Роберт Дювалл
Robert Duvall
- Средний рейтинг фильмов: 7.88
- Дата рождения: 5 Jan 1931
- Имя при рождении: Robert Selden Duvall
- Место рождения: Сан-Диего, Калифорния, США
В избранном у (69)
Aмериканский актёр и режиссёр.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/6273
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0000380
Роберт Дювалл, ветеран американского кинематографа, создал ряд запоминающихся драматических образов, среди которых были как среднестатистические американцы, полицейские и рейнджеры, так и знаменитые политические деятели генерал Роберт Ли, Сталин. В 1970-х и 1980-х годах многие фильмы с его участием получали престижные международные награды и премии в области кинематографии, а среди коллег по актёрскому ремеслу он является лидером по числу фильмов с его участием, включенных в сотню лучших фильмов. По признанию актёра, его любимым жанром в кино является вестерн.
Дювалл родился в Сан-Диего в семье Уильяма Говарда Дюваля, профессионального военного, позднее ставшего адмиралом. Мать Роберта Дювалля, Милдред Вирджиния Харт, является прямым потомком генерала Роберта Ли, командующего силами Конфедерации во время Гражданской войны в США. Отец Дювалля принадлежал к Методистской церкви, Роберт и его мать являлись последователями Христианской Науки Мэри Бэйкер Эдди. Будучи сыном военного, какое-то время Дювалл с родителями жил в Аннаполисе, недалеко от Военно-морской академии США. Он посещал школу Северн (Severn School) в Северна-Парке (штат Мэрилэнд) и школу Принципиа (The Principia) в Сент-Луисе (штат Миссури). В 1953 году окончил колледж Принципиа (The Principia College), образовательный центр Христианской науки, в городе Элса, штат Иллинойс. Дюваль служил в армии США с 19 августа 1953 года по 20 августа 1954 года, демобилизовался в звании рядовой первого класса.
В 1954 году Роберт Дюваль поступил в школу актёрского мастерства Neighborhood Playhouse в Нью-Йорке. Во время учёбы Дюваль подрабатывал клерком на почте. В школе он познакомился с Джином Хэкменом и Дастином Хоффманом, с которыми он впоследствии неоднократно встретится на съемочных площадках. Наставником Дювалля в театральной школе был Сэнфорд Мейснер. Мейснер задействовал Дюваля в своей постановке пьесы Хортона Фута The Midnight Caller. Сотрудничество Роберта Дювалля и Хортона Фута позднее продолжилось и сыграло значительную роль в актёрской карьере Дюваля. Именно Фут порекомендовал Роберта Дювалля на роль «Страшилы» Рэдли в фильме 1962 года «Убить пересмешника».
Свою актёрскую карьеру Дювалл начал в нью-йоркском театре Гейт, где в 1958 году он исполнил роль Фрэнка Гарднера в спектакле «Профессия миссис Уоррен» по пьесе Бернарда Шоу. Было сыграно 5 спектаклей, премьера состоялась 25 июля 1958 года. Новой театральной работой Роберта Дюваля стала роль Дага в спектакле «Зови меня по имени», поставленном по пьесе Майкла Шартлифа на сцене театра One Sheridan Square. Премьера состоялась 31 января 1961 года.
В 1962 году Улу Гросбард поставил на сцене театра Sheridan Square Playhouse спектакль «Дни и ночи Биби Фенстермэйкер» по пьесе американского драматурга Уильяма Снайдера. Роберт Дювалл сыграл в спектакле роль Боба Смита.
28 января 1965 года в театре Sheridan Square Playhouse состоялась премьера спектакля «Вид с моста» по одноименной пьесе Артура Миллера. Режиссёрами постановки выступили Улу Гросбард и Дастин Хоффман. Всего было сыграно 780 спектаклей, последнее представление было дано 11 декабря 1966 года. Роберт Дювалл сыграл роль Эдди и в 1965 году был награждён премией Obie «за выдающееся исполнение» этой роли.
