Лев Перфилов
Лев Алексеевич Перфилов
- Средний рейтинг фильмов: 8.61
- Дата рождения: 13 Feb 1933
- Дата смерти: 24 Jan 2000
- Имя при рождении: Лев Алексеевич Перфилов
- Место рождения: г. Коломна, Московская обл.
Cоветский, украинский актёр.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/261738
Мама Льва Перфилова - была торговым работником, отец - Алексей Перфилов работал на патефонном заводе начальником планового отдела. Когда Льву было исполнилось восемь лет, началась война. Отец Левы ушел на фронт и вскоре из военкомата принесли «похоронку», его отец, старший лейтенент Алексей Перфилов погиб в бою смертью героя 25 января 1943 года. Лев Перфилов в шутку любил называть себя «ребёнком войны». Он рассказывал: «Я хорошо помню голод, холод, разруху, эвакуацию.
Ещё в школе Лёва играл в драматических кружках, был старостой школьного хора. В школе он обожал всех копировать, и лучше всего у него получалась Чита из популярного тогда фильма «Тарзан», с тех пор его иначе как «Лёвчик-артист» не называли. У Льва рано обнаружился абсолютный музыкальный слух. Его тётя - педагог Анастасия Ивановна Лазарева подсказала мальчику записаться в хор Дома пионеров, и Лёва с удовольствием обучался пению под руководством участника Великой Отечественной войны Андрея Павловича Радищева. Позже семья Перфиловых переехала на Камчатку, был в жизни Льва Алексеевича момент, когда он чуть не стал моряком. Его уговорили поступать в мореходку во Владивостоке, но он вовремя одумался и рванул в Москву.
Большая мечта стать артистом, выйти на сцену, окрыляла юношу. Лев Перфилов переехал в Москву и с первой же попытки поступил в театральное училище имени Щепкина при Малом театре, он оказался самым молодым на курсе. Перфилов учился у выдающегося педагога и ученицы Константина Станиславского Марии Кнебель и окончил учёбу в 1956 году, тут же поступил в Театр-студию киноактёра и в том же году начал сниматься в кино.
Лев Перфилов мечтал о театре, но снимался в кино. Его приглашали в БДТ, Малый театр и Театр имени Леси Украинки. Но надо было кормить семью, а в театре по сравнению с кино платили мало. К тому же, у Льва Алексеевича уже подрастали две дочери-близняшки.
В театре главный образ был создан Львом Алексеевичем Перфиловым в спектакле «Судный день» про «этот проклятый Бабий Яр, который забирает жизни у тех, кто остался жить». Роль — глыба! Для Перфилова она стала главной ролью жизни. У актёра была единственная задача: сделать так, чтобы его героя полюбили и поняли. И это ему блестяще удалось.
Сначала он работал в Театре киноактёра при «Мосфильме» (1957-1963), а когда его расформировали, предложили выбирать - «Ленфильм» или Киностудия имени А. Довженко в Киеве. Перфилов выбрал последнее. К тому времени в Киеве жила его мама. Правда, говорят, такой обиды киностудия «Ленфильм» не могла снести и после этого никогда не приглашала актёра сниматься. Но и без того Лев Перфилов был нарасхват, а себя он называл «киношником с головы до ног».
А с первой же роли в кино он зарекомендовал себя актёром темпераментным, ярким. Его чех Франц Клавичек в дебютной героико-романтической драме Александра Алова и Владимира Наумова «Павел Корчагин» (1956, Франц Клавичек) привлек искренностью, свежестью образа. На премьере фильма после сцены, где у героя Перфилова падали в грязь очки («находка» самого актёра) - он их судорожно надевал, а потом сам падал, сражённый вражеской пулей, - зал взорвался бурными аплодисментами.
Лев Перфилов обожал съёмки, любил киностудию и главным образом работал именно в кино. Лев Алексеевич сыграл в более чем 130 фильмах, он обладал необычным хрипловатым тембром голоса, который запоминался зрителям. Перфилов стал одним из самых интересных актёров второго плана отечественного кинематографа.
