Спартак Мишулин
Спартак Васильевич Мишулин
- Средний рейтинг фильмов: 8.68
- Дата рождения: 22 Oct 1926
- Дата смерти: 17 Jul 2005
- Имя при рождении: Спартак Васильевич Мишулин
- Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Советский и российский актёр театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/261752
Спартак Мишулин родился в обеспеченной семье. Его мама, Мишулина Анна Васильевна, работала заместителем наркома промышленности и входила в круг партийной номенклатуры. Сына она родила в гражданском браке. Кто его настоящий отец Спартак не знал, но догадывался, что им мог быть знаменитый писатель Александр Фадеев.
Воспитывал Спартака его родной дядя – ректор академии общественных наук при ЦК партии, личный друг Суслова. Дядя, увлекавшийся древней историей, и предложил назвать племянника в честь знаменитого римского гладиатора.
Семья Мишулиных жила в самом центре Москвы – в двух шагах от улицы Горького, в Настасьинском переулке. Спартак рос непоседливым, подвижным ребенком. С ранних лет он мечтал стать артистом и нередко бегал в Детский театр, который располагался на Тверской.
В 10 лет в жизни Спартака произошли серьезные перемены. Его маму арестовали как «врага народа» и сослали в Ташкент. На некоторое время мальчик остался на попечении отчима, человека пьющего и нередко распускавшего в отношении Спартака кулаки.
Непоседливый Спартак нередко убегал из дома. Первый раз это произошло, когда ему было двенадцать лет. В то время Мишулины жили в Подмосковном поселке. Спартак вместе с другими ребятами добрался до Москвы, где их поймала милиция и возвратила обратно. На этом вылазки в Москву не закончились. Хотя Спартак видел, что мама (к тому времени уже освободившаяся) сильно переживает из-за его побегов, ничего поделать со своим характером не мог…
Когда началась война, семью Мишулиных эвакуировали в город Дзержинск, под Горьким. Здесь он собрал компанию подростков (четыре мальчика и одна девочка), и они все вместе решили отправиться на фронт. Ехать решили через Москву. Билеты в столицу продавали лишь по паспортам с московской пропиской, но находчивый Спартак и здесь нашел выход из положения. Он стащил у мамы паспорт и вписал туда всех своих друзей, как ее детей. Купив билеты, Спартак вернул паспорт на место. Что было с мамой, когда она увидела в своем паспорте шестерых детей, - это уже отдельный разговор!
До Москвы дети добрались благополучно, но естественно ни на какой фронт они не попали. Поскитавшись по военным эшелонам, стоявшим под Москвой, они вновь вернулись домой.
Но и этот побег был не последним. В очередной раз Спартак убежал в Москву, когда шел 1942 год. Здесь то с ним и произошел забавный эпизод…
В Москве Спартак увидел плакат: «Прием в спецартшколу, принимаются мальчики, окончившие 6-7-8 класс». Почему он решил, что «спецартшкола» расшифровывается, как специальная артистическая школа? Наверное, потому, что артистом он мечтал стать с самого раннего детства.
Школа оказалась артиллерийской - что-то наподобие суворовского училища, и Спартака туда не приняли. Гуляя по Москве, он встретил плачущего курсанта. Ничуть не смущаясь, Спартак подошел и спросил его, в чем дело. Мальчик объяснил, что его приняли ту самую артшколу, и сегодня их должны направить в Кемеровскую область, в Анжеро-Судженск. Он же ехать не хочет, поскольку здесь у него остается мама. «Давай я поеду», - сказал Спартак.
Они поменялись одеждой, и Спартак отправился на вокзал. Там в спешке не стали разбираться, почему у него нет документов, и вскоре Спартак Мишулин оказался в Анжеро-Судженске. Началась новая жизнь…
Учась в артиллерийской школе, Спартак Мишулин начал руководить художественной самодеятельностью. Это сегодня Анжеро-Суженск представляет собой небольшой город. В те же годы существовали два маленьких шахтерских поселка Анжерка и Судженка. Однажды Спартаку поручили организовать силами учеников праздничный концерт в анжерском Доме культуры. Клуб был совсем заброшенным, - там даже отсутствовали лампочки. Чтобы не сорвать представление, Спартак осуществил ночную вылазку за лампами в судженский дом культуры, оборудованный чуть лучше. Концерт состоялся…
Если первое воровство сошло новоявленному режиссеру с рук, то уже на втором он попался. Дело в том, что Спартак с 13 лет писал роман «Золотой гроб» о событиях революционной России. Чтобы быть более достоверным, мальчик попросил в библиотеке «Историю революции». Но там ему отказали. Тогда он пошел по проторенному пути, - ночью выставил окно в библиотеке и… попался
Дело усугубило то, что у Спартака Мишулина нашли портреты Сталина, на обороте которых мальчик, за отсутствием бумаги писал свой роман. Это уже «пахло» изменой Родине, и юный автор вполне мог бы попасть под трибунал. К счастью, следовали учли его возраст и выкинули из дела 58-ю политическую статью. Спартака осудили лишь за хулиганство, дав полтора года…
На зоне Спартак Мишулин, встретил бывшего шофера своего дяди, который помог ему устроиться работать прицепщиком на трактор. Эта, в общем-то, нетрудная работа едва не привела к трагедии. Однажды уставший парнишка прилег отдохнуть в борозду и не услышал, как завелся трактор. Проснулся он лишь тогда, когда трактор начал на него наезжать. Сменщик заметил мальчика слишком поздно, когда тот уже не подавал признаков жизни.
