Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Богдан Ступка

Богдан Сильвестрович Ступка

4015 large
  • Средний рейтинг фильмов: 7.74
  • Дата рождения: 27 Aug 1941
  • Дата смерти: 22 Jul 2012
  • Имя при рождении: Богда́н Сильве́стрович Сту́пка
  • Место рождения: пгт.Куликов, Жолковский район, Львовская область, СССР (Украина)

В избранном у (69)

Dokaram thumb ХамМар
Yur14511 thumb Юрий Владимирович
Nikita1116romanov55 thumb Nikita1116Romanov55
Sam13164 thumb sam13164
Osna thumb Oksana
Serrouch thumb SerRouch
%d0%b3%d0%b0%d0%b9%d0%ba%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87%d0%b8%d0%ba thumb андрей
Bass thumb Сергей
Tample thumb Tample
Torgaddon thumb Torgaddon
Lifevlive thumb LifeVLive
Lix thumb LIX
Magnum45 thumb Виктор
Nazarss thumb Назар Питель
Absd thumb ~ Immortal ~
King2121 thumb Nicolay
Bars2009 thumb Bars2009
Annmeil thumb Annmeil
Zyxee thumb ZYXee
Fshjjfgjh thumb Hubaxiz
назад ещё

Советский и украинский актёр театра и кино.
КП: www.kinopoisk.ru/name/25255
IMDb: www.imdb.com/name/nm0836273
Обсуждение актера на форуме: www.kinokopilka.tv/forum_topics/13918

Богдан Ступка родился в посёлке Куликов Жолковского района Львовской области, ныне — Украина. В 1948 году семья переехала во Львов. Мальчишкой Богдан видел кровь, убитых, повешенных. А после войны бродил с друзьями, которые разбирали мины и гранаты, и знал, как отрываются руки.

Отец Богдана Ступки пел в хоре в оперном театре, старший мамин брат был солистом, тетя — главным концертмейстером. Богдан с семи лет крутился за кулисами, видел и слышал всех выдающихся певцов, Козловский и Лемешев гладили мальчика по головке.

У самого же Ступки слуха не оказалось, правда, когда служил в армии, в оркестре штаба Прикарпатского военного округа, стучал на барабане, ну а потом в ансамбле «пенсии и пьянки» занимался конферансом.

В театр Богдан Ступка пришел, может быть, из-за страха перед реальной, жестокой жизнью: знал смерть с детства. Театр изображает жизнь, то есть там не по-настоящему погибают, умирают, и так далее. Там в это все играют, играют в жизнь. Театр – продолжение жизни, ты возносишься чуть-чуть над реальностью, но только в художественной форме. Театр – не побег из жизни, нет, просто человек нашел другую ее форму: жизнь – это жизнь, театр – это театр.

Богдан Ступка окончил студию при театре им. М. Заньковецкой и театроведческий факультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого.

Уже много лет Богдан Ступка – художественный руководитель Украинского национального академического драматического театра им. Ивана Франко. Но характер руководителя может проявить только на сцене, через роль, через искусство, по-другому пока у него не получается. И спектакли сам Ступка не ставит, приглашает режиссеров. И играет не так уж много, хотя ему, как артисту, сразу же каждый режиссер предлагает: «Для вас есть роль». А вот, например, в «Наталке Полтавке» один артист сыграл так, что Богдан Ступка ему даже сказал: «Мне так не сделать, играй ты». В Киеве на этот спектакль не попасть.

Сын Богдана Ступка – Остап - артист в театре у отца. И все говорят, что артист хороший. Он как-то Богдану Сильвестровичу сказал в шутку: «Папа, поменяй фамилию, не слишком ли - две Ступки в одном театре!». Остап играет с отцом в спектакле «Тевье-Тевель». Интересно, что когда Григорий Горин пришел после спектакля в гримерку к Ступке, у него челюсть отпала: «Вы на сцене - еврей, а оказывается - нет. Откуда вы все про этот народ знаете?» «Кто хочет, тот знает», - улыбнулся артист.

Великий артист всегда играет для людей, не для себя. «Я рассчитываю на публику, потому что для себя можно сесть в туалете – и играй себе, сколько хочешь», - считает актер.

Самой первой, и действительно звездной в кино, стала работа Богдана Ступки в прославленной картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной».

