Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Борис Хмельницкий

Борис Алексеевич Хмельницкий

13503 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.22
  • Дата рождения: 27 Jun 1940
  • Дата смерти: 16 Feb 2008
  • Имя при рождении: Хмельницкий Борис Алексеевич
  • Место рождения: г.Ворошилов (ныне Уссурийск), Приморский край, СССР

В избранном у (10)

Ray mccoy thumb Рэй МакКой
Profess thumb Profess
Ninanika thumb ninanika
Torgaddon thumb Torgaddon
Claire blanche thumb Claire
Lana 2010 thumb Lana_2010
0712kari thumb kuku

Советский и российский актёр театра и кино, композитор. Народный артист России (2001).

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/185689

Борис Хмельницкий родился в семье офицера Красной армии. В годы войны родители отправили Бориса и его сестру Луизу к дедушке, проживающему в тайге. Здесь маленький Борис приобщился к природе и впоследствии не раз с восхищением рассказывал о впечатлениях детства.

После окончания войны дети вернулись к родителям. Отец Бориса заведовал окружными Домами офицеров, его не раз переводили из одного города в другой, так что юному Хмельницкому пришлось немало попутешествовать по стране от Дальнего востока до Украины. В то время Дома офицеров были настоящими центрами культуры, и Борис «варился» в этой атмосфере. Неудивительно, что в будущем он видел себя актером. Правда, было одно препятствие: недуг полученный мальчиком еще в раннем детстве. Как-то раз дедушка принес в дом петуха, посадил его на шкаф. Ночью петух свалился на Борю и так сильно его напугал, что мальчик с тех пор стал сильно заикаться. В 12-летнем возрасте Бориса отправили в Киев, где его лечением занялся известный профессор Деражне. Частично недуг был преодолен, но при волнении он вновь проявлялся….

Считая, что будущему артисту необходимо музыкальное образование, Борис Хмельницкий в 1961 году окончил львовское музыкальное училище по специальности «Дирижер оркестра народных инструментов». Только после этого юноша решился поехать в Москву для поступления в Театральное училище им.Щукина.
Поступление Хмельницкого в «Щуку» окутано дымкой мистики. Как ему, при волнении заикающемуся, удалось благополучно сдать экзамены?! Сам актер говорил, что в этом ему помог ни кто иной, как Вольф Мессинг. Великий маг и гипнотизер знал их семью давно и даже был влюблен в маму Бориса. Он то, по-видимому, и повлиял каким-то образом на экзаменаторов…

В Щукинском училище Борис Хмельницкий обучался у выдающегося мастера Б.Е. Захавы. На третьем курсе начинающий актер был приглашен Юрием Любимовым в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Среди его первых работ были: Ноздрев и Маяковский.

В 1966 году Хмельницкий окончил Театральное училище им.Щукина и стал полноправным членом труппы Театра на Таганке. Этой сцене актер отдал 23 года. Вершинин в «Трех сестрах» Чехова, Разумихин в «Преступлении и наказании» Достоевского, Галилео Галилей в «Жизни Галилея» Брехта, Крямин в «Пугачеве» Есенина, Воланд в «Мастере и Маргарите» Булгакова – эти и другие роли сделали Хмельницкого любимцем многочисленных зрителей Таганки.

Хмельницкий любил Таганку, и труппа любила его. Актера в театре называли Бэмби, за его легкость, открытость и какую-то незащищенность. Его не раз приглашали в другие театры, но он оставался верен Таганке. С теплотой и большим уважением Хмельницкий всегда отзывался о Юрии Любимове, благодаря которому полностью избавился от заикания. Среди актеров других театров ходило расхожее мнение, что Любимов – диктатор. Хмельницкого это задевало. В одном из интервью он вспоминал: «Как-то мы были в гостях у Андрея Миронова, и зашел разговор: у вас замечательный театр, мы его любим, но актеры в нем - марионетки. На что я возразил: Андрей, назови второй театр в Советском Союзе, где есть такое количество потрясающих актеров - Славина, Демидова, Полицеймако, Жукова, вся мужская обойма - Высоцкий, Золотухин, Губенко, Бортник, Филатов, Любшин, Калягин, Шаповалов (извините, если кого-то не упомянул - список очень длинный) - ничего себе театр марионеток. Мы наслаждались ролями, можно сказать купались в них. Даже эпизоды Любимов выстраивал так, что плохо сыграть было невозможно. Самая маленькая роль в актерской биографии превращалась в событие...»

