Олег Меньшиков
Олег Меньшиков
- Средний рейтинг фильмов: 7.06
- Дата рождения: 8 Nov 1960
- Имя при рождении: Олег Евгеньевич Меньшиков
- Место рождения: Серпухов, СССР
Российский актер театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/25248
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0579823
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/18159
Олег Меньшиков родился в подмосковном городе Серпухове 8 ноября 1960 года. Вскоре семья Меньшиковых переехала в Москву и поселилась на юге столицы, близ Каширского шоссе. Этот район Коломенского постепенно становился неким средоточием атомщиков. Вроде бы всё мало располагало здесь к поэтической любви к природе, но приходила она к младшему поколению во время школьных походов в старое Коломенское. Семья Меньшиковых получила квартиру в одной из "хрущёвок". В двух комнатах жили отец, мать, дедушка и маленький Олег. Папа - военный инженер, мама - врач-невропатолог. текла обычная жизнь, как и у всех остальных. Необычной была только поразительная любовь Олега к музыке. В пять лет Олега определили в класс скрипки. После занятий в музыкальной школе Олег начинал играть с ребятами в "резинку" и "вышибалы", не выпуская футляр со скрипкой из рук. В 6 лет Олег пошёл в обычную школу. Он хорошо учился, быстро привык к новому распорядку дня, урокам и домашним заданиям. В обычной школе Олег Меньшиков сразу выделился. Учителям импонировали не только его способности, но и уверенная сдержанность, собранность и спортивная закалка. Он хорошо декламировал. Отличником Олег никогда не был, но довольно легко справлялся и с точными, и с гуманитарными науками. Но самым желанным были поездки в Москву - в театр. Все знали, что "Графа Люксембургского" Меньшиков видел 6 раз, а очаровательную "Марицу" - 7. Между прочим, оперетта осталась одной из привязанностей Меньшикова до сих пор.
Не только музыкальность - актёрский дар тоже был его отметной чертой с детских лет. Олег обожал разыгрывать своих знакомых и абсолютно чужих ему людей. Заканчивая школу, Олег Меньшиков уже твёрдо знал, что станет артистом.
Школа была окончена в 1977 году. Олег Меньшиков поступает в Щепкинское училище (курс В.Б. Монахова). Среди ролей, сыгранных в студенческих спектаклях, – немецкий офицер в «Нашествии» Л. Леонова, Миловзоров в «Без вины виноватые» А.Н. Островского.
Одной из дипломных работ Олега Меньшикова стала роль в спектакле «Лестница славы» по пьесе Э. Скиба. Он ухватил кружевную вязь драматургии Скиба, ее темп, динамику; в этом ключе он играл молодого адвоката, внезапно делающего феерическую карьеру и вместе с тем отдающего себе отчет в происходящем с ним в полной мере. Спектакль имел большой успех, а Олега Меньшикова после окончания училища приняли в труппу Малого театра.
К тому времени у него уже были за плечами несколько кинoрoлей. Первую роль в кино – разведчика Шурки – Олег Меньшиков сыграл еще на 4-м курсе училища в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» (1980). Успешными стали работы у Никиты Михалкова в «Родне» (1981) и у Романа Балаяна в «Полетах во сне и наяву» (1982).
Роль Олега Меньшикова в картине «Родня» запомнилась, хотя и состояла почти из немого крупного плана. И тем не менее сразу после выхода на экран фильма кругом заговорили: «У Михалкова снимался какой-то уникальный актер интеллектуального плана...»
Это было начало. Потом всех потрясла картина Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Этот фильм – сказание о проигравшем все поколении, где Меньшиков мастерски сыграл в дуэте с Янковским. Развивая тему фильма, Р. Балаян, верный своему замыслу, с тревожным и настороженным любопытством ввел в круг действия некоего молодого человека – безымянного, с холодно-стеклянным отсутствующим взглядом, свободного от нравственных катастроф, готового в момент смести мир прошлого, но абсолютно не ведающего, во имя чего его сметать...
Своими первыми ролями (причем все второго плана) Меньшиков высветил себя, будущего, в полный рост. Знаменитым его сделал фильм «Покровские ворота» (1982), поставленный по пьесе Леонида Зорина.