В фильме живописуется освобождение румынской части Украины в 1939 году Красной армией. Ступка сыграл бендеровеца, одного из братьев Звонарей, что родом с Буковины, причем, как оказалось такого привлекательного, что все будто с ума посходили. Орест Звонарь подался во время войны в отряд украинских националистов, уведя с собой и дочь священника Дану, желанную для всех троих братьев. И в итоге всех перипетий покончил с собой.

Актеру вообще чаще обычного поручали отрицательные роли в кино. Особенно впечатляющим получился небезызвестный Тимофей Лысенко в многосерийном телефильме «Николай Вавилов» (1990). В политической ленте Игоря Гостева «Серые волки» (1993) он был ни кем иным, как Семичастным, а в драме Режиса Варнье «Восток – запад» полковником из органов, чинящим препятствия «возвращенцам», наивно поверившим своей родине.

И все же, к большому сожалению, многогранный талант актера долгое время не был в должной мере востребован. Большинство картин, в которых Богдан Ступка снялся за тридцатилетний период (70-е, 80-е, 90-е годы), не стали заметными произведениями на экране. Многие из них, что называется, вообще и не вспомнить, даже прочитав название и узнав имя сыгранного героя. А если и остался в памяти какой-нибудь лихой «вестерн по-советски» типа «Забудьте слово "смерть» (1979), то все равно с трудом представляешь себе, что за персонаж Островой, которого изобразил в этом фильме с погонями и перестрелками внешне фактурный украинский актер. Настоящий успех к Богдану Ступке пришел лишь в новом веке…

21 век для актера начался с работы в исторической драме украинского режиссера Николая Засева «Черная рада», рассказывающем о борьбе за гетманскую власть на Украине в XVII веке. Правда, этот фильм остался широким зрителем незамеченным.

Историческую тему Ступка продолжил в достаточно спорном фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу». Как и картина 30-летней давности новый фильм Ильенко тоже изрядно политизирован. Мазепа, которого сыграл Ступка.… Когда о нем говорят, обычно вспоминают «Полтаву» Пушкина, где Мазепа - предатель. А в поэме же Рылеева «Войнаровский», которую почти никто не читал, Мазепа – положительный персонаж, борец с царским самодержавием. Вот и в фильме Мазепа - образованный, интересный человек, ведущий в то непростое время тонкую политическую игру между Россией, Швецией и Польшей….

Настоящий успех к актеру пришел в 2004 году. В то время Богдан Ступка снимался в двух фильмах одновременно и три месяца мотался между Севастополем и Псковом: неделю там, три дня здесь, потом, наоборот, три дня там, неделю здесь. Это как две души, и обе болят. Выбрать, какая из них ближе, для актера было сложно. Но, конечно, такого двойного успеха никто не ожидал - так бывает очень редко.

Не сомневался актер ни в режиссерах - он видел предыдущие фильмы Павла Чухрая и Дмитрия Месхиева и именно поэтому согласился работать с ними, ни в операторах Клебанове и Мачильском, ну и в замечательных артистах тоже, партнерами были Хабенский и Петренко. Этими фильмами были «Свои» Дмитрия Месхиева и «Водитель для Веры» Павла Чухрая. Они были просто одержимы, готовились к каждой сцене, все продумывали, по несколько раз репетировали, если что-то не получалось, начинали снова. Конечно, для бывалого артиста Ступки это не было ново, но он не ожидал от молодых актеров такой серьезности и такого желания помочь партнеру.

В фильме «Свои» Богдан Ступка потрясающе сыграл пожилого, но крепкого и волевого мужика, который пострадал от Советской власти в период раскулачивания. Ему впору бы навек озлобиться, мстя завистливым односельчанам и неблагодарной родине за годы лишений в лагерях. Однако, вызвавшись стать сельским старостой в услужении у немцев, он стал заботиться о том, как выжить самому, своей семье и прочим обитателям деревни на Псковщине, попросту переждать лихую пору, по-крестьянски мудро и даже с хитрецой снося неизбежное зло - незваных оккупантов, как и раньше таща нелегкое бремя в эпоху насильственной коллективизации.

Чужаки придут и уйдут - а вот свои останутся навсегда. С ними жить и по мере сил добра наживать - не только в материальном, но и в духовном плане. Ибо нравственно и по-человечески справедливо все то, что оказывается на пользу или же в угоду жизни. Пусть от беглого энкавэдэшника родится в будущем ребенок у дорогой сердцу молодухи, которую ты сам уже не можешь осчастливить, а родной сынок хоть несколько дней помилуется со своей девахой - может, и она тоже понесет, как говорят деревенские... Важно, чтобы жизнь продолжалась несмотря ни на что и вопреки всему. Даже если ради этого придется убить немецкого прихвостня - полицмейстера и его пьяную компанию, спасая сына, а главное - двух дочерей, арестованных в качестве заложниц.