Ступенью в творческой биографии артиста стали съёмки у Ады Неретниеце в героико-приключенческом фильме о Великой Отечественной войне «Циклон начнётся ночью».
После исполнения Львом Перфиловым роли фашиста Вольдемара, все газеты дружно отмечали: «Наконец-то появился актёр, так убедительно играющий мерзавцев». Артист блестяще создал «маленький» образ, который не затерся, а наоборот был ярким пятном на фоне главных героев, сыгранных именитыми актёрами: Анатолием Ромашиным, Петром Гориным и Велтой Лине.
С 1963 года Перфилов стал актёром Киевской киностудии имени Довженко и, много снимался в комедиях, драмах и исторических кинолентах. Лев Алексеевич долго жил в столице Украины, но мечтал перебраться в Коломну, в город, где родился и жил в детстве. Режиссёры использовали его неистовый темперамент, и он сыграл князя в исторической драме Леонида Осыка «Захар Беркут» (1972, боярин) о борьбе карпатских горцев. Затем последовала роль в мистической драме Бориса Ивченко «Олеся» (1971, Иван Тимофеевич) по одноименной повести Куприна, где в главной роли снялась неподражаемая Людмила Чурсина, запоминающиеся роли в военно-патриотическом фильме Юрия Лысенко «Узники Бомона» (1970) о подпольщиках во французском лагере Бомон, в мелодраме Виктора Ивченко «Путь к сердцу» (1970, врач-ординатор). Нельзя не отметить и поистине сказочную роль Льва Перфилова в современной сказке режиссёра Евгения Шерстобитова «В тридевятом царстве» (1970, пассажир с трубкой, старый лакей, министр, телохранитель и др.) о гастролях Украинского самодеятельного ансамбля балета на льду, где актёр снялся с такими корифеями кино, как: Ирина Мурзаева, Анатолий Папанов, Николай Гаврилов и Спартак Мишулин.
Потом, в киношную копилку Льва Перфилова посыпалось несчётное количество воров, убийц, алкашей, шпионов, пиратов и прочей «всякой нечисти». Подобный «жанр» требовал от актёра совершенно новых приёмов игры. Перфилов был искренне рад, что так произошло, ибо считал эти роли куда интересней, нежели безликие рабочие, шахтёры и пахари. Они продлили актёру экранную жизнь и дали своеобразную популярность: Кашкет в «Старой крепости» (1973), Джексон в «Капитане Немо» (1975), Мочёный в приключении «Волны Чёрного моря» (1975), стукач Калимер в «Волшебном голосе Джельсомино» (1977), доктор Гук в военной киноленте «Где ты был, Одиссей?» (1978). И, конечно же, его персонажи в фантастической ленте «Кин-дза-дза» (1986, Кырр, чатланин-диссидент, живущий на катере) со своим плутоватым высказыванием: «Я расскажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!» и в «Приключениях Электроника» (1979, ассистент Стампа) со строгой фразой: «Смотреть на шефа!».
Лев Алексеевич Перфилов, снимаясь в кино, одновременно работал и в Киевском театре-студии киноактёра с 1979 по 2000 год.
Секрет любви зрителей и окружающих его людей заключался в необыкновенном обаянии. Лев Алексеевич был очень добрым, отзывчивым и неконфликтным человеком, душой любой компании - он играл на аккордеоне, писал стихи.
