«Опасный Поворот» (1972) — фильм настолько замечательный, что мне кажется, все кинолюбители, независимо от их вкусов, предпочтений и взглядов на кино согласятся со мной в том, что — это Искусство с большой буквы. Кроме того, фильм, настолько мастерски объединил закрученную детективную историю и психологическую драму, в которой вдребезги разбиваются сердца и жизни, что от него ни на минуту не оторвёшься.
Удивительное дело, нечасто бывает интересно пeресматривать фильмы, основанные на истории с глубоко запрятанной тайной, после того, как тайное выходит наружу, да ещё если фильму не больше, не меньше — 40 лет, но «Опасный Поворот» не только бросил вызов времени, он одержал блестящую победу. Он — гораздо больше, чем история тихо дремлющего преступления, которое герои пьесы Дж. Б. Пристли и телефильма Владимира Басова неосторожно разбудили с непредвиденными и опустошительными последствиями. Это замечательный памятник таланту режиссёра-постановщика и исполнителя самой, на мой взгляд, интересной роли, Владимира Басова. Сделать нестареющий, увлекательный и любимый зрителями разных поколений фильм, действие которого не выходит за ворота загородного дома, и где, ничего, фактически не происходит, кроме разговоров, задача непростая. И результаты бывают разные. Можно сделать «12 Разгневанных Мужчин» и "Без Свидетелей", а можно «12».
Теле-адаптация Басовa успешна во всех отношениях. Его выбор актёров на все роли исключительно удачен, включая и совсем юную 19 — летнюю дебютантку, студентку Елену Валаеву в роли хорошенькой, наивной глупышки Бетти. Готовя эту рецензию, я узнала, что Валаева скончалась в 2010 году, совсем не старой, и, к сожалению, роли, подобной её дебюту ей больше сыграть не довелось. Так что Опасный Поворот — это и ей памятник, её таланту, юности, красоте, и не сбывшимся надеждам. Юрия Яковлева, Валентину Титову, Антонину Шуранову и Руфину Нифонтову, надеюсь, представлять не надо. Если вы — такой же поклонник «Опасного Поворота», как и я, то вы и так знаете, как они прекрасно вошли в образы своих героев и провели нас по лабиринтам тёмных страстей, запретных желаний, горьких разочарований, тихо дремлющих под масками приличий, искренности и хороших манер и раскрывающихся постепенно при новом опасном повороте сюжета, выявляющем тщательно запрятанный секрет или секреты очередного персонажа. А если вы фильм по каким-то причинам не видели, то я вам искренне завидую, потому что вам предстоит пережить его в первый раз.
Повторюсь, что «Опасный Поворот», на мой взгляд, обязан успехом, в первую очередь, его создателю, Владимиру Басову. Казалось бы, ну какая интересная режиссёрская работа возможна в фильме-спектакле, где самое опасное оружие это слова, а самые дальние путешествия персонажи совершают, возвращаясь мысленно в тот день, год назад, когда обожаемый всеми кумир, живущий в памяти его родных и друзей, трагически ушёл из жизни? Но камера Басова с таким интересом и любопытством следует за героями, всматриваясь в их лица, каждый жест, передавая тончайшую, не сразу распознаваемую иронию, открывая их внутренние катаклизмы, до поры до времени завуалированные вежливыми улыбками и рафинированной речью, что вы чувствуете, временами, не зрителем этой опасной игры открывания шкафов со скелетами, но участником её. Вы переноситесь в далёкое уже прошлое, в загородный дом успешного английского книгоиздателя, где он с друзьями и близкими принимают одну из клиенток, известную писательницу, автора детективных романов. Вы не удивляетесь тому, что люди собираются в гостиной и вместе слушают радио-пьесу, потому что это была эпоха радио, и оно сближало людей.
Как называлась пьеса, которую герои слушали в начале спектакля? «Не будите спящую собаку». И тут мы подходим к вопросу, о чём, собственно пьеса Пристли и фильм Басова? О том ли она, что правда — убийственна и лучше не будить её, или убийственна не правда, но потеря человеком иллюзорного рая, который он построил для себя и где царила его собственная правда, бесконечно далёкая от истинной сущности людей, окружавших его? Лучшие, хотя и неутешительно-хлёсткие, слова принадлежат персонажу Басова, повторюсь, наиболее интересному, неоднозначному, умному и желчному цинику, который, пожалуй, один видел картину со всех углов, понимал побуждения всех игроков и видел всё в реальном свете: «Вы не можете взглянуть в глаза реальности. Выдумали какой-то рай для дураков и пребывали в нём, а теперь Вы строите дурацкий ад, и в нём отныне намереваетесь пребывать.»