Режиссер картины Михаил Козаков, после того как попробовал на роль аспиранта Кости Ромина огромное количество молодых актеров, увидев Меньшикова на пробах, сразу понял, что удача улыбнулась ему. Роль юного мечтателя и романтика Костика, рекомендовавшего старшим, уже повидавшим многое, усталым людям «быть творцами собственной биографии», сыграна не просто мастерски... Миловидный и живой Костик у Меньшикова победительно обаятелен, сыгран им почти в джазовой импровизации и на одном дыхании. Но главное, чем покорил Меньшиков миллионы телезрителей, – это идеальное соответствие актера экранному образу. Меньшиков–Костик очаровывал всех эпатирующим азартом влюбленности в мир. Немалую роль в этом сыграла и великолепная пластика актера.
После Костика из «Покровских ворот» за Меньшиковым, казалось, надолго утвердился имидж юноши-романтика. Однако актер легко и беспроблемно перешагнул границы амплуа – пригодился театральный опыт, импровизации на сцене, обогатившие и усложнившие его профессиональную палитру.
На сцене Центрального академического театра Советской армии, где Меньшиков работал с 1982 по 1985 год, он сыграл Ганечку Иволгина в «Идиоте» Ф. Достоевского, Буланова в «Лесе» по А. Островскому, роли в спектаклях «Рядовые» А. Дударева, «Часы без стрелок» Б. Рахманина.
В 1985 году Олег Меньшиков перешел в Театр имени М.Н. Ермоловой по приглашению Валерия Фокина, только что назначенного главным режиссером театра. Вместе с ним в театр пришли Татьяна Догилева, Елена Яковлева, Александр Балуев.
Первая роль Меньшикова на новой сцене была небольшой, но очень заметной. В публицистическом спектакле «Говори!», поставленном В. Фокиным по очеркам В. Овечкина «Районные будни» и ставшем одним из знаковых в период перестройки, он играл помощника секретаря обкома. Этот секретарь – молодой, прилизанный, шустренький, в вельветовой курточке, этот начинающий партократ уже четко знал, где, когда и что надо делать и говорить.
Меньшиков играл в «Говори!» всего только эпизод. Его герой – эскиз, легкий набросок пером в череде других действующих лиц. Он появлялся и исчезал, намечая не столько, быть может, конкретные контуры данного характера, сколько очень определенное будущее этого парня, молодого опытного чиновника, начавшего весьма уверенно путь наверх.
Следующей работой актера в Театре имени М.Н. Ермоловой стал Сергей Лукин в спектакле «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Э. Радзинского. Герой Меньшикова выразил в определенном ракурсе свое поколение – смятенное, растерянное, не знающее, как найти себя в новой жизни, которая и страшит, и отталкивает. В спектакле был сильный актерский ансамбль, особенно когда играли два дуэта: Т. Доронина – В. Павлов, Т. Догилева – О. Меньшиков.
Сразу после «Спортивных сцен 1981 года» Меньшиков играет роль абсолютно противоположную Лукину – Робеспьера в спектакле «Второй год свободы» Александра Буравского. Актеру удалось донести до зрительного зала трагические метания человека, который сам «сочинил» революцию, сам ее осуществил и теперь видит, к чему она привела, что принесла людям, в том числе и ему самому...
Роли в «Спортивных сценах 1981 года» и во «Втором годе свободы» были очень существенны на творческом пути Меньшикова: определились масштабы его дарования, его актерской индивидуальности, разносторонние возможности.
В 1989 году Петр Фоменко пригласил Олега Меньшикова в Театр имени Моссовета на главную роль в спектакле «Калигула» по одноименной пьесе А. Камю. Эта постановка стала театральной легендой. Римский диктатор в исполнении Олега Меньшикова (роль отмечена премией и дипломом фестиваля «Московские сезоны») – это адская смесь кровавой жестокости и лиризма, бессилия и всемогущества, коварства и искренности... Он живет, пытаясь злом побороть зло, не понимая, что первой жертвой в этом поединке станет он сам.
Затем Меньшиков сыграл роль Вацлава Нижинского в спектакле ««N» Нижинский» А. Бурыкина (антреприза Театрального агентства «Богис»), поставленном по дневникам великого русского танцовщика. Такие работы очень трудны: зрители обычно ищут соответствия на уровне таланта исполнителя и его героя. И автор пьесы, и актеры – Олег Меньшиков и Александр Феклистов – не ставили перед собой задачу воссоздать жизненный или творческий путь Нижинского, а стремились показать внутренний мир гения, Артиста – «частицы Бога», мудрого и наивного, истинного Поэта танца, иррационального и непостижимого. По словам критики, даже при всей внешней несхожести актер казался на сцене самим воплощением «Бога танца», как называли Вацлава Нижинского современники. Спектакль был награжден премией «Хрустальная роза» (1993).
