Людмила Марченко
Людмила Марченко
- Средний рейтинг фильмов: 8.17
- Дата рождения: 20 Jun 1940
- Дата смерти: 21 Jan 1997
- Имя при рождении: Людмила Васильевна Марченко
- Место рождения: Архипо-Осиповка, Краснодарский край,СССР
Советская и российская актриса театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/330778
С самого нежного возраста Люду все называли «артисткой». И когда спрашивали: «Кем будешь?», она, по-детски шепелявя, отвечала: «Атисткой». В 135-й московской школе она была примой школьного театра, а в 10-м классе даже режиссёром.
Никто и не удивился, что девочка параллельно прошла все отборочные туры в Щепкинском и в Щукинском училищах. Но кто-то из преподавателей посоветовал ей пойти во ВГИК. «Для театральной актрисы у тебя слабоват голосок», - сказали ей. Она послушалась. В легендарный ВГИК поступила с первой попытки.
Во ВГИКе её называли «Советская Одри Хепбёрн». Студенты с других курсов ходили табунами: «Разрешите посмотреть на вашу Одри Хепберн?!»
Льву Кулиджанову Людмила тоже понравилась: именно такой он представлял свою героиню в «Отчем доме».
Юное симпатичное личико с чуть вздёрнутым носиком. Такой увидели её кинозрители в 1959 году. В 18 лет — роль Тани в «Отчем доме» у Льва Кулиджанова.
Новые предложения, кипы писем от поклонников и миллионные тиражи фотографий в киосках. Нашли и зажгли эту звёздочку классики нашего кино Григорий Козинцев и Иван Пырьев. Мэтр советского кино режиссёр Иван Александрович Пырьев увидел Люду Марченко в фильме "Отчий дом" и пригласил её на Настеньку в "Белые ночи". Увидев её милое лицо, он понял, что никаких проб не нужно, что только эта девочка сыграет Настеньку.
Жизнь для Люси разворачивалась столь красиво и стремительно, что школьная влюбленность в курсанта Женю Пешкова меркла среди комплиментов и заигрываний кумиров, чьи лица не сходили с экранов. Она видела, что нравится Ивану Александровичу, хотя принимала это за профессиональное любование, к тому же Ивану Александровичу было уже под 60, и он был женат на самой Марине Ладыниной! Второкурснице ВГИКа Людмиле Марченко было всего 19 лет. Она целый месяц плакала по нескольку часов подряд, так вошла в роль несчастной Настеньки… Настенька так и осталась самой любимой её ролью.
Современники вспоминают: «Людмила Марченко воплощала в себе редкое для тех лет актёрское амплуа — романтическая героиня. И в то же время она была обыкновенной девчонкой из московского дворика".
В 1962 году Людмила Марченко снялась в главной роли в фильме Мой младший брат (Галя Бодрова). Её партнёрами по фильму были знаменитые теперь, а тогда ещё почти никому не известные Александр Збруев, Олег Даль, Андрей Миронов.
«В искусство не ходят с чёрного хода! Я войду с переднего.»
С прической Брижит Бардо, осиной талией и монологом о счастье: «Что с нами будет дальше? Будем ли мы счастливы? Давай подбросим монетку! Пускай орёл — это будет счастье! Нет, давай не будем смотреть» — из монолога Людмилы Марченко в фильме «Мой младший брат».
В 1963 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская М.И. Ромма) — актёрский факультет и стала актрисой Экспериментального театра-студии пантомимы "Эктемим" под руководством А. Румнева. В 1964-1984 годы — актриса Театра-студии киноактёра.
