Режиссёр: Борис Барнет
Актеры: Наталья Оводова, Анда Зайцис, Рахметулла Сальменов, Смагул Елубаев, Людмила Больберг, Сандар Чумбалов, Лев Лобов
Посвящается Тигре конопатой, а также всем, жившим и любившим в Советском Союзе…
Как же я завидую тем, кто ещё не прикасался руками к кинематографической «Алёнке»! И не имеет значения, какие эти руки – похотливые ли с липкими влажными ладонями, или брутальные сильные руки ковбоя, или дрожащие руки романтика с редкими волосиками на ладошках…
Кому-то милей «Ниночки», кому-то «Сафо», кто-то любит в саунах Снежан. А я… «Алё, Алё, Алёна» - кричу я в трубку телефона…» Одним словом, «Алё, Алё, Алёна» - тихо звенят мои, как говорится, листья клёна. «Алё, Алё, Алёна» - твержу я это имя будущим зрителям картины Бориса Барнета «Алёнка».
Работа Барнета – это ода Союзу Советских Социалистических Республик. Ода той общности людей, которые жили настоящей жизнью, искренность которой – как порождение фантастической внутренней человеческой свободы - с лёгкостью кроет проросшие из мелочности глобальные потуги злопыхателей, желающих представить советских людей в образе «совков».
Конечно, если взять большую совокупность мужчин и сопоставить размер их… Ну, скажем, размер их обуви с уровнем их образованности, мы заметим между данными переменными небольшую, но значительную корреляцию. Понятно, что перед нами пример ложной корреляции. А вот некоторые историки идут дальше и авторитетно заявляют, что самый яркий пример ложной социумной корреляции – это Советский Союз. Жалко мне таких «историков». Живут они, как говорится, над пропастью, во лжи…
Большое видится на расстоянии. Впрочем, нынешних «историков», которые с упоением поливают академическими фекалиями СССР, понять можно. Дело в том, что они, по сути, пребывают в состоянии аффекта. Ничего удивительного - после того, как они увидели великое вблизи, после того, как вместо ожидаемых классических тринадцати сантиметров новоявленным исследователям истории сунули под нос больше сорока – состояние хронического аффекта обеспечено! Как говорится, давай, сублимируй! Давай, брось свои аффективные влечения в костёр социализации! Вот только… Катексис или антикатексис – кто более матери Клио ценен?.. Впрочем, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, кем является «Алёнка» для Клио.
Итак… «В 1955 году многие тысячи молодых и немолодых людей со всех концов нашей Родины устремились на плодородные целинные земли… И в том же 1955 году несколько человек уезжали с целины…»
Начало картины Бориса Барнета. Несмелые прикосновения невидимого музыканта под присмотром Кирилла Молчанова к чёрно-белым клавишам… Прелюдия. Струнная группа подхватывает трепет клавиш. Шум целинной дороги. Камера, одержимая оператором Игорем Черных спускается с высот стратосферы на целинную землю… «Вьётся дорога длинная... Здравствуй, земля целинная, здравствуй, простор широкий, весну и молодость встречай свою!»…
И вот перед нами Алёнка – будущий Ангел-А, будущая меланхоличная Жюстин, будущая… Впрочем, многие из homo знают, с какой циничной лёгкостью будущее может надругаться над настоящим. Поэтому – назад, к реалу!
Итак, Алёнка – белокурая второклассница, стечением обстоятельств вынуждена покинуть целинную обитель. Тема дороги – одна из сюжетных линий фильма. «Алёнка» - это «дорожное кино», предвестник разного рода и «road», и «movie». Да что там роуд-муви! «Алёнка» - это вам и «art», и «house»! И, что самое главное, «Алёнка» - это фильм о любви. Любовь…
Любовь – как анамнез, от греческого «anamnesis» – воспоминание. Фильм Барнета - это, по сути тандем матери и дочери, то есть Мнемосины и Мельпомены. Мнемосина знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет».
Припади и ты, мой читатель и, надеюсь, будущий алёночный вуайерист, к источнику Мнемосины, прикоснись губами к её началу начал! А после этого овладей и её детками-музами. Ну, хотя бы одной… Мельпоменой. Горячая штучка! Можешь взять её силой! Ей не привыкать…
Эмпиризм киноисследования. То, что воспринимается органами чувств. Твёрдые данные. Как говорится, hard data. Понятно, что каждому своё: кому-то милее hard, а кому-то soft...
А сейчас, дорогие читатели, состав команды «Мельпомена», главный тренер Борис Барнет!
В центре поля – Наталья Оводова из молодёжного состава, как говорится, наша подрастающая смена. Известна своим искромётным «спором на пять двоек». Кстати, поговаривают, что к Наташке уже присматриваются представители команды «Председатель»…
Правая бровка - мейерхольдовец Эраст Гарин – олицетворение того, как знаковый тандем «Золушка - папа принца» изумительно переростает в феерический тандем «учитель Витаминыч - второклассница Алёнка».
В нападении у «Мельпомены» – алтайский ковбой Василий Макарович Шукшин, про генезис которого от выглядывающего из-за плетня матроса в «Тихом Доне» до Степана Ревуна в «Алёнке» не написал только ленивый!