В следующем году Дювалл сыграл в бродвейской постановке пьесы Фредерика Нотта «Дождись темноты». Эта пьеса позднее легла в основу фильма «Дождись темноты» 1967 года режиссёра Теренса Янга, в главной роли снялась знаменитая актриса Одри Хепберн. Роберт Дювалл создал образ психопата Гарри Роута младшего, спектакль стал сенсацией Бродвея 1966 года.
В 1959 году Дювалл дебютировал на телевидении, где в телешоу Театр Армстронг Сёркл он сыграл эпизодические роли в сериях «Побег из тюрьмы» (The Jailbreak) и в 1960 году в «Точное опознание»IMDb. Сериал шёл с 1950 года по 1957 год на телеканале NBC и с 1957 года по 1963 год на телеканале CBS, и представлял собой экранизацию произведений именитых писателей и драматургов.
Затем последовало ещё несколько приглашений на телевидение, в том числе на эпизодические роли в детективах, криминальных драмах, драмах. В частности, он снялся в телесериалах «Альфред Хичкок представляет», «Беззащитный город», «Неприкасаемые», «Маршрут 66», «Сумеречная зона», «За гранью возможного», «Домушники», «Беглец», и «Подразделение». «Помните, как долго американцам потребовалось после Вьетнама, чтобы двинуться вперед и вновь обрести аппетит к военным действиям? Потребовалось десятилетие, прежде, чем мы вновь смогли разговаривать о Вьетнаме, и, возможно, потребовалось бы и дольше, если бы не прекрасная работа Роберта Дюваля, сыгравшего подполковника Билла Килгора в фильме „Апокалипсис сегодня“ и расшевелившего жажду крови в новом поколении американцев» — Марк Эймс.
Кинодебют Дювалля состоялся в 1962 году, когда он сыграл второстепенную роль Артура «Страшилы» Рэдли, подростка, прожившего большую часть своей жизни взаперти, в фильме «Убить пересмешника», за который Грегори Пек получил «Оскар». Фильм до сих пор считается лучшей экранизацией романа Харпер Ли, а дебют Дювалля в этом фильме, безусловно, является воплощением одного из самых знаменитых в литературе и искусстве архетипов: невидимого монстра, которой при встрече оказывается нежным, измученным и чутким существом. Роль потребовала от Дювалля большого актёрского мастерства, поскольку создавать образ Страшилы он должен был без слов, с помощью языка тела и жестов. Его присутствие на экране было минимальным, и появляется он лишь в самом конце.
В 1960-е годы он сыграл ещё несколько ролей в кино, среди которых были не только эпизодические, но уже и роли второго плана. В 1963 году Дювалл сыграл Капитана Пола Кабота Уинстона в фильме «Капитан Ньюмэн, доктор медицины», ставшем вторым для Дюваля кинофильмом, где его коллегой и партнером по съемочной площадке был Грегори Пек.
Знаковой, хотя и второстепенной, была роль Шиза в фильме 1968 года «Обратный отсчёт». Этот кинофильм был снят в жанре фантастики, но лишён модных спецэффектов, выстрелов, реконструкции внешнего вида комического корабля. Все сцены с участием Роберта Дювалля были основаны на драматических переговорах его героя из центра управления с персонажем Джеймса Каана, летящего в капсуле к Луне. Дуэт Дювалля и Каана вновь появится на экранах в 1969 году в фильме «Люди дождя» и в 1972 году в фильме «Крёстный отец».
В 1969 году Роберт Дювалл был приглашён на роль Гордона в фильме Фрэнсиса Форда Копполлы «Люди дождя», а также на роль преступника «Счастливчика» Неда Пиппера в вестерне 1969 года «Настоящая храбрость», получившем множество кинематографических премий и наград.
