Кен Рассел
Ken Russell
- Средний рейтинг фильмов: 7.92
- Дата рождения: 3 Jul 1927
- Дата смерти: 27 Nov 2011
- Имя при рождении: Henry Kenneth Alfred Russell
- Место рождения: Саутгемптон, Англия, Великобритания
Английский режиссёр, актёр, сценарист, которого называют «патриархом британского кино» и одним из ведущих режиссёров Великобритании. Фильмы Расселла неоднократно номинировались на престижные кинонаграды, в том числе «Оскар».
КиноПоиск: www.kinopoisk.ru/name/85639
IMDb: www.imdb.com/name/nm0001692
Ранние годы (1930—1950-е)
Родился в Саутгемптоне (Англия). С 10 лет интересовался музыкой, но родители хотели видеть его моряком. Окончив престижный Пенборнский морской колледж, он ходил на торговых судах, затем служил в ВВС.
В 1950 году Кен, увлекшись танцами, становится балетным танцовщиком, и в 1951 году присоединяется к драматической труппе. Это во многом очертило круг будущих интересов Расселла-кинематографиста.
Окончив курс фотодела в техническом колледже, работал фотографом. Фотоработы молодого Расселла охотно публиковали журналы.
Снял несколько любительских короткометражных фильмов, в том числе «Амелия и Ангел» (1958), открывших ему дорогу на телевидение Би-Би-Си, для которого он в дальнейшем сделал несколько документальных фильмов-биографий известных композиторов. При этом «байопики» молодого режиссёра часто вызывали и вызывают бурю негодований. Его фильмы об английском композиторе Эдуарде Элгаре, о Дебюсси и Айседоре Дункан вызвали шумную реакцию. Например, в фильме о Дебюсси есть кадры, где в обнаженную девушку летят одна за одной стрелы. Часто дело доходило до судебных запретов работ режиссёра. Так, наследники Рихарда Штрауса, владеющие правами на его музыкальные произведения, до сих пор не разрешают показывать фильм о композиторе.
«Ниспровергатель основ» (1960—1970-е)
В полнометражном кино дебютировал в 1963 году эксцентрической комедией «Французское платье» (French Dressing), от которой в последнее время всячески открещивался. В этом фильме рассказана странная история отношений восходящей кинозвезды, приехавшей на кинофестиваль в приморский город, и служащего, который выдает на пляже шезлонги.
О молодом режиссёре заговорили, но мировую известность ему принесла экранизация романа Д. Г. Лоуренса «Влюблённые женщины» (Women In Love, 1969), где в полной мере проявилась авторская манера Рассела, сочетающая китч, провокацию и эстетику поп-культуры. Фильм относится к категории «не рекомендованных для семейного просмотра», он отмечает приход в кино сексуальных и словесных вольностей, которые не позволял себе до этого ни один крупный режиссёр. Гленда Джексон стала первой актрисой, получившей «Оскар» за роль, включавшую сцены эротического характера. В фильме также присутствует длительная сцена борьбы Оливера Рида и Алана Бейтса, во время которой актёры полностью обнажены. Эта сцена противоречила взглядам цензуры на «благопристойность», вследствие чего картина вызвала бурную реакцию.
Большой удачей стала постановка Расселлом мюзикла «Томми» по мотивам одноименной рок-оперы группы «The Who». Помимо полного состава группы «The Who», в работе над картиной приняли участие Оливер Рид, Энн-Маргрет, Элтон Джон, Эрик Клэптон, Тина Тёрнер и другие популярные актёры и певцы. Невзирая на «звёздный» кастинг, фильм получил неоднозначные отзывы. Например, современный кинокритик Сорен Маккарти, противопоставляя его картине Фредерика Роддэма «Квадрофения» (1979) (также поставленный по мотивам рок-оперы «The Who»), пишет что за основу расселловского фильма взят более удачный альбом, но результат получился ужасным.
Кризис жанра
Поздние его фильмы, вроде «Готики» (Gothic, 1986) (в котором натуралистично изображались некоторые «причуды» Байрона и Шелли, в том числе и спорные моменты из биографий литераторов, например, гомосексуальные наклонности Байрона), и «Последнего танца Саломеи» (Salome`s Last Dance, 1988) (вольной экранизации Оскара Уайльда) успеха не имели.
Поскольку видеоклип, как своеобразный «жанр» визуального искусства, окончательно сформировался в середине 80-х, новаторские изыскания Расселла уже не столько эпатировали, сколько раздражали публику. Расселл-режиссёр не остался в стороне от общих тенденций и снял клип Элтона Джона на песню «Nikita».
В 1990-е годы много работал на ТВ.
Оценка творчества
Среди лучших кинофильмов можно назвать: «Дьяволы», «Влюбленные женщины», «Любители музыки», «Малер», «Дикий мессия», и среди лучших телевизионных фильмов — «Эльгар» и «Песня Лета».
Среди менее значительных, но также интересных кинофильмов — «Французское платье», «Готика», «Шлюха», «Радуга» и среди телевизионных фильмов — «Облака славы», «Леди Чаттерлей», «Британская картина» и вторая версия «Элгара».
Спорными остаются фильмы «Листомания», «Логово Белого Червя» (по Брему Стокеру), «Падение паразита Ашера».
Творчество Кена Рассела всегда вызывало бурную реакцию у публики. Невзирая на провокативный характер творчества, режиссёр обрёл признание у современников. Согласно опросу, проведенному газетой The Daily Telegraph, он вошел под номером 88 в список «100 гениальных современников».
Творческие союзы
У Гленды Джексон практически не было актёрского опыта, Оливера Рида считали второсортным актёром. Расселл раскрыл их талант. Режиссёр также легко может добиться хорошей игры и от непрофессионала, как, например, от Твигги в «Приятеле», от Гэйбла в «Делиусе».
Гленда Джексон говорит о Кене Расселле: «Он нравится мне и как человек, и как режиссёр. Он, как и все действительно хорошие режиссёры, оставляет тебя в покое. Плохие режиссёры просто говорят тебе то, что ты хочешь слышать; хорошие режиссёры всегда ждут, чтобы их удивляли. Действительно хорошие режиссёры, скорее инстинктивно, чем сознательно, создают атмосферу, климат, в котором тебе хорошо работается, в котором легко появляются новые идеи. Кену нет дела до актёрской игры. Он может потратить часы на декорации и орать на людей, потому что какая-нибудь совсем мелкая деталь костюма не такая, как надо, а потом он оставляет решение сцены целиком на твоё усмотрение. Поэтому он ничем не сможет помочь плохому актёру» (Из книги Д. Натана «Гленда Джексон»).
Сам Расселл отмечает: «Я не слишком много рассказываю моим актёрам. Я объясняю им всё, что можно, но жизнь не состоит из объяснений или манипулирования».