Левая бровка – рыжая девушка-стоматолог из Риги в исполнении Анды Зайцис с коронными финтами «Мужайся, Эльза! Подумай - а чтобы сделал на твоём месте Павка Корчагин?» и «Мне было так хорошо, что я подарила шофёру джемпер». Неудивительно, что к Анде проявляет интерес сам Алексей Герман.
В защите – Николай Крючков, взятый на год в аренду у команды «Трактористы», и ещё один арендованный футболёр-баянист из команды «Повесть о настоящем человеке» Евгений Шутов.
Вратарь команды – Николай Боголюбов в образе Гулько, некого человека-должности. Впрочем, его кандидатуру обсуждать не будем.
Свисток судьи и… Под напористый мотив духовых команда «Мельпомена» идёт в позиционную атаку. Нападение строится по схеме «Компас есть? Может, с собой ещё астролябию возить?»…
Видно, что главный тренер хорошо подготовил свою команду. Впрочем, оно и понятно – Бориса Барнета тренировал сам «мистер Вест»! Припоминаете знаменитую команду «Страна большевиков», которая под руководством Кулешова стала в 1924 году чемпионом?.. А если вспомнить команду Барнета «Окраина» образца 1933 года, игру которой отличали смесь лиризма и патетики, тонкий психологизм, философские обобщения на фоне, казалось бы, простодушных шуток… Понятно, нам предстоит увидеть великолепное зрелище!..
В «Алёнке» нет маленьких ролей и маленьких актёров. И это при том, что «Алёнка» - это авторское кино. Да-да, именно авторское! Авторское кино человека, который в разное время был и художником, и боксёром, и акробатом, и трюковым актёром… Даже был ковбоем Джедди! И все эти навыки Барнет совместил в своём новом увлечении – режиссуре, в которой достиг значительных высот. И «Подвиг разведчика» - тому подтверждение.
Впрочем, вернёмся к «Алёнке», к фильму, который овеян поэзией, пропитанный тонким юмором, пронизан любовью к человеку, который даже в обыденном является созидателем. Эх, лети вперёд, моя пятитонка! А ещё «Алёнка» пронизана светлым доверием к светлому будущему. И градус доверия у Бориса Барнета к светлому будущему высочайший!
«Эх, Алёна!» - снова звенят мои, как говорится, листья клёна. Звенят всё громче и громче. «Подростай, Алёнка!» - кричу я. И когда ты подрастёшь, когда надо мной, как говорится, не будет нависать тень части 2 статьи 133 УК РФ, вот тогда мы возьмём друг друга за руки… Впрочем, ты уже тогда будешь взрослая и сама сможешь решить за какие места меня брать. Так вот, мы возьмёмся за… Ладно, за руки! И двинем в страну грёз, на один небольшой островок, который находится в центре Балтийского моря. И омывает его не вода, а волны сладкой истомы… Как там у Шарля Бодлера? «Аромат, отягчённый волною истомы, напояет альков, где тепло и темно; я мечты пробуждаю от сладостной дремы, как платок надушенный взбивая руно!..»
Короче, смотрите «Алёнку» и пусть в ваших сердцах распускаются кусты бугенвиллии! Ну, хотя бы небольшие…
P. S.
«Вот как двигалась эта картина: я был как художник, лепил из пластилина любовь, которую, как мне казалось, я выдумал сам, и она получалась. Цвета те, которые мне не давались, я взял их под сердцем, они там валялись…»
Фильмы о простых парнях и девушках, работавших не покладая рук на заводах, стройках, в колхозах. В тяжелых условиях, не жалея сил, под дождем и в мороз они строили великую страну, которой уже нет…
Выложен по запросу Маша1.
Приятное советское Кино! Смотрите в удовольствие
Выложен по запросу Маша1.
Приятное советское Кино! Смотрите в удовольствие
Спасибо!
"... зритель узнает правду об одном из «героических этапов» построения социализма."
а кавычки зачем?
"... зритель узнает правду об одном из «героических этапов» построения социализма."
а кавычки зачем?
согласен, никаких кавычек тут быть не может.
согласен, никаких кавычек тут быть не может.
Как это не может?
Вон, из фантастического фильма "Туманность Андромеды" нынешняя российская "свободная" власть вырезала все диалоги, в которых были намёки на коммунистическое будущее (наверно, скоро и саму книгу редактировать начнут).
"Демократия" боится всякого упоминания про коммунизм (кроме поливания его говном). Потому как иначе начнётся неизбежное сравнения жизни "сейчас" и "тогда". Со всеми вытекающими. А оно "правильным поссонам" наверху надо?
Видимо, и на "Кинокопилке" сидят люди "демократические"
Как это не может?
Вон, из фантастического фильма "Туманность Андромеды" нынешняя российская "свободная" власть вырезала все диалоги, в которых были намёки на коммунистическое будущее (наверно, скоро и саму книгу редактировать начнут).
"Демократия" боится всякого упоминания про коммунизм (кроме поливания его говном). Потому как иначе начнётся неизбежное сравнения жизни "сейчас" и "тогда". Со всеми вытекающими. А оно "правильным поссонам" наверху надо?
Видимо, и на "Кинокопилке" сидят люди "демократические"
полностью согласен, собственно именно это и хотел сказать. только на КК наезжать не надо: описание - обычный копипаст (вероятно с КиноПоиска - http://www.kinopoisk.ru/film/43468/)