В последние годы в кино не раз уже возникала тема путешествий во времени. Как бы фантастические такие допущения: а что если? Чаще всего переброска из наших дней в период Великой отечественной войны. «Мы из будущего 1 и 2» и «Туман» - не слишком удачные примеры телепортации во времени.
Вот и «Назад в СССР». Этот короткий мини-сериал из четырех эпизодов мог бы получиться интересным, остроумным и даже поучительным рассказом о нашей современной действительности в сопоставлении с не таким уж
далеким прошлым. С прошлым, удаленным ровно на длину одной человеческой жизни. На длину жизни главного героя, в роли которого - тридцатипятилетний актер Марат Башаров. Но, увы, интересного, увлекательного и остроумного рассказа не получилось. Виной тому рыхлая драматургия и режиссура автора фильма – Валерия Рожнова.
Вот как начинается вторая серия. В отделении милиции человек с фиолетовым фингалом и с перевязанной головой дает первые показания.
- Имя, отчество?
- Антон Владимирович.
- Фамилия?
- Радимов.
- Год и место рождения?
- 1976-ой, Москва.
Пауза. Майор милиции поворачивает настольный перекидной календарь и показывает задержанному. Там четко обозначено – 27 апреля 1975 года. Но для арестованного это уже не новость. Еще в конце первой серии ему не раз называли эти цифры. Он уже видел их в газетах «Правда» и «Труд», в «Комсомольской правде» и в «Советском спорте». Ничего странного - газеты с такими названиями существуют и в наши дни. И в наши дни телефон милиции - 02. И в наши дни вид провинциального городка километрах за 70 от московской окружной дороги тоже мало, чем изменился.
Для переброски современного человека, к тому же «нового русского», назад в двадцатый век достаточно вывезти его с завязанными глазами подальше от Москвы и сильно стукнуть бутылкой по голове. Пострадавшего подберут сердобольные советские люди, обогреют, приголубят, расскажут о достижениях народного хозяйства, покажут местные архитектурные достопримечательности, в том числе статую Ильича у здания райкома. Одним словом, наш современник сможет удостовериться, что действительно провалился во времени. Для того, чтобы вернуться обратно, ему нужно снова нарваться на драку с местными мужиками, которые культурно проводят свой досуг на пустыре, соображая на троих вокруг батареи бутылок портвейна «Агдам».
Жители советского прошлого строят Байкало-Амурскую магистраль, смотрят только две программы государственного телевидения, активно собирают макулатуру, ведь за 20 кг. старых газет дают талон на бестселлер Александра Дюма "Королева Марго". Они не имеют понятия о том, что такое джакузи, Интернет и мобильный телефон, что такое курс валют и никогда не видели Джип Рендж Ровер. Магазин, в котором вчера давали сервелат, считается образцовым. «У вас, что, колбаса - дефицит? Что такое в стране: голод, геноцид?!» - возмущается гость из будущего. «Геноцид – это в Камбодже, а у нас всегда так!» - ответствует ему патриотично настроенная девушка. И вот первый прокол! Не всякий заметит. В 1975 году красные кхмеры только что захватили власть в стране, и это приветствовалось у нас с чувством глубокого удовлетворения со стороны КПСС и советского правительства. Только через 4 года мы узнали о зверствах марксистов-ленинцев- маоистов Пол Пота и осудили геноцид.
Для большинства зрителей, объединившихся вокруг Кинокопилки, 1975 год - нечто смутное и далекое, а для меня, можно сказать, середина жизни. Время, памятное во многих деталях и событиях. Как раз в апреле родилась моя вторая дочка. В том же апреле Ричи Блэкмор в первый раз покинул группу «Deep Purple». В конце апреля пал Сайгон, и вскоре закончилась вьетнамская война. В 1975 году состоялась историческая стыковка в космосе советского и американского космических кораблей "Союз - Аполлон". В этом году академик Андрей Сахаров получил Нобелевскую премию мира, а год назад из страны был изгнан Солженицин. Скульптор Эрнст Неизвестный исключен из Союза художников. В общем, пик, казалось бы, незыблемого периода застоя.
В фильме собран неплохой актерский ансамбль: кроме абсолютно естественного, как обычно, Марата Башарова, мистический Сталкер- Владимир Качан. Очень соответствующие по типажам того времени: Наташа – Карина Андоленко, ее жених, таксист – Евгений Миллер, отец Наташи - Сергей Баталов. Добросердечная продавщица – Кристина Бабушкина. Местный диссидент - Александр Андриенко. Очень ярко и сочно сыграл секретаря райкома петербургский актер Анатолий Узденский, которого до этого я видел только в ролях бандитов и олигархов. Получился прямо-таки Леонид Ильич Брежнев районного разлива!