58-летний мэтр влюбился в студентку. Люсе казалось это смешным и странным. Она смела ему отказать. Обидчивый гений не простил девчонку. Простодушная и наивная, она даже не понимала, в какие сети попалась. Он стал активно её преследовать. Об упрямой девчонке заговорила вся Москва, узнали о ней и в верхах. Пырьева попросили явиться в ЦК партии для объяснений. Придя «на ковер», глава советского кинематографа, авторитетный седовласый режиссёр,словно не понимая о чем речь, не юля сообщил руководству страны, что эту девчонку он любит, что без неё работать не сможет, потому что она — его последняя любовь и все эти разбирательства крайне унизительны. Из ЦК он вышел победителем! Вышестоящие оставили влюбленного старика в покое. Теперь помешать Пырьеву поступать так, как ему вздумается, не мог никто. Но эта девчонка!.. Она никак не шла навстречу.
На все домогательства Пырьева (а ведь и для неё он был миф, легенда) Люда уважительно отвечала, что между ними огромная разница в возрасте, она не может стать его женой, потому что он сверстник её дедушке. И тогда, не знающий поражений, Пырьев пошел к 45-летней маме. Бросил оценивающий взгляд на маленькую, нищенскую квартирку, смекнул, что «теща» должна обрадоваться столь заманчивому предложению, и начал «свататься». Потенциальная тёща, не испугавшись пырьевского гнева, указала на дверь. Пырьев преследовал Людмилу Марченко до конца своих дней. Чем больше она отказывала, тем яростнее он её добивался. Тень Ивана Александровича следовала за ней и после его смерти.
Владимир Вербенко, студент МГИМО стал первым мужем.
Прожили они вместе недолго: имя Пырьева, сплетни и пересуды шлейфом тянулись за молодой супружеской парой. Владимиру это не нравилось - семья распалась без слез и истерик.
Вскоре 23-летняя выпускница ВГИКа въехала в однокомнатную квартиру по улице Черняховского. Для Людмилы это было началом беды. Однажды, когда Пырьеву никто не открыл дверь, он взломал её. Квартира была пуста. В гневе он крушил и ломал всё, что попадалось под руки. А жила вчерашняя студентка, выложившая все сбережения на кооператив, очень скромно. Соседи-актёры видели буйство своего начальника, но вызвать милицию или хотя бы вмешаться боялись.
Среди её друзей был актёр Владимир Гусев. Он и познакомил Людмилу со своим приятелем Валентином Березиным, начальником геологоразведочной партии. Он хорошо играл на гитаре, пел песни, интересно рассказывал о своей романтической профессии, нравился женщинам. Валентин красиво ухаживал за Людой, познакомился с родней невесты. Речь зашла о свадьбе. Пырьев был вне себя от гнева. Вскоре все режиссеры «Мосфильма» получили строгую команду: впредь Гусева не снимать!
Валентин слышал со всех сторон шушуканья про Пырьева, его развод с Ладыниной и приставания к Марченко. Это длилось три года, и однажды Валентин взорвался: в приступе ревности он стал избивать жену. Бил зверски. Она кричала, звала на помощь. Среди криков люди слышали фамилию «Пырьев». Когда опомнился, Людино лицо было сплошным кровавым месивом... Валентин вызвал «скорую». И там, не то боясь суда, не то стыдясь своего варварства, он уговорил жену сказать, что она якобы попала в автокатастрофу. Так она и сделала. Врачи видели, что это не транспортная травма, вызвали следователя, но та стояла на своем. Миф, смешанный с именем Пырьева, жил до сих пор. В «Склифе» же врачам было не до внешности актрисы, они боролись за её жизнь. 26-летняя женщина вышла из больницы со шрамами, изуродованным подбородком, изорванными губами. Она уже не была похожа на ту Людмилу Марченко, которую знали и любили зрители.
С Валентином они прожили еще два года. Теперь он даже предложил официально оформить их брак, но она отказалась. Она молча собрала его вещи и попросила уйти. Навсегда. Это был 68-й год, год смерти Ивана Александровича Пырьева.
Людмилу Марченко всё реже приглашали сниматься в кино. А она о себе не напоминала.
