Даниил Спиваковский
Спиваковский Даниил Иванович
- Средний рейтинг фильмов: 6.30
- Дата рождения: 28 Aug 1969
- Имя при рождении: Спиваковский Даниил Иванович
- Место рождения: Москва
Даниил Спиваковский родился в Москве 28 августа 1969 года. Воспитанием мальчика занимались бабушка с дедушкой и мама, Алла Семеновна Спиваковская, — профессор Московского университета, доктор наук, известный психолог и психотерапевт. Именно маме Даниил благодарен за хорошее воспитание: «Она привила мне хороший вкус, чувство меры, что, по-моему, очень важно в жизни человека и тем более в профессии артиста». В детстве Даня любил декламировать стихи, развлекать публику и даже несколько лет занимался в театральной студии Дворца пионеров на Ленинских горах. Как позже признается Даниил, он и предположить не мог, что это станет делом всей его жизни – актерство было для него тогда не более чем увлечением. Мама постоянно рассказывала интересные вещи из области психологии, и в будущем Даниил представлял себя только психологом.
Впрочем, это не означает, что Даня рос «ботаником» – как и все мальчишки, он любил играть в футбол, и вообще был довольно хулиганистым ребенком: «В школе я так часто кривлялся на уроках, что маму постоянно вызывал к себе директор, требуя угомонить сына. Я с раннего детства не переношу, когда мне скучно. Начинаю буянить и взрывать окружающую атмосферу».
Юность
После школы в 1986 году Даниил подал документы в МГУ на факультет психологии, но не добрал одного балла и пошел работать санитаром в психиатрическую больницу. Через год, поняв, что медицинская психология ему по-прежнему интересна, он повторил попытку, на этот раз – удачно, и стал студентом психфака. Однако потеря года сыграла со Спиваковским злую шутку: вышел указ об отмене льгот для студентов-очников, и он с первого курса угодил в так называемый «ленинский набор» — был призван в армию. Два года прослужил в войсках связи — сначала в «учебке» (сержантская школа) в Шепетовке, затем в городе Шуя Ивановской области (актер имеет звание «сержант связи»). И хотя от службы в армии у Спиваковского остались не самые приятные воспоминания, позже он с благодарностью говорил об этом периоде жизни: «Меня научили стрелять из оружия, а также тактическим основам. Именно военному ремеслу. И я рад, что там побывал. Конечно, два года жизни в мужском коллективе – особая ситуация, но это было, и я не жалею. Все-таки я воспитан мамой, бабушкой и дедушкой. Хотя никогда не был рафинированным маменькиным сынком. Но я по-своему избалованный человек. А армия меня очень укрепила, я стал более жесткий, более мужественный, что сейчас мне помогает в моей профессии».
Вернувшись из армии в 1989, Даниил восстановился на психфаке. Однако свою старую любовь к театру и лицедейству не забыл и после занятий за компанию с другими ребятами ходил в студенческий театр. Ребята репетировали до самозабвения, и часто репетиции затягивались чуть ли не до утра. А утром студент Спиваковский шел на лекции, где разбирался в тонкостях доктрины Юнга, чтобы вечером применить на практике учение о коллективном бессознательном. Весной несколько человек из студенческого театра решили поступать в театральный, и Даниил пошел с ними просто за компанию – чтобы потом не было сожаления об упущенных возможностях. Как сложилось театральная судьба товарищей Дани неизвестно, а перспективного психолога приняли сразу в три театральных училища: «Может быть, потому, что я совершенно не волновался, мне было наплевать – возьмут – не возьмут, я и так уже учился. Мне просто нравилась абитуриентская атмосфера, нравился кураж, воодушевление юных ребят, мечтающих стать артистами. Когда я узнал, что в ГИТИСе, куда меня приняли, курс будет набирать сам Андрей Александрович Гончаров, решил, что можно рискнуть и попробовать учиться одновременно в двух вузах. Точно знаю: если бы я тогда не поступил, стал бы психологом и для души играл бы в театральной студии».