В фильме немало забавных эпизодов и ситуаций, но в целом, отсутствие драматургической логики ослабляет эмоциональное воздействие картины. Уж сколько раз на протяжении фильма герой прощается с Наташей и раз за разом возвращается снова. Ведь был как раз примерно в то же время фильм с незабвенной Людмилой Гурченко - «Уходя, уходи!».
@ Tue, 12 Apr 2011 23:43:44 +0400
Отлично написали.
Фильм понравился, даже очень! Фишка именно в сравнении с нашим временем. Как Башаров сказал: "Вы поклоняетесь мертвым идолам из мавзолея, а мы поклоняемся деньгам." Вот такие фразы и затрагивают. Причем то что там говорят не всегда удивляет, иногда даже это слишком банально. Но вспомнить о причудах нашего времени бывает не лишним.
Мне было обидно смотреть на всеобщее коммунистическое промывание мозгов... Знаешь, что вся эта система так быстро рухнет и все, что тогда так яро защищали, бросят на свалку. Меня это даже в какой-то степени ужасало. Ведь все (по фильму) так верили в светлое будущее, их глаза сверкали ярким огнем при мысли об утопичном мире, обязательно коммунистическом. Невольно спрашивается, а может это было правильно? Не лучше ли такой, более или менее гармоничный, "бедный" социальный антураж, чем наше общество, где одни умирают с голода, а другие вытирают свою """" деньгами.
Рецензия тоже очень интересная, спасибо за точку зрения того, кто там побывал.
Фильм понравился, даже очень! Фишка именно в сравнении с нашим временем. Как Башаров сказал: "Вы поклоняетесь мертвым идолам из мавзолея, а мы поклоняемся деньгам." Вот такие фразы и затрагивают. Причем то что там говорят не всегда удивляет, иногда даже это слишком банально. Но вспомнить о причудах нашего времени бывает не лишним.
Мне было обидно смотреть на всеобщее коммунистическое промывание мозгов... Знаешь, что вся эта система так быстро рухнет и все, что тогда так яро защищали, бросят на свалку. Меня это даже в какой-то степени ужасало. Ведь все (по фильму) так верили в светлое будущее, их глаза сверкали ярким огнем при мысли об утопичном мире, обязательно коммунистическом. Невольно спрашивается, а может это было правильно? Не лучше ли такой, более или менее гармоничный, "бедный" социальный антураж, чем наше общество, где одни умирают с голода, а другие вытирают свою """" деньгами.
Рецензия тоже очень интересная, спасибо за точку зрения того, кто там побывал.
Мне тоже в общем-то фильм понравился. Тоже испытал кой-какие ностальгические эмоции. Но ведь нам то казалось тогда, что все это на века, а ноги у колосса оказались-таки глиняными.
Сейчас все больше смотрю старое доброе советское кино. И Вы мне в этом помогаете. Спасибо за рецензию.
+
Сейчас все больше смотрю старое доброе советское кино. И Вы мне в этом помогаете. Спасибо за рецензию.
+
И Вам спасибо! Смотрите, но помните, что не все старое - доброе! Вот я, например
А вот "Парад планет" посмотрите обязательно, рекомендую.
И Вам спасибо! Смотрите, но помните, что не все старое - доброе! Вот я, например
А вот "Парад планет" посмотрите обязательно, рекомендую.
Уже ! Мне вот "Каштанка" нравится. А еще "Мать".
Уже ! Мне вот "Каштанка" нравится. А еще "Мать".
"Мать" Глеба Панфилова, или Марка Донского, или Всеволода Пудовкина?
"Мать" Глеба Панфилова, или Марка Донского, или Всеволода Пудовкина?
Сейчас не помню.Но фильм старый. Его раньше по телевидению показывали.
Сейчас не помню.Но фильм старый. Его раньше по телевидению показывали.
У Панфилова мать играла, естественно, Инна Чурикова. У Марка Донского - Вера Марецкая, а у Пудовкина - фильм вообще был немой. Так, вспомнили
У Панфилова мать играла, естественно, Инна Чурикова. У Марка Донского - Вера Марецкая, а у Пудовкина - фильм вообще был немой. Так, вспомнили
Вера Марецкая