Руфина Нифонтова
Руфина Дмитриевна Нифонтова
- Средний рейтинг фильмов: 8.24
- Дата рождения: 15 Sep 1931
- Дата смерти: 28 Nov 1994
- Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Питаде
- Место рождения: Москва, СССР
Советская актриса театра и кино
www.kinopoisk.ru/level/4/people/310919/
Руфина Дмитриевна Ни́фонтова родилась в семье с греческими корнями.
Жили на Соколиной горе, недалеко от кинотеатра «Родина». Отец — Дмитрий Иванович Питаде (1891-1944), был помощником начальника станции «Москва-Сортировочная» — внимательный, мягкий человек. Мать — Дарья Семёновна (1895—1964), работала на ткацкой фабрике, была ударницей-активисткой, обладала боевым характером. Брат Александр — пропал без вести в первые дни Великой Отечественной войны. Брат Борис также погиб на фронте. Брат Вячеслав (1931—1975), близнец Руфины.
Муж — Нифонтов, Глеб Иванович
Дочь — Ольга, окончила ВГИК.
Руфина Нифонтова в школе после седьмого класса активно участвовала в работе драмкружка.Первая роль — горничная Аннушка в пьесе Островского».
Позже она рассказывала: «Я никогда и не думала о кино. Мечтала о театре. Я родилась в семье железнодорожника. У нас все любили искусство: отец пел в самодеятельности, мать участвовала в драматических кружках, братья играли в самодеятельном оркестре.
Одноклассники вспоминали о ней так: огненно-рыжая, глазастая, темпераментная. В школе были уверены, что Руфа обязательно станет актрисой. Но… Девушку не взяли ни в одно из театральных училищ Москвы.
В Щепкинском училище за нее проголосовала вся приемная комиссия, но председатель — актриса Вера Пашенная — категорически заявила: «Эта рыжая и тощая будет учиться в Щепке только через мой труп. Она ж все время басом читает! Кого она у нас играть будет? Мужчин? Так давайте лучше мальчиков талантливых наберем!» «Но девочка еще изменится!» — попытался убедить председателя один из членов комиссии. «Вот когда изменится, тогда пусть и приходит!» — отрубила Пашенная.
Спустя много лет Вера и Руфина Нифонтова встретились на сцене Малого театра. И даже стали подругами.Вера Николаевна очень долго принимала людей.Потом она очень нежно к ней относилась. Но тогда, после школы, получив отказ, Руфа была готова прыгнуть под электричку.
«Мама не отходила от меня ни на шаг— боялась, что я с собой что-нибудь сделаю, — вспоминала актриса. — А потом буквально за руку отвела меня во ВГИК. Правда, там меня тоже не хотели брать… Помню, выбежала в коридор, завернулась в портьеру — и давай рыдать.
Рыдающую рыжеволосую девушку в коридорах ВГИКА заметил профессор Б. В. Бибиков и взял её на свой курс в одну группу с И. В. Извицкой, Ю. А. Беловым, Н. В. Румянцевой, М. Н. Булгаковой.
Она в этом цветнике не терялась: яркую студентку ВГИКа почти сразу начали приглашать сниматься, за ней ухаживали, ею восхищались. .. «У Руфины было много романов, и каждый из них напоминал яркий спектакль», — вспоминали однокурсники. Однако подробностей не рассказывали ни они, ни сама актриса.
На втором курсе института Руфина вышла замуж за режиссера Глеба Нифонтова, который был на десять лет ее старше. Он стал ее первым и единственным мужем,учился на режиссерском, потом снимал научно-популярное кино.В браке с Глебом Нифонтовым у Руфины Дмитриевны родилась дочь Ольга, позже окончившая ВГИК, и так же, как ее отец, ставшая режиссером научно-популярного кино.
В 1955 году Руфина Нифонтова окончила ВГИК (мастерская Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой) и поступила в Театр-студию киноактёра.
Творческая судьба Р.Нифонтовой складывалась благополучно.
Первая роль в кино — Настя в фильме «Вольница» (приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах). Ее героини женственные, лиричные женщины, обладающие характером.
Всесоюзную известность актрисе принесла роль Кати в трехсерийном фильме Григория Рошаля «Хождение по мукам». Нежная, тонкая, Катя запомнилась зрителям. В этом образе Нифонтовой удалсь передать сложные глубокие внутренние переживания героини, попавшей в водоворот грандиозных социальных событий. Казалось, что Катя Булавина, необычайно красивая и женственная, сошла со страниц знаменитого романа Алексея Толстого.
