«Путь Домой» – фильм режиссера Питера Уира («Шоу Трумана», «Хозяин морей») о побеге из ГУЛАГа шести заключенных, снятый по автобиографичной книге «Побег из сталинского лагеря» Славомира Равича 1956 года.
«Этот рассказ фантастически хорош. Он не только повествует о нечеловеческих трудностях и мужестве. Если быть кратким, это гимн свободе, которой тоталитарная система всегда пытается лишить людей. Кроме того, я нахожу сдержанность Равича вдвойне удивительной. Читатель видит человека, безнадёжно сломленного пережитым в советских тюрьмах, но в то же время он несет своё бремя без жалоб и продолжает любить жизнь»
- Шведский историк Петер Даниельсон о книге С. Равича
"Фильм основан на реальных событиях" - гласят рекламные буклеты и трейлеры.
"Фильм посвещен людям, которые преодолели 6.000 километров ради свободы" - заявляет режиссер фильма во вступительных титрах.
Как и в немецком фильме 2001 года «Побег из ГУЛАГа» тенденции в новом фильме ясно просматриваются уже с первых 20-ти минут. Обелив одних, очернить других. Переписываем историю ради будущего. Зато красиво.
Сибирь, 1940 год. Скорее всего, Иркутская область. Лагерь 105 (первое расхождение с книгой. Автор книги давил на «Лагерь 303», который, следуя достоверным источникам, находился под Москвой). Группа заключенных готовит побег.
Фильм снят очень реалистично. Изобилие русской речи, наши зеки реально похожи на наших зеков. Атрибутика, одежда, внешний вид героев и их зубы, характеры переносят нас в тот самый барак лагеря 105. По первым минутам складывается впечатление, что перед нами, действительно, исторический с большой буквы фильм, который откроет нам глаза на правду!
Увы, на этом профессионализм режиссера заканчивается, и медленно, но верно включается «кнопка пропаганды»:
Главный герой фильма — молодой польский офицер Януш (Джим Стерджесс), «осужденный на 20 лет по 58 статье – шпионаж» (в действительности же прототипа героя фильма осудили за убийство сотрудника НКВД). Достаточно блеклый персонаж, добрый такой польский паренек. Характер не раскрыт до конца, поэтому именно главный герой фильма почему-то отходит на второй план.
На первый же план, как бы вы не подумали, выходит… американец.
Да-да. Мистер Смит (Эд Харрис), осужденный «инженер, якобы строивший метро». Об этом нам рассказывает сам Смит. Дабы не крутить вокруг да около, сорву покровы – Мистер Смит, скорее всего, американский военный летчик, лейтенант, успевший кого-то убить, попавший в плен, либо американский военный шпион. Именно по этому ему известны факты военных действий в Европе до 40-ых годов, которыми он охотно делится со своими «товарищами». Очень яркий персонаж, бывший военный, мудрый рейнджер и заботливый отец. Если зритель за кого и переживает в фильме, то за Мистера Смита и ... за героя Колина Фаррелла.
Второй самый интересный и яркий персонаж фильма — это уголовник Валентин (Колин Фаррелл). Как про него бы сказали кинокритики – «воплотил образ самой России, дикой, необузданной, жестокой». Надо отметить, что герой Фаррелла выглядел очень прикольно (именно прикольно). Невооруженным глазом видно, что Колин тщательно готовился к этой роли, выучил очень много фраз на русском языке, перенял мимику и жестикуляцию отечественных зеков, и самое главное – внешне его герой был максимально «укомплектован» татуировками «звезд», «куполов» и портретами Сталина с Лениным. Режиссер фильма как мог показывал нам Вальку со всех сторон истинным патриотом своей державы, несмотря на срок в лагере. Запомнились его фразы на замечания по поводу его татуировок - «Знаешь, что означает Сталин, клоун? Это человек из стали!». На этом его почтение Сталина не закончилось и он добавляет яркое выражение времен Ричарда Львиное Сердце – «отнимает у богатых, отдает бедным». Суть персонажа заключается в том, что он изгой, недочеловек, грязное и глупое животное в глазах интеллигентных политзаключенных европейцев. А в компанию беглецов его приняли лишь за его нож, который пригодился бы в лесу. Все его недолюбливают в фильме, кроме Мистера Смита. Занятно, что режиссер Уир нам намекает на внутреннее сходство американца и русского (прошу заметить, они НЕ главные герои картины) на протяжении всего фильма – оба беспринципны, беспощадны (один по уголовным меркам, а второй по военным), рассудительны и крайне живучи не только физически, но и психологически.
Помимо них, нам вскользь представлены еще несколько персонажей картины, как-то:
Андрей Хабаров (Марк Стронг) – сумасшедший актер, заключенный на 10 лет за роль в театре.
Некий Профессор египтолог из Ленинградского университета, приговоренный к каторжным работам.
Югослав товарищ Зоран фотографировал Кремль, за что и был схвачен НКВД.
И молодая польская девушка, которая постоянно всем врет. Смысл ее появления в фильме для меня остался загадкой.
Остальные компаньоны-беглецы на столько не заметны, что едва запоминаются их имена.