В театре на Таганке Хмельницкий реализовал себя не только как актер, но и как композитор. Его музыка звучала в спектакле «На короткой волне» и в ряде других постановок.

Еще учась в Щукинском училище, Борис Хмельницкий познакомился с Марианной Вертинской. Они долго приятельствовали, общаясь в одних и тех же компаниях. Марианна Александровна признается, что, хотя Хмельницкий и был всегда очень элегантным, имел успех у девушек, видела она в нем лишь друга. По ее мнению, Хмельницкий особенно резко изменился, когда снялся в фильме «Красная палатка»: отпустил бороду, стал еще более мужественным: «Вот тогда я посмотрела на него как на мужчину - красивого, интересного».

В браке у них родилась дочь Дарья, впоследствии ставшая актрисой. Однако вместе они прожили лишь три года. О причине развода ни Борис ни Марианна никогда не говорили: зачем это знать посторонним. Дочь по обоюдному согласию осталась жить с отцом. Почему с отцом? Сама Дарья Хмельницкая отвечает: «Да просто решили, и все! Что тут страшного? Ведь они оба - актеры, много ездили, часто снимались... И воспитание ребенка взяла на себя бабушка, с которой жил папа».

Разойдясь, Борис Хмельницкий и Марианна Вертинская на всю оставшуюся жизнь остались близкими друзьями, скорее даже – родными людьми. Он не раз приходил к бывшей жене в гости, и его всегда ждал там теплый прием.

Второй брак Бориса Хмельницкого оказался столь же скоротечным, как и первый. Его второй супругой была Ирина Гончарова - профессиональный психолог-консультант, психокорректор и психоаналитик, член Профессиональной психотерапевтической лиги, автор и ведущая программы «Нежность» (на «Радио Россия»), посвященной вопросам психологии.

Об обеих своих бывших женах Борис Хмельницкий всегда отзывался, как о замечательных, потрясающих женщинах, не позволяя в их адрес ни одного дурного слова…

Были в жизни Хмельницкого и другие женщины. Что говорить – он очень нравился слабому полу, вызывая у них неподдельное восхищение. Вне брака у Хмельницкого родился сын Алексей. Он не стал актером - окончил финансовый колледж в Лондоне.

В кино Борис Хмельницкий дебютировал в 1966 году. Украинский режиссер Леонид Осыка обратил на актера внимание в спектакле Таганки «Павшие и живые». Игра Хмельницкого так ему понравилась, что он предложил ему роль солдата-поэта в своей картине «Кто вернется – долюбит». Вслед за этим Хмельницкий сыграл адъютанта отца Пьера Безухова в экранизации знаменитого романа Толстого «Война и мир» и Кибальчича в историко-биографическом фильме «Софья Перовская». А в 1968 году на экраны вышла картина «Вечер накануне Ивана Купала», где Хмельницкий сыграл свою первую главную роль - полунищего батрака Петро Безродного, которого убийца Басаврюк втянул в лютую игру: хочешь счастья - купи его ценой чужой жизни. Сам актер эту роль называл знаковой в своей кинокарьере. Не осталась без внимания и другая большая работа Хмельницкого – роль итальянского морского офицера Вильери в знаменитой ленте «Красная палатка» (1969).

Наибольшую же известность Борису Хмельницкому принесла роль Робин Гуда в приключенческих лентах «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Личные качества актера настолько органично совпали с образом благородного разбойника, что на протяжении многих лет Робин Гуд неизменно ассоциировался с Хмельницким и наоборот – Хмельницкий с Робин Гудом. Известный российский актер Леонид Ярмольник как-то сказал: «Робин Гуду повезло, что его сыграл Хмельницкий», и в этом немалая доля правды.