Руфина Нифонтова рассказывала: «Когда на «Мосфильме» шли съемки «Хождения по мукам», там же снимали спектакль Малого театра «Пигмалион». Однажды в коридоре ко мне подошел Михайл Иванович Царев и приветливо так спросил: «А не хотели бы вы, девушка, поиграть в Малом театре?» Но я, помня свою обиду, с вызовом спросила: «А что вы там ставите? И кто у вас там занят?» Михаил Иванович был человеком воспитанным и, на мое счастье, сделал вид, что не заметил вызывающего тона. Спокойно объяснил, что Малый театр ставит «Каменное гнездо». А моей основной партнершей будет... Вера Николаевна Пашенная. Так в 1957 году я пришла в Малый театр».
В Малый она пришла уже знаменитой киноактрисой после фильма «Сестры» из трилогии «Хождение по мукам». Как известно, роли в кино не очень «засчитываются» театральным миром: одно дело — пересняться в двадцати дублях ради одного удачного, и совсем другое — выйти на сцену «вживую» и сыграть «набело». Несмотря на то, что Нифонтова закончила ВГИК, а не театральное училище, она смогла благодаря таланту и твёрдости характера создать ряд блестящих театральных образов на сцене Малого. Сказать про Руфину Нифонтову, что она была хорошая актриса, — значит ничего не сказать: это был уникальный талант! — рассказывают о ней
Благодаря телевидению многие спектакли увидела вся страна.
О её характере говорит и известная в театральных кругах «история с дустом», когда актриса одному особо мелочному администратору театра обсыпала дустом парадный костюм последнего. На некоем собрании под названием «товарищеский суд» в присутствии руководства театра, разбиравшего «неблаговидный поступок» Нифонтовой, администратор был мастерски доведён актрисой до состояния, которое просто вызвало дружный смех у всей «высокой комиссии».
Руфина Нифонтова много работала на радио, принимала участие в многочисленных радиопостановках с Ростиславом Пляттом, Николаем Плотниковым, Георгием Менглетом, Татьяной Пельтцер, Олегом Стриженовым и Евгением Матвеевым. О своей профессии актрисы Руфина Нифонтова в интервью рассказывала: «Передача традиций настоящего русского драматического искусства, в котором бы сочетались высокая нравственность, гражданственность и художественный реализм,— это нить, тянущаяся от М. С. Щепкина к нашему поколению актеров. Старшее поколение заложило в нас святое отношение к сцене. Теперь ситуация изменилась. В театре много откровенной халтуры, безответственности, бездарности. Держать марку театра может и, главное, хочет отнюдь не каждый, и мне становится грустно от этого равнодушия вокруг. Время Щепкиных прошло, из старшего поколения остались в Малом только Е.Н. Гоголева и Н.А. Анненков. На них, прекрасных старых мастеров, в свои 90 лет выкладывающихся фантастически, и стремится публика. К сожалению, в нашем театре не очень ценят хороших режиссеров: так, мы потеряли Б. А. Львова-Анохина, который поставил у нас много прекрасных, интеллигентных спектаклей — «Рядовых», «Утреннюю фею», «Фому Гордеева», «Холопов». В результате мы не имеем ни его последней работы (не понятых театром «Сказок Голливуда»), ни самого режиссера. Поэтому, когда я слышу, что другие театры приглашают на постановки интересных режиссеров, когда я вижу их работы, мне обидно за себя, за свой театр. Уходит время, уходят наши актерские годы, а мы ничего не успеваем сделать. Ведь если есть Королевский шекспировский театр в Англии, почему Малый не может быть театром Русским национальным, представляющим классическую драматургию? Складывающаяся в стране духовная атмосфера отражается на искусстве сцены, на его взаимоотношениях с публикой. Исчез окружавший театр ореол, зрители идут в него не на встречу с прекрасным, а для того, что бы забыть об окружающих их в жизни проблемах. Изменяются и люди театра: молодые актеры стали рациональней, они проще относятся к профессии. Такова цена нашего унизительного быта, глупостей, совершавшихся с благословения чиновников от культуры. Актеру в нашей нищей, пропитанной традициями казарменного социализма стране не просто сохранить в себе художника. Есть горькая ирония в том, что советские актеры — академических ли, студийных ли театров,— возвращаясь с зарубежных гастролей, ощущают себя как-то по-другому. И для них уже невозможно писать в графе анкеты «род занятий» — «служащий». Он — не «служащий», он артист!»
