Ирина Алферова
Ирина Ивановна Алферова
- Средний рейтинг фильмов: 7.57
- Дата рождения: 13 Mar 1951
- Имя при рождении: Ирина Ивановна Алферова
- Место рождения: Новосибирск ,СССР
Советская и российская актриса театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/266187
Ирина Алферова родилась в Новосибирске не в актерской семье (родители ее - Иван Кузьмич и Ксения Архиповна - прошли войну от начала до конца и, выучившись потом, оба стали юристами-адвокатами), но без "игры" жизни своей она не мыслила. В этот мир можно было окунуться в Новосибирском академгородке, где физики дружили с лириками, где постоянно проводили какие-то фестивали, куда приглашали самых талантливых людей страны. Ирина играла там в самодеятельном театре…
Еще школьницей Ирина поняла, что нравится мальчикам. Особенно когда раскрепостится, раскроется, да еще начнет танцевать. И рано почувствовала зависть подруг. Поэтому на школьных, а потом и институтских вечеринках устраивалась где-нибудь в уголочке и наблюдала за всеми со стороны...
"У меня даже комплекс тихони выработался. - Рассказывает актриса. - А подруги все чаще стали говорить: "Ты у нас такая хорошая, вся из себя этакая скромница... Да разве ты пойдешь с тем парнем!.." Я помалкивала и знала про себя, что нужен мне один-единственный... И ждала, когда судьба подарит мне эту встречу".
После окончания школы Ирина Алферова улетела в Москву, в Институт театрального искусства.
На первых порах в столице ей пришлось туго: после первого курса чуть было не отчислили за профнепригодность. Руководитель курса Дудин сказал даже, что она очень хороша собой и, пока не поздно, ей стоит поискать себя в какой-нибудь другой профессии. А все из-за того, что Ирина не могла изображать в этюдах то, чего не чувствовала. Любовь, например.
Однако институт Ирина Алферова окончила, по общему признанию, как самая талантливая и перспективная. Вспоминая те годы, Ирина сетует, что театральная педагогика вообще слишком поспешна и поверхностна, всех причесывают под ранжир. Преподавателям хотелось, чтобы у всех все получалось, и обязательно быстро...
В 1972 году Алферова окончила ГИТИС.
Когда Ирина оканчивала ГИТИС, ее пригласили в свои труппы сразу несколько московских театров. И тогда же ей выпал удивительно счастливый билетик - роль Даши в телеэпопее "Хождение по мукам". Но режиссер Василий Ордынский поставил условие: параллельно играть в театре она не будет. Ирина согласилась. И в течение пяти лет жила только своей Дашей. Фильм удался. До сих пор эту ее работу критики и публика называют чуть ли не самой лучшей.
В 1976 году Алферова была приглашена в Московский театр им. Ленинского комсомола (с 1991 - "Ленком").
И.Алферова: "Я очень хорошо помню свой первый приход в театр. Шел спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Ни с кем в театре я еще не была знакома, но буквально с первого вздоха ощутила какое-то внутреннее покалывание и безумную влюбленность в спектакль и его атмосферу. А потом увидела на сцене главного героя, его огромную руку, скользящую по партнерше, и будто растворилась в этом образе... В энергии, исходящей от этой руки, было все: и страсть, и надежность, и что-то такое, что мне было нужно в этой жизни. Так что в своего будущего мужа я влюбилась в первую же секунду. Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в "Алых парусах", способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком был Саша Абдулов...
Золотой осенью они оба - Алферова и Абдулов - гастролировали с театром в Ереване. Однажды, гуляя по огромному парку, он спросил в упор, возьмет ли она его в мужья. Пошутила: "Пронесешь меня через весь парк на руках - отвечу!" Он нес Ирину на руках, не обращая внимания на взгляды и реплики прохожих. Она чувствовала себя самой счастливой на свете.
Поженившись, они несколько лет прожили в общежитии. Квартиру помог получить Евгений Павлович Леонов. Вокруг все только и говорили, что они - самая красивая актерская пара. А в театре этого будто не замечали, и все звездные роли доставались исключительно Абдулову. Алферову же использовали лишь в небольших эпизодах, хотя все было при ней: и молодость, и красота, и ум, и индивидуальность, и уже популярность в кино. Но ей даже шанса не дали. Она так и осталась в тени своего бесспорно талантливого мужа и в глухом кордебалете...
Следующая большая роль в кино Ирины Алферовой - Констанция в музыкальном приключенческом сериале "Д'Артаньян и три мушкетера". На эту роль режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел взять Евгению Симонову. Но руководство Госкино заставило его снимать Алферову. Режиссеру пришлось подчиниться, хотя как он считал, актрисе для этого фильма не хватало музыкальности. Однако озвучивать роль он поручил знаменитой Анастасии Вертинской. "Ира Алферова - глубоко славянский тип. И французская легкость ей не свойственна. Я не дал Ире озвучить свою героиню, потому что у Алферовой грубоватый голос", - объяснил режиссер.
Фильм имел оглушительный успех, и вполне естественно участие в нем принесло Алферовой еще большую популярность в зрительской среде.
Совместно с Александром Абдуловым Алферова снялась в мелодрамах "С любимыми не расставайтесь" (1979) и "Предчувствие любви" (1982).