Было в кинобиографии Бориса Хмельницкого немало и других интересных ролей: Алесь Ворона в фильме «Дикая охота короля Стаха», стрелец Кузьма Чермный в исторических лентах «Юность Петра» и «В начале славных дел», Ларионов в шпионском фильме «Пароль – «Отель Регина», лорд Грей в исторической мелодраме «Черная стрела», капитан Гарри Грант в фильме «В поисках капитана Гранта», цыган Гайраддин в картине «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» и другие. Нередко это были роли второго плана, но это Хмельницкого не особо расстраивало. «Небольшая роль иногда бывает интереснее, глубже по актерской линии, чем иная главная, - говорил он. - Хороший эпизод, мощная роль второго плана, что может быть лучше? Нет, эпизодических ролей в кино я не боюсь». Часто в кино Хмельницкому доставались отрицательные герои, но и они были не лишены обаяния. Актер признавался: «Я никогда не играл тупых злодеев, я их как бы романтизировал. Играл без акцента на насилие и чернуху. Мои злодеи, преступники, убийцы, воры - это люди, которых жизнь кинула в другие обстоятельства. Нельзя повально осуждать и все мазать черным. В кино вообще все не как в жизни. В жизни так не бывает, а в кино это необходимо».

Был в жизни Бориса Хмельницкого момент (в начале 80-х), когда он мог сняться вместе с голливудской звездой Керком Дугласом. Знаменитый актер приглашал Хмельницкого на одну из ролей в фильме «Скалолаз», обещая гонорар в 1 миллион долларов. Хмельницкий загорелся этой идеей. Нет, дело было не в деньгах - деньги то он как раз пообещал отдать Госкино, лишь бы отпустили сняться в Голливуде. Но «на верху», подумав, запретили…

Таганку Борис Хмельницкий покинул в 1982 году. Сам он так рассказывал о причинах, побудивших его покинуть любимый театр: «Из театра ушел после «Мастера и Маргариты» - знаменательного в роковых отношениях романа. На роль Воланда Любимов назначил меня, Смехова и Соболева. Я напомнил Любимову историю с Галилеем. И поставил условие, что репетируем по очереди, но перед выпуском спектакля он объявит первый состав. И перед сдачей Любимов сказал, что первый исполнитель Воланда - Хмельницкий. Прошло время, опять же без всяких объяснений меня сняли с роли. Два года я не играл. И однажды в городе Омске, на гастролях, в присутствии Леонида Филатова и моей сестры Луизы Хмельницкой одному из исполнителей был задан вопрос: почему Борис не играет? – «Как был Бэмби, так и остался. Такие роли надо выгрызать зубами и идти по трупам». Я по трупам не хожу. Я предпочел уйти из театра. Все заявление восприняли как мою очередную шутку. Даже Любимов сначала не поверил, что я это делаю всерьез...».

Из театра Хмельницкий ушел тихо, без скандала, сохранив хорошие отношения и с Юрием Любимовым, и с другими актерами. Сумел он не запачкаться и в печально известной склоке, разбившей театр на «любимовскую» и «губенковскую» Таганку. Актер признавался: «Конфликт, после которого Таганка развалилась, мне, мягко говоря, был не очень близок. Любимов - наш учитель. А как я однажды в театре сказал, на учителей, на родителей и на жен я в суд не подаю. Что бы ни происходило. Это мои личные обиды, недоразумения». А вот что вспоминала по этому поводу его дочь Дарья: «Когда готовил вечера памяти Володи Высоцкого, некоторые таганковцы спрашивали: «А кто будет? Понятно, из противоположной Таганки! Нет, я не приду!». Это папу приводило в состояние шока: «Да вы что, совсем свихнулись, что ли?!!». В его голове это не укладывалось. Он говорил: «А если вы на улице встретитесь: один актер из одного театра, а другой - с соседней половины Таганки, - вы что, не будете здороваться?!».

Вышесказанное уже немало говорил о характере Бориса Хмельницкого. К этому можно также добавить, что был он чрезвычайно эффектным, ярким, умным мужчиной. В кино все роли он играл без дублеров: помогала отличная спортивная форма, приобретенная еще в юности (он много занимался спортом - боксом, борьбой, легкой атлетикой, баскетбол, имел первый юношеский разряд по ручному мячу и пинг-понгу).