1970—1989-е годы
С начала 1970-х годов в кинокарьере Роберта Дювалля наступил новый период. Он воплотил образ майора Фрэнка Бёрнса в фильме «Военно-полевой госпиталь». Фильму сопутствовал большой успех, а для Дювалля он стал первым комедийным фильмом. Дювалл доказал, что ему под силу не только драматические роли, но и юмористические образы.
Известность пришла к Роберту Дюваллю с его первой главной ролью в культовом фильме Джорджа Лукаса «ТНХ-1138». В интервью газете The Times 21 июня 2007 года, Дювалл признался, что после работы с Лукасом он был уверен, что «парень станет лучшим режиссёром своего поколения».
После первого настоящего успеха последовала следующая знаковая роль — адвоката Тома Хэгена в оскароносном «Крёстном отце» Копполы. За эту роль в 1972 году Дюваль был номинирован на премию «Оскар» в номинации «лучшая роль второго плана». В 1974 году Коппола пригласил Дювалля сняться в продолжении, фильме «Крёстный отец 2». Роль юриста мафиозного клана принесла Дюваллю признание публики и критиков. В основе успеха, по мнению кинокритиков, лежало умение Дюваля полностью перевоплотиться в образ своего героя, а при его появлении на экране он воспринимался не как актёр Роберт Дювалл в образе, а именно как Том Хэген. К третьей части трилогии персонаж Дювалля «умер», а причиной смерти назван несогласованный гонорар актёра за роль.
Однако настоящий успех и международное признание пришли к Роберту Дюваллю после выхода на экраны фильма «Апокалипсис сегодня», в котором он сыграл роль подполковника Килгора, принесшую ему очередную номинацию на «Оскар», премии BAFTA и «Золотой глобус» (в номинациях «лучшая мужская роль второго плана»), и ставшую безусловной актёрской удачей Дюваля. Его актёрскую работу критики называли «поразительной по силе и очарованию». В одном из эпизодов фильма Дювалл произнёс свою знаменитую фразу «Люблю запах напалма по утрам». Однако, по признанию самого Дювалля, он был «раздосадован тем, что Коппола вырезал из фильма эпизод, который в полной мере раскрыл бы характер его персонажа». Тем не менее, Дювалл продолжает считать режиссёра талантливым. Образ подполковника Килгора занимает 59 строчку в списке 100 величайших ролей всех времен по версии журнала Premier Magazine.
После триумфального «Апокалипсиса» последовали другие значительные роли, в том числе главная роль в фильме «Телесеть», за которую Дювалл был номинирован на премию BAFTA, и роль подполковника Мичама в фильме 1979 года «Великий Сантини», за которую Дюваль был вновь номинирован на «Оскар» в номинации «лучшая мужская роль».«Роберт Дювалл — мой любимый актёр» — Билли Боб Торнтон, 2008
После успеха в кино Дювалл не отказался от театральных ролей и в 1977 году вновь вернулся на бродвейские подмостки. Он сыграл роль Уолтера Коула в спектакле режиссёра Дэвида Мамета (David Mamet) «Американский буффало» и получил престижную театральную премию Drama Desk Award в номинации «Лучшая актёрская работа». Эта роль стала последней к настоящему моменту театральной работой Роберта Дювалля.
В 1980-е годы Дювалл продолжал сниматься в серьёзном кино. В этот переиод он создал несколько запоминающихся драматических образов: циничный спортивный комментатор Макс Мёрси в фильме 1984 года «Самородок», детектив отдела полиции Лос-Анжелеса Боб Ходжес в фильме 1988 года «Цвета».
«Оскар» за лучшую мужскую роль Дювалл получил за роль Мака Следжа, исполнителя песен в стиле кантри, в фильме 1983 года «Нежное милосердие». Известный кинокритик Роджер Эберт из газеты Chicago Sun-Times утверждает, что Хортон Фут, автор сценария фильма, рекомендовал когда-то Дювалля на его первую кинороль в фильме «Убить пересмешника», а позже также рекомендовал его на роль в картинах «Завтра» (1972) и «Нежное милосердие». Исполнение Робертом Дювалем роли Следжа занимает 14 место в списке 100 самых лучших актёрских работ всех времён по версии журнала Premier Magazine.