В "Предчувствии любви" молодой изобретатель Сергей (Абдулов) мечтает найти единственную и самую красивую. Приходит время и герой начинает понимать, что та, которую он ищет, существует сама по себе и независимо от его желаний. И тогда скромная, но обаятельная Леночка (Алферова) становится объектом его внимания и любви… Зрители восхищались этой красивой парой, казалось, что они просто созданы друг для друга.
Затем были роли в сказе "Василий Буслаев" (1982), политическом детективе "ТАСС уполномочен заявить" (1984), комедии с элементами мелодрамы "Ночные забавы" (1991).
Героиням Алферовой были свойственны цельность, женственность, искренность. Популярность Алферовой росла, но критики достаточно прохладно относились к ее работам.
В 90-е годы единственной заметной работой Ирины Алферовой в кино была роль в российско-германском фильме "Ермак" (1996).
В 1993 году брак самой красивой актерской пары Алферовой и Абдулова с треском развалился. В этом году Ирина познакомилась со своим будущим мужем актером Сергеем Мартыновым. На съемках фильма "Звездный шериф" закрутился их бурный роман, и Ирина упорхнула из семейного гнездышка.
Разводу сопутствовало огромное количество слухов. Говорили о многочисленных амурных похождениях неисправимого ловеласа Абдулова, а Ирине до замужества с Мартыновым приписывали любовную связь с певцом Александром Серовым.
Как бы то ни было, но бывшие супруги поддерживают нормальные отношения, а Александр Абдулов в одном их своих интервью признался, что хоть женщин у него в жизни было "столько, сколько хотел", единственной любимой из них была и остается экс-супруга Ирина Алферова.
В 2000 году Ирина Алферова после долгого перерыва снялась в украинском фильме "Потерянный рай".
В 2002 году она сыграла жену французского дипломата в приключенческом российско-французском фильме "Лиса Алиса".
Многие годы в обожаемом Ленкоме Ирине Алферовой, уже прославившейся на всю страну в "Хождении по мукам", доставались лишь второстепенные небольшие роли и массовка. Всю жизнь Ирина Алферова пытается доказать, что она не просто привлекательная женщина - Констанция Бонасье, но и талантливая актриса, которую по непонятной причине долгие годы никто не замечал. Доказывает на киноэкране, доказывает, играя спектакли на сцене театра Современной пьесы и в антрепризе.
Александр Збруев: "Ира начала свою актерскую карьеру просто блестяще - с популярнейшего фильма "Хождение по мукам". Потом ей катастрофически не хватало работы в театре. Но, к счастью, ей хватило внутренних сил не утонуть в его рутине. Она как та лягушка, упавшая в кувшин с молоком: барахталась, барахталась, взбила масло и выбралась наружу. Она набила уйму шишек и синяков, но все это только благоприятно отозвалось на ее нынешней творческой потенции. Она очень серьезно выросла. И, мне кажется, в последние годы у нее начался новый творческий этап уже совершенно на другом, более высоком уровне. Она очень поверила в себя, в то, что она делает. А поскольку Ира еще и удовольствие получает от этого, ее искренность переходит через рампу в зрительный зал, завораживая публику".
В настоящее время Алферова по-прежнему в штате "Ленкома", но основным местом работы считает "Школу современной пьесы". Как она признается: "Это - замечательный театр, там есть потрясающие спектакли, великолепные партнеры, и режиссер очень хороший. Он всегда придумывает какой-то свой мир и привлекает людей из других сфер. В "Школе современной пьесы", а это репертуарный театр, взаимоотношения у всех самые дружеские. Там стараются уважать личность каждого. И если роль не нравится, то тебя на нее никогда не назначат".
В спектаклях театра играет журналист Гордон, балерина Семеняка из Большого театра, а также актеры Альберт Филозов, Лев Дуров и другие. Алферова играет там несколько спектаклей: "Пришел мужчина к женщине", "Чайка".
Алферова: "У нас очень смешная "Чайка", не похожая ни на какую другую. Я в ней играю Аркадину. Критики нашу "Чайку" очень любят, потому что это на самом деле интересное, яркое, необычное решение. В спектакле очень много неординарных поворотов".
Кроме того Алферова играет в антрепризах. "Мне чуть ли не каждый день предлагают по пьесе, но я отказываюсь. Даже деньги не заставят меня играть то, что я не хочу. Я считаю, что в антрепризе можно играть исключительно такие роли, о которых мечтаешь. Поэтому я играю только в московском театре "Игроки", в спектакле по пьесе Жан-Поля Сартра "За закрытой дверью".
В 2002 году Ирина Алферова и Александр Абдулов все же стали партнерами на ленкомовских подмостках, когда одно из театральных фойе преобразовали в небольшой уютный зрительный зал с открытой сценой. Там стали играть камерные, малочисленные по составу пьесы. Петр Штейн пригласил в спектакль "Карманный театр" четырех замечательных актеров: Ирину Алферову и Александра Абдулова, Елену Шанину и Александра Збруева.
Дочь Ирины Алферовой и Александра Абдулова - Ксения Алферова закончила юридический факультет Московского университета. Некоторое время работала юристом. В настоящее время - популярная молодая актриса ("Московские окна").