В разные годы актрисой были записаны на радио стихотворения Я. Полонского, Р. Джефферса, Л. Украинки, Л. Щипахина.
В начале 1990 годов умер из-за проблем с сердцем брат Руфины Нифонтовой Вячеслав.
Брат актрисы был очень скромным человеком, никогда никому не рассказывал, что его сестра — знаменитость. Но почти мистическая духовная связь, как у многих близнецов, сохранялась между братом и сестрой всю жизнь.
Слава умер, принимая ванну. Только через два дня знакомые взломали дверь. «Я тоже умру в ванной. Как он», — узнав о трагедии, в шоке сказала Руфа. Напророчила?
После смерти любимого брата ее жизнь пошла наперекосяк. Вскоре погибла дочь брата Вячеслава, занимавшаяся коммерцией. Ее ограбили, увезли в лес и убили. Нифонтова болезненно переживала эту трагедию. А потом страданий ей добавила и собственная дочь.
Ольга окончила ВГИК, стала, как и отец, заниматься научно-популярным кино.
Ольга вышла замуж против воли родителей, так как будущий зять категорически не понравился ни Руфине, ни ее супругу. Но Ольга родила сына Мишу, и ее родителям пришлось смириться с замужеством дочери, хотя их конфликты с зятем не прекращались.
После одного из очередных скандалов, случившегося на даче, взбешенный Глеб сел в машину и помчал в Москву. На полпути отказало сердце: автомобиль Нифонтова врезался в МАЗ. Глеб погиб на месте…
Руфина держалась: нашла в себе силы организовать похороны, сдерживать слезы. А через несколько дней после церемонии упала и сильно ударилась виском. Потеряла сознание. Приехала «скорая», актрису привели в чувство. «Зачем вы? Не надо было, — это первое, что сказала медикам Нифонтова. А потом добавила: — Ну ничего, уже скоро. Скоро».
Руфина всю жизнь прожила с единственным мужем. И пережила своего Глеба совсем ненамного…
Последние годы Нифонтова жила одиноко: мужа, Глеба Ивановича, погибшего в автокатастрофе, она похоронила, дочь с семьей зажила отдельно. Иногда Нифонтова приводила в театр обожаемого маленького внука. У нее пошаливало сердце, но она продолжала играть в спектаклях, репетировала новые роли.
Официальная версия ее смерти такова: осенью 1994 года 63-летняя Руфина приехала с дачи, сильно продрогла, хотела погреться в ванной и лечь спать. Вода показалась актрисе прохладной: она включила горячую и через пару минут потеряла сознание. Тряпка забила сток. Вода всё лилась… Заметив потеки на потолке, соседи с нижнего этажа начали стучать в дверь. Потом позвонили дочери Нифонтовой. Когда Ольга с мужем приехали и открыли квартиру, на лестничную площадку хлынула река кипятка. Помочь Руфине Нифонтовой было уже невозможно.
Хоронили актрису в открытом гробу, но на лицо набросили кружево – то самое, в котором она когда-то играла главную роль в спектакле «Дачники».
Руфина Дмитриевна Нифонтова похоронена на Ваганьковском кладбище (участок № 26).
В 1986 — 1991 гг. — секретарь Правления Союза театральных деятелей РСФСР.
1956 — Кинофестиваль в Карловых Варах (Приз за лучшую женскую роль, фильм Вольница»)
1958 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии для актёров за 1958 год»
1960 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль за 1960 год»
1962 — Заслуженная артистка РСФСР
1966 — Народная артистка РСФСР
1967 — Орден «Знак Почёта»
1974 — Орден Трудового Красного Знамени
1978 — Народная артистка СССР
1981 — Орден Дружбы народов
Интересныe факты
# Однажды в школьном драмкружке Руфина играла Ромео и в порыве «страсти» чуть не задавила девочку, игравшую Джульетту. Хватка у нее была крепкая.
# В институте о Нифонтовой ходили слухи, что она приверженец однополой любви. Правда, ее подруга утверждает, что Руфина просто дружила тоже со страстью и это не все понимали.