Пола Ракса
Pola Raksa
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 4 Apr 1941
- Имя при рождении: Apolonia Raksa
- Место рождения: Лида, Польша
Польская актриса.
Кинопоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/280732
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0707644
Пола Ракса родилась в 1941 году в охваченной войной Польше, историю которой девушка после успешного окончания школы стала изучать во Вроцлавском университете. В студенческие годы Пола Ракса частенько выступала в студенческом театре "Каламбур", но больших планов на актерскую профессию вовсе не строила. Его величество случай скомандовал по-своему.
Пола Ракса оказалась под прицелом фотокорреспондента и фотография молодой красивой студентки угодила на обложку журнала "Доокола Швята". А дальше все строго по "накатанной": знакомство с режиссером и профессором Лодзинской высшей школы театра и кинематографии Марией Каневской, приглашение на съемки в детской картине "Сатана из седьмого класса", первая роль племянницы профессора - чувственной Ванды.
К сожалению, киностарт Полы Раксы оказался не совсем удачным. Актриса не произвела на искушенного польского зрителя большого впечатления, она выглядела в кадре скованной, невыразительной. Однако нет худа без добра, начинающая актриса искренне "заразилась" кино и решила круто изменить свои жизненные позиции. Поступив в Лодзинскую высшую школу театра и кинематографии, Пола Ракса с завидным энтузиазмом и упорством стала постигать актерскую профессию. Это черта лучшей студентки курса покорила ректора Яна Кречмара, который категорически выступал против съемок своих студентов в кино, а для Поли всегда делал исключение.
Пола Ракса, конечно же, использовала предоставленное ей преимущество: снималась каждый семестр. На первом же курсе она сыграла в картине Антони Богдзевича "Действительность" главную женскую роль - революционерку Марысю Чепулонис. Отсутствие актерского опыта дало о себе знать: ее героиня получилась очень милой, но не более того. Понимая это, Пола Ракса еще с большей напористостью продолжила одолевать азы актерского ремесла, и удача, в конце концов, пришла.
В 1963 году Пола Ракса получила заманчивое предложение от известного польского сценариста Александра Сцибор-Рыльского, он тогда впервые попробовал свои силы в режиссуре в интересной мелодраме "Их день обычный", повествующей о проблемах молодой семьи. Молодая актриса сыграла роль чувственной Гражины, девушки к которой из своей семьи ушел муж. На сей раз, Пола Ракса в кадре была органична, одними глазами она передавала зрителю целую гамму чувств. Конечно же, это не прошло мимо ни режиссеров, ни продюсеров, ни строгих кинокритиков.
Казалось, что все встало на свои места, "карьера вроде бы приобрела нужные киноформы", вот оно, найдено. Ан нет, все было гораздо сложнее. В 1964 году знаменитая Мария Каневская еще раз пригласила Полу Раксу на главную роль в киноисторию о событиях в Польше XVII века - "Девушка в окошке". Все ожидали, что получится захватывающий авантюрно-приключенческий исторический боевик, а в итоге - довольно средний фильм неопределенного жанра. Пола Ракса тоже разочаровала своих поклонников - у нее, к сожалению, не получилось создать полнокровный образ девушки XVII века, в ее манерах ее героини зачастую прослеживались современные нотки, что в итоге "навевало" неопределенностью и недостоверностью. Кстати, эта роль стала дипломной работой Полы Раксы.
Окончив высшую школу театра и кино в 1964 году, Пола Ракса смотрела в свое творческое будущее беззаботно, оно сулило ей большие перспективы. Удача не заставила долго ждать. В 1965 году молодую актрису пригласил знаменитый Анджей Вайда в историческую ленту "Пепел" на роль Хелены де Вит, которая, как казалось, идеально подходила актрисе. Но толи режиссер "перегнул палку", толи Пола Ракса что-то недопоняла в характере своей героини, а может просто "костюмные" роли - это не ее? Как бы там ни было, но на этот раз киноуспех явно обошел Полу Раксу. Однако "белая кинополоса" не замедлила сменить "черную". В том же году в психологическом кинорасследовании, в драме режиссера Анны Соколовской "Беата" молодая актриса замечательно сыграла главную роль Беаты Клосович – девушки ушедшей из дома, которой столь невыносимо было все окружающее.
Подлинным же кинотриумфом Полы Ракса стали роли, сыгранные актрисой по приглашению советских кинорежиссеров. Гениальный Ростислав Горяев разглядел в молодой польской актрисе Джульетту 60-х годов XX века. В таком ключе и была сыграна роль в пронизывающей истории любви француженки Иветты и латыша Жоржа на фоне последних дней Испанской республики в мелодраме "Ноктюрн" 1966 года. Талантливой киноработой Поли Ракса стала и роль красивой, надменной Зоси в одноименной картине режиссера Михаила Богина "Зося" в последующем году, в которой на фоне войны была любовь - доказательство античеловечности кровопролитию.
Героиня Полы Ракса в фильме говорила мало - и необычайно много: глазами, губами, походкой, каждым движением. На редкость выразительна была улыбка Зоси, в ней прослеживалась то насмешка, то обида, то нежность, то кокетство, то радость, то скрытая грусть. Стройная же и крепкая фигурка, босые ноги подчеркивали небывалую красоту Зоси. Партнерами Полы Ракса по фильму стали Юрий Каморный и его герой симпатичный, но такой робкий парень Михаил, и Николай Мерзликин со своим героем - комбатом Виктором Байковым. Критики на сей раз устали рассыпаться в похвалах в адрес обаяния и таланта актрисы: "Поэтичная, нежная и в то же время сильная, смелая, она кажется одновременно и Зосей Мицкевич и Зосей наших дней".
Небывалую популярность Поле в Советском Союзе принес и знаменитый польский телесериал "Четыре танкиста и собака", рассказывающий о событиях Великой Отечественной войны, а именно об освобождении советскими войсками Польши. Телефильм, правда, был идеализирован и наивен, но среди советских и польских зрителей особую любовь вызывала героиня Полы - обаятельная, чистая девушка, медсестра Маруся по прозвищу Огонек.
В сериале "Четыре танкиста и собака" Пола Ракса снималась вплоть до 1970 года. Параллельно были и другие, правда, менее успешные роли в польском кино: предприимчивая Ханя в картине Марии Каневской "Бич божий" в 1967 году, обворожительная Мариола Бронска в ленте Станислава Барея "Случай с песенкой" 1969 года, пленительная Кама в мелодраме Ержи Зажицкого "Погоня за Адамом" 1970 года.
Режиссеры, не скрывая, эксплуатировали небывалую красоту, мягкость и женственность Полы, но предложить серьезный киноматериал, почему-то не стремились. В результате и талант, и необыкновенное умение актрисы свободно держаться в кадре терялось в слабых сюжетах и ненатуральных построениях. А по окончанию нашумевшего сериала "Четыре танкиста и собака" Пола Ракса и вовсе стала сниматься в кино все реже и реже, постепенно перешла на эпизоды.
Фильмография Полы Раксы за период с 1960 по 1993 год насчитывает 26 фильмов.