Витторио Де Сика
Vittorio De Sica
- Средний рейтинг фильмов: 8.66
- Дата рождения: 7 Jul 1901
- Дата смерти: 13 Nov 1974
- Имя при рождении: Vittorio Dominico Stanislo Gaetano Sorano de Sica
- Место рождения: Сора, Лацио, Италия
Всю свою жизнь Витторио де Сика посвятил кинематографу. Обладая яркой внешностью и редким обаянием, с середины 20-х он начал регулярно сниматься в кино, совмещая съемки с выступлениями в составе известной труппы под руководством Татьяны Павловой, что позволило ему познакомиться с русской театральной традицией и освоить систему Станиславского. Но ранние киноработы де Сики не оставили заметного следа в кино по причине того, что кинематограф эпохи Муссолини избегал разговора на серьезные темы.
Режиссерский дебют Витторио де Сики состоялся в 1940 году, когда вместе с Джузеппе Амато он поставил незатейливую комедию «Алые розы» (Rose scarlatte), исполнив в ней главную роль. Сняв ряд заметных комедий, де Сика неожиданно обратился к жанру драмы в фильме 1944 года «Дети смотрят на нас» (I bambini ci guardano), с которого началось многолетнее творческое сотрудничество режиссера со сценаристом Чезаре Дзаваттини. Эта искренняя картина о маленьком мальчике Прико, переживающем трагедию ухода матери из семьи, стала предтечей «неореализма» - знакового направления в итальянском кино, выведшего его на новый уровень экранной достоверности.
Несчастливые судьбы детей из бедных слоев общества стали объектом внимания режиссера и в картине «Шуша» (Sciuscià, 1946), которая принесла ему широкую славу и почетный «Оскар» с формулировкой «За показанную правдивую жизнь в стране, пострадавшей от войны, за доказательство миру, что дух созидания сильнее духа разрушения». Но настоящим триумфом Витторио де Сики на ниве «неореализма» стала его следующая картина «Похитители велосипедов» (Ladri di biciclette), которая вышла на экраны Италии в ноябре 1948 года, после чего была показана в кинотеатрах порядка 30-ти стран мира. Фильм погружал зрителя в атмосферу безысходности послевоенной Италии, когда люди были доведены до отчаяния отсутствием работы и средств к существованию и даже самые порядочные и беззащитные были вынуждены ради куска хлеба идти на преступление. Все роли в фильме исполняли непрофессиональные актеры, съемки проходили в реальных декорациях. Драма о маленьком человеке, загнанном в тупик тяжелыми обстоятельствами, оказала неоценимое влияние на мировой кинематограф и принесла Витторио де Сике второй почетный «Оскар» за наиболее выдающийся иностранный фильм в американском прокате.
В середине 50-х, когда тяготы послевоенных бедствий понемногу отошли в прошлое, «неореализм» стал сдавать свои позиции. Последним фильмом де Сики, сделанным в его эстетике, стал «Умберто Д.» (Umberto D.) - драма по сценарию Чезаре Дзаваттини о нищем пенсионере, пытающемся вызволить из приюта для собак своего единственного друга – пса Флика. Картина получила награду Ассоциации кинокритиков Нью-Йорка и номинацию на гран-при Каннского кинофестиваля.
С наступлением новой кинематографической эпохи де Сика вернулся к тому, с чего начинал, - комедиям, в чем режиссер преуспел не меньше, чем в драмах. В 50-е – 60-е он поставил такие блестящие комедии, как «Золото Неаполя» (L'oro di Napoli, 1954), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964) с лучшими итальянскими актерами в главных ролях: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Тото, Сильвана Мангано и другими. Но эти фильмы чистыми комедиями было бы считать неверно: комедийные элементы в них соседствовали с глубокими драматическими линиями и неизменной горечью в финале. Параллельно с комедиями режиссер продолжал снимать драмы, среди которых были такие выдающиеся фильмы, как «Чочара» («Две женщины» /La ciociara, 1960) и «Затворники Альтоны» (I sequestrati di Altona, 1962), где он развивал тему разрушительной роли войны в человеческих судьбах. Жанр психологической драмы, вопреки сложившейся репутации, всегда стоял для Витторио де Сики на первом месте.
Фильмография
Актёр
1940 — Алые розы — Альберто Верани
1940 — Маддалена, ноль за поведение — Альфредо Хартман
1941 — Тереза-Пятница — Доктор Пьетро Виньяли
1953 — Хлеб, любовь и фантазия — Антонио Каротенуто
1953 — Мадам де… — Барон Фабрицио Донати
1955 — Знак Венеры — Алессио Спано, поэт
1959 — Генерал Делла Ровере — Витторио Эммануэль Бардоне / Гримальди
1960 — Это началось в Неаполе — Марио Витале
1960 — Ангел в красном — Генерал Клэйв
1960 — Битва при Аустерлице — Пий VII
1960 — Гастоне (итал.)русск. / Gastone — Князь
1961 — Страшный суд — Адвокат
1968 — Башмаки рыбака — Кардинал Ринальди
1974 — Мы так любили друг друга — (в титрах не указан)
Режиссёр
1940 — Алые розы / Rose scarlatte
1940 — Маддалена, ноль за поведение / Maddalena... zero in condotta
1941 — Тереза-Пятница / Teresa Venerdì
1942 — Гарибальдиец в монастыре / Un garibaldino al convento
1943 — Дети смотрят на нас / I bambini ci guardano
1944 — Врата неба / La porta del cielo
1946 — Шуша / Sciuscià
1948 — Похитители велосипедов / Ladri di biciclette
1950 — Чудо в Милане / Miracolo a Milano
1952 — Умберто Д. / Umberto D.
1953 — Вокзал Термини / Stazione Termini
1954 — Золото Неаполя / L'oro di Napoli
1956 — Крыша / Il tetto
1960 — Чочара / La ciociara
1961 — Страшный суд / Il giudizio universale
1962 — Затворники Альтоны / I sequestrati di Altona
1962 — Боккаччо-70 / Boccaccio '70
1963 — Бум / Il boom
1963 — Вчера, сегодня, завтра / Ieri, oggi, domani
1964 — Брак по-итальянски / Matrimonio all'italiana
1965 — Новый мир / Un mondo nuovo
1966 — В погоне за «Лисом» / Caccia alla volpe
1967 — Ведьмы / Le streghe
1967 — Семь раз женщина / Sette volte donna
1968 — Любовники / Amanti
1969 — Подсолнухи / I girasoli
1970 — Сад Финци-Контини / Il giardino dei Finzi Contini
1970 — Пары (новелла «Лев») / Le coppie
1972 — Мы назовём его Андреа / Lo chiameremo Andrea
1973 — Короткий отпуск / Una breve vacanza
1974 — Поездка / Il viaggio