В 1989 году Дювалл снялся в мини-серале «Одинокий голубь» в роли Гуса Маккрэя, бывшего техасского рейнджера. Эта роль принесла ему ещё один «Золотой глобус» и номинацию на премию «Эмми» за лучшую актёрскую работу в телесериале.
Самое интересное, что тогда как люди во всём мире помнят меня в основном за Килгора, большая часть Америки узнаёт меня после «Одинокого голубя». Из всех ролей, которые я когда-либо сыграл, и несмотря на то, что «Крёстный отец» был гораздо лучше с точки зрения режиссуры, «Одинокий голубь» — моя любимая роль. Я люблю вестерны. — Роберт Дювалл
Ещё в 1970-х годах актёр решил попробовать себя в роли режиссёра. Его дебютом стал документальный фильм «Мы не робкого десятка» («We’re Not the Jet Set»IMDb) в 1977 году, рассказывающий о семье фермеров из Небраски, занимающихся родео. В 1983 году Дювалл выступил в качестве автора сценария и режиссёра кинофильма «Анжело, любовь моя» об истории Анжело Эванса, мальчика из цыганской семьи, живущего на улицах Нью-Йорка. Фильм был благосклонно принят публикой и критиками.
1990—2000-е годы
В 1990-е годы Дювалл активно снимался, иногда выпуская по четыре фильма в год.
Знаковым фильмом начала 1990-х для Дювалля стала трогательная роль папаши Хиллера в мелодраме «Слабая Роза», которого пытается соблазнить деревенская девушка-нимфоманка, ставшая любимицей и проклятием семьи Хиллеров. Сценарий и актёрская работа Роберта Дювалля были высоко оценены кинокритиками. В отзывах не редко описывают одну из самых примечательных сцен фильма, попытку Розы соблазнить Хиллера: — Я не могу целовать тебя. Я целую только миссис Хиллер.
Роза подставляет ему свои губы, он продолжает: — Я стою под Фермопилами, персы не пройдут!
Другие роли, сыгранные им в этот период, подтверждают широкий спектр его актёрских возможностей, среди таких ролей и полицейский, готовящийся уйти на пенсию («С меня хватит»), и кубинский пенсионер («Я боролся с Эрнестом Хемингуэем»), и редактор нью-йоркской газеты («Газета»), и провинциальный доктор («Феномен» (англ.)), и астронавт в фильме «Столкновение с бездной», и ковбой в вестерне «Открытый простор», и футбольный тренер в «Бей и кричи» (англ.), а также чемпион Лас-Вегаса по покеру в «Везунчике» и капитан полиции Нью-Йорка в «Хозяевах ночи».
Новый успех и очередная номинация на премию «Оскар» последовали за роль харизматичного протестантского священника Улисса «Сонни» Дьюи в фильме 1997 года «Апостол». Дювалл также выступил режиссёром и автором сценария этого фильма. Фильм был снят на собственные средства актёра, а сценарий написан им за 15 лет до начала съёмок. Лента триумфально прошла по американским кинотеатрам. Работа Дювалля получила позитивные отклики в прессе, а Дювалл «в очередной раз подтвердил то, что все и так знают: он один из величайших актёров своего времени». Этим фильмом Роберт Дювалл разрушил все стереотипы, созданные обществом о проповедниках, но сделал это без карикатурных и высмеивающих их приёмов. Будучи человеком верующим, Дювалл давно мечтал об этом проекте, он также признался, что «Голливуд создает отличные блокбастеры, но когда дело касается религиозной тематики, телевидение и Голливуд делают это грязно». Для предания фильму достоверности Дювалл пригласил на съемочную площадку обычных прихожан, которые играли в фильме самих себя.