К счастью, Спартак Мишулин выжил. Мало того, его как калеку определили на очень неплохую должность – начальника пожарного отделения. Но и здесь не обошлось без «приключений». Спартак, видя как тяжело зекам, стал тайком привозить в бочках вместо воды зерно и раздавать его заключенным. В конце концов, это выяснилось и Спартаку «накинули» его полтора года…
В середине 40-х Спартак Мишулин освободился. Надо было определяться с дальнейшей жизнью. В Москву он решил не возвращаться, чтобы не компрометировать родственников. По совету одного из освободившихся вместе с ним зеков он отправился в деревню Брусово Тверской области, где стал работать в Доме культуры. Затем была работа на должности художественного руководителя Дома культуры в поселке Удомля Калининской области. Здесь Спартак Мишулин организовал самодеятельный театр, в котором был сразу и автором, и режиссером, и актером.
В середине 50-х Спартака нашел его дядя. На вопрос «Кем хочешь быть?» Спартак Мишулин честно признался, что не мыслит своего будущего без артистической карьеры. Вместе они отправились в Москву, где Мишулин предпринял попытку поступить в Театральное училище имени Б.В. Щукина.
На экзаменах Спартак Мишулин стал читать перед изумленной комиссией стихи Апухтина, а затем сплясал «Цыганочку». После прослушивания один из экзаменаторов, ректор училища Б.Е. Захава, сказал, указывая на Мишулина: «Этого парня нельзя подпускать к сцене ближе, чем на триста метров».
И все-таки встреча с дядей не прошла даром. Он, имея связи в театральных кругах, помог племяннику устроиться в труппу Калининского драмтеатра. В первый же год работы Спартаку Мишулину поручили роли в спектаклях «День чудесных обманов» и «Парень из нашего города». Яркий комедийный талант молодого актера обнаружился с первых же шагов и получил дальнейшее развитие в ролях Курочкина в «Свадьбе с приданым», Птицына в «Свадебном путешествии».
После нескольких лет работы Мишулин перешел в Омский драматический театр. Здесь он раскрылся с другой стороны, сыграв драматическую роль Сергея в «Иркутской истории» А. Арбузова и глубоко психологическую - Тузенбаха в «Трех сестрах» А. Чехова. Не менее ярок Мишулин был в спектакле «Клоп» по В. Маяковскому, который ставил на сцене Омского драматического театра режиссер Владимир Мотыль. Там актер, играя сразу несколько эпизодов, по словам Мотыля, «переодевался и перегримировывался с ловкостью и быстротою фокусника». За годы работы в Омске Спартак Мишулин написал около 60 песен (некоторые из них звучали в спектаклях театра), пьес и киносценариев…
В конце 50-х Мишулин вновь вернулся в Калинин. С калининским театром он в 1960 году отправился на гастроли в Москву. В столице на талантливого актера обратили внимание. Последовали приглашения сразу от нескольких театров, и он решил остановить свой выбор на театре Сатиры.
Мишулин быстро вписался в новый коллектив. Вскоре пришла и первая известность, которую ему принесли замечательно сыгранные роли: Скапен в «Проделках Скапена» Ж.-Б. Мольера, Остап Бендер в «Двенадцати стульев» и «Золотом теленке» И. Ильфа и Е. Петрова (1962), Ладыгин в «Женском монастыре» В. Дыховичного и М. Слободского.
