В последние годы в кино не раз уже возникала тема путешествий во времени. Как бы фантастические такие допущения: а что если? Чаще всего переброска из наших дней в период Великой отечественной войны. «Мы из будущего 1 и 2» и «Туман» - не слишком удачные примеры телепортации во времени.
Вот и «Назад в СССР». Этот короткий мини-сериал из четырех эпизодов мог бы получиться интересным, остроумным и даже поучительным рассказом о нашей современной действительности в сопоставлении с не таким уж далеким прошлым. С прошлым, удаленным ровно на длину одной человеческой жизни. На длину жизни главного героя, в роли которого - тридцатипятилетний актер Марат Башаров. Но, увы, интересного, увлекательного и остроумного рассказа не получилось. Виной тому рыхлая драматургия и режиссура автора фильма – Валерия Рожнова.
Вот как начинается вторая серия. В отделении милиции человек с фиолетовым фингалом и с перевязанной головой дает первые показания.
- Имя, отчество?
- Антон Владимирович.
- Фамилия?
- Радимов.
- Год и место рождения?
- 1976-ой, Москва.
Пауза. Майор милиции поворачивает настольный перекидной календарь и показывает задержанному. Там четко обозначено – 27 апреля 1975 года. Но для арестованного это уже не новость. Еще в конце первой серии ему не раз называли эти цифры. Он уже видел их в газетах «Правда» и «Труд», в «Комсомольской правде» и в «Советском спорте». Ничего странного - газеты с такими названиями существуют и в наши дни. И в наши дни телефон милиции - 02. И в наши дни вид провинциального городка километрах за 70 от московской окружной дороги тоже мало, чем изменился.
Для переброски современного человека, к тому же «нового русского», назад в двадцатый век достаточно вывезти его с завязанными глазами подальше от Москвы и сильно стукнуть бутылкой по голове. Пострадавшего подберут сердобольные советские люди, обогреют, приголубят, расскажут о достижениях народного хозяйства, покажут местные архитектурные достопримечательности, в том числе статую Ильича у здания райкома. Одним словом, наш современник сможет удостовериться, что действительно провалился во времени. Для того, чтобы вернуться обратно, ему нужно снова нарваться на драку с местными мужиками, которые культурно проводят свой досуг на пустыре, соображая на троих вокруг батареи бутылок портвейна «Агдам».
Жители советского прошлого строят Байкало-Амурскую магистраль, смотрят только две программы государственного телевидения, активно собирают макулатуру, ведь за 20 кг. старых газет дают талон на бестселлер Александра Дюма "Королева Марго". Они не имеют понятия о том, что такое джакузи, Интернет и мобильный телефон, что такое курс валют и никогда не видели Джип Рендж Ровер. Магазин, в котором вчера давали сервелат, считается образцовым. «У вас, что, колбаса - дефицит? Что такое в стране: голод, геноцид?!» - возмущается гость из будущего. «Геноцид – это в Камбодже, а у нас всегда так!» - ответствует ему патриотично настроенная девушка. И вот первый прокол! Не всякий заметит. В 1975 году красные кхмеры только что захватили власть в стране, и это приветствовалось у нас с чувством глубокого удовлетворения со стороны КПСС и советского правительства. Только через 4 года мы узнали о зверствах марксистов-ленинцев- маоистов Пол Пота и осудили геноцид.
Для большинства зрителей, объединившихся вокруг Кинокопилки, 1975 год - нечто смутное и далекое, а для меня, можно сказать, середина жизни. Время, памятное во многих деталях и событиях. Как раз в апреле родилась моя вторая дочка. В том же апреле Ричи Блэкмор в первый раз покинул группу «Deep Purple». В конце апреля пал Сайгон, и вскоре закончилась вьетнамская война. В 1975 году состоялась историческая стыковка в космосе советского и американского космических кораблей "Союз - Аполлон". В этом году академик Андрей Сахаров получил Нобелевскую премию мира, а год назад из страны был изгнан Солженицин. Скульптор Эрнст Неизвестный исключен из Союза художников. В общем, пик, казалось бы, незыблемого периода застоя.
В фильме собран неплохой актерский ансамбль: кроме абсолютно естественного, как обычно, Марата Башарова, мистический Сталкер- Владимир Качан. Очень соответствующие по типажам того времени: Наташа – Карина Андоленко, ее жених, таксист – Евгений Миллер, отец Наташи - Сергей Баталов. Добросердечная продавщица – Кристина Бабушкина. Местный диссидент - Александр Андриенко. Очень ярко и сочно сыграл секретаря райкома петербургский актер Анатолий Узденский, которого до этого я видел только в ролях бандитов и олигархов. Получился прямо-таки Леонид Ильич Брежнев районного разлива!
В фильме немало забавных эпизодов и ситуаций, но в целом, отсутствие драматургической логики ослабляет эмоциональное воздействие картины. Уж сколько раз на протяжении фильма герой прощается с Наташей и раз за разом возвращается снова. Ведь был как раз примерно в то же время фильм с незабвенной Людмилой Гурченко - «Уходя, уходи!».
Российские фильмы (полнометражные и многосерийные), сериалы и мультфильмы, созданные начиная с 1991г., которые лично я смотрела, смотрю и буду пересматривать много раз.
Фильмы, герои которых не могут покинуть город по какой-нибудь (чаще фантастической) причине.
Советская эпоха в современной постановке
Приятного просмотра!
в кинопоиске две рецензии на фильм и обе положительные
Это сериал или 4х серийный фильм?
вообще то это фильм из 4 серий
И я качну, вдруг хороший!!
вобще-то это кусок фильма,
не имеющий конца.
Мне понравился.
Еще не видел, но режиссер снимает как надо! да и актеры хорошие! качаю))
вобще-то это кусок фильма,
не имеющий конца.
Мне понравился.
что ты имеешь ввиду?
ну на раз другой глянуть можно. идея веселая. мужику стало скучно и кто то свыше это понял. ну и забросила его судьба судьбинушка в прошлое ...... и тд. и тп.
я по зомбоящику отрывками смотрел вроде нече так даже прикольные моменты есть даже ностальгия чуть взяла!!!