Эдвард Нортон
Edward Norton
- Средний рейтинг фильмов: 7.99
- Дата рождения: 18 Aug 1969
- Имя при рождении: Edward Harrison Norton
- Место рождения: Бостон, Массачусетс, США
В избранном у (774)
Американский актёр, сценарист, режиссёр и продюсер, оператор, монтажер, дважды номинант на премию «Оскар».
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/25774
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0001570
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/17457
Эдвард Нортон родился в Бостоне и вырос в Колумбии, Мэриленд. Его отец был федеральным исполнителем в администрации президента Картера, мать – учительницей английского языка. Позже его родители работали в «Enterprise Foundation» - компании, занимающейся строительством доступного жилья, которая была основана дедом Нортона, известным градостроителем Джеймсом Роузом. Интерес к актерской профессии зародился в Нортоне в возрасте шести лет, когда няня привела его на представление местного театра. Вскоре его записали в Колумбийский центр театрального искусства, местную кузницу юных талантов. В возрасте 8 лет состоялся его профессиональный дебют – это произошло в театральной постановке "Annie Get Your Gun". Позже он добавил к своему послужному списку роли в таких спектаклях, как "Pippin," "Peter Pan," и "Godspell", где он играл до юношеского возраста - тогда Эдвард на какое-то время отказался от своих актерских амбиций. Изучая историю в Йельском университете, Нортон вновь вернулся на сцену, и, по его собственным словам, старался посещать максимально возможное количество занятий по актерскому мастерству. После окончания университета в 1991 году со степенью бакалавра по истории Нортон, который также изучал японский язык, какое-то время проработал в представительстве «Enterprise Foundation» в Осаке, Япония, пока не принял решение переехать в Нью-Йорк и стать актером.
Нортон бросил работу в офисе. Подрабатывая официантом, он какое-то время играл во вне-бродвейских постановках, где, в конце концов, привлек внимание легендарного драматурга Эдварда Олби. Олби был настолько впечатлен талантом молодого актера, что взял его на пользующуюся спросом роль в своем спектакле «Фрагменты», премьера которого состоялась в 1994 году. Нортон и в дальнейшем играл в составе труппы театра «Signature» под руководством Олби. Его дебют на большом экране состоялся двумя годами позже, когда он одурачил агентов по кастингу «Первобытного страха» ("Primal Fear», 1996) и получил роль шизоидного южанина, изобразив акцент, который он отработал во время многократных просмотров «Дочери шахтера» (1980). Неизвестность молодого актера для широкой аудитории помогла сделать роль церковного служки в его исполнении еще более захватывающей и достоверной. Он был номинирован на «Оскар» как лучший актер второго плана за его первую роль в кино, и к концу года возглавил списки предпочтений критиков за роль в «Первобытном страхе» и за две другие восторженно принятые ими роли второго плана, где он сыграл двух совершенно разных адвокатов. В забавном мюзикле Вуди Алена Нортон выступил в роли изысканного возлюбленного Дрю Бэрримор, доказав, что он не менее компетентен в роли романтического героя и комедийного актера, и даже неожиданно удивив всех отличным пением. Далее он порадовал искренним и притягательным исполнением роли адвоката Алана Айзекмана в биопике Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта», хотя, в конечном итоге, «Первобытный страх» оказался лучшим фильмом Нортона в 1996 году и принес ему «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана.
Нортон возник словно из ниоткуда, став одним из самых обсуждаемых открытий 1996 года, но вскоре стало очевидно, что актер не заинтересован в шуме голливудской славы. Он продолжал жить в Нью-Йорке и категорически отказывался обсуждать свою личную жизнь, в особенности слухи о его отношениях с Кортни Лав, коллегой по фильму «Народ против Ларри Флинта». Он также заработал особую репутацию интеллектуала за свои выдающиеся интервью, в которых не было характерного для других актеров «переливания из пустого в порожнее». Нортон вновь напомнил всем о том, что он – значительный актер, набрав, при своем хрупком телосложении, почти 20 килограммов мышечной массы, побрившись наголо и превратившись в чудовищного скинхеда для исполнения своей дебютной главной роли в фильме «Американская история Х» ("American History», 1998 ), где он сыграл жестокого лидера неонацистского движения. По ходу сюжета зрители наблюдают за развитием персонажа Нортона. Через совершенное им зло, его прозрение, его раскаяние, постепенно раскрывается его суть - несмотря на устрашающие речи и шокирующие поступки – он скорее человечен, чем безнадежно жесток и зол, что в итоге даже страшнее и сложнее осмыслить. Несомненный талант Нортона, вновь продемонстрированный в «Американской истории Х» принес ему номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль, несмотря на низкие сборы и скандал вокруг требования режиссера фильма Тони Кея убрать его имя из титров. Это странное заявление было сделано Кеем после того, как он обвинил Нортон в том, что тот смонтировал фильм в угоду своим нарциссическим устремлениям.
