Аким Тамирофф
Akim Tamiroff
- Средний рейтинг фильмов: 8.24
- Дата рождения: 29 Oct 1899
- Дата смерти: 17 Sep 1972
- Имя при рождении: Оваким Михайлович Тамиров
- Место рождения: Тифлис, Российская Империя (Грузия)
Американский актёр армянского происхождения.
Лауреат премии «Золотой глобус» («По ком звонит колокол» 1944) в категории «Лучший актёр второго плана». Был дважды номинирован на «Оскар» («Смерть генерала на рассвете», 1937 и «По ком звонит колокол», 1944) в категории «Лучший актёр второго плана».
Кинопоиск:http://www.kinopoisk.ru/name/189075
IMDb:http://www.imdb.com/name/nm0848667
Аким Тамирофф родился в Тифлисе (ныне Тбилиси), Грузия, а на то время Российская империя, в армянской семье и обучался актерскому мастерству в московской драматической театральной школе.
В 19 лет,окончательно решил стать актером и был выбран из 500 претендентов, желающих обучаться в Школе при Московском Художественном театре. Там он учился при великом Константине Станиславском, а затем начал театральную актерскую карьеру.
По окончании школы Аким Тамирофф стал актёром МХАТа и играл главные роли в спектаклях, написанных русскими гигантами: Львом Толстым, Чеховым, Тургеневым, Горьким, много гастролировал.
В 1923 году во время гастролей в Нью-Йорке, где они выступали в театре «59th Street Jolson», Тамирофф вместе с группой других актёров, в том числе его женой — актрисой Тамарой Шайн, решил остаться в США. Это решение не было политическим. Ему очень понравился Нью-Йорк и очень захотелось попытать счастья на Бродвее.
Тамирову удалось сделать неплохую актерскую карьеру, несмотря на свой очень заметный русский акцент. Там его имя стали писать как Тамирофф.
Бродвей нравился ему, любовь была взаимна, он вполне пришелся ко двору, и он работал устойчиво с Театральной Гильдией с середины 1920-ых до начала 1930-ых.
На протяжении десятилетия он играл в театре вместе с Михаилом Чеховым.
В первые годы в США Тамирофф играл в труппе Н. Балиева «Летучая Мышь» (Le Chauve-Souris).
Артист был маленького роста, крепко сложенным человеком с гортанным баритональным голосом и большим, а скорее родовым, русским акцентом, который с его навыками в характерных ролях, казалось, сцеплялся с любой ролью, подходивший к любому иностранному типу - будь то европейский, ближневосточный, или азиатский. Его голос стал его основным активом.
Карьера Тамироффа в Голливуде началась в 30-х годах, после усиленного изучения английского языка.
Он ворвался в кинобизнес в 1932 году, когда снялся в маленькой роли в фильме «О'кей, Америка!» (Okay, America!), настолько маленькой, что его даже не указали в титрах.
До 1934 года его роли обычно не титровались, но он оказался безусловно победителем, поступая по русской поговорке - терпенье и труд все перетрут.
И одна из его лучших работ того времени, была роль слуги Педро героя Джона Гилберта в фильме «Королева Кристина» (Queen Christina, 1933) с участием великой Греты Гарбо.
Успех этого фильма, где Тамироффу досталась очередная маленькая роль, обратила на него внимание режиссёров.
К началу 1934 года он сыграл в двенадцати фильмах, настолько он стал востребован.
С 1932-1935 гг. он играл мексиканских бандитов, цыганских скрипачей, итальянских официантов, французских ювелиров и даже была роль выходца из Индии.
В 1936 году он подписал контракт с Paramount, но был востребован и на других студиях.
В продукции студии Paramount в конце 1930-х годах, он обычно играет эксцентричные роли славянского типа, хотя изредка и более заметные роли.
В своей долгой кино карьере он играл русских, мексиканцев, франко-канадцев, арабов и любую другую этническую принадлежность, если этого требовал сценарий. Студиями он рассматривается как надежный и универсальный игрок.
Он снялся еще в 20 фильмах до 1935 года, когда, наконец, получил более заметную роль в фильме «Жизнь бенгальского улана» (The Lives of a Bengal Lancer) и в мюзикле «Капризная Мариэтта» (Naughty Marietta, 1935).