Тогда собрался семейный совет — мама, бабушка и дедушка, который «постановил», что Даниил может учиться где угодно, но университет надо закончить обязательно. Находчивый студент пошел в школу, сказал, что потерял аттестат и получил дубликат, который отнес в учебную часть ГИТИСа и был зачислен. Так он и учился четыре года в двух институтах, на дневных отделениях. «Плюс» этой ситуации был в том, что стипендий тоже выходило две. Повезло и в том, что вузы находились неподалеку друг от друга – почти как Труффальдино, Спиваковский бегал с лекции на лекцию, с переменным успехом совмещая систему Станиславского и теорию межличностного общения: «Бегал из Кисловского переулка на Моховую и обратно по нескольку раз в день. Мне просто повезло, что я учился в ГИТИСе, он расположен совсем недалеко от здания психфака. Так что «забеги» выходили на короткие дистанции. Иногда сдавал два экзамена в один день. Хотя приходилось несладко, пожаловаться театральным педагогам на усталость и хронический недосып было нельзя. Ведь все они ревностно относятся к профессии и не любят, когда будущие актеры «распыляются». Гончаров узнал обо всем только на выпускном. Позже он меня звал: «А, это ты, с двумя высшими образованиями!» Андрей Александрович любил людей, совершающих поступки. А вот на психфаке ко мне относились с большим пониманием, тем более что я частенько приходил на экзамен с билетами в партер на премьеры в «Маяковку»».
Театр
Хотя Спиваковский и не был любимчиком Гончарова, мэтр относился к нему вполне уважительно. Уже студентом Даниил играл в нескольких спектаклях Театра им. Маяковского: Гамлета в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Дуремара («Приключения Буратино»), Кулигина («Гроза»). А на третьем курсе получил и первую главную роль — в спектакле «Фарс для взрослых» по пьесе Николая Коляды. Это была первая встреча Даниила Спиваковского с Сергеем Арцибашевым, который был постановщиком спектакля: «Мои главные учителя – это Андрей Александрович Гончаров и Сергей Николаевич Арцибашев. И если Гончаров был для меня учителем-теоретиком, то Арцибашев является учителем-практиком. Помимо того, что он замечательный режиссер, он великолепный актер. И он меня познакомил с очень хорошими ремесленными секретами. Свою первую роль я сыграл в его спектакле «Фарс только для взрослых» по пьесе Коляды, будучи студентом третьего курса. Мы с ним единомышленники и говорим на одном языке. Я считаю, что в театре мои лучшие роли сыграны именно у него».
В 1992 Спиваковский одновременно окончил МГУ и ГИТИС, получил два диплома и автоматически (без всяких просмотров) попал в труппу Театра им. В. Маяковского. Уже первые роли в театре – Шут в спектакле «Как вам это полюбится» Шекспира, поставленном Гончаровым, и Тишка в «Банкроте» — в старом спектакле театра, который тогда восстановил Евгений Лазарев, - принесли молодому актеру признание завсегдатаев театра. За время работы в театре им. Маяковского Д. Спиваковский также сыграл в спектаклях «Входит свободный человек», «Жертва века», «Любовь студента», «Театральный романс», «Ящерица».
Однако первой серьезной удачей актера на сцене прославленного театра стала роль Альбера в спектакле С. Арцибашева «Банкет» по пьесе Н. Саймона, который принес Спиваковскому популярность в театральных кругах и славу лучшего молодого актера Москвы. Вот цитата из отзыва Н. Агишевой: «Его худой, неловкий и смешной Альбер, до сих пор обожающий свою Ивон, и превращает в конце концов непритязательную комедию в настоящую драму о человеке, который слишком сильно любил, чтобы быть счастливым. Этот артист, чем-то неуловимо похожий на молодого Эраста Гарина, обладает редким даром играть человека маленького, неприметного, не похожего на героя, но способного своими переживаниями захватить целый зал. Эксцентрика, буффонада, отточенная пластика и проникновенный лиризм – в Спиваковском есть все плюс неотразимое комедийное обаяние, что и делает новую постановку едва ли не его бенефисом». Однажды подпав под это «неотразимое комедийное обаяние», зрители снова и снова приходят на спектакли «Любовь глазами сыщика», «Карамазовы», «Банкет», «Женитьба», «Как вам это полюбится» и «Банкрот», в которых занят Даниил: «Зритель приходит в театр отдохнуть и поразмыслить. А что касается смешного и комичного, так все обманчиво. В спектакле "Карамазовы" я играю Черта. Мы с Сергеем Арцибашевым его придумали современным, ироничным и очень остроумным. Как и в жизни, наш искуситель чертовски обаятельный. Разве с вами не бывало такого - встречаешь красивого, искрометного человека, доверяешь ему, а на деле оказывается главный бес и враг в нашей жизни? Зато молчаливый бурчун становится самым близким и преданным человеком. Кстати, на одном из спектаклей была группа людей, изучающих православие. Когда у них спросили, кто им больше всего понравился, они ответили: "Герой на букву Ч"».