В том же 1998 году Нортон появился в другой потрясающе сыгранной роли – Червя, весьма точно названного скользкого типа в «Шулерах» ("Rounders”). Только что вышедший из тюрьмы и без гроша в кармане, Червь втягивает в «историю» своего друга (Мэтт Деймон), который оставил подпольные карточные игры для того, чтобы получить образование юриста. Говорливый мошенник в исполнении Нортона окрасил повествование новыми красками, привнеся особенную искру в визуально захватывающий, но все же во многом предсказуемый атмосферный фильм Джона Дала. В 1999 году Нортон совместно с Бредом Питтом снялся в противоречивой социальной драме под названием «Бойцовский клуб» ("Fight Club”). В адаптации дерзкого и в то же время правдивого романа Чака Паланника Нортон сыграл эмоционально отупевшего офисного работника, жертву потребительских инстинктов и бессонницы, который заново открывает себя после случайного знакомства с харизматичным продавцом мыла (Питт). Вместе они организовывают сеть подпольных бойцовских клубов, которая постепенно превращается в опасную радикально настроенную политическую группировку. Фильм раскритиковали за избыток насилия и присутствие ненормативной лексики. В результате, студия испытала немалые трудности, решая, каким образом рекламировать выход фильма на экраны, что привело к неважным кассовым сборам. Но после выхода на DVD «Бойцовский клуб» собрал внушительное количество поклонников по всему миру, и их число продолжает неуклонно расти из года в год.
В своем режиссерском и продюсерском дебюте «Сохраняя веру» ("Keeping the Faith”, 2000), снятом по сценарию Стюарта Блумберга и рассказывающем о раввине и католическом священнике, влюбившихся в одну девушку, Нортон снялся в компании с Беном Стиллером. Хотя режиссерская работа Нортона и вызвала некоторые нарекания со стороны критиков, у комедии были весьма достойные сборы, позволившие с лихвой окупить ее скромный бюджет. В своем следующем фильме «Медвежатник» ("The Score”, 2001) Нортон снялся вместе с Марлоном Брандо и Робертом Де Ниро. Несмотря на выдающийся актерский состав, фильм получил неоднозначные отзывы, и режиссеру Фрэнку Оззу «дали жару» за фильм, которому суждено было стать последним в карьере Брандо. В чрезвычайно насыщенном 2002 году Нортон сыграл роль наивного ведущего детского телешоу в черной комедии «Убить Смучи» ("Death to Smoochi”), а также появился в роли Нельсона Рокфеллера в биопике «Фрида» ("Frida”); Нортон также написал финальную версию сценария «Фриды» для своей подруги и исполнительницы роли Фриды Кало – актрисы Сальмы Хайек. Затем он исполнил роль культового литературного персонажа Уилла Грэма, снявшись в «Красном драконе» ("The Red Dragon”, 2002), приквеле «Молчания ягнят» (1991) - фильме, собравшем внушительную сумму в прокате и заслужившем благосклонные отзывы критиков.
Вслед за исполнением роли агента ФБР, засадившего за решетку маньяка-каннибала Доктора Ганнибала Лектора (Энтони Хопкинс), Нортон занялся исследованием жизни по ту сторону закона в криминальной драме «25 час» ("The 25th Hour”, 2002). В фильме Спайка Ли он сыграл наркодилера, размышляющего о своей жизни, перед тем, как отправиться в тюрьму на семь лет. Мощная актерская игра Нортона вызвала восторженные отзывы, хотя фильм и не достиг широкой зрительской аудитории. Он вернулся на вне-бродвейскую сцену в 2002году, исполнив главную роль в новой постановке «Signature Theater Company» по пьесе Лэнфорда Уилсона «Burn This». За свою игру в этой постановке Нортон был удостоен премии «Obie Аward» как лучший исполнитель. В «Ограблении по-итальянски» ("The Italian Job”, 2003) - ремейке классической картины шестидесятых годов Нортон снялся вместе с Шарлиз Терон и Марком Уолбергом, мелькнув в малопримечательной роли опасного «волка в овечьей шкуре».
