Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Janpaul thumb
8/10

«Я слушаю наше дыхание»

Рецензия на фильм «Алёнка»

20558 thumb

Посвящается Тигре конопатой, а также всем, жившим и любившим в Советском Союзе…

 

Как же я завидую тем, кто ещё не прикасался руками к кинематографической «Алёнке»! И не имеет значения, какие эти руки – похотливые ли с липкими влажными ладонями, или брутальные сильные руки ковбоя, или дрожащие руки романтика с редкими волосиками на ладошках…

Кому-то милей «Ниночки», кому-то «Сафо», кто-то любит в саунах Снежан.  А я…  «Алё, Алё, Алёна» - кричу я в

трубку телефона…» Одним словом, «Алё, Алё, Алёна» - тихо звенят мои, как говорится, листья клёна.  «Алё, Алё, Алёна» - твержу я это имя будущим зрителям картины Бориса Барнета «Алёнка».

Работа Барнета – это ода Союзу Советских Социалистических Республик. Ода той общности людей, которые жили настоящей жизнью, искренность которой – как порождение фантастической внутренней человеческой свободы - с лёгкостью кроет проросшие из мелочности глобальные потуги злопыхателей, желающих представить советских людей в образе «совков».

Конечно, если взять большую совокупность мужчин и сопоставить размер их… Ну, скажем, размер их обуви с уровнем их образованности, мы заметим между данными переменными небольшую, но значительную корреляцию. Понятно, что перед нами пример ложной корреляции. А вот некоторые историки идут дальше и авторитетно заявляют, что самый яркий пример ложной социумной корреляции – это Советский Союз. Жалко мне таких «историков». Живут они, как говорится, над пропастью, во лжи…

Большое видится на расстоянии. Впрочем, нынешних «историков», которые с упоением поливают академическими фекалиями СССР, понять можно. Дело в том, что они, по сути, пребывают в состоянии аффекта. Ничего удивительного - после того, как они увидели великое вблизи, после того, как вместо ожидаемых классических тринадцати сантиметров новоявленным исследователям истории сунули под нос больше сорока – состояние хронического аффекта обеспечено! Как говорится, давай, сублимируй! Давай, брось свои аффективные влечения в костёр социализации! Вот только… Катексис или антикатексис – кто более матери Клио ценен?.. Впрочем, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, кем является «Алёнка» для Клио.

Итак… «В 1955 году многие тысячи молодых и немолодых людей со всех концов нашей Родины устремились на плодородные целинные земли… И в том же 1955 году несколько человек уезжали с целины…»

Начало картины Бориса Барнета. Несмелые прикосновения невидимого музыканта под присмотром Кирилла Молчанова к чёрно-белым клавишам… Прелюдия. Струнная группа подхватывает трепет клавиш. Шум целинной дороги. Камера, одержимая оператором Игорем Черных спускается с высот стратосферы на целинную землю… «Вьётся дорога длинная... Здравствуй, земля целинная, здравствуй, простор широкий, весну и молодость встречай свою!»…

И вот перед нами Алёнка – будущий Ангел-А, будущая меланхоличная Жюстин, будущая… Впрочем, многие из homo знают, с какой циничной лёгкостью будущее может надругаться над настоящим. Поэтому – назад, к реалу!

Итак, Алёнка – белокурая второклассница, стечением обстоятельств вынуждена покинуть целинную обитель. Тема дороги – одна из сюжетных линий фильма. «Алёнка» - это «дорожное кино», предвестник разного рода и «road», и «movie». Да что там роуд-муви! «Алёнка» - это вам и «art», и «house»! И, что самое главное, «Алёнка» - это фильм о любви. Любовь…  

Любовь – как анамнез, от греческого «anamnesis» – воспоминание. Фильм Барнета - это, по сути тандем матери и дочери, то есть Мнемосины и Мельпомены.  Мнемосина знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет».

Припади и ты, мой читатель и, надеюсь, будущий алёночный вуайерист, к источнику Мнемосины, прикоснись губами к её началу начал! А после этого овладей и её детками-музами. Ну, хотя бы одной… Мельпоменой. Горячая штучка! Можешь взять её силой! Ей не привыкать…

Эмпиризм киноисследования.  То, что воспринимается органами чувств. Твёрдые данные. Как говорится, hard data. Понятно, что каждому своё: кому-то милее hard, а кому-то soft...

А сейчас, дорогие читатели, состав команды «Мельпомена», главный тренер Борис Барнет!

В центре поля – Наталья Оводова из молодёжного состава, как говорится, наша подрастающая смена. Известна своим искромётным «спором на пять двоек». Кстати, поговаривают, что к Наташке уже присматриваются представители команды «Председатель»…

Правая бровка - мейерхольдовец Эраст Гарин – олицетворение того, как знаковый тандем «Золушка - папа принца» изумительно переростает в феерический тандем «учитель Витаминыч - второклассница Алёнка».

В нападении у «Мельпомены» – алтайский ковбой Василий Макарович Шукшин, про генезис которого от выглядывающего из-за плетня матроса в «Тихом Доне» до Степана Ревуна в «Алёнке» не написал только ленивый!

Левая бровка – рыжая девушка-стоматолог из Риги в исполнении Анды Зайцис с коронными финтами «Мужайся, Эльза! Подумай - а чтобы сделал на твоём месте Павка Корчагин?» и «Мне было так хорошо, что я подарила шофёру джемпер». Неудивительно, что к Анде проявляет интерес сам Алексей Герман.

В защите – Николай Крючков, взятый на год в аренду у команды «Трактористы», и ещё один арендованный футболёр-баянист из команды «Повесть о настоящем человеке» Евгений Шутов.

Вратарь команды – Николай Боголюбов в образе Гулько, некого человека-должности. Впрочем, его кандидатуру обсуждать не будем.

