Наталья Фатеева
Наталья Фатеева
- Средний рейтинг фильмов: 8.01
- Дата рождения: 23 Dec 1934
- Имя при рождении: Фатеева Наталья Николаевна
- Место рождения: Харьков, СССР
Советская и российская актриса театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/277234
Отец — Николай Демьянович Фатеев - русский из Лубен на Полтавщине, военнослужащий. Мать — Екатерина Васильевна Фатеева - украинка родом из чудесного села в Николаевской области, работала в лёгкой промышленности, была директором ателье мод. Хотя в семье Фатеевых никто и никогда профессионально с искусством связан не был, многие родственники были людьми артистичными и музыкальными. Так отец Натальи мог запросто подобрать любую мелодию на фортепьяно, а его сёстры пели в церковном хоре.
Наталья тоже от природы была наделена и слухом, и голосом. С ранних лет она мечтала о карьере актрисы. Девочка буквально не вылезала из оперного театра, пересмотрев и переслушав не раз все спектакли. Некоторые арии она знала наизусть. Видя склонность дочери к музыке, родители отдали Наталью в музыкальную школу. Отец даже за две пары сапог выменял для неё пианино. Но в музыкальной школе, по словам самой Натальи, ей не повезло с педагогами…
Родители не очень приветствовали увлечение дочери сценой, считая актёрство занятием малопригодным для жизни. С учебой проблем у Натальи не было, а вот в школьный драматический кружок её не взяли из-за слишком высокого роста. Зато в спорте юная Фатеева достигла немалых успехов. Её без труда приняли в секцию лёгкой атлетики на стадионе "Динамо", и вскоре она стала чемпионкой города по прыжкам в высоту, в длину и даже по толканию ядра. И все же в душе у разносторонне способной девочки теплилась лишь одна мечта - сцена.
В 1952 году Наталья Фатеева вопреки воле родителей и отговорам друзей решила поступать в Харьковский театральный институт. Это ей удалось с первого же захода: у неё одной из всех абитуриентов по всем экзаменам были отличные оценки. Первоначально всё у Натальи складывалось замечательно. За отличную учёбу она стала получать именную стипендию. Ещё будучи студенткой Наталья вышла замуж за актёра Леонида Тарабаринова (1928—2008), у них родилась дочь.
Вскоре её, как одну из самых красивых и талантливых студенток, пригласили работать диктором на харьковское телевидение. Но нашлись завистники и Фатееву отчислили из института. Наталья не пала духом и отправилась в Москву, поступать во ВГИК.
1956 год принёс Наталье Фатеевой удачу. Она дебютировала на киностудии имени Довженко, сыграв Таню Оленину в фильме «Есть такой парень». В том же году её познакомили с Сергеем Герасимовым, который узнав, что девушку выгнали из института и что она приехала пытать счастья во ВГИКе, по личной инициативе разговаривает с ректором вуза. Сергей Герасимов берёт молодую актрису в свою мастерскую, Наталью зачисляют сразу на 4-й курс, чего не случалось ни разу за всю историю института.
Тогда же Наталья Фатеева познакомилась с начинающим режиссёром Владимиром Басовым.
Ей исполнился двадцать один год, а ему - тридцать три. В 1957 году он пригласил её в свою картину «Случай на шахте восемь», а спустя некоторое время они поженились. Единственная проблема была в том, что он пил. А так Басов был блистательная, яркая личность. В период учёбы Фатеева снялась также в фильмах «Капитан «Старой черепахи» и «Дело «пестрых». Но, признаться, эти картины, равно как и фильм Басова, были откровенно средними по уровню.
По окончании в 1958 году ВГИКа ( мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой) Наталья Фатеева проработала год в Театре-студии киноактера, там она играла Мадам де Реналь в «Красное и черное» Стендаля. Потом её пригласили в Театр имени Ермоловой. Там она играла главные роли - в спектакле «Два упрямца» Назыма Хикмета с В.С. Якутом, она играла Дашу и Патрицию в спектакле «Три товарища» Э.М. Ремарка с В.А. Андреевым.
В 1959 году у Натальи родился сын, которого назвали в честь отца Владимиром. Однако это не удержало брак Фатеевой и Басова от распада. Он ревновал к её внешности, нервно реагировал на успехи в кино и театре. Именно развод с Басовым, по мнению Фатеевой, помешал ей в 1960 году сыграть интересную роль.Дело в том, что в тот год режиссер Захар Аграненко пригласил Наталью на роль Тины Карамыш в картину «Битва в пути» (экранизацию романа Г. Николаевой). Но в ходе съёмок Аграненко умер, и закончить картину пригласили Владимира Басова.