Сейчас Спиваковский репетирует роль Чичикова в «Мертвых душах» по столь любимому им Гоголю. И действительно, Спиваковский видится абсолютным героем Гоголя – непредсказуемый, беспокойный, с эдакой чертовщинкой в глазах, и в то же время обаятельный и мгновенно располагающий к себе. А может быть, это профессиональное – ведь Спиваковский не оставил свою вторую специальность: «То, что я сам психолог – это хорошо. Я читаю специальную литературу, нахожу ответы на какие-то интересующие меня вопросы, и все это идет в копилку моего актерского опыта. Психология помогает мне лучше играть». До сих пор в одной московской психологической студии психолог Д. Спиваковский регулярно ведет "Тренинг общения". Это синтез групповой психотерапии и элементов преподавания актерского мастерства, но, по словам самого Даниила, ничего общего с преподаванием театрального ремесла в этом тренинге нет.
Кино
Несмотря на оглушительный успех в театре, на экране Спиваковский впервые появился только в 2000 году. Он сыграл маленькую роль (инженер из БТИ) в сериале «Маросейка, 12».
Затем последовали работы в сериалах: «Воровка» (роль подкупного журналиста), «Две судьбы» (роль музыканта Марика), «Русские амазонки», «Инструктор», «Зачем тебе алиби?», пока, наконец на актера обратил внимание серьезный режиссер, да еще какой – В. Тодоровский, который славится своим талантом «зажигать звезды» - он «показал народу» Миронова в «Любви», Машкова и Дапкунайте в «Подмосковных вечерах», Хаматову, Корзун и Суханова в «Стране глухих».
Существует легенда, что однажды Тодоровский случайно попал на «Банкет» и был в полном восторге от исполнителя одной из главных ролей – молодого, но неизвестного артиста Д. Спиваковского. «Почему его никто не снимает? – задался вопросом Тодоровский и тут же решил исправить эту несправедливость – пригласил Даниила в свой новый проект про молодого парня, вернувшегося с войны. По официальной версии самого актера, знакомство с режиссером фильма, который сделал его знаменитым, произошло совершенно случайно: как-то к Даниилу в коридорах «Мосфильма» подошла ассистентка режиссера С. Газарова, который запускался с новым проектом «Темная лошадка» и искал исполнителя на главную роль. А продюсером сериала «Темная лошадка» как раз и был В. Тодоровский. Когда завершились съемки, он пригласил Спиваковского к себе в кабинет и предложил роль в своем полнометражном фильме "Мой сводный брат Франкенштейн". Утвердили без проб, поскольку в "Лошадке" Тодоровский видел актера в различных ракурсах.
«Мой сводный брат Франкенштейн» - это психологическая драма о войне без войны. В жизнь интеллигентной московской семьи врывается новый родственник, взрослый сын отца – Павлик (Спиваковский). Он вернулся с войны без глаза. Ему нужна операция. Он тихий, улыбчивый, неловкий. Вот только проверяет по ночам чердаки и подвалы – ищет духов, и ходит на вокзал – встречать погибшего друга. И чем дальше, тем страшнее семье, никто не знает, к чему приведет безрассудная любовь искалеченного человека. При создании сложного образа человека, который все время желая добра, совершает зло, но не осознает этого, солдата, не нашедшего места в мирной жизни, актеру пригодился опыт армейской службы – ведь ему неоднократно приходилось встречаться с такими ребятами, приходившими с афганской войны: «Я два года служил в армии, и было это во времена, когда была Афганская война, и как раз в 89-м году, когда наши войска были выведены из Афганистана, в мою войсковую часть пришли ребята, которые там служили. Я не знаю, участвовали ли они непосредственно в боевых действиях, но этот отпечаток Афганистана, был конечно, виден на них. Но я не посещал никаких клиник, где находятся ребята с посттравматическим синдромом, которые прошли горячие точки. Это был собирательный образ, который я создал под руководством Валерия Тодоровского. Я согласен с Тодоровским, когда он говорит, что это фильм о войне. Но для меня это еще и фильм о любви. Мой герой Павлик Захаров — это человек, который нашел свою семью, он ее очень любит и считает, что семью надо защищать. И в этом я с ним полностью согласен. Другой вопрос, что я свою семью люблю и защищаю так, как это делаю я. А в интерпретации Тодоровского и Островского я это делал так, как мой герой. Искренне, честно, трогательно, иногда нелепо и смешно, но в результате очень трагично. Я вообще считаю, что по прошествии лет люди будут именно по этой картине узнавать и понимать, как мы жили в России в начале третьего тысячелетия». В 2004 году фильм был удостоен Гран-при XV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр».