- «Это черта её характера, - говорит сестра Людмилы, Галина Васильевна. - Гордыня ведь великий грех. Я постоянно ей это внушала. Однажды один мой знакомый рассказывал, что в конце жизни, когда Лионелла Скирда женила Пырьева на себе, молодая жена позвонила домработнице и попросила передать Ивану Александровичу, чтобы тот прислал за ней машину. «Все время что-то ей надо! - пробурчал Пырьев. - Сама доедет. Вот эта, - постучал он тростью по любимой чеканке с профилем курносой девушки, очень похожим на Люсин, - ни-и-когда ничего не попросит».
В тот период в фильмографии Марченко действительно немного работ: «Цыган», «Разведчики», маленькие эпизоды. Постепенно она впала в депрессию. Правда, находились сочувствующие, которые шли к ней с бутылкой подбодрить.
Может, в этот самый тяжелый период и возник в её жизни мужчина, который изо всех сил попытался спасти её, - Виталий Войтенко, администратор Москонцерта. В 70-е годы пластической хирургии у нас еще не было, но он нашел хирурга, который пробовал делать первые операции, результат был ужасным. Назначили ещё операцию, но Люда отказалась, она понимала, что наши врачи бессильны.
Не падающий духом Виталий предложил вместе ездить с её фильмами на гастроли. И правда, в Людмилиных альбомах куча фотографий, запечатлевших её встречи со зрителями. От Украины до дремучей тайги. На снимках поезда, самолёты, вертолёты, тайга, костры, черноморские пляжи, цветы, объятия, улыбки... Но в один из серых дней она вдруг сказала мужу: «Больше не могу! Не могу больше слышать этот традиционный вопрос: «Над чем вы сейчас работаете?» Стыдно жить старыми заслугами...» Виталий продолжал ездить с концертами, но уже без неё. В 1975-м они расстались.
Теперь Людмила работала в Театре-студии киноактёра. В театре с каждым годом работы становилось всё меньше и меньше. Марченко была задействована только в двух спектаклях в крошечных ролях. Но актриса ими очень дорожила. Со временем сказалась травма головы: она стала терять слух и ужасно тяготилась этим.
Сергей Соколов, боготворивший её известный художник-иллюстратор двадцать один год любил, страдал, мучился, отступал и снова боролся. В начале перестройки в театре начались сокращения. Администрация тактично напомнила актрисе, что её давно не снимали в кино. Люся расценила это как предложение уйти по собственному желанию. И ушла. Ушла на «Мосфильм» ассистентом режиссёра по актёрским кадрам. У актёров с работой было тяжело, а от Люси, как считали они, кое-что зависело, и они дружно пошли к ней с бутылками. Соколов сначала стыдил «заслуженных и народных», потом бесцеремонно стал гнать всех. Но вскоре и этой должности не стало.
Сергей Александрович тяжело заболел. Да и сама она была нездорова. Каждую весну они уезжали под Тверь, Соколов писал картины, она читала, разговаривала со своими кошками, кормила птиц, копалась на огороде. В день, когда умер Соколов, было настолько жарко, что его не рискнули везти в Москву, там, в деревне, и похоронили. Наступила длинная-длинная зима, которую Люся никогда не любила. По Москве пополз какой-то страшный грипп...
Умерла от банального гриппа, прожив неполных 57 лет. Запретила родным приезжать в гости, чтобы те не заразились, и успокаивала их, что всё в порядке. А сама — не вызывала врача и не принимала лекарств.
Она просто не хотела жить одна. Кино кончилось.
Союз Кинематографистов выделил на её поминки... 200 рублей.
Женя Пешков друг юности- теперь полковник, прошедший Афганистан, боевой друг генерала Громова, женатый, имеющий двоих детей, заказал мраморный памятник, теневой портрет... У него ведь было много её фотографий, жена купила роскошный букет цветов и подарила его Люсе, девочке, которую когда-то так любил её муж.
Похоронена актриса в Москве на Ваганьковском кладбище.