцветших от времени пыльных гобеленов и тяжелых канделябров, таинственных коридоров и потайных ходов. Где все персонажи как на подбор — классические красавцы с будто вылепленными из мрамора лицами. Старый граф, два сына, наследство, странные убийства, фамильный склеп. Вся необходимая в таких случаях атрибутика имеется. Плюс, некая камерность — действие не выходит за рамки замка на утесе и его окрестностей — и это только на пользу картине, ведь это средоточие действия, нагнетение напряженной атмосферы, саспенса! Буквально ощущаешь эманации страха, что отчасти достигается жутковатым мертвенным светом и игрой цветов, причем Бава играет с красками и освещением, как художник-экспрессионист, ловко подгоняя их под настроение героев, атмосферу событий, тем самым жонглируя эмоциями зрителя.. Стиль и подлинная классика!
Особо отмечу эпизод на берегу моря, что достоин быть записанным на скрижалях лучших любовных сцен. Бушующий пожар, всепоглощающая страсть и одержимость. Ненавижу! Нет! Люблю! Дикие контрасты, амбивалентность эмоций, что на пределе, натянутых, как струна, которая вот-вот оборвется.. Хлыст, рассекающий воздух и прикасающийся к нежному телу, и глаза Нивенки - умоляющие.. Прекратить? Продолжать? Болезнь, пожирающая душу.. Безудержная и бесконечная пытка. Кто он? Мучитель или благодетель? Полнейшая сакрализация страданий, эдакая мистерия — истинная страсть. Все любители драмы и пафоса — вам строго сюда. )
Мания и убийство, жажда обладания и покорность, агония и страсть, боль и наслаждение, искушение и безумие - бешеный коктейль в, казалось бы, не обещающем никаких особых изысканных ощущений, спагетти-хорроре.
Финальная сцена одновременно забавляет и поражает. Фраза "Наконец-то она освободилась от него навечно" звучит смехотворно, когда сгорающий в огне хлыст, скручивается в петлю, и без слов становится ясно, что теперь возлюбленные вечно будут вместе. Полнейшее торжество! И даже смерть не разлучит нас. Хэппи Энд. ))
@ Wed, 17 Nov 2010 00:38:40 +0300
Сама, всё сама)))) в тоже время, хочешь сделать хорошо, сделай это сам. Плюс однозначный
PS А где про хлыст и тело, BDSM форева)))
Сама, всё сама)))) в тоже время, хочешь сделать хорошо, сделай это сам. Плюс однозначный
PS А где про хлыст и тело, BDSM форева)))
grazie
grazie
E non per questo sempre per favore
абсолютная воздушность мысли
что мне, как девушке нередко _бегущей по волнам_,) особенно импонирует
все еще на пути введения в курс, но от комментария не удержалась.
если что - добавлю. )
Безупречная рецензия!!! Можно сказать, эталон.
Замечательно владеете жанром рецензии. Лихо спицы у вас в руках сверкают. Завораживает игра действительно "воздушного" слова)
Бава, по-моему, все же действительно понимал, как надо работать с цветом. И делал это настолько виртуозно, что многим он [цвет] виделся и "тошнотворным", и "пошлым" и так далее. А на выходе, по большому счету, самая настоящая средневеково-непосредственная романтика. Дивная картина, одна из лучших у Бавы.
Замечательно владеете жанром рецензии. Лихо спицы у вас в руках сверкают. Завораживает игра действительно "воздушного" слова)
Бава, по-моему, все же действительно понимал, как надо работать с цветом. И делал это настолько виртуозно, что многим он [цвет] виделся и "тошнотворным", и "пошлым" и так далее. А на выходе, по большому счету, самая настоящая средневеково-непосредственная романтика. Дивная картина, одна из лучших у Бавы.
и одна из любимых - у меня.
спасибо )