Чуть позже последовал дебют на телеэкране. В январе 1966 года стартовал знаменитый «Кабачок «13 стульев». Спартак Мишулин появился в нем в образе Пана Директора и сразу же завоевал сердца миллионов телезрителей. Актер рассказывал: «После этой роли я стал всенародно знаменит. Что творилось! Женщины бросались ко мне, просили расписаться – на шее, на груди, где угодно…»
Еще более удачным для Мишулина стал 1968-й год. Валентин Плучек решил поставить на сцене театра Сатиры новый спектакль «Малыш и Карлсон». Поначалу Спартака Мишулина определили на роль одного из грабителей, а Карлсона должен был сыграть Зиновий Высоковский. Но в ходе репетиций режиссер изменил свое решение и назначил на роль Карлсона Мишулина.
Успех спектакля был столь ошеломительным, что вскоре была осуществлена и его телевизионная постановка. Роль Карлсона на долгие годы стала визитной карточкой Спартака Мишулина. В течение 30 лет он выходил на сцену в образе этого персонажа. Вот выдержка из статьи на сайте Международного Объединенного Биографического Центра: «Его Карлсон – взрослый ребенок, сохранивший детскую душу. Он вобрал в себя целый мир детства со всеми его противоречиями: застенчивый и хвастливый, капризный и ласковый, жадный и обидчивый, самоуверенный и шаловливый, грустный и восторженный»…
Тогда же, в конце 60-х, состоялся дебют Спартака Мишулина на киноэкране в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».
Решение о создании приключенческого фильма о борьбе с басмачеством возникла в Экспериментальной творческой киностудии при «Мосфильме» еще в 1967 году. Сценарий был написан Валентином Ежовым и Рустамом Ибрагимбековым, а снимать картину после долгих поисков поручили Владимиру Мотылю, к тому времени прославившемуся благодаря постановке фильме «Женя, Женечка и «катюша».
Едва прочитав сценарий будущей картины, Мотыль тут же решил предложить роль Саида Спартаку Мишулину. Для многих этот выбор оказался неожиданным. Исполнитель Карлсона и Пана Директора на такую роль?! Да у него же и опыта в кино нет никакого! Но Владимир Мотыль, хорошо знавший Спартака Мишулина еще по работе в Омском драмтеатре, был уверен, что тот справится. И он не ошибся.
Мишулину пришлось скрывать свое участие в съемках, поскольку Валентин Плучек категорически запрещал своим актерам сниматься в кино. Это оказалось не так просто. К тому же для роли актеру пришлось обриться наголо. Чтобы Плучек ничего не заподозрил, Мишулин попросил гримеров, чтобы те сделали ему парик. Но шила в мешке не утаишь.
Однажды Мишулин повстречался с Плучеком перед входом в театр и поприветствовал его, сняв с головы кепку. Вместе с кепкой слетел и парик. Мишулину ничего не оставалось, как во всем честно признаться. Реакция режиссера оказалась неожиданной. Узнав, что Мишулин снимается у Владимира Мотыля, он расплылся в улыбке: «У него можно». Как оказалось, Плучеку очень понравился фильм «Женя, Женечка и «катюша».
Рождалось «Белое солнце пустыни» в тяжелой и неравной борьбе с вышестоящими чиновниками. Мотылю то приказывали переснять отдельные сцены, то и вовсе останавливали съемки. Гонения не прекратились и после выхода картины на экраны. А вот рядовой зритель принял фильм с огромным восторгом. Очень скоро картина стала культовой, а фразы из нее крылатыми. Среди них и знаменитые: «Стреляли..» и «Увидишь Джавдеда - не убивай его. Он - мой!», которые произносил Саид. Персонаж Мишулина полюбился зрителям за его невозмутимость и лаконичность. За его фразой «стреляли…» каждый раз произносимой с тем или иным подтекстом, таились целые монологи, насыщенные драматизмом, – монологи верности, тревоги за друга, безмерной благодарности за свое спасение.
Свою любовь Спартак Мишулин встретил, когда ему было уже 42 года. За его плечами были скоротечные романы, неудачный гражданский брак, а он так мечтал о настоящей семье! Однажды на съемках очередного выпуска «Кабачка «13 стульев» он увидел симпатичную девушку, курящую в коридоре. Это была 27-летняя Валентина, монтажер программы «Время».
Как признавался Мишулин, он не был мастаком знакомиться с женщинами, но тут он себя переборол... Два года они встречались, проверяя свои чувства, а в 1972 году сыграли свадьбу.
В 54 года у Спартака Мишулина родилась дочь Карина. Валентина Константиновна рассказывает, что Мишулин в ней просто души не чаял (как это часто бывает с поздними детьми). Впоследствии Карина стала актрисой.