В 2002 году Дюваль снял кинофильм «Убийственное танго» — триллер об одном из своих увлечений — танго. Это ещё один авторский фильм Роберта Дювалля, он является автором сценария, режиссёром и исполнителем главной роли, а основной женский образ создала нынешняя жена Дювалля, актриса Лусиана Педраса.
В 2003 году в фильме «Боги и генералы» Дювалл воплотил образ командующего войсками Конфедерации генерала Ли, своего предка. Фильм снимался на ранчо недалеко от владений Дювалля в штате Виргиния.
В многочисленных интервью Роберт Дювалл признавался, что вестерн является его любимым жанром в кино. Свое пристрастие он обычно комментирует таким образом:Послушайте, англичане ставят Шекспира, французы Мольера, русские Чехова — а мы делаем вестерны. Два года, проведённые мной в юности на ранчо моего дяди в Монтане, наделили меня знаниями и умением делать вестерны.
Амплуа и оценка творчества
Роберт Дювалл — драматический актёр. Многие его роли высоко оценены публикой и критиками, отмечены международными премиями и наградами. Его нередко сравнивают с крупнейшими актёрами мирового кино, в частности газета The New York Times назвала его «американским Лоуренсом Оливье». В коллекции сыгранных им ролей большое количество военных, полицейских и рейнжеров, исторические деятели прошлого (Генерал Роберт Ли, Иосиф Сталин, Президент Эйзенхауэр, Адольф Эйхман и знаменитый преступник Джесси Джеймс), а также обычные американцы. Среди литературных персонажей отдельно можно выделить Артура Рэдли в «Убить пересмешника» и доктора Ватсона в фильме «Семипроцентный раствор». Такой широкий диапазон исполняемых ролей позволяет критикам характеризовать Роберта Дюваля как многопланового актёра. Следует отметить, что среди большого количества положительных отзывов о творчестве Дюваля в целом, есть и критические оценки, которые, в большей степени, относятся к фильмам в целом, нежели к самой актёрской работе Дюваля. Так, фильм «Дорога», являющийся экранизацией романа лауреата пулитцеровской премии Кормака Маккарти, по мнению кинокритика газеты Pittsburgh Tribune является слабым и значительно проигрывает оригиналу, несмотря на «замечательный актёрский состав» (Мортенсен и Дюваль). По утверждению корреспондента газеты The New York Times, опубликованному в 1989 году, за тридцатилетнюю актёрскую карьеру Роберт Дювалл не получил практически ни одного негативного отзыва о своей работе. Среди телевизионных ролей Роберта Дювалля есть много фильмов, снятых в жанре вестерн. Этот же жанр является любимым в кино для самого актёра. Дюваля нередко сравнивают с Клинтом Иствудом, другим актёром, знаменитым благодаря этому жанру. Критики, в частности Элисон Уолдмэн из TV Squad, признают, что такой актёр, как Роберт Дювалл, необходим телевидению, он может сыграть всё, что угодно, и делает высококлассным любой проект, в котором участвует. При анализе его творческой карьеры, однако, невольно возникает вопрос: почему при таком количестве успешных ролей и полученных восторженных отзывов профессионалов, Дюваль является обладателем лишь одного «Оскара», полученного им в 1983 году? При этом, ещё в 1960 году мастер кинематографии и учитель Дюваля, Стэндфорд Мейснер, признался, что на тот момент были только два великих американских актёра: первый Брандо, а второй Дюваль.«Среди актёров, на которых выросло мое поколение, это Роберт Дювалл. Такой манерой игры я восхищаюсь, и мне хотелось играть в такой же манере. Это гораздо интереснее, чем другие аспекты актёрского мастерства: быть способным передать сложный внутренний мир персонажа. Игры с переодеванием не идут ни в какое сравнение с этим» — Колин Фёрт, 2003.