Известность Олегу Меньшикову принесла роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» М. Шермана в лондонском театре «Глобус» (1992), где он играл в дуэте со знаменитой английской актрисой Ванессой Редгрейв (Айседора Дункан). За исполнение этой роли актер был удостоен премии имени Лоуренса Оливье Британской академии театральных искусств. Здесь же, в Лондоне, Олег Меньшиков играл Ихарева в спектакле «Игроки» по Н.В. Гоголю на сцене театра «Трайсекл».
Параллельно шла интенсивная работа в кино – в картинах «Поцелуй» (1983), «Капитан Фракасс» (1984), «Полоса препятствий» (1984), «Володя большой и Володя маленький» (1986), «Михайло Ломоносов» (1986), «По главной улице с оркестром» (1986), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987), «Брызги шампанского» (1988), «Жизнь по лимиту» (1989), «Лестница» (1989), «Яма» (1990), «Дюба-Дюба» (1992, номинирован на приз за лучшую мужскую роль). За участие в фильме «Моонзунд» режиссера А. Муратова Олег Меньшиков был награжден серебряной медалью имени А.П. Довженко.
Оглушительный успех выпал на долю драмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994, премия «Оскар», Гран-при Каннского кинофестиваля), и в этом немалая заслуга Олега Меньшикова. Роль агента НКВД Дмитрия, написанная сценаристами Никитой Михалковым и Рустамом Ибрагимбековым специально для него, – одна из лучших в кинобиографии актера. Такого изломанного, несчастного, опустошенного человека, предавшего себя и других, уничтоженного и стертого страхом, на экране не было давно. Меньшиков снова изумил и восхитил всех, но теперь уже высочайшим актерским профессионализмом. Роль Дмитрия в «Утомленных солнцем» принесла ему Государственную премию РФ (1996), приз Кинопрессы – «Лучшему актеру года», профессиональную премию за лучшую мужскую роль «Зеленое яблоко – Золотой листок».
Большой актерской удачей стала для Меньшикова и экранизация Сергеем Бодровым-старшим рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» (1996, Россия – США). Фильм был номинирован на «Оскар». Созданный актером яркий образ прапорщика Александра Ларина был отмечен многими кинематографическими наградами. Среди них: «Золотой Овен», Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, приз за лучшую мужскую роль III Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге, профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль (все 1996). За участие в фильме в 1998 году О.Е. Меньшикову была присуждена вторая Государственная премия РФ.
Новый успех актера – масштабная постановка Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998), где вместе с Меньшиковым, сыгравшим главную роль – юнкера Андрея Толстого, снимались также Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Алексей Петренко. За фильм «Сибирский цирюльник» Олегу Меньшикову была присуждена третья Государственная премия РФ (2000), а также «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль. В 1999 году на экраны вышел фильм «Мама» режиссера Дениса Евстигнеева с его участием.
Свидетельство международного признания яркого таланта Олега Меньшикова – приглашение на одну из главных ролей в фильме Режиса Варнье «Восток – Запад» (1999, Франция), где его партнерами были звезды французского кино Катрин Денев и Сандрин Боннер. Фильм был номинирован на «Оскар».
В последующие годы актер сыграл Фандорина в фильме Ф. Янковского «Статский советник» (2005), Остапа Бендера в «Золотом теленке» режиссера У. Шилкиной (2006); снялся в роли Юрия Живаго в картине А. Прошкина «Доктор Живаго» и в роли Дмитрия Арсентьева в фильме Н. Михалкова «Утомленные солнцем-2».
В 1998 году Олег Меньшиков создал и возглавил «Театральное товарищество 814», где впервые выступил в роли режиссера, поставив спектакль по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума», в котором исполнил роль Чацкого. В своих последующих постановках – спектаклях «Кухня» М. Курочкина (2000), «Игроки» Н.В. Гоголя (2001), «Демон» (2003) в постановке К. Серебренникова по М.Ю. Лермонтову – он также играет главные роли.
Помимо театральных и кинематографических наград, о которых говорилось выше, О.Е. Меньшиков является лауреатом российской независимой премии «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную культуру (1994), премии «Кумир» (2000, «Сибирский цирюльник», «Горе от ума»), двух премий «Чайка» (за роль Чацкого в «Горе от ума»; за лучший актерский ансамбль – спектакль «Игроки»).
В 2003 году Олегу Евгеньевичу присвоено звание народного артиста России (минуя заслуженного). Он также награжден французским Орденом искусств и литературы.