Как видите, «Опасный Поворот», действительно гораздо больше, чем просто увлекательный, закрученный детектив и психологическая драма (хотя и этого было бы более, чем достаточно, чтобы восхищаться им). Он в очередной раз поворачивается в неожиданном направлении и оставляет нас в раздумье о достаточно серьёзных вещах, но делает это не навязчиво, а как часть игры, и в самом конце приводит нас к исходному моменту, давая возможность выбрать самим, в какую правду поверить.
И наконец, самый остроумный штрих фильма и пьесы. Я уже упоминала, что действие разворачивается в доме успешного книгоиздателя, где он с друзьями и близкими устраивает небольшое празднество в честь гостьи, известной писателницы и клиентки, Мод Мокридж (Руфина Нифонтова). Она на экране всего несколько минут, искренне наслаждается "маленькой милой комапнией" очаровательных людей. Но всмотритесь в её лицо и обратите внимание на умный, цепкий, видящий далеко насквозь взгляд. Звуки песни из музыкальной шкатулки, невзначай брошенная фраза, ответная ремарка — так разгорается искра идеи, из которой рождается история, книга, пьеса, Творчество.
10 из 10
Комментариев: 5 |
Положительных отзывов: 8 |
Отрицательных отзывов: 0
Фильм добавлен по запросу MaNiKo.
Спасибо! Обожаю эту вещь...
Отличный телефильм.
По настоящему блестящая тепе-адаптация, незабываемая после стольких лет. Мне кажется, я её цитировать могу. Великолепная игра актёров, великолепная режиссура Владимира Басова. Всего шесть персонажей (после первых 20 минут) и три часа сплошной говорильни, не выходящей за ворота загородного дома, но ведь оторваться невозможно. Ах да, был и седьмой, пусть и невидимый, всеобщий кумир, обожаемый всеми, живущий в памяти его родных и близких. Как там пьеса называлась, которую они слушали в самом начале по радио? "Не будите спящую собаку". Прекрасный совет. Прекрасная пьеса Дж. Б. Пристли. Прекрасный фильм. Гордость советского телеискусства.
10, 10, и ещё раз 10
Ага, помню, помню. Хорошее кино.
Приятно что на imdb рейтинг 8.1.
Весь фильм ничего не происходит. Одни диалоги.Но тем не менее это один из самых увлекательных психологических детективов. Великолепная игра актеров и великолепная пьеса!!!
Чудесный фильм, великолепная книга и совершенно гениальная игра актеров!!! 10 из 10!!! Спасибо!!!
Спасибо! Замечательный фильм! Очень давно его искала. Великолепная игра актеров. Все как в жизни: не будите спящую собаку...
в королевстве Тинки-Винки все любили вечеринки,
ели дружно мандаринки, танцевали до зари,
целовались за кустами в предрассветной нежной дымке,
купидоны зажигали в старом парке фонари…
До поры до времени в киноверсии пьесы Джона Бойтона Пристли всё протекает по аналогии со стихотворным королевством Тинки-Винки, но… не будите спящую собаку!
Фильм Владимира Басова не безукоризнен: в нём о-о-о-о-о-чень медленная динамика развития сюжета, спорная музыка (прежде всего – песни), кичливые костюмы и грим (Валентина Титова (Фреда Кэплен) выглядит дублёршей Анжелики Хьюстон в образе Мортиши Аддамс, а не английской леди). И всё же многое можно простить, да и прощается за актёрский ансамбль, который делает "Опасный поворот" тем, что мы помним и любим. Руфина Нифонтова… Легенда советского экрана, один взгляд или жест которой – Третьяковская галерея от кино. Юрий Яковлев, Владимир Басов… Голоса, стать, харизма! Антонина Шуранова… После княжны Марьи Болконской в "Войне и мире" и Надежды фон Мекк в "Чайковском" – абсолютно новая разновидность гордой, чопорной и преданной женщины…
Не знаю мнения англичан о нашей экранизации, да и важно ли это? Для нас "Опасный поворот" Пристли дорог таким – "урожая" 1972 года.