Экран, конечно, дает исполнителю прекрасную возможность для выражения тщательно сдерживаемых эмоций на крупном плане, когда мы словно видим человека изнутри. Однако Богдан Ступка не был бы носителем богатой театральной традиции, если бы одновременно не мог с помощью внешнего рисунка воспроизвести заметную перемену в персонаже, отныне готовом идти до конца.

Водитель для Веры

Не менее запутана и сложна ситуация в «Водителе для Веры», истории любви генеральской дочки к водителю и нелюбви КГБ к генералу накануне краха «хрущевской эпохи». Высокопоставленный военачальник должен, во что бы то ни стало, сохранить свою честь и в профессиональном плане: чины из КГБ хотят сделать его «козлом отпущения» в политической игре в верхах на фоне зреющего заговора против надоевшего генсека. И в частной жизни: дочь-хромоножка, воспитывавшаяся без матери, забеременела неизвестно от кого.

Богдан Ступка предпочитает раскрыть в генерале из «Водителя для Веры» прежде всего человеческую драму. Подставленный своими коллегами и попавший в глуповатое положение из-за дочери, он все же стремится остаться достойным товарищем-соратником и готовым на прощение отцом. А также неким нюхом уловить родственную душу в водителе-сержанте, который хоть и падок на разные соблазны и грехи, однако в самый последний момент поступит как единственно свой, исключительно преданный человек.

Кинематографисты, чаще судящие обо всем поверхностно, сумели все же заметить значительную фигуру, крупную личность, человеческое богатство и неисчерпаемость натуры в солидном возрасте Богдана Ступки, кстати, артист успел побывать и в реальной жизни большим начальником - министром культуры Украины. Герои актера из «Своих» и «Водителя для Веры» оказываются до конца неразгаданными. Это люди с необъяснимым народным характером, корневым по своей сути, накрепко связанным не только с землей, но и вообще с воздухом того места, где они обитают. Одним словом - наши!

Заяц над бездной

Как шутит сам Ступка, за три десятка лет своей карьеры он переиграл всех царей, вождей и генералов: Ричард III и король Лир, генерал в «Водителе для Веры», гетман Мазепа в «Молитве за гетмана Мазепу», у Сергея Бондарчука в «Красных колоколах» - Александр Федорович Керенский, и, конечно же, Брежнев в «Зайце над бездной».

Леонид Брежнев – особый случай. Он у всех был на виду – то ли страшилище, то ли посмешище. Анекдотов одних сколько! Тигран Кеосаян, режиссер картины, объяснил актеру, что фильм – вольная фантазия и ему не придется копировать своего героя. Так что все хорошее, что есть в этой картине, – от режиссера, который все делал вместе с актером и по законам театрального искусства. В плохом ищи хорошее, в хорошем – плохое, и выйдет живой человек. Тем более, когда речь идет о выдумке.

В итоге получился анекдот. Но… анекдот с некоторой долей грустинки. И Брежнев в фильме совсем не карикатурный, он такой же, как мы, у него тоже есть своя мечта, своя любовь. Он любит английскую королеву (ее роль исполняет Елена Сафонова) и мечтает о ней. Никто же не запрещает мечтать, верно? А почему нет? Он же видный мужчина был! Да еще и руководитель одной шестой земного шарика, один из двух-трех самых могущественных людей планеты! Английская королева вполне могла бы на него глаз положить. Красивого, высокого, статного…

Тарас Бульба

В последние годы Богдан Ступка стал нередко играть в сериалах. «Пока приглашают, надо сниматься, - считает актер, - Я отказываюсь, только если в фильме совсем нет никакой роли, внутреннего конфликта. Но стараюсь делать это как можно реже, потому что завтра уже не пригласят: или скажут «примелькался, надоел», или просто забудут. Надо о себе напоминать. В «Убойной силе», например, снимаюсь в Южной Африке».

В 2007 году режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам нового сериала по гоголевскому «Тарасу Бульбе», где Ступка играет, конечно же, Тараса.