С чувством юмора у него было все в порядке. «Я похож на Гришу Ушивина, люблю юмор, людей, люблю выдумывать истории, шухарить. Вообще люблю жизнь» - говорил он. Роль простоватого фотографа-криминалиста из сериала «Место встречи изменить нельзя» (1979) была истинным подарком в его беспросветно-антигеройном творчестве тех лет. «Подарок» преподнес Станислав Говорухин, с которым они познакомились, снимаясь вместе в одном фильме. Услышав, что Говорухин собирается экранизировать книгу братьев Вайнеров «Эра милосердия», Лев Алексеевич стал проситься в «бандиты «Чёрной кошки»». Но Станислав Сергеевич увидел актёра в роли положительного Гриши. Она принесла Перфилову народную популярность и новую киношную кличку «шесть на девять». Режиссёр был очень доволен своим выбором: »Сотня непохожих ролей! И надо найти ключ к каждой. Сотня ключей, точных, потому что если в большой роли образ развивается постепенно и есть простор для актёра, то в эпизоде надо быть снайпером. В короткие минуты действия вложить целый характер. Эпизод должен поднять главное, а не затенять его. Лев Перфилов тонко это понимает, умеет справиться с любым заданием. А ещё он умеет обогатить роль идеально найденной деталью. Перфилов – король эпизода». Он сумел не затеряться рядом с такими незаурядными актёрами, как Владимир Конкин, Владимир Высоцкий и Сергей Юрский.
К сожалению, подобных ролей Лев Перфилов больше не получал, постепенно он перешел на бухгалтеров и мелких чиновников. Но и эти образы оказались подвластны его незаурядному таланту и каждая новая роль только укрепляла его репутацию выдающегося актёра. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры способствовали созданию в дальнейшем таких разноплановых образов как: наводчик в приключении «Зеленый фургон» (1983), Кулябский в комедии «Зудов, вы уволены!» (1984), Пётр Васильевич в «Самой обаятельной и привлекательной» (1985), мужчина с собакой в мюзикле «Поездки на старом автомобиле» (1987).
Своё глубокое уважение высказал Льву Перфилову народный артист СССР Евгений Матвеев. Однажды он рассказал: «Так случилось в моей жизни, что после многих лет актёрской работы я вынужден был перейти в режиссуру. Взявшись ставить «Цыгана» (1967), я надеялся лишь на добрых людей, которые могли бы мне помочь. Таким надёжным товарищем оказался Лев Перфилов. Он не только полностью вылепил для фильма своего Костю, принёс мне его готовеньким, а и помогал другим, буквально пропадал на съёмочной площадке. Лёва – верный товарищ, друг, что не так часто встречается в нашей «киношной жизни».
Ассистентом режиссёра в создании фильма «Павел Корчагин» (1956) был Николай Мащенко. Через двадцать лет он в качестве режиссёра приступил к созданию многосерийного телевизионного фильма «Как закалялась сталь» (1973, Ярошевский - мл.), и вспомнив удачный дебют Льва Перфилова, пригласил артиста сняться в его картине. Но роль предложил противоположную той, что Перфилов сыграл в первом фильме по роману Николая Островского. В беседе с Львом режиссёр сказал ему: «Нужно сыграть роль самого ярого врага Советской власти. И сыграть так, чтобы тебя возненавидел весь Советский Союз – ведь фильм снимается по заказу Центрального телевидения, и его будут смотреть во всех уголках огромной страны». С задачей Лев Перфилов справился блестяще.
Режиссёры часто приглашали Льва Перфилова играть отрицательные роли подонков, негодяев, мерзавцев, пьяниц, заклятых врагов страны, народа. У Льва Алексеевича не раз спрашивали о его «взаимоотношениях» со своими героями. Актёр отвечал: «Чем больше я играю негодяев, тем чище становлюсь сам. Стараюсь ловко сыграть негодяя, подонка. Бывало, что и переигрываю главного героя и зрителю запоминается отрицательный персонаж. Во имя чего? Чтобы те, кто запомнит меня на экране, вовремя увидели такого же человека в жизни. Пусть это громкие слова, но такова моя гражданская позиция… А играть очень интересно, ведь в одном эпизоде можно показать целое явление, слой нашей жизни».
