Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Владислав Стржельчик

Владислав Стржельчик

16780 large

Советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/190103

Владислав Стржельчик родился в Петрограде, куда его отец Игнатий Петрович, выходец из Польши, поселился в Петербурге в начале XX века. Его отец был инженером, а мать работала в Эрмитаже. Владислав был поздним ребенком, рос обыкновенным шалопаем, обожал сладости, учился средне и уже в школе мечтал о театре. Он поступил в театральную студию при Большом драматическом театре. Когда началась Великая Отечественная война, Владислав Стржельчик был призван в армию, служил в пехоте, был на передовой, участвовал в различных армейских ансамблях.
Часто актёр вспоминал голод и холод тех дней. Тогда свой паёк он умудрялся привозить родителям, пока они жили в блокадном городе. Добирался до Ленинграда за 30 километров - то на попутках, то пешком, нередко попадая под обстрел. Этого ужаса голода актёр не мог забыть никогда. Видимо, поэтому у него выработалась привычка набивать холодильник продуктами: покупал все обязательно впрок и в огромных количествах.
После войны в 1947 году Владислав Стржельчик окончил школу-студию при Ленинградском Большом драматическом театре, где его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин.
С 1948 он стал актёром Ленинградского БДТ им. Максима Горького, сегодня - им. Г. Товстоногова.
В БДТ Владислав Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума из ничего», после чего следовал амплуа героя-любовника в других спектаклях. Люди, измученные войной и блокадой и восстанавливающие разрушенный город, как дети воспринимали иную, фантастическую жизнь, где веселье бьет фонтаном, и где нет места суровой действительности. Солидная публика ходила в Александринку, на «Стариков», а в БДТ валом валила молодежь, в основном женского пола, на обольстительного Стржельчика. Так первый успех и известность пришли к актёру: критика отметила его Грекова в спектакле «Враги». Затем был целый ряд ролей в костюмных пьесах: в «Девушке с кувшином», в «Слуге двух господ», в «Разоблаченном чудотворце».
Среди лучших ролей, сыгранных на сцене Большого драматического, — Цыганов в «Варварах» М. Горького, Кулыгин в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова, Грегори Соломон в «Цене» Артура Миллера, Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Тендрякова, комическая роль князя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. Цагарели, Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона.
В работе Владислав Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог позволить себе опоздать на репетицию, ужасно гневался, когда кто-то приходил или с недоученной ролью, или забывал реплики, или неточно следовал режиссёрскому рисунку. Отношение к делу, для него священному, неизменно оставалось скрупулезно-педантичным. Он всегда был в форме, всегда в голосе - профессионал не может позволить себе посадить голос, выпить накануне спектакля. Актёр переходил от легковесных ролей героев-любовников к действительно драматическим характерам - Райского в «Обрыве», Цыганова в «Варварах», Кулыгина в «Трех сестрах».
Каждая из этих ролей стала своеобразной ступенью к глубокому постижению и раскрытию образа Соломона Грегори в пьесе Миллера «Цена». Даже самые суровые критики Стржельчика относят эту роль к шедеврам, к вершине его творчества. Образ 90-летнего старика оказался настолько богатым по фактуре и философскому содержанию, что ему была уготована долгая жизнь на сцене БДТ, целых четверть века. Менялись партнеры Владислава Игнатьевича - блистательные Басилашвили и Ивченко, но именно на нём спектакль держался и неизменно шел с огромным успехом.
Стржельчик любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй, в «Хануме». Грузинский князь Вано Пантиашвили в исполнении Владислава Игнатьевича буквально искрился неповторимым, тонким юмором, которым были пронизаны чуть ли не каждое слово и жест артиста.
С ним было невероятно легко коллегам на сцене. Стржельчик был из тех актёров, кто строго подчинялся логике. Ольга Андровская говорила, что артисты должны на сцене взаимодействовать по принципу «петелька-крючочек». Владислав Игнатьевич был фантастическим партнёром, чувствовал партнёра, шёл от него. В спектакле «Этот пылко влюбленный» с Алисой Фрейндлих всё строилось на блистательном партнёрстве. Что они выделывали на сцене! Хотя они — очень разные индивидуальности, но они дружили, Стржельчик был даже крёстным Алисиного внука.

Владислав Стржельчик занимался педагогической деятельностью: в 1959—1968 годах преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа, с 1966-го — в Ленинградском институте культуры (с 1970 года — на кафедре музыкальной режиссуры).

