Клод Шаброль
Claude Chabrol
- Средний рейтинг фильмов: 7.42
- Дата рождения: 24 Jun 1930
- Дата смерти: 12 Sep 2010
- Имя при рождении: Claude Henri Jean Chabrol
- Место рождения: Париж, Франция
Французский кинорежиссёр.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/19881
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0001031
Первая лента Шаброля - "Красавчик Серж" (1958) - стала манифестом нового кинодвижения и произвела фурор: малобюджетный (был снят на деньги, полученные Шабролем в наследство) и острокритичный по отношению к буржуазной действительности, абсолютно некоммерческий фильм вызвал тем не менее большой интерес, как и следующая картина - "Кузены" (1959). В обоих фильмах проявились черты дальнейшей творческой манеры режиссера - острый сюжет, критика буржуазного уклада жизни, холодная мизантропия в изображении провинции.
Всю свою жизнь Шаброль является приверженцем жанра "черного детектива", однако в лучшие годы своего творчества использовал жанровые каноны для остросоциального анализа и показа широкой картины отношений внутри буржуазного общества. Особенно ярким был период конца 1960-х - начала 1970-х гг.: "Неверная жена" (1969), "Пусть умрет зверь" (1969), "Мясник" (1969), "Разрыв" (1970), "Кровавая свадьба" (1973), когда критика называла режиссера, его постоянного соавтора сценариев Поля Жегоффа и актрису (и жену Шаброля) Стефан Одран создателями "новой человеческой комедии", сравнивая с Бальзаком.
Остросюжетная фабула в этих фильмах была необходима для того, чтобы вскрыть лицемерие и нередко криминализированность человеческих отношений внутри среднего и высшего классов общества.
В 1975 г. закончился длительный период сотрудничества с Жегоффом. Однако Шаброль попытался сохранить прежнюю творческую манеру, продолжая снимать "черные детективы": "Инспектор Лаварден" (1986), "Маски" (1987), "Крик совы" (1992), в то же время внося разнообразие в свои темы, экранизируя громкие судебные процессы полувековой давности: "Виолетта Нозьер" (1978), "Женское дело" (1988); литературу XX века: "Чужой кровью" (1984) по Симоне де Бовуар, "Тихие дни в Клиши" (1990) по Генри Миллеру; классическую литературу: "Мадам Бовари" (1991) по Гюставу Флоберу; фольклорную прозу: "Конь гордыни" (1979) по Пьеру Элиасу. Этот период творчества Шаброля не содержит больших удач и отмечен чувством усталости и холодного профессионализма.
Все дальнейшие фильмы давно признанного классика стали вариациями знакомого жанра ‑ детективами в буржуазной среде. Начал Шаброль тоже с классики - первой в ряду стала "Бетти" (1992). Свой "Ад" (1994) Шаброль не без юмора назвал "последним марксистским фильмом", но тему классовой борьбы и восстания масс явственно раскрыл, скорее, в фильме "Церемония" (1995), сведя в дуэте актрис Изабель Юппер и Сандрин Боннэр. После язвительной полицейской комедии "Ставок больше нет" (1997) Шаброль отметил очередной юбилей - картина стала 50‑й в карьере режиссера.
Психологический триллер "В сердце лжи" (1999) позволил Шабролю пофилософствовать: "Когда все лгут, то ложь исчезает, а когда все виновны, то невиновен никто". После фильма Шаброль неожиданно сам предал свою Музу: он развелся с Одран и тут же женился на Орор Пакисс - с этой женщиной он проработал на съемочной площадке с 1959 г.
Клод Шаброль был одним из самых плодовитых режиссеров Франции. Почти каждые два года на экранах появлялась новая картина, в титрах которой стояло имя Шаброля.
Среди последних работ режиссера фильмы: "Спасибо за шоколад" (2000), сериал "Опасные" (2001), "Цветок зла" (2003), "Подружка невесты" (2004), "Комедия власти" (2006), "Девушка, разрезанная надвое" (2007), сериал "Новеллы Ги Де Мопассана" (2007‑2008), "Беллами" (2009).