После премьеры «Франкенштейна» Тодоровский сказал Спиваковскому – сейчас появится много предложений, будь избирательным. Но Спиваковскому понравилась его новая роль – актера кино, и он отдался ей целиком. В отличие от некоторых актеров, которые в вечернем эфире с иронией рассуждают о сериалах и сокрушаются о плачевном состоянии современного кинематографа, а утром – в этих самых пресловутых сериалах снимаются, Даниил Спиваковский ни от какой своей работы не отказывается, и делит кино не на «большое» и «маленькое», а на «хорошее» и «плохое»: «Я с большим удовольствием снимаюсь как в полнометражных фильмах, так и в сериалах. И не считаю это зазорным. Сериалы – это замечательный вид телевизионного творчества. Есть очень интересные сценарии. На съемочной площадке встречаешься с потрясающими актерами и режиссерами». После «Франкенштейна» Спиваковский появился в продолжении «Виолы Таракановой» (реж. В. Щегольков) по романам Д. Донцовой в роли незадачливого следователя и в роли Павла Шпрингфельда в фильме «Звезда эпохи» (реж. Ю. Кара). Восьмисерийный фильм о Валентине Серовой, который зрители увидели в 2005, вызвал неоднозначную реакцию, как у зрителей, так и у критиков, но работа Даниила – роль знаменитого комика военных и послевоенных времен Павла Шпрингфельда, однокурсника и близкого друга Серовой – получила высокую оценку.
Впрочем, самые интересные работы актера последнего времени связаны с режиссером Павлом Лунгиным («Такси-блюз», «Свадьба», «Олигарх»). В 2005 году на экран вышли сразу два проекта Лунгина, в которых Спиваковский занят в небольших, но ярких ролях. Сценаристом первого проекта – полнометражного фильма «Бедные родственники», премьера которого состоялась совсем недавно – стал Геннадий Островский. Именно он работал над сценарием «Франкенштейна» и не забыл об актере, который так талантливо воплотил образ Павлика Захарова – для него нашлась роль и в новом сценарии. На этот раз Спиваковский сыграл острохарактерную роль, нелепого и трепетного близорукого человека со слезящимися глазами, смотрителя еврейского кладбища Гришу Цаусаки. Как с иронией замечает сам Даниил, «в обоих случаях не обошлось без членовредительства: во «Франкенштейне» у меня нет глаза, а в «Родственниках» у меня отрывают ухо». На кинофестивале «Кинотавр» в 2005 фильм получил целых три приза: гран-при, приз за сценарий (Геннадий Островский) и за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский).
В основу второго проекта – телевизионного фильма «Дело о мертвых душах» - положены произведения Н.В.Гоголя "Ревизор", "Мертвые души", "Старосветские помещики", "Вий", "Шинель", мотивы "Женитьбы" и "Игроков". Тут Спиваковскому досталась роль Бобчинского: «Роль известная, я думаю, всем. Бобчинский неотделим от Добчинского, поэтому Бобчинский и Добчинский – это два достаточно комедийных, ярких персонажа, которые присутствуют в доме губернатора. Два человека, на которых все нападают, два таких, я б сказал "козла отпущения", которых побивают, на которых все грехи списывают, их во всем обвиняют. Но такие люди, я думаю, в любом коллективе присутствуют. Но вместе с тем, они хитрецы, имеют свою какую-то логику. Они притерлись к этому дому, там кормятся, существуют около губернатора, иной раз они даже с удовольствием получают эти тумаки, которые им достаются, но они понимают, что это их роль, они готовы получать их, но только чтобы быть рядом с губернатором». Юрий Арабов («Господин оформитель», «Молох», «Телец», «Доктор Живаго») написал сценарий с очень точными гоголевскими диалогами, сохранив гоголевский слог и дух. Кроме Д. Спиваковского в фильме заняты Н. Усатова, И. Оболдина, С. Гармаш, П. Деревянко, А. Абдулов, И. Агапов, Л. Ярмольник, Е. Новикова, В. Вержбицкий, Г. Петрова, П. Любимцев и другие звезды российского кино.