После небольшого творческого отпуска, во время которого Нортон путешествовал, занимался общественной деятельностью, а также прошел обучение и получил лицензию пилота, он вернулся на большой экран в качестве продюсера и исполнителя главной роли в блистательном, но малоизвестном публике фильме «Это случилось в долине» ("Down in the Valley”, 2005). В сюжете малобюджетной драмы элементы классического вестерна причудливо переплелись с исследованием жизни обитателей современных пригородов. За ней последовало выдающееся исполнение роли смертельно больного проказой короля Болдуина IV в историческом эпике Ридли Скотта «Царство небесное» ("The Kingdom of Heaven”, 2005). Несмотря на то, что актерский состав фильма включал в себя таких тяжеловесов, как Джереми Айронс и Лайам Нисон, именно игра Нортона произвела неизгладимое впечатление и получила восторженные отзывы аудитории. В романтической драме «Иллюзионист» ("The Illusionist”, 2006), события которой разворачиваются на границе девятнадцатого и двадцатого столетий, Нортон продолжил демонстрировать грани своего мастерства и наделил образ австрийского мага, одержимого роковой страстью к будущей невесте кронпринца, гипнотической привлекательностью, таинственностью и незаурядным интеллектом. Фильм полюбился как широкой публике, так и критикам и хорошо показал себя в прокате. Нортон продолжил свое начинание еще более тонким и, в то же время, невероятно мощным исполнением роли доктора Уолтера Фейна в адаптации известного романа У.С. Моэма «Разрисованная вуаль» ("The Painted Veil”, 2006). Он и Наоми Уоттс сыграли молодоженов, чей неудачно начавшийся брак проходит проверку на прочность и получает новое развитие в затерянной в глуши китайской деревушке в тридцатых годах двадцатого века, где герой Нортона занимается научными исследованиями и борется с эпидемией холеры. Актер с пронизывающей достоверностью воплотил образ своего персонажа; фильм был тепло принят зрительской аудиторией.
Едва успев зарекомендовать себя в качестве новой компетентной фигуры на горизонте исторического кинематографа, Нортон выступил в качестве продюсера и актера в жесткой полицейской драме «Гордость и слава» ("Pride and Glory”, осень 2008 ), повествующей о коррупционном скандале, в центре которой оказывается семья нью-йоркских полицейских. Нортон сыграл роль Рея Тирни, детектива с мрачным прошлым, который оказывается перед нелегким выбором между долгом и преданностью своей семье. В вышедшем на экране летом 2008 года «Невероятном Халке» ("The Incredible Hulk”) Нортон сыграл Брюса Бэннера, который вынужден скрываться от преследующих его военных, отчаянно пытаясь найти лекарство и освободиться от живущего в нем гигантского зеленого монстра - Халка, любимого персонажа многочисленных любителей комиксов MARVEL, поклонников телевизионного сериала семидесятых и даже Энга Ли, который снял собственную не совсем удачную адаптацию «Халка» в 2003 году. Сценарий, изначально написанный Заком Пенном, подвергся значительным переработкам со стороны Нортона, который упомянут в титрах под псевдонимом – как Эдвард Харрисон.
В 2008 году Нортон закончил работу над фильмом «Листья травы» ("Leaves of Gras”, в российском прокате - "Травка" ), комедийном триллере, в котором Нортон сыграл сразу двух персонажей – братьев-близнецов, один из которых – успешный профессор, второй – криминальный тип, выращивающий марихуану. Автор сценария и режиссер – Тим Блейк Нельсон, в ролях – Эдвард Нортон, Сьюзан Сарандон, Ричард Дрейфус, Кери Рассел и другие. Международная премьера фильма состоялась на кинофестивале в Торонто в сентябре 2009 года.
В 2009 году Эдвард Нортон снялся в фильме «Стоун» («Stone») по одноименной пьесе Энгуса МакЛохлана. Он вновь сыграл с Робертом Де Ниро, с которым они ранее работали над фильмом «Медвежатник» ("The Score” ) в 2001 году. Зрители вновь увидят Нортона в роли преступника – на сей раз осужденного за поджог, жена которого пытается охмурить Де Ниро - офицера по досрочному освобождению, для того, чтобы помочь мужу выбраться на свободу. Роль Лючетты, жены осужденного, исполнила Милла Йовович. Режиссер фильма – Джон Керран, ранее снявший «Разрисованную вуаль» ("The Painted Veil” ), в которой Нортон сыграл одну их главных ролей. Премьера фильма в США состоится в мае 2010 года.
В 2009 году Нортон также снялся в двух эпизодических ролях: в роли обкуренного копа в комедии Рики Жерве «Изобретение лжи» ("The Invention of Lying” ), а также в роли басиста известной рок-группы в одном из эпизодов сериала «Современная семья» ("Modern Family” ). Одну из главных ролей в сериале играет Тай Беррел, с которым Нортона связывает совместная работа над спектаклем "Burn This”, а также над фильмами «Это случилось в долине», «Невероятный Халк» и "Листья травы".
Интересныe факты
* Эдвард Нортон замечательно владеет японским языком.
написал Ivan @ Thu, 23 Aug 2012 22:12:36 +0400
* Был назван международным мужчиной года по версии журнала «GQ» в 2003 году.
* Рост: 1.83 м.
написал DEATH @ Thu, 19 Apr 2012 21:19:26 +0400
* У него были близкие отношения с актрисами Сальмой Хайек, Дрю Берримор и Кортни Лав, с которой он гастролировал как сессионный гитарист в её группе Hole.