Перфилов часто на съёмочной площадке вносил дополнения в сценарий, дописывал биографии своих героев, придумывал новые эпизоды, импровизировал. Так как Лев Алексеевич хорошо играл на баяне и пел, во время съёмок фильма «Место встречи изменить нельзя» он под аккордеон исполнил песню: «Мы летим, ковыляя во мгле, мы идём на последнем крыле…»
Настоящей удачей актёра стали съёмки в лирико-поэтической притче по мотивам книги Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» режиссёра Игоря Апасяна «Притяжение солнца». Здесь не только раскрылась отточенная игра Перфилова, но и само присутствие его в кадре, его личность успешно работали на блестяще созданный им, казалось бы, неприметный образ.
Как любой актёр, он всегда мечтал о своей главной кинороли, или хотя бы - о смене имиджа. Маленькие попытки были - он сыграл роль князя в эпизоде фильма «Захар Беркут» (1972), роль Поповича в фильме «Гуси-лебеди летят» (1974) и в учебном фильме «Лесная песня» он появился перед зрителями в образе мудрого дядьки Лева. Но роли прошли незаметно, и никто из режиссёров не видел острохарактерного Перфилова под другим углом.
Когда производство фильмов резко сократилось, Лев Алексеевич тяжело переживал это время. Ему было невыносимо осознавать свою невостребованность: «Мы хотим работать! Ведь наши фильмы, судя по откликам зрителей, нужны. Они добрые, трогательные. В них любят, а не «занимаются любовью», - говорил он в интервью. - Мы уникальная нация. Если раньше для нас проститутка была самой последней женщиной, то теперь это профессия. Если раньше Жеглов говорил: «Вор должен сидеть», то теперь это образ жизни. Спекулянты стали называть себя бизнесменами. Все с ног на голову, и моему поколению этого не понять!».
Что ни говори, жизнь у Льва Перфилова была удивительная. Особенно её первая половина. Хотя, он был уже дважды женат, но большая любовь, как подарок судьбы, пришлась на последние годы. Молодая красавица Вера стала для него смыслом жизни, другом, поддержкой, опорой и самой большой удачей. Он женился третий раз, когда ему был 51 год. Его жене Вере было всего 25 лет.
«В Лёве я будто увидела саму себя. Мы были абсолютно одинаковы. У нас даже группа крови одна и та же: четвертая, считающаяся редкой. Мы могли разговаривать взглядами, прекрасно понимая друг друга. Он признавался, что был не готов к такому повороту событий. Жизнь у него была очень тяжелая. Накануне нашей встречи Лёва даже хотел свести счёты с жизнью. Рассказывал, что уже стоял на столичном Московском мосту, откуда собирался прыгнуть в бездну. И вдруг будто голос откуда-то услышал: «Подожди, остановись!» Подумал, что уже сходит с ума, но прыгать передумал. По дороге решил зайти на почту, позвонить маме, которая уехала погостить к сестре в Коломну. Там-то он меня и увидел — я работала телефонисткой. Позже Лёва признавался, что это был как удар молнией. Он встретил меня, и в один момент жизнь его перевернулась. Думаю, нас свела сама судьба». Они прожили вместе счастливых семнадцать лет, не уставая каждый день признаваться друг другу в любви. Он ласково называл ее Любимушка, а она его Лёвушка. На людях они крепко держались за руки, будто боялись потерять друг друга. Вера Перфилова считает их встречу подарком судьбы, Лев Алексеевич называл Веру своим спасением.
Несмотря на неприступную внешность, в душе Лев был ранимым человеком. В отличие от счастливой карьеры, в личной жизни ему не везло. Его мама, с которой он жил, была властной женщиной. Лёва её боготворил. Первый раз он женился ещё совсем молодым. Со своей первой женой познакомился в Москве во время учебы в Театральном училище имени Щепкина. По распределению их послали в Новосибирск. Супруга Елена родила двух дочерей-близняшек, а потом его бросила, занявшись своей успешной карьерой. Второй женой Льва Перфилова стала ассистентка режиссёра Киностудии имени Довженко. В этом браке родились трое сыновей. Лева безумно любил всех своих детей. Когда они с Верой стали жить вместе, его сыновья часто оставались у них, они были одной большой семьей. Таких отцов, как Лев Перфилов, надо было ещё поискать.
