Эраст Гарин
Эраст Гарин
- Средний рейтинг фильмов: 8.86
- Дата рождения: 10 Nov 1902
- Дата смерти: 3 Sep 1980
- Имя при рождении: Гарин Эраст Павлович
- Место рождения: Рязань, Российская Империя (Россия)
Советский актер театра и кино.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/331578
Эраст Гарин родился 10 ноября 1902 года в Рязани.
Для нынешних ценителей искусства он – прежде всего известный киноактер, снявшийся в таких фильмах, как «Музыкальная история», «Свадьба», «Золушка», «Обыкновенное чудо», «Каин XVIII».
Первоначальное образование Гарин получил в Рязанской гимназии, и в 1919 году ушёл добровольцем в Красную Армию.
Свой творческий путь Эраст Гарин начал в 1919 году в Рязанском Гарнизонном театре (1-й самодеятельный театр Красной Армии).
В начале 1920-х годов, во время совместной учебы в мастерских ГосТИМа, Эраст Гарин познакомился с Хесей Локшиной, и вскоре они поженились.
В 1922 году молодой актер перешел в Театр В.Э.Мейерхольда.
Параллельно в 1926 году Эраст Павлович окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпросса РСФСР (ГЭКТЕМАС).Он поступил в мейерхольдовскую школу, окончил ее в 1926 году вместе с женой Мейерхольда Зинаидой Райх и стал одним из ведущих актеров в театре Мейерхольда ТИМ - ГосТИМ (Государственный театр имени Мейерхольда),где проработал до 1936 года.
А ведь с этим театром связаны творческие судьбы многих известных актеров и режиссеров. Среди них – Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Иван Пырьев, Сергей Мартинсон, Михаил Царев, Евгений Самойлов, Мария Бабанова, Сергей Эйзенштейн, вахтанговцы Владимир Яхонтов и Борис Захава, пришедшие к Мейерхольду после смерти своего Учителя; Николай Охлопков, Лев Свердлин, Николай Боголюбов, Валентин Плучек, Борис Равенских, Леонид Варпаховский, Сергей Юткевич…
Уже в те годы Эраст Гарин стал любимцем театральной Москвы. Его Хлестаков и Чацкий срывали настоящие овации.
В этом театре в 1935 году Любовь Фейгельман, работавшая тогда в театральной лаборатории ГосТИМа, встретилась с Эрастом Гариным на спектакле «Ревизор». И на шесть длинных лет их связала судьба. Любовь Фейгельман была моложе Эраста Гарина на двенадцать лет, на целый астрономический цикл, но оба ноябрьские – с разницей всего в неделю. И это совпадение тоже стало судьбой.
Людей такого типа, как Эраст Гарин, называют закрытыми, но не с той точки зрения, что чужая душа – потемки. А с той, что при малословии и природной сдержанности он не крикливо, но стойко следовал своим творческим и нравственным убеждениям. Стойко, сколько мог, противостоял непредсказуемым подчас акциям тогдашней власти. Никогда не был с ней на дружеской ноге, не был членом партии, и она, власть, «отблагодарила» его за это. Официально народным артистом СССР он стал в 75 лет. В 30-е годы, во время гастролей ГосТИМа по Сибири, Гарин сделал огромный крюк в сторону на двухместном самолетике, дышащем на ладан, чтобы пообщаться несколько часов со своим опальным другом, находящимся в ссылке, - драматургом Николаем Эрдманом. Он понимал, что свершилась чудовищная несправедливость: сломалась творческая жизнь выдающегося драматурга, которого современники называли Грибоедовым двадцатого века.
На очереди было завоевание сердец кинозрителей…
Впервые на экране Эраст Гарин появился в образе адъютанта Коблукова в комедии Александра Файнциммера «Порутчик Киже» (1934). Роль была исполнена в привычном для актера комедийно-гротескном ключе, в котором чувствовалось влияние школы Всеволода Мейерхольда. В том же стиле были и следующие работы актера.
В те же годы Гарин решил попробовать себя и на стезе кинорежиссера. Для дебюта он избрал гоголевскую «Женитьбу». В паре со своей супругой Хесей Локшиной они создали блистательную картину (что подтверждают восторженные отзывы современников), но «на верху» она чем-то не понравилась, и ее вскоре запретили.
Впоследствии Эраст Павлович рассказывал: «Последний раз нам, режиссерам, удалось посмотреть ее (картину) в августе 1941 года, т.е. сразу после начала войны. Тогда экземпляр ее еще находился в фильмотеке ВГИКа. Просмотр был прерван начавшейся бомбежкой, а нас попросили перейти в бомбоубежище. Все же картину мы досмотрели. И она произвела на нас впечатление не устаревшей».
Известно, что Гарин и Локшина целенаправленно разыскивали свой фильм, запрашивая даже французскую синематеку. Обращались и в Госфильмофонд - после того, как в справочнике «Советские художественные фильмы» обнаружили фильмографическую справку на фильм «Женитьба» без указания о том, что фильм не сохранился. Однако все поиски остались безуспешными. Картина так и не нашлась…
До войны Эраст Гарин успел поработать в Ленинградском театре комедии (с 1936 года), много работал на радио, был режиссером первого радиоспектакля «Тридцать три раунда».
Годы войны
В годы войны Эраст Гарин и Хеся Локшина сняли картину «Принц и нищий» (по одноименной повести Марка Твена»), где главную роль исполнила неповторимая Мария Барабанова. Ради этой роли актрисе пришлось даже оставить со скандалом Ленинградский театр комедии.