«Придется ли ко двору сейчас этот сериал? Ведь отношения между народами - русскими, украинцами, поляками - запутались окончательно, - рассуждает кинозвезда, - Все будет зависеть от того, какие акценты сделает режиссер. Может, еще больше запутает, хотя хуже, по-моему, просто не может быть! Уже пора обратно двигаться.

У Гоголя же было две редакции «Тараса Бульбы». И в первом варианте - его у нас недавно издали - совсем другой финал. Там Тараса не сжигают, и темы антагонистического противостояния народов тоже нет. Какой вариант выберет Бортко, не знаю. Но как бы там не было, мой Тарас пойдет против обычных представлений и тех портретов, которые писали художники - тот же Репин. У Гоголя Тарас Бульба не просто казак. Это же полковник! Его дети учатся в бурсе. А в те времена Киевская бурса, к примеру, стояла почти на одном уровне с академиями. И чтобы туда отправить сына, нужно было иметь деньги».

Два в одном

В фильме Киры Муратовой «Два в одном» Богдану Ступке досталась очень неожиданная роль. Там он сыграл «полового гангстера». В молодости герой актера был грозой женщин, но постарел, растерял всех своих подруг. Чтобы не встречать Новый год в одиночестве, он заставляет дочь найти ему женщину, которую случайно увидел из окна. И, в конце концов, влюбляется в нее.

Любовь, особенно в зрелом возрасте, - это что: подарок, наказание? - Наказание. От возраста это не зависит. Любовь - это лишь несколько минут счастья, если она взаимна, и постоянные страдания. Ревность, мысли о том, где она, с кем она, что она сейчас делает.… Не такая уж это большая радость! Тогда зачем мы ее всю жизнь ищем, мечтаем о ней?

Личная жизнь

«Я тяжелый человек — по характеру. Но жена говорит: «Да, с тобой тяжело жить. Но как только я посмотрю спектакль, где ты выходишь на сцену, то опять влюбляюсь и все прощаю!» Вот она, сила искусства! Другие меняют женщин как перчатки, а я вцепился в одну - и живу. Ее мудрость позволила нам прожить так долго, вместе более сорока лет. И считаю, что мне повезло! Ощущения, что уже все видел, и все знаю, совсем нет, очень любопытно, все интересно. Особенно сейчас, когда приходится много гонять по миру. То здесь, то там, с одних съемок на другие, из кино на сцену, со сцены в кино», - мечтательно говорит великий актер.

«Радуюсь солнцу, дождю, да, да... А вот жизни? Жизнь, она к закату движется... Неинтересно. Что за радость – приближаться к смерти и уйти в другой мир?! Все удалось: рождение, детство, юность, зрелость, а вот старость не удалась. Болезни, морщины появляются, силы уже не те. Какая радость? Раньше спрыгивал с дивана, теперь еле поднимаюсь», - грустно улыбается Богдан Ступка.
Катя Тур.
Ступка Богдан Сильвестрович ушёл из жизни 22 июля 2012 года.
У Б.Ступки осталась жена (Лариса Ступка, 1942 г.р.), сын Остап (1967 г.р., также артист театра им.Франко), внуки Дмитрий (1986 г.р., также актер), Богдан и внучка Устина.

Похоронили Богдана Сильвестровича Ступку на центральной аллее 52-го поля Байкового кладбища города Киева 24 июля 2012года. Сам актёр признавался, что хотел бы умереть в тот же день, что и его мать Мария Григорьевна, скончавшаяся в ночь с 23 на 24 июля 2007 года.

СЕМЬЯ:
Отец — Сильвестр Дмитриевич Ступка (1914 — 1993), певец в хоре Оперного театра
Мать — Мария Григорьевна (27 августа 1912 — 23 июля 2007)
Жена — Лариса Семёновна Ступка (в девичестве — Корниенко), выпускница Бакинского хореографического училища.
Сын — Остап Богданович Ступка (1967 г.р.), артист Театра им. Франко
Внук — Дмитрий Ступка, артист Театра им. Франко
Внучка — Устина
Внук — Богдан.