Кроме того, картину в связи с предстоящим съездом партии взялась опекать сама Фурцева. «В итоге вся вторая часть книги, в художественном плане самая интересная, из фильма ушла. От многих сцен с моим участием во второй половине фильма остался один монолог, да и тот я потом четыре раза переозвучивала, и все четыре раза - с абсолютно разным текстом...», - рассказывает актриса.
Тем временем режиссёры обратили внимание на молодую актрису, посыпались предложения. Правда, приглашали Фатееву в традиционные советские фильмы, как принято говорить – репертуарные, отличавшиеся общим средним уровнем. Но даже в посредственных картинах она старалась докопаться до той углублённости, лаконичности и точности, когда даже в небольшой роли видна судьба, биография героя. Показательным в этом смысле был фильм Ивана Пырьева «Наш общий друг» (1961). Ее героиня - телятница Лиза Горлова - натура энергичная, лукавая и бесподобно красивая. Вокруг неё стаями вьются ухажёры, а она любит женатого парторга и по законам того времени её чувство обречено. Она вынуждена отказаться от любви и уехать из колхоза.
Загруженность Натальи Фатеевой в кино и необходимость воспитания сына привели к невозможности работы в театре Ермоловой. В 1961 году актриса вновь вернулась в Театр-студию киноактёра, где впоследствии проработала много лет.
Всенародная слава пришла к Наталье Фатеевой в 1963 году после выхода комедии «Три плюс два». На роль Зои укротительницы её пригласил сам режиссёр Генрих Оганесян. Подружку Зои Наташу сыграла Наталья Кустинская, а трио мужчин – Андрей Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов. Большая часть съёмок проводилась в Крыму, кое-что снимали в Риге, а сцены в цирке - в Ленинграде. Именно там Фатеевой довелось сняться с настоящим тигром, которого дрессировал Вальтер Запашный. В конечный вариант фильма не вошел эпизод, где Фатеева гладит тигра. В кадре оказалась рука дрессировщика Запашного, и его, к огорчению артистки, вырезали.
Во время съёмок «Три плюс два» у актрисы вспыхнул роман с Андреем Мироновым. Как признаётся Наталья, он помог ей пережить разрыв с супругом. «С Андреем мы очень подружились. Он был именно хорошим другом, были долгие и тёплые отношения, он интеллигент настоящий, прекрасный сын своих родителей… Вся сложность состояла в том, что в то время Андрей был совершенно несамостоятельным, им руководила мама. А меня такая ситуация не привлекала. Я как раз в тот период пережила очень трудный развод с Басовым, отойти от которого было весьма непросто. И Андрей меня очень согрел, спас, за что я ему и судьбе очень благодарна. Ну а потом появились другие люди, и он перестал меня интересовать. ».
После выхода фильма все его герои стали мгновенно популярны. Особенно полюбились зрителям две красавицы, две Наташи – Фатеева и Кустинская. Некоторое время они поддерживали дружеские отношения, но продолжалось это недолго. Причиной стал мужчина…
Наталья Фатеева никогда не испытывала недостатка от внимания мужчин. В середине 60-х, когда фильмы с её участием выходили один за другим (киноповесть Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!», комедия Евгения Карелова «Дети Дон Кихота», приключенческий фильм Станислава Говорухина «День ангела»…), она была особенно популярна. Отказывая многочисленным поклонникам, Наталья внезапно увлеклась сама.
Её избранником стал лётчик-космонавт, 30-летний Борис Егоров (1937—1994). В октябре 1964 года он совершил полёт в космос на корабле «Восход» и получил за это звание Героя Советского Союза. Красивый, умный, настоящий герой того времени, он сразу же вскружил голову Наталье. Они поженились и у них родилась дочка Наташа (1969). Впрочем, второй брак оказался тоже непрочным. Супруги были совершенно разными людьми и вскоре муж ушёл к актрисе Наталье Кустинской.
Пик популярности у Натальи Фатеевой, хотя и недолгий, был – в середине 60-х. Советские женщины в парикмахерских просили сделать прическу, как у Фатеевой.
Но вскоре в кино начала утверждаться новая эстетика, в центре которой стоял обычный человек - не с экрана, а с улицы. Наталья Фатеева, Алла Ларионова, Изольда Извицкая и другие красавицы ещё продолжали блистать на экранах, но их вытесняли новые лица.
"Синеглазка" или "русская Элизабет Тейлор" - так называли Наталью Фатееву советские зрители. Завораживающий взгляд и, как бы сейчас сказали, сексуальный, томный голос. Но у красоты оказалась и обратная сторона, в советском кино ей то и дело приходилось доказывать, что она не только привлекательна, но и талантлива.