Главный девиз героев - «В России справедливости нет!». Цель – добраться пешком до Индии. Удастся ли им победить красный террор, снежные джунгли Сибири и песчаные пустыни Монголии – покажет нам фильм «Путь Домой».
Я не патриот, но и не противник своей страны. Каждому, думающему зрителю будет понятно, что перед нами очередной вымысел, историческая подделка, навязывающая нам старый новый взгляд на историю России.
Так же не патриот России, Хью Левинсон (Би-Би-Си) задался целью проверить достоверность этой истории с побегом поляков из ГУЛАГа в 40ом году, и представил результат на суд публики в программе BBC, вышедшей в эфир 31 октября 2006 г.
Левинсон обнародовал документы, доказывающие, что история побега Равича (прототип Януша в фильме) вымышлена. В 1942 г. в Ираке и Палестине находились приёмные пункты прибывавших в армию поляков, освобождённых по амнистии из советского плена. Все документы подтверждают, что в 1942 г. Равич присоединился ко Второму корпусу польской армии. Левинсон представил также документ, из которого следует, что в ноябре 1939 г. Равич был захвачен как военнопленный. Однако спустя четыре месяца он был отпущен, как и многие другие солдаты и младшие офицерские чины. В апреле 1940 г. он вновь был арестован и обвинён в убийстве офицера НКВД. Приговор за это преступление Равича был весьма суровым. Непонятно лишь, каким чудом, этот польский офицер избежал Катыни. Важным документом является свидетельство об амнистии, которое Равич получил при освобождении из тюрьмы в Красноярске в начале 1942 г.
Сам же Эпилог фильма «Путь домой» нам еще раз напоминает о всемирном зле в лице СССР.
Если не брать во внимание всю эту псевдоисторическую чушь и поверхностную трактовку этой истории, а смотреть лишь на игру актеров и работу режиссера, на борьбу главных героев с дикой природой за выживание, на их мужество и упорство в достижении заветной цели, то фильм достоин 7 баллов.
Однако, я учил историю в школе, институте, смотрю телевизор, у меня есть доступ в интернет и я не дибил в конце концов – эта картина «Путь домой» не имеет никакой исторической ценности, и в общем плане я не могу поставить картине оценку выше 4 баллов за намеренное искажение истории, но в то же время претендующую на историческую достоверность.
Фильмы, основанные на реальных событиях.
Название говорит само за себя :)
Микс из лучшего кино.
посвящается людям и их судьбам, запечатлевшим себя в жизни человечества, своей неповторимой историей. это неординарные личности, показавшие собственным примером - искусство жизни, силу человеческой воли, мысли, желания и то, на что способен и не способен человек...
реальные и выдуманные истории, многогранные биографии людей, чьи цели и достижения достойные уважения, навсегда изменили ход истории, сознание многих людей, и продолжают оказывать влияние на нас.
"все совершают ошибки, умный учится на своих, разумный на чужих, мудрый используе...
Приятного просмотра!
Пишем.
Нус,посмотрим...
А дубляж ожидается? Или это лицензионная многоголоска?
почему им на эпизодические роли не взять действительно русских.а то опять америкосы на ломаном русском русских играют
Людвик Стомма (польский журналист): "9 июля 1866 года на Байкале началось наиболее безнадёжное и глупое (а в нашей истории ему было с чем в этом смысле конкурировать) польское восстание. Руководил им Густав Шарамович из Житомира... И конечно, произошло то, что должно было произойти. После двух стычек люди Шарамовича укрылись в лесах, где заблудились, распадаясь на всё более малые группы, наконец, стали по одиночке искать спасения, не думая уже ни о Монголии, ни о вооружённой борьбе... Ни один из повстанцев не добрался даже до подножия Хамар-Дабана. Не спеша, царские солдаты одного за другим вылавливали оборванцев".
В этом фильме полный набор штампов: тут тебе и Сибирь, и "кровавый режим", и "тюрьма народов", и НКВД. Кушай, не хочу. Как говорится: тема раскрыта. Глядишь, и мы сами скоро в это поверим (если уже не поверили). Как сказал не помню кто: СССР проиграл холодную войну, когда народ его поверил, что он является "осью зла".
Приятного просмотра!
Глянул пару отрывков. Вопрос о лицензии отпал. Появился другой: А ты уверен, что это "МНОГОголоска"?
Потому что в паре мест которые я выборочно глянул три мужика разговаривают одним и тем же голосом...
Нечеловеческие страдания, на которые обречены, какие-то мифические заключенные будут уравновешены хеппи-эндом, по другому звучит, как бла бла бла и потому как-то не интересно.
Вроде приличные актеры заняты, выглядит наверно не плохо.
Насколько данный продукт актуален в стране производителе?, и чего вдруг? - вот это действительно интересно.
Когда о Россие снимают фильм иностранцы, ощущается некое чувство пресности или отсутствия вкуса. Мне нравятся фильмы в которых герои испытывают лишения и добиваются поставленной цели, однако в этом фильме можно было не показывать страны и лагеря, изюминка в противостоянии - природа против человека.
Глянул пару отрывков. Вопрос о лицензии отпал. Появился другой: А ты уверен, что это "МНОГОголоска"?
Потому что в паре мест которые я выборочно глянул три мужика разговаривают одним и тем же голосом...
а где написано,что многоголосый?