Тамирофф вошел в первый эшелон актеров студии, появляясь в главных ролях фильмов класса Б ("Великий Гамбини", "Король Чайнатауна") и играя интересные роли второго плана в продукции класса А. Акцент приносил ему роли в основном иностранцев с трагическим прошлым или злодеев, Тамироффу приходилось играть кого угодно, только не американцев.
На Warner Bros. он снялся в одной из его самых ранних больших работ в роли второго плана: хитрый кубинский коммерческий агент, Карло Чибо, в «Энтони Эдверсе» (Anthony Adverse , 1936), а в следующем году уже одну из главных ролей в фильме студии Парамаунт «Смерть генерала на рассвете» (The General Died at Dawn, 1936), где он играл роль азиатского генерала, за которую был номинирован на Оскар в категории Лучшая мужская роль второго плана.
В 1936 году Тамирофф покончил с второразрядными ролями и становится королем среди субъектов характерных ролей. Благодаря роли генерала Тамирофф стал первым актером исполнившим «роль желтого лица», за которую номинировали.
Номинация привела Тамироффа к большему количеству ролей, но выше качеством.
В «Принцесса Джунглей» (The Jungle Princess, 1936) у Тамироффа была третья по значимости роль со звездами Реем Миллэндом и Дороти Ламур.
В 1937 году Аким появился в мюзикле «Высокий, широкоплечий и красивый» (High, Wide, and Handsome, 1937) и в 1938 году в криминальной драме «Знать опасно» (Dangerous to Know) с партнершей Анной Мэй Вонг, роль, которую часто называют лучшей в его фильмографии. 1938: Первая ведущая роль в фильме «Пират» (The Buccaneer).
В том же году Тамирофф появляется с Джорджем Рафтом,Генри Фондой и Джоном Бэрримором в фильме об Аляске и проблемах рыболовства «Порождение севера» (Spawn of the North, 1938). В отличие от грубых торговцев мехом, собачьих упряжек и других северных клише в «Порождении» Тамирофф был русским пиратом-рыболовом.
Он был любимцем многих режиссеров, в том числе Сесила Б. ДеМилля, который снял его в «Юнион Пасифик» (1939), «Северо-Западной конной полиции» (1940) с Гэри Купером в главной роли.
Тамироффа уважал и Престон Стерджес, сняв в фильме «Великий МакГинти» ('The Great McGinty , 1940). Любил его и Орсон Уэллс.
1942-43 был еще одним важным периодом в работе Тамироффа, когда он снялся в красочном приключенческом фильме Сесила Б. ДеМилля «Пожнешь бурю» (Reap the Wild Wind). Он так же снялся и на MGM в адаптации Виктора Флеминга романа Джона Стейнбека «Равнина Тортилья» (Tortilla Flat, 1942). Аким играл Пабло, привлекательное, но жалкое существо, тип, который Тамирофф с блеском умел оживлять не вызывая при этом падения своего авторитета, ведь обычно зрители применяют характер героя на личность самого актера.
Следующую роль, по совпадению, экранизация романа Хэмингуэя - получение одной из ведущих ролей в фильме «По ком звонит колокол» (1943). Примечательно - его героя звали, опять же, Пабло. За роль корыстного партизана Пабло он получил вторую номинацию на Оскар и премию Золотой глобус в этой же категории.
Далее шли роли в таких фильмах как «Пять гробниц по пути в Каир» (Five Graves to Cairo, 1943), «Сестра его дворецкого» (His Butler's Sister, 1943), «Чудо в Морган-Крике» (Miracle of Morgan's Creek,1944) и это будет его вторая и последняя пленка с Престоном Стерджесом, в которой он вновь играет характер, названный «босс».
Тамирофф играл вместе с Уолтером Хьюстоном, Агнес Мурехэд и Кетрин Хепберн.
Он продолжал сниматься в течение десятилетия в более серьезных и тонких работах. После нескольких лет играя мафиози, пособников и русских князей в различных вестернах, мюзиклах и зарождающихся фильмов нуар, Тамирофф появился рядом с человеком, с которым будет связана дальше его карьера. Уэллс ранее встречался с Тамироффым, когда Орсон работал с братом супруги Акима Тамары Шейн, Константином Шейн - другим российским актером «уведенным в Голливуд» в «Чужестранце» (The Stranger, 1946). И в 1949 Тамирофф присоединился к актерскому составу в фильме «Черная магия» (Black Magic, 1949), в котором Орсон Уэллс был не только режиссером, но и играл знаменитого шарлатана конца 18-ого столетия графа Калиостро. Они подружились и снялись вместе еще в нескольких фильмах совместно.