А вот в качестве актера Гарину некоторое время не везло. Фильм Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою» (1942), где Гарин сыграл одну из главных ролей, был запрещен по личному распоряжению начальника Главного политического управления Красной Армии А.С.Щербакова без объявления причин.
В 1944 году на экраны вышла сатирическая комедия режиссера Исидора Анненского «Женитьба» (по одноименному водевилю А.П. Чехова). Блистательный ансамбль – Эраст Гарин, Фаина Раневская, Зоя Федорова, Алексей Грибов, Осип Абдулов, Вера Марецкая, Михаил Яншин – создали великое, нетленное творение, наполнив фильм смесью тонкого юмора и едкой сатиры.
Но, как ни странно, в те годы картина не имела большого успеха, уступив по своей популярности более актуальным фильмам о войне «Зоя», «Небо Москвы», «Радуга». И кто сейчас помнит их? А «Женитьба», успешно пережив десятилетия, неожиданно в 70-е годы стала одним из самых показываемых фильмов. Да и сегодня она по-прежнему пользуется популярностью. А фразы из картины: «В Греции все есть», «Хочут свою образованность показать» и другие уже давно живут своей жизнью, став поистине народными
Неповторимые гаринские герои
После окончания войны Эраст Гарин перешел работать в Театр-студию киноактера в Москве. А вскоре последовало предложение от Надежды Кошеверовой сыграть короля в экранизации знаменитой сказки «Золушка». Картина вышла на экраны в мае 1947 года. Страна все еще лежала в руинах, людям так хотелось тепла, человеческой доброты, и «Золушка» пришлась как нельзя кстати. Зрители встретили ее с благоговейным восторгом. Великолепная Золушка в исполнении Янины Жеймо, властная мачеха (Фаина Раневская), благородный принц (Алексей Консовский), добрый, но забитый лесничий (Василий Меркурьев) и, конечно же, неповторимый Король!
Король из «Золушки» - одна из самых любимых зрителями роль Эраста Павловича. Актер создал образ доброго и по-детски наивного человека. Помните его смешные угрозы: «Ухожу в монастырь!» А с какой неповторимой интонацией он произносил: «Связи связями, но совесть тоже надо иметь...»! Вообще, его интонация, мимика, манера двигаться – стали составляющими неповторимого «гаринского» стиля, обеспечивающего актеру огромнейший успех на протяжении десятилетий.
Королей актеру довелось играть еще пару раз: в музыкальной комедии Надежды Кошеверовой «Каин XVIII» и в собственной картине «Обыкновенное чудо» (кстати, обе картины являются экранизациями произведений Евгения Шварца). Короли эти были разные, как и другие герои Гарина, но в то же время все они объединены индивидуальной, редкостной аурой их создателя, его эксцентричной манерой игры.
Стоит отметить, что актер на протяжении десятилетий работал практически на одной краске, но при этом какие разнообразные роли он создавал! Добрые, наделенные детской непосредственностью парикмахер в «Неоконченной повести» (1955), дедушка главной героини Кати в «Девушке без адреса» (1957), профессор-археолог в «Джентльменах удачи» (1971). И в тоже время самодовольные, тупые, злобные, такие, как Каин в «Каине XVIII». Эраст Гарин в совершенстве владел мастерством гротеска, и потому по праву назывался «комиком с серьезным лицом» и «Бастером Китоном советского кинематографа».
Параллельно с работой в кино Эраст Гарин блестяще реализовал свой талант в мультипликации. Его голосом говорят множество различных персонажей, самый известный из которых ослик Иа-Иа в мультфильме о Винни Пухе.
Режиссер
Режиссерской деятельностью Эраст Гарин занимался в паре со своей супругой Хесей Локшиной. Они составляли удивительную пару, милую и в то же время контрастную. Властная и неулыбчивая, Хеся Александровна была движущей силой в этом дуэте, в то время как Эраст Павлович всё больше «летал в облаках».
Наиболее удачной их работой является экранизация пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», вышедшая на экраны в 1964 году. А вот другой фильм Гарина и Локшиной – сатирическую комедию «Веселые Расплюевские дни» - ожидала печальная судьба. Несколько лет пролежав на полке, эта картина вышла в конце 60-х мизерным тиражом и замечена не была.
Последние годы
В 1966 году во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась трагедия. Произошла авария, после которой Эрасту Павловичу удалили один глаз, а второй практически перестал видеть. В середине 1970-х годов актёра перестали приглашать в кино и театральные постановки.
В конце 70-х блистательный комик Эраст Гарин оказался не у дел.Лучшие свои роли в театре Гарин сыграл в 1920–е годы, когда спектакли почти не записывали на пленку. Поэтому узнать о гаринских Хлестакове, Чацком или Гулячкине (герое эрдмановского «Мандата») мы можем только по немногим фотографиям и рассказам мемуаристов–очевидцев. Спектакли, некогда взбудоражившие театральную Москву, отошли в область легенд.
И даже ордена и почетные звания артисту вручали «за вклад в развитие советского киноискусства». Критики назвали Эраста Павловича Гарина лучшим мастером школы Всеволода Мейерхольда. Школа Мейерхольда к тому времени была давно уничтожена, и его последователи влачили жалкое существование.
Однажды в прямом эфире программы Андрея Максимова «Ночной полет» на вопрос, как ощущал себя Эраст Павлович в последние годы жизни, Любовь Руднева, гражданская жена Гарина (у нее есть дочь от Эраста Павловича, но замуж за актера она так и не вышла) ответила: «Гарин уходил очень трагично. Он перестал говорить, сказав, что не может говорить. Ему тяжело было общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».
Эраст Гарин скончался 4 сентября 1980 года в Москве.
Интересныe факты
* Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
* Народный артист СССР (1977).