В кино Владислав Стржельчик дебютировал в эпизодической роли в военной драме Юлия Райзмана «Машенька» (1942). Ролей у Владислава Стржельчика в кино немало, роли настоящие, в которых для актёра важны были личность, стереоскопия, объём. В публицистическом фильме Владимира Чеботарева «Как Вас теперь называть?» (1966, Бруно Готтбург) требовал от актёра лаконизма и точности.
Он создаёт потрясающий образ русского генерала, образованного, воспитанного, честного человека в фильме Евгения Ташкова «Адъютант Его превосходительства» (1969, генерал Ковалевский) по своей форме это произведение камерное, несмотря на масштабность темы. Значит, оно и потребовало от актёра иной стилистики, подробностей, деталей в характеристике героя. И в нём нельзя играть так же, как в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965, Наполеон Бонапарт), где сам характер философски-обобщённый исключает необходимость подробностей.
Разные краски, разные характеры. Иван Павлович Яичница из комедии Виталия Мельникова «Женитьба» (1977), Антуан Петипьер Нонанкур, отец невесты в мюзикле Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» (1974) и Вано Пантиашвили из мюзикла Георгия Товстоногова «Ханума» (1978), бесноватый маньяк, атаман Дутов в драме Шакена Айманова «Конец атамана» (1970), и римский правитель из драмы Юлия Райзмана «Визит вежливости» (1972), авантюрист Нарышкин, что разгуливал на руках по парапету Эйфелевой башни из боевика Эдмонда Кеосаяна «Корона Российской империи» (1970). Или Каретников в дилогии Евгения Ташкова «Преступление: Нетерпимость» (1976), не слишком ли обаятелен его герой - интеллигентный хапуга? Но у Стрежельчика всё продумано заранее, вычислено психологически и социально, он стремился к тому, чтобы Каретников внушал симпатию, ему хотелось предупредить - это мы сами создаем «удобный климат» для таких вот Каретниковых. Они расцветают на почве невзыскательности, ротозейства, короче, на наших недостатках.
Замечательный человек, выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев в драме Даниила Храбровицкого «Поэме о крыльях» (1979). Поразительный характер, масштабный, яркий! Роль благодатная, но очень сложная.
Последними фильмами, что вышли на экран с его участием были комедия Яна Фрида «Тартюф» (1992) и драма Александра Белинского «Провинциальный бенефис» (1993).
Фильмография Владислава Стржельчика за период с 1942 по 1993 год составила 96 фильмов.

По театру о Владиславе Стржельчике ходили всякие сплетни, шушукались, что он не пропускает ни одной хорошенькой женщины. Он был дамским угодником! Обожал женщин, обращался к ним не иначе как: «Солнце мое!» У каждой знакомой при встрече обязательно спрашивал, как дела, как дети. При этом сам был очень ревнивым человеком, прямо – таки собственником. Мое - и точка! А может быть мужчина и должен быть таким…? Но свою жену Людмилу он обожал.
Его жена Шувалова Людмила Павловна была актрисой и режиссёром Большого драматического театра. Для неё Владислав Игнатьевич составлял смысл жизни, в которой всё подчинялось только его интересам. У Стржельчиков царили уют и педантичный порядок. Накрахмаленные салфеточки, шикарный фарфор, все подобрано по цветам. Им было дано, что называется, искусство жить - art de vivre. Они умели жить красиво. Владислав Игнатьевич любил, чтобы нигде не было ни пылинки, и Людмила Павловна была фантастической хозяйкой: стекла блестели так, как будто их нет, зеркала сияли, в них можно было войти. В Петербурге было много красивых домов, но дом Стржельчиков отличался тем, что там все было изысканно. Старинные вещи - все неслучайные, никакого хлама.
Владислав Стржельчик очень любил природу и на выходные стремился туда обязательно вырваться. Сначала девять лет семья Стржельчик ездила в настоящую первобытную глухомань: в Приозерском они купили финский домик на берегу красивого озера, тогда там не было даже электричества.
Жарили шашлыки на берегу, ездили на рыбалку, ходили в лес за грибами, на катере гоняли по озеру. К сожалению, с хуторком пришлось расстаться - очень утомительная дорога. Тогда взяли участок поближе к городу, под Петергофом, в поселке Мартышкино. Стржельчики любили свою дачу: ухаживали за садом, косили траву, убирали листья. Но шли годы: старели, стало трудно с домом справляться. И наконец с грустью решили, что надо переезжать на казённую дачу в Репино, где не будет таких забот.
У него от первого брака есть дочь Марина Владиславовна Стржельчик-Смирнова. Ещё у него есть сыновья - Дмитрий Исаев (1973), известный артист театра и кино, Илья Владиславович, артист театра и кино, Волков Евгений Владиславович (1954), доцент СПбГУ.
Однажды Владислав Стржельчик вдруг забыл на сцене кусок текста и даже не понял, что забыл. Это был чёткий симптом болезни. Страшный диагноз-приговор - рак мозга. Сгорел Владислав Игнатьевич очень быстро. С момента начала болезни до его смерти прошло семь месяцев. Владиславу Стржельчику сделали тяжелейшую операцию, которая так и не принесла облегчения. Уход актёра из жизни был страшным, мучительным. В театре все в один голос говорили: «В это невозможно поверить! Кто угодно, только не Владик». Он был сама жизнь! Смерть и он совершенно не вязались друг с другом.
Владислав Стржельчик был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Назад