В 70-е – 80-е годы Спартак Мишулин продолжал много и плодотворно работать в театре Сатиры. Он неизменно блистал в роли Карлсона, играл в спектаклях: «Обыкновенное чудо» (Король), «Ревизор» (Хлопов), «Мамаша Кураж и ее дети» (Повар), «Маленькие комедии большого дома» (Грабитель), «Ремонт» (Изобретатель), «Бег» (Чарнота), «Трехгрошовая опера» (Пичем), «Самоубийца» (Калабушкин), «Крамнэгел» (Крамнэгел) и др.
Еще одна выдержка из статьи на сайте Международного Объединенного Биографического Центра: «Мишулин обладал творческой способностью отойти от принятого, привычного и пойти собственным, неизведанным путем, он был далек от актерского консерватизма и штампов. Для него на сцене не существовало ничего невозможного: в спектакле «Таблетка под язык» он взбирался на люстру, его Грабитель из «Маленьких комедий большого дома» спускался на сцену по стене. Мишулин был виртуозен в работе с реквизитом. На сцене в его руках, как у циркового артиста, оживали самые обычные вещи. Актер любил импровизацию, стремился к непосредственному, живому контакту со зрителем».
Кроме того, в 1988 году Мишулин дебютировал в качестве режиссера, поставив детский спектакль «Бочка меда» Л. Устинова, который впоследствии долго и с неизменным успехом шел на сцене Театра Сатиры.
В кино успехи были чуть скромнее, но и здесь он не оставался невостребованным. Среди наиболее запомнившихся его работ: Тараканов в приключенческом фильме «Достояние республики», таксист в детской музыкальной комедии «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», невозмутимый вождь в комедии «Человек с бульвара Капуцинов» и многие другие… Хорошие работы, но, к сожалению, до уровня Саида по своей популярности ни одна из них так и не дотянула…
Все стало меняться в начале 90-х. У Мишулина стали складываться натянутые отношения с Плучеком. Это привело к тому, что актер играл все меньше и меньше и лишь старые роли. В 1992 году вышел бенефис Мишулина «”Спартак” (Мишулин) – “Зритель” (сборная)», который имел неплохую прессу. Но и он был в скором времени закрыт.
В кино в начале 90-х Мишулин еще снимался, но эти работы ему вряд ли можно занести в актив. Комедии «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди», «Бравые парни», «Выстрел в гробу» были откровенно слабыми.
Вторая половина 90-х для Мишулина оказалась еще более тяжелой. К отсутствию ролей в театре и кино добавилась еще и огромная неприятность – у него сожгли дачу. На ее восстановление Мишулину пришлось потратить все свои сбережения. Для того чтобы как-то просуществовать актеру приходилось даже торговать водкой в палатке около «Мосфильма». Причем, чтобы люди его не узнали, одевал на себя накладные усы, бороду.
В начале нового века жизнь Спартака Мишулина начала налаживаться. Он вновь вернулся на сцену. Играл все того же Карлсона, а также ездил с концертами по стране и работал в антрепризе. Но годы все же брали свое…Он был самым лучшим в мире Карлсоном. Будучи народным артистом, не гнушался выходить в детских спектаклях, напяливать на себя здоровенное пузо, потеть под гримом, в теплой одежде, летать на тросах под колосниками.
В 2005 году во время очередной профилактики врачи посоветовали Мишулину провести операцию на сердце - аортокоронарное шунтирование. Они утверждали, что все будет хорошо, и гарантия на успех составляет 99 процентов. Спартак Васильевич, всегда доверяющий врачам, согласился.
После операции Мишулин прожил всего три дня.
Актёр скончался около 4 часов утра после операции на сердце. Похоронен 21 июля в Москве на Ваганьковском кладбище (12 участок).
Интересныe факты
* Награды и признание:
1975 - Заслуженный деятель культуры Польши.
1981 - Народный артист РСФСР.
1996 - Награждён орденом Почёта (1996).
1998 - Лауреат Государственной премии России.
написала Wildberry @ Wed, 22 Oct 2014 23:29:55 +0400
# Спартак Мишулин в 15-летнем возрасте убежал из дома и оказался в Москве, где увидел плакат: «В спецартшколу принимаются мальчики, окончившие 6-7-8 класс». Мишулин решил, что эта школа — артистическая, и попробовал записаться туда, но его не приняли, так как она оказалась артиллерийской. Однако Спартак всё же устроился в неё, встретив курсанта, который не хотел ехать вместе с артшколой на обучение в Кемеровскую область, и поменявшись с ним одеждой. На новом месте Мишулин всё же проявил свои артистические наклонности, став руководить художественной самодеятельностью.