Профессионалы также отмечают серьёзность работы Роберта Дювалля над любой ролью, будь то эпизод в телесериале или главная роль в художественном фильме. Его убедительность в любом образе позволила ему сотрудничать с такими именитыми режиссёрами, как Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас, Лассе Халльстрём, Рон Ховард, Роберт Олтмен. Он был одним из любимых актёров Копполы, о чём, в частности, свидетельствует пять фильмов режиссёра, в которых он снял Дюваля. При этом Дювалл признается, что лучшие режиссёры, с которыми он когда-либо работал, всегда оставляли его в покое на съемочной площадке, полагаясь на его видение того или иного эпизода. Готовясь к съемкам своего авторского фильма «Апостол», Роберт Дювалл опасался браться за режиссуру, а Коппола, Улу Гросбард и Ричард Пирс убедили его, что он готов снять такое кино, что чувствует тему лучше, чем даже они. В разговоре о влиянии на него, как актёра и режиссёра, Роберт Дювалл отдельно отмечает Мартина Скорсезе, Эмира Кустурицу, чей фильм «Папа в командировке» потряс Дюваля, и Кена Лоуча и его работу в фильме «Кес». Фильм оказал на Дювалля большое влияние, его особенно впечатлило то, что даже понимая, что фильм игровой, у него оставалось впечатление, что это документалистика. Дювалля восхищает режиссёрская манера Кена Лоуча, его подход к актёрам и построение съемочного процесса на импровизации. Такой стиль работы Роберт Дювалл сам успешно применял на съемках собственного фильма «Убийственное танго». А по признанию Кевина Костнера, который работал с Дюваллем в фильме «Открытый простор» в качестве режиссёра и партнёра, Дюваллл бывает груб с режиссёрами, которые диктуют ему, что и как делать. Успех их совместной работы во многом определялся тем, что Дювалю понравилась режиссёрская манера Костнера.
Роберт Дювалл об актёрском мастерстве: Я всегда помню то, что Сэндфорд Мейснер, мой учитель актёрского мастерства, говорил нам. Когда вы создаёте образ, это как делать стул, за тем лишь исключением, что вместо дерева, вы делаете его из себя самого. Это и есть актёрское ремесло — вложить всего себя в образ.
Награды и признание
Дювалл является обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль 1983 года, он также был пять раз номинирован на получение этой престижной премии: в 1973 году за роль в фильме «Крёстный отец» в номинации «лучшая мужская роль второго плана», в 1980 году за роль в фильме «Апокалипсис сегодня» в номинации «лучшая мужская роль второго плана», в 1981 году за «Великий Сантини» в номинации «лучшая мужская роль», в 1998 году за фильм «Апостол» в номинации «лучшая мужская роль», в 1999 году за роль адвоката в фильме «Гражданский иск» в номинации «лучшая мужская роль второго плана».
Периодически Дювалл возвращается к работе на телевидении. В 1992 году он получил «Золотой глобус» и номинацию на премию «Эмми» за образ Иосифа Сталина в фильме «Сталин». Ещё одну номинацию на «Эмми» ему принесла роль Адольфа Эйхмана в фильме 1996 года «Человек, который поймал Эйхмана». В 2007 году Роберт Дюваль получил премию за роль в вестерне «Прерванный путь» в номинации «лучшая мужская роль».
18 сентября 2003 года Роберт Дювалл получил именную звезду на Аллее славы в Голливуде.
В 2005 году Дюваль был награждён «Национальной медалью за достижения в искусстве» (National Medal of Arts). Награждение проходило в Белом Доме, вручал награду Джордж Буш.
Роберт Дювалл является обладателем двух премий за лучшую мужскую роль (1981 и 1985 годы) Венецианского кинофестиваля, двух наград Ассоциации кинокритиков Лос-Анжелеса, четырёх премий «Золотой глобус» (1980, 1984, 1990, 1993), и ещё дважды был номинирован на получение этой премии в 1999 и 2007 годах.
В общей сложности за свою актёрскую карьеру Дювалл был 62 раза номинирован на получение различных премий и получил 33 профессиональные награды.
Частная жизнь
Роберт Дювалл был женат четыре раза, детей ни в одном из четырёх браков у актёра не родилось.