В течение 1950-ых Тамирофф работал одновременно в кино,театре и на телевидении. В то же время он снялся в хите сезона «Анастасия» (Anastasia, 1956), с Ингрид Бергман и Юл Бриннером.
Тамирофф был трагическим актером, амплуа которого легко колебалось от самого высокой до самой низкой роли, даже не ставя под угрозу его авторитет.
С начала 1950-х годов Тамирофф появился во многих фильмах европейского производства, начиная с памятного выступления, снятого в стиле барокко Жана-Люка Годара «Алфавиль» (Alphavill, 1965) и в трех фильмах Орсона Уэллса, как режиссером и актером, это: «Господин Аркадин (Mr. Arkadin, 1955) с лабиринтом Уэллсовских ретроспективных кадров, чрезмерная «Печать зла» (1958) с его песчаным сюрреализмом и невероятным броском и «Процесс» (Trial, The, 1962) - стилистическая обработка Уэллсом истории Кафки. Конечно, именно в «Зле» (лучшая из ролей) в которой Тамирофф дядя босса Джо Грэнди- с запуганными глазами поочередно от страха или гнева, усиленный дикими углами, выделенный ракурсами Уэллса, выглядел как самый интригующий характер.
В 1960-е годы Тамирофф продолжал сниматься в телевизионных американских программах, выступая постоянным гостем на различных телевизионных шоу, но ещё активно снимался в американском, французском и итальянском кинематографе.
В конце 1960-х он отправляется в Италию на пару лет и работает там на разных итальянских студиях, по причинам, которые не очень-то ясны.
Он также сыграл главную роль Санчо Пансы в злополучном и незавершенном фильме «Дон Кихот Орсона Уэллса» (1992).
Возможно, Тамирофф не так известен, как звезды Голливуда, но работа русского актера (а для американцев, впрочем, как и для многих, выходцы с пост советского или российского пространства все равно русские), русской школы оставила свой след в американском кино. Ведь именно его игра в «Великий МакГинти» вдохновила на создание мультипликационного образа Бориса Боденова в паре злодейской команды мужа и жены Борис-Наташа в мультипликационном сериале «The Rocky and Bullwinkle Show».
Он был также изображен в эпизоде телешоу 1969 года «HR Pufnstuf», озаглавленном как «The Stand-i», в котором лягушка, названная «Аким Тамирофф», рассказывает о жизни на островах.
Один из великих характерных актеров в истории кино, Аким Тамирофф за сорок лет работы в Голливуде появился в более чем 150 проектах на экране.
Он был женат (1932–1972) на Тамаре Шейн(Tamara Shayne) и прожил с ней в браке до своей смерти.
Умер актер 17 сентября 1972 года от рака в Палм-Спрингс, штат Калифорния.
За свои заслуги в кинотворчестве он был удостоен звезды на Голливудской Аллее Славы.
Актерская карьера Тамироффа причудливо сложилась таким образом, чтобы его пути пересеклись с внушительным списком гигантов от российского театра до американского кино. Единственный актер, который работал и с Сесилом Б. ДеМиллем, и с Престоном Стерджесом, и с Орсоном Уэллсом и с Жаном-Люком Годардом.
Интересныe факты
* В мультсериале «Приключения Роки и Бульвинкля» главный герой — советский шпион Борис Баденов был пародией на Акима Тамирова.
* Джером Дэвид Сэлинджер упоминает Акима Тамирова в рассказе «Лапа-растяпа» (Uncle Wiggily in Connecticut).
* Илья Ильф и Евгений Петров упоминают Акима Тамирова (не называя имени) в книге «Одноэтажная Америка»: "Когда Художественный театр был в Америке, один совсем молоденький актёр остался сниматься в Голливуде. Остался на три месяца, а сидит уже больше десяти лет. Он относится к числу тех, которые преуспевают. Дела его идут в гору…"