Новые проекты
В ближайшее время на экран выйдет несколько фильмов с участием Спиваковского. Прежде всего, это психо-мистический триллер Всеволода Плоткина «Лифт», в котором герои меняют облик и сущность, не покидая замкнутого пространства лифта. Герою Спиваковского не чужды маниакальные проявления, но заниматься психологическим разбором роли актер не собирается. Ему интереснее полностью выразиться в ней, чтобы зритель, как в случае «Франкенштейна», сопереживал его герою и ушел бы из кинотеатра чуточку измененным.
На осень 2005 года запланирована премьера 4-серийного телевизионного фильма «Казароза» по одноименному роману Л. Юзефовича. В основу сюжета положена реальная история некогда известной петербургской певицы Зинаиды Казароза, загадочно убитой в 1920 году в пермском клубе эсперантистов. Экранизация «Казарозы» обещает быть звездной. Во всяком случае, молодым режиссером Аленой Демьяненко приглашены популярнейшие актеры отечественного кино: В. Галкин, Е. Бероев, А. Лыков, О. Фандера (Казароза), А. Большова, Д. Спиваковский и другие. Оператор – известный по «Ночному дозору» Сергей Трофимов. Сценарий написал сам Юзефович, ему же принадлежат тексты звучащих в фильме песен, которые по сюжету исполняет главная героиня фильма.
Закончены съемки 8-серийного телевизионного проекта «Одна тень на двоих» - экранизации одноименного романа Татьяны Устиновой. Режиссер фильм – Алексей Козлов («Всегда говори «Всегда», «Жизнь продолжается», «Опера. Хроники убойного отдела», «Демон полдня», «Всегда говори «Всегда»-2»), авторы сценария - Нина Садур («Мужчины его женщины», «Я - это ты», «Ростов-папа») и Наталья Портнова. В этом сериале Даниилу досталась роль друга главного героя Андрея Данилова (Я. Бойко) – скрипача Тарасова. За хитросплетениями детективной интриги с элементами мелодрамы зрителям предстоит наблюдать уже в начале 2006 года.
Однако, по признанию самого Спиваковского, самой интересной была для него работа в киномюзикле В. Пичула («Маленькая Вера», «В городе Сочи темные ночи») «Кинофестиваль или портвейн Эйзенштейна», где Даниилу пришлось испробовать себя в непривычном ампула актера танцующего и поющего. Кроме того, именно от его лица ведется повествование. Это картина о Московском Международном Кинофестивале – возможно даже о последнем кинофестивале, который проходил в советское время. Среди действующих лиц в фильме будут не только сами кинематографисты, но и «чиновники от искусства», и даже работники госбезопасности. Веселые и забавные сцены чередуются с драматическими и сатирическими. Большое место в новой ленте займут любовные истории, кулуарные интриги и даже криминальные мотивы. В фильме снимается целое созвездие актеров – Анна Азарова, Елена Доронина, Юрий Колокольников, Игорь Верник, Олег Штефанько, Нина Русланова, Даниил Спиваковский, Виктор Проскурин и др. Работу над картиной предполагается завершить к концу декабря 2005.
Увлечения
К сожалению, в плотном рабочем графике Даниила Спиваковского редко находится время для отдыха. Тем не менее, он продолжает участвовать в актерском турнире московских театров по футболу – играет за Театр Маяковского. Но больше всего актер любит проводить время с друзьями, а когда удается, то и посидеть ночку за преферансом: «Прежде всего, преферанс – это борьба интеллектов, интересный математический расчет. Преферанс – это не «пьяница», здесь думать надо, просчитывать ходы. Причем в эту игру я даже чаще выигрываю, чем наоборот».
Мнения
В Тодоровский: «Такой артист, как Даня Спиваковский – как бы так мягко сказать –специфичен. Это касается типажа, внешности. Эта особенность – как раз то, что мне в нем больше всего нравится. Это касается и внутреннего его какого-то наполнения. Но сказать, что он завтра будет героем каждого второго фильма – нет, конечно. Поэтому я думаю, что у его судьба, как у всех таких людей – не простая, но очень хорошая».