Особой страстью Бориса Хмельницкого был бильярд. Он, единственный из актеров, являлся мастером спорта по бильярду, неоднократно побеждал в различных турнирах, чемпионатах и кубках.
Кроме того, Борис Хмельницкий любил рыбалку, охоту и умел прекрасно готовить. Он сам признавался: «Я готовлю потрясающе! Вот если бы я зашел в любой ресторан и приготовил бы там свои пельмени или блинчики, еще вопрос, какие бы блюда люди заказывали, - мои или фирменные, ресторанные. Я ведь вырос в семье охотников, а охотники всегда очень хорошо готовили».

Работая в известной своими «острыми» спектаклями Таганке, Хмельницкий, при этом, оставался абсолютно аполитичным человеком, хотя и очень переживал за Родину. Свои политические пристрастия он явно проявил лишь в 1991 году, когда случился путч. Вместе с Мстиславом Ростроповичем, Александром Пашутиным и Александром Любимовым они засели в Белом доме. Вспоминает Дарья Хмельницкая: «Уже после этих событий я лично слышала рассказ командира «Альфы». По его словам, «альфовцы» получили приказ штурмовать Белый дом: уже стволы пушек были на него наведены - вот-вот должен был начаться обстрел. И вдруг они узнают, что там сидят Ростропович, Говорухин, мой папа, Пашутин. «Мы, - сказали, - по ним стрелять не будем!». И это был единственный случай в истории, когда «Альфа» отказалась выполнить приказ!».

Бориса Хмельницкого и Владимира Высоцкого связывала давняя и крепкая дружба. После смерти Владимира Семеновича Хмельницкий стал организатором ежегодных вечеров его памяти, постоянно выступал с концертами. Благодаря его настойчивости в Москве, у Покровских ворот Высоцкому был поставлен памятник.

В новом, российском кино Борис Хмельницкий снимался не так часто. Хорошие роли предлагали редко, а сериалы он недолюбливал. Впрочем, были и исключения. Так, например, он сыграл роли в сериалах «На углу у Патриарших-2» и «Семейные тайны». Сам он рассказывал об этих работах: «Когда кино или сериал снимают люди, которых я уважаю и люблю, я могу согласиться на роль, даже на эпизод. И вот моя подруга, известная актриса Елена Цыплакова, сказала: «Боря, я снимаю сериал, жанр, который ты не очень любишь, но там нужен персонаж, чтобы ты самого себя сыграл, Хмельницкого. Ну, сыграй для меня!» Ну почему же не помочь талантливому человеку! Так же в сериале «На углу у Патриарших», который снимал мой приятель Вадим Дербенев, сценарий написал Эдуард Хруцкий, мой товарищ. Для меня не столь важен объем роли, главное - чтобы в ней было зерно, тогда я соглашаюсь. И вот для образа Актера в сериале «На углу у Патриарших» я сделал парафраз из спектакля «Гамлет». Авторы фильма посмотрели мою работу, им понравилось, и они решили расширить мою роль еще на две серии. Я посмотрел материал - вроде бы нормально, не стыдно».

Борис Хмельницкий активно работал до последних своих дней. О смертельной болезни, поразившей его, перед окружающими он не распространялся. Его последней работой в кино стала роль атамана Бородатого в известной картине «Тарас Бульба» (2009). Озвучивал ее уже Никита Джигурда…

За месяц до смерти у Бориса Хмельницкого отказали ноги. В тот момент он занимался организацией вечера памяти Высоцкого посвященного 70-летию Владимира Семеновича. Болезнь не остановила его. Лежа в своей квартире, он довел задуманное до конца.

Скончался Борис Алексеевич от рака утром 16 февраля 2008 года. Похоронен Кунцевском кладбище рядом с могилой своих родителей.

Кинофильмы

Тарас Бульба
Боевик, Драма
В поисках капитана Гранта
Драма, Приключения
Черная стрела
Исторический, Приключения
Баллада о доблестном рыцаре Айвенго
Исторический, Приключения
Черный треугольник
Детектив, Криминал
В начале славных дел
Драма, Исторический
Дикая охота короля Стаха
Детектив, Драма
Юность Петра
Драма, Исторический
Стрелы Робин Гуда
Исторический, Приключения
Наперекор всему
Драма, Исторический
Князь Игорь
Музыка
Красная палатка
Драма, Приключения
Война и мир
Драма, Мелодрама