Свисток судьи и… Под напористый мотив духовых команда «Мельпомена» идёт в позиционную атаку. Нападение строится по схеме «Компас есть? Может, с собой ещё астролябию возить?»…

Видно, что главный тренер хорошо подготовил свою команду. Впрочем, оно и понятно – Бориса Барнета тренировал сам «мистер Вест»! Припоминаете знаменитую команду «Страна большевиков», которая под руководством Кулешова стала в 1924 году чемпионом?.. А если вспомнить команду Барнета «Окраина» образца 1933 года, игру которой отличали смесь лиризма и патетики, тонкий психологизм, философские обобщения на фоне, казалось бы, простодушных шуток… Понятно, нам предстоит увидеть великолепное зрелище!..

В «Алёнке» нет маленьких ролей и маленьких актёров. И это при том, что «Алёнка» - это авторское кино. Да-да, именно авторское! Авторское кино человека, который в разное время был и художником, и боксёром, и акробатом, и трюковым актёром… Даже был ковбоем Джедди! И все эти навыки Барнет совместил в своём новом увлечении – режиссуре, в которой достиг значительных высот. И «Подвиг разведчика» - тому подтверждение.

Впрочем, вернёмся к «Алёнке», к фильму, который овеян поэзией, пропитанный тонким юмором, пронизан любовью к человеку, который даже в обыденном является созидателем. Эх, лети вперёд, моя пятитонка! А ещё «Алёнка» пронизана светлым доверием к светлому будущему. И градус доверия у Бориса Барнета к светлому будущему высочайший!

«Эх, Алёна!» - снова звенят мои, как говорится, листья клёна. Звенят всё громче и громче. «Подростай, Алёнка!» - кричу я. И когда ты подрастёшь, когда надо мной, как говорится, не будет нависать тень части 2 статьи 133 УК РФ, вот тогда мы возьмём друг друга за руки… Впрочем, ты уже тогда будешь взрослая и сама сможешь решить за какие места меня брать. Так вот, мы возьмёмся за… Ладно, за руки! И двинем в страну грёз, на один небольшой островок, который находится в центре Балтийского моря. И омывает его не вода, а волны сладкой истомы… Как там у Шарля Бодлера? «Аромат, отягчённый волною истомы, напояет альков, где тепло и темно; я мечты пробуждаю от сладостной дремы, как платок надушенный взбивая руно!..»

Короче, смотрите «Алёнку» и пусть в ваших сердцах распускаются кусты бугенвиллии! Ну, хотя бы небольшие…

 

P. S.

«Вот как двигалась эта картина: я был как художник, лепил из пластилина любовь, которую, как мне казалось, я выдумал сам, и она получалась. Цвета те, которые мне не давались, я взял их под сердцем, они там валялись…»

@ Fri, 04 Oct 2013 14:37:30 +0400

Комментарии к рецензии (19)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Fri, 04 Oct 2013 14:37:56 +0400

P. P. S.

A0903
  • Р.Модератор
  • Fri, 04 Oct 2013 15:21:47 +0400

размялся так сказать, а руки уже успели соскучится по штурвалу)))

janpaul
  • Киноакадемик
  • Fri, 04 Oct 2013 15:24:51 +0400
Syrdon писал:

размялся так сказать, а руки уже успели соскучится по штурвалу)))

- Я бы сказал не по "штурвалу", а по "штурманше"... lol

A0903
  • Р.Модератор
  • Fri, 04 Oct 2013 16:12:36 +0400
janpaul писал:

- Я бы сказал не по "штурвалу", а по "штурманше"... lol

о вкусах не спорят))) каждому свое

NIKI60
  • Кинокритик
  • Fri, 04 Oct 2013 16:22:53 +0400

"Хронический аффект" - неологизм от Жанполя, который тупо должен заменить такие обычные слова как знания, опыт и убеждения.
_________________________
Экологов бы сюда. Сказали бы они пару ласковых про "освоение целинных земель"

vaxmurka
NIKI писал:

"Хронический аффект" - неологизм от Жанполя, который тупо должен заменить такие обычные слова как знания, опыт и убеждения.
_________________________
Экологов бы сюда. Сказали бы они пару ласковых про "освоение целинных земель"

Или атмосферные убеждения!! lol

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 04 Oct 2013 17:29:23 +0400

Плетка помогла. mrgreen

moviefan_us

Забавно. smile

Только, пожалуйста, уточните с ладошками. На внутренней стороне ладошек, как и на пятках, волосики не растут, ни редкие, ни густые. Если это, конечно, не какой-то клинический случай ненормального оволосения - гипертрихоза.

janpaul
  • Киноакадемик
  • Fri, 04 Oct 2013 17:49:35 +0400
NIKI писал:

"Хронический аффект" - неологизм от Жанполя, который тупо должен заменить такие обычные слова как знания, опыт и убеждения.
_________________________
Экологов бы сюда. Сказали бы они пару ласковых про "освоение целинных земель"

Британские учёные-экологи неоднократно тупо предупреждали - ранний опыт, равно как и ранние знания, тупо становятся причиной раннего "хронического аффектизма". smile

janpaul
  • Киноакадемик
  • Fri, 04 Oct 2013 17:54:13 +0400
Je ne regrette rien писал:

Забавно. smile

Только, пожалуйста, уточните с ладошками. На внутренней стороне ладошек, как и на пятках, волосики не растут, ни редкие, ни густые. Если это, конечно, не какой-то клинический случай ненормального оволосения - гипертрихоза.

Ряд британских учёных-экологов, после ряда практических опытов, заявляют: если мальчики долго не убирают руки из-под одеяла, то на ладошках возможно появление волос... smile

Добавить комментарий