Перфилов не хотел поддаваться унынию и уходить из профессии, но ему надо было содержать большую семью - после трёх браков у него было шестеро детей и восемь внуков. И он ездил с многочисленными концертами и творческими встречами по стране - публика его встречала всегда неизменно восторженно.
Кроме работы на киностудии, Перфилов занимался общественной деятельностью. Он был одним из основателей Гильдии актёров советского кино, был активным участником Международного фестиваля кино «Созвездие» и Международном кинофоруме России, Украины и Белоруссии «Бригантина» в Бердянске в течение нескольких лет.
Отдушиной для него стали телевизионные программы. В своих «Кинозабавах» и «Музыкальных забавах» он пытался сохранить на ТВ любимые кино и песни. Зрители увидели другого Перфилова — умного, остроумного, ироничного. «Вот я знаю: сколько бы нам не показывали зарубежной ерунды и не воспитывали в нас злость, ненависть друг к другу, мы все равно будем любить наше кино», - доверительно, не по написанному говорил он своим зрителям. Но телевизионному начальству не нравились темы программ, его простая манера ведения, раздражали острые высказывания о проблемах кино и эстрады. Лев Алексеевич рассказывал о судьбах актёров, чтобы как-то помочь им. У программ возникли проблемы с финансированием и их закрыли.
Когда в 1999 году в Киев приехала киногруппа Алексея Германа для подбора актёров на фильм «Трудно быть Богом», сразу же пригласили Перфилова, который снимался в предыдущей экранизации романа в 1989 году. Он пришел, но поднимался на четвёртый этаж Дома кино около сорока минут.
Будучи тяжело больным, задыхаясь и держась за сердце за кулисами, Лев Алексеевич сыграл свою главную роль в спектакле «Судный день», вложив в неё и боль, и нерастраченную актёрскую силу. Зрители плакали.
В тяжёлые девяностые годы актёр потерял работу и начал болеть, у него обострилась хроническая болезнь лёгких, недолеченная после пневмонии, ему всё труднее было дышать, порой он просто задыхался. Потом в одной из больниц ему занесли инфекцию, которую пришлось лечить, делая сотни уколов. Из-за этого у Перфилова все время была высокая температура. В конце концов он стал отказываться от госпитализации. Несмотря на боли, продолжал сниматься. Его последними фильмами стали «Вино из одуванчиков» (1997) и «Как кузнец счастье искал» (1999, пан Лиходум).
«Он просто угасал. Но я замечала, что когда у него всё-таки появлялась работа, он даже забывал, как он дышит. А уходя с площадки, тут же начинал кашлять», вспоминала его жена Вера. Своей энергией и верой она удивительным образом продлевала мужу жизнь. В конце жизни ему было так тяжело, что он иногда даже не узнавал родных. А в минуты облегчения любил вспоминать что-то из съёмочного процесса. Говорил, что в жизни ничего не умеет, только играть. Ему это безумно нравилось, другой профессии для себя не представлял.
Чуть-чуть не дожил Лев Алексеевич до присвоения ему звания народного артиста Украины. Документы уже были подготовлены и ждали своего часа. Михаил Беликов все время подгонял: «Ну давайте скорее оформлять». Не успели. В январе 2000 года Льва Перфилова не стало.
В городе Коломна на улице Октябрьской Революции на доме, где жил Лев Перфилов, установлена мемориальная доска, на которой Лев Алексеевич изображён в роли Гриши «шесть – на - девять».
Интересныe факты
* Заслуженный артист Украинской ССР (1988).