НАГРАДЫ и ПРИЗНАНИЕ:
* 1976 год — Заслуженный артист Украинской ССР
* 1980 год — Народный артист Украинской ССР
* 1980 год — Государственная премия СССР За исполнение ролей в спектаклях «Дикий ангел» А. Ф. Коломийца и «Дядя Ваня» А. П. Чехова в Киевском государственном академическом украинском драматическом театре имени Ивана Франко
* 1991 год, 28 января — Народный артист СССР
* 1991 год — Премия имени И. П. Котляревского
* 1993 год — Государственная премия Украины имени Т. Г. Шевченко За исполнение главной роли в спектакле «Тевье-Тевель» по Шолом-Алейхему в Киевском государственном академическом украинском драматическом театре им. Ивана Франко
* 1994 год — Почётный знак отличия Президента Украины[22]
* 1994 год — Премия имени А. М. Бучмы
* 1996 год — Премия имени К. С. Станиславского
* 1997 год — Действительный член (академик) Академии искусств Украины
* 1999 год, август — Орден «За заслуги» II степени
* 2000 год — Офицерский крест Ордена Заслуг перед Республикой Польша
* 2001 год, август — Орден «За заслуги» I степени.
* 2001 год — Орден Дружбы За заслуги в развитии театрального искусства и вклад в укрепление украинско-российских связей
* 2001 год — Премия «Хрустальная Турандот» (Москва) в номинации «Лучшему пришельцу за вклад в московское театральное искусство» (за роль Афанасия Ивановича в спектакле «Старосветская любовь»)
* 2004 год — Премия «Ника» в номинации Лучшая мужская роль («Водитель для Веры»)
* 2004 год — Премия «Золотой орёл» в номинации Лучшая мужская роль второго плана («Водитель для Веры»)
* 2004 год — Премия «Золотой Овен» в номинации За лучшую мужскую роль («Свои»)
* 2004 год — Номинация на премию Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль («Свои»)
* 2006 год — Премия «Триумф»
* 2006 год — Золотая медаль Академии искусств Украины
* 2006 год — Орден князя Ярослава Мудрого V степени
* 2009 год — Премия «Золотой Орёл» в номинации Лучшая мужская роль в кино («Тарас Бульба»)
* 2009 год — Почётный гражданин Киева
* 2010 год — Орден князя Ярослава Мудрого IV степени
* 2011 год, 23 августа — Герой Украины с вручением ордена Державы За выдающийся личный вклад в обогащение национального культурно-художественного наследия, многолетнюю плодотворную творческую деятельность и высокое профессиональное мастерство
* 2011 год, 25 августа — Орден Почёта За большой вклад в развитие связей между Российской Федерацией и Украиной в области культуры
* 2012 год — Премия «Золотой орёл» в номинации Лучшая мужская роль второго плана («Дом»)
Приз Международного кинофестиваля в Риме — серебряная статуэтка «Марк Аврелий» за лучшую мужскую роль
* Премия им. Сиди Таль
* Член Союза кинематографистов Украины
* Член Европейской киноакадемии
* Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Интересныe факты

# Во время одного из спектаклей «Фауст и смерть» (Львовский УАДТ имени М. К. Заньковецкой), где молодой Ступка играл роль робота, которого уничтожает лучом «альфа-аппарата» первый космонавт, из аппарата случайно вылетело стекло и попало актёру под левый глаз. Ситуация обошлась без последствий (док. фильм «Богдан Ступка. Тот ещё перец», реж. Елена Тульчинская).

# Отсутствие собственных режиссёрских работ Богдан Ступка объяснял примером Михаила Ульянова, который, разочаровавшись своим режиссёрским дебютом в фильме «Самый последний день», заметил, что больше снимать не будет.

написала Фабье @ Thu, 16 Aug 2012 20:07:27 +0400

Кинофильмы

Однажды в Ростове
Драма, Криминал
Дом
Драма, Криминал
Вчера закончилась война
Мелодрама, Сериал
Отторжение
Драма, Мелодрама
Shantrapa
Комедия
Тарас Бульба
Боевик, Драма
Птица-Гоголь
Документальный
Братаны
Боевик, Криминал
Ивановъ
Комедия, Мелодрама
Сафо
Драма, Мелодрама
18-14
Детектив, Исторический
Два в одном
Комедия, Драма
Сонька Золотая Ручка
Детектив, Драма
Взять Тарантину
Комедия, Криминал
Свои
Боевик, Драма
Китайскiй сервизъ
Комедия, Приключения
Восток-Запад
Драма, Мелодрама
Ogniem i mieczem
Драма, Мелодрама
Серые волки
Детектив, Драма
Николай Вавилов
Драма, Исторический
Даниил – князь Галицкий
Драма, Исторический
Солдаты свободы
Драма, Исторический
Волны Черного моря
Драма, Исторический
Наперекор всему
Драма, Исторический
Белая птица с черной отметиной
Драма, Исторический