Его первой женой стала Барбара Бенджамин, брак с ней был заключен 31 декабря 1964 года и продлился 11 лет, закончившись разводом в 1975 году.
Второй раз Дювалл женился 22 августа 1982 года на актрисе Гейл Янгс. Пара оформила развод в 1986 году.
Третьей женой актёра стала Шэрон Брофи, брак был заключен 1 мая 1991 года и продлился до 1996 года.
Четвёртой женой Роберта Дювалля, с которой он состоит в браке в настоящий момент, стала аргентинская актриса Лусиана Педраcа IMDb (исп. Luciana Pedraza). Лусиана младше Дювалля на 41 год. Пара сыграла свадьбу 6 октября 2004 года после семи лет гражданского брака. В интервью, которое Роберт Дювалл дал интернет изданию WENN 28 октября 2003 года, он так прокомментировал значительную разницу в возрасте между ним и его невестой: «Разница в возрасте никогда не смущала её. Мы везде ходим вместе и всё делаем вместе. Мы как будто всегда были знакомы».
Политические воззрения и общественная деятельность
Роберт Дювалл и его жена Лусиана Педраса поддерживают Республиканскую партию США. В предвыборной президентской компании 2008 года они открывали встречу сенатора Маккейна и Сары Пэйлин с избирателями в Albuquerque Convention Center 6 сентября 2008 года, Дюваль также озвучивал видеоролик, представлявший Джона Маккейна на съезде Республиканской партии США. После появления в прессе критических публикаций о Саре Пэйлин, Роберт Дюваль позволил себе резкие высказывания в адрес репортёров. В частности, он обрушился на журналиста, раскритиковавшего Пэйлин, демонстративно сделав вид, что не может вспомнить его фамилию.
Дюваль занимает достаточно жёсткую позицию в отношении Кубы. Так, он отказался сниматься в фильме студии Dreamworks, спонсором которого должен был выступить Стивен Спилберг, и весьма язвительно прокомментировал высказывание Спилберга, заявившего после после своей поездки на Кубу, что «…проведённые с Фиделем Кастро семь часов, были, в общем, лучшими в его жизни».
Актёр ведёт активную общественную деятельность, в частности он участвовал в акциях протеста по поводу строительства супермаркета рядом с мемориальным полем битвы времён Гражданской войны в штате Виргиния.
Дювалл является основателем благотворительного фонда „The Robert Duvall Children’s Fund“. Фонд оказывает помощь детям Аргентины, финансированием строительства школ и больниц, помощь малоимущим. Помимо собственного фонда, Дюваль и его жена поддерживают иные благотворительные организации и мероприятия.
Интересныe факты
* Согласно проведённому BBC опросу, фраза, произнесённая героем Дюваля в «Апокалипсисе сегодня», — «Люблю запах напалма по утрам. <…> Напоминает запах… победы» — является самой известной строчкой из когда-либо снятого в Голливуде фильма.
* Дюваль является поклонником танго и говорит, что его любимый город — Буэнос-Айрес.
* Дюваль свободно владеет испанским языком.
* Жена Роберта Дюваля, актриса Лусиана Педраcа, является внучкой Сюзанны Феррари Билингхерст, первой женщины-лётчика южноамериканского континента, а также внучатой племянницей Гильермо Биллингхёрста, президента Перу с 1912 по 1914 годы.
* Всписке лучших фильмов ХХ века Американского института кинематографии включено шесть фильмов с участием Роберта Дюваля: «Крёстный отец», «Крёстный отец 2», «Апокалипсис сегодня», «Убить пересмешника», «Телесеть» и «Военно-полевой госпиталь МASH». Дюваль — единственный актёр с таким результатом.
* По мотивам трилогии «Крёстный отец» в 2009 году была создана игра, а Роберта Дюваля пригласили озвучивать его героя, юриста Тома Хэгена. Авторы игры несколько изменили амплуа персонажа.