В 70-е годы из наиболее запомнившихся ролей, можно назвать разве что четыре: Людмила в «Джентльменах удачи», Павлина в «Летних снах», завуч в «Розыгрыше» и Ирина Соболевская в «Место встречи изменить нельзя». Почти все роли эпизодические, но в каждой своей роли Фатеевой удавалось сыграть убедительно, создать полнокровный характер, обнажить душевное состояние персонажа.
Следующая характерная роль пришлась на 1981 год. Фатеева сыграла Аллу в фильме «С вечера до полудня» Константина Худякова. Героиня Натальи – эмансипированная женщина, отстаивающая свои права на самостоятельную жизнь, любовь. Как и в других картинах, актриса сыграла очень убедительно.
Очень часто Наталью Фатееву приглашали заниматься художественным дублированием иностранных кинолент. Для советского зрителя ее голосом говорили Софи Лорен, Леа Массари, Беата Тышкевич, Невена Коканова, Барбара Брыльска и многие другие зарубежные кинозвезды.
В собрании Гостелерадиофонда хранятся записи радиопостановок с участием Н. Фатеевой: «Джамиля», «Хочу верить», «Конец сказки» (60-е гг.), художественное чтение глав из книги Г. Николаевой «Битва в пути» (1975 г.).
В середине 1990-х Наталья Фатеева играла Софи в антрепризе «Арт центра» во французской пьесе Ж.Пуарэ «Сюрпризы семейного уик-энда» с А. Кузнецовым, И. Ясуловичем и В. Малявиной.
Сразу в четырёх картинах Наталья Фатеева снялась в 1991 году. Самой удачной была роль Актрисы в драме «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова.
После этого она ушла из кино, не согласившись играть в «чернухе».
За последующие десять лет Наталья Фатеева появилась только в нескольких фильмах: в комедии Владимира Грамматикова «Осенние соблазны», семейной драме Марины Крымовой «Никто не хотел уезжать», исторической драме Рубена Мурадяна «Дорога на край жизни».
В начале нового века Наталья Фатеева сыграла в историческом сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» роль жены Меньшикова, а в 2007 году исполнила роль матери знаменитого конструктора Сергея Королева в замечательной драме «Королев. Главный конструктор».
В 2003-2004 годах - независимый театральный проект на сцене Театрального центра на Cтрастном — Клер Ланн — «Любовь к английской мяте» по произведениям Маргерит Дюрас. Режиссер-постановщик – Владимир Агеев.
Личная жизнь актрисы так и не сложилась. «Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, все по-советски. В браках я была обычной женой. И носки стирала, и готовила, все как у всех. Быт советский – это пытка. А в моей профессии – так и вдвойне: мне же надо следить, чтобы руки не страшные были, чтобы лицо не старело… К каждому своему избраннику я относилась со всей привязанностью, на какую была способна».
Согласно официальным сведениям, у Натальи Фатеевой двое детей - сын Владимир, рожденный в браке с Басовым, который пошел по стопам отца и стал режиссёром, а также дочь Наташа от космонавта Егорова - она работает менеджером в иностранной фирме. А свою первую дочь, родившуюся еще в Харькове, актриса оставила на воспитание мужу-студенту.
В советское время Наталья Фатеева никогда не заявляла о своих политических пристрастиях. Она казалась совершенно аполитичной. На самом же деле, поездив по миру, актриса воочию убедилась в лживости существующей системы. Советский строй Фатеева откровенно презирала, и воспитала в этом духе сына. Когда началась перестройка, Наталья Фатеева оказалась в первых рядах общественных деятелей, активно поддерживающих преобразования в стране, ратовавших за новую жизнь в свободной России. Подлинным гражданским поступком стало её обличительное заявление в адрес В. В. Жириновского и ЛДПР во время празднования так называемого «нового политического года» в Кремле в декабре 1993 года. На выборах Президента России в 1996 и 2000 годах была доверенным лицом соответственно Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. В марте 2010 г. подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Сейчас Фатеева живет в свое удовольствие: « Мне нравится созерцательная жизнь, я люблю этот внутренний покой, когда тебя не раздирает суета. Сейчас я такая, какой должна быть, и меня ничто и никто не раздражает. Могу позволить себе не работать, не общаться с теми, с кем не хочу. С прежних времён ненавижу слово «ездить», потому что ездила с концертами "Товарищ кино" по четыре раза в месяц , поэтому отказываюсь от всех антреприз. Зато много гуляю, кормлю кошек. Занимаюсь без конца какими-то благотворительными делами, и ко мне люди относятся с доверием. Делать что-то для других всегда гораздо приятней и удобней, чем для себя самой. Себе я ничего сделать не могу, а вот для других - получается, и мне это очень нравится.».
Интересныe факты
* Признание и награды
1965 — 3аслуженная артистка РСФСР.
1980 — Hародная артистка РСФСР.
1996 — Mедаль «Защитнику свободной России».
2000 — Oрден Почёта.