На фестивале в Локарно в 2004 году Олег Меньшиков стал первым обладателем приза «За вклад в актерское искусство».
В начале 2008 года поставил свой первый моноспектакль «1900» на сцене Театра им. Моссовета в рамках фестиваля «Черешневый лес».
В 2005 году женился на актрисе Анастасии Черновой.
Интересныe факты
* Олег Меньшиков - первый российский актёр, удостоенный британской премии Лоуренса Оливье в номинации «Лучший актёр вспомогательного состава», получивший её в 1992 году за роль Есенина в лондонской постановке «Когда она танцевала» по пьесе Мартина Шермана.
написала SoushKo @ Sun, 02 Mar 2014 00:47:51 +0400
* Ненавидит репетиции. «Я ненавижу репетировать. У меня всегда получается только с первого раза, или не получается ни с какого. В репетиции все тратится».
* Симпатизирует Калигуле. «Обычно актеры говорят, что мечтают сыграть Гамлета или Сирано. Я никогда не мечтал кого-то сыграть, потому что считаю такие мечты абсолютно бесполезным занятием. Зачем мечтать, если тебе никто не предложит? И вот случайно кто-то подарил мне сборник Камю, я сел в поезд и поехал на съемки в Киев. В поезде собрался спать, дай, думаю, книжку почитаю для сна. Какой там сон! Прочитал, потом курил (я тогда еще курил), полночи сидел в тамбуре, меня трясло – так я захотел сыграть Калигулу. Да, он по сути своей чудовище, но это единственная роль, которую я хотел сыграть. Я много вложил в него своего личного».
* Мечтает сняться в детективе. «Только в таком, как «Пила» или «Олдбой». Потому что в фандоринских детективах то, что легко глотается при чтении, вызывает проблемы при экранизации. Пусть простит меня господин Акунин, роли Эраста Петровича Фандорина нет. Как не существует роли главного героя, в общем, ни в одном кинодетективе. Джеймс Бонд – это что, роль, прости господи?»
* Будучи худруком театра, выполняет миссию прораба. «А что делать? Конечно, у меня есть кому перепоручить все эти функции, хотя некоторые некому. Но я разделяю мнение: если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его сам».
* Имеет низкий болевой порог. «Мне врачи сказали, что у меня заниженный болевой порог, я вообще боли не чувствовал. Меня Настька (супруга Меньшикова, актриса Анастасия Чернова. – Прим. ред.) спасла, когда я слег с перитонитом. Она стала трогать живот, а он как барабан. Меня мутит, я понимаю, что мне плохо, но вроде ничего не болит. Она: «Надо скорую вызывать!» Я: «Не смей, сейчас все пройдет, какая скорая!» Она не послушала и вызвала, врачи сказали, еще бы минут 30–40 – и все, кранты».
* Настаивает, что жениться надо после сорока. «После сорока понимаешь, что надо быть женатым. Надо, чтобы тебе было перед кем и за кого отвечать. От кого зависеть. Перед кем быть свиньей».
* Игнорирует вопрос возраста. «Я думаю, что чувствовать свой возраст надо, чтобы не стать смешным для окружающих. Но придавать огромное значение цифрам не стоит. Надо набить морду тому, кто придумал паспорта и празднование дня рождения».
* Не смотрит зрителям в глаза. «Актер на сцене очень уязвим. Уже 30 лет выхожу на сцену и все равно волнуюсь. У меня всегда холодные руки перед спектаклем. Я не люблю зрительный зал, глаза зрителей я люблю только на поклоне, а вот так – глаза в глаза – меня всегда это выводит из равновесия. Я специально ставлю свет ярче, чем нужно, чтобы не видеть зрительного зала. Проблема в том, что я слишком много вижу. Вижу, когда человек отвернется, почешется или выйдет из зала, потому что ему вдруг стало плохо… Но поскольку на сцене я очень раним, то мне эта информация мешает. Я думаю, что он уходит, поскольку недоволен мной. И эти думы мне во время спектакля не нужны».
* Не интересуется чужим мнением. «Друзья мои, все, с кем я общаюсь, уже давно привыкли к этому и не обижаются. Я просто понял однажды, что всем не угодишь. Я никогда не спрашиваю: «Ну, как тебе?» Приходят, допустим, люди на спектакль – мне действительно не очень интересно, что они думают о моем исполнении. Я рад, что они пришли. Если это дорогие мне люди, я рад, что мы можем посидеть после спектакля, посмотреть друг на друга, просто поговорить о чем-то. Это не наглость, не самодовольство, не сытость, но реальность».