Пол Томас Андерсон
Paul Thomas Anderson
- Средний рейтинг фильмов: 7.78
- Дата рождения: 26 Jun 1970
- Имя при рождении: Paul Thomas Anderson
- Место рождения: Студио-Сити, штат Калифорния, США
В избранном у (33)
Aмериканский режиссёр, сценарист и продюсер.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/23362
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0000759
Кинокритики о нём говорят, как об одном из наиболее притягательных и ярких талантов, появившихся в кинематографе в последнее время и одном из высших талантов современности. В 2007 году журнал «Total Film» поставил Пола Андерсона на 20-ое место в списке величайших режиссёров всех времен. В 2011 году еженедельник «Entertainment Weekly» назвал его 11-ым величайшим режиссёром, отметив его как одного из наиболее динамичных режиссёров, появившихся за последние 20 лет.
Пол Томас Андерсон родился 26 июня 1970 в городе Студио-Сити, штат Калифорния. Вырос в долине Сан-Фернандо], где он посещал множество школ. Также он учился в Нью-Йоркском университете, но вскоре бросил учёбу.
Пол Андерсон занялся кинопроизводством ещё в молодом возрасте, начав снимать на отцовскую видеокамеру в 12 лет. Впоследствии он стал использовать 8 миллиметровую пленку, и осознал, что видео было удобнее. В 17 лет он начал экспериментировать с 16 миллиметровой камерой Bolex. Будучи учеником средней школы, в 1988 году, он снял свой первый получасовой псевдо документальный фильм под названием «История Дирка Дигглера»/ The Dirk Diggler Story, рассказывающий историю известного порно-актёра. Прототипом главного героя фильма (Дирка Дигглера) стал порно-актёр Джон Холмс, который впоследствии также стал и прототипом главного героя в фильме Андерсона «Ночи в стиле буги».
Также Пол Андерсон работал в качестве производственного ассистента на съёмках телевизионных фильмов, музыкальных видеоклипов и телеигры в Лос-Анджелесе и в Нью-Йорке.
В 1992 году он приступил к съёмкам своей второй короткометражной ленты «Сигареты и кофе»/ Cigarettes & Coffee, в которую входили пять сценок во время обеда. Фильм был впервые показан на большом экране в 1993 году на фестивале «Сандэнс», где сразу получил признание. Через несколько лет он снял свой первый полнометражный фильм, «Сидни»/ Sydney, который был переименован в «Роковая восьмерка»/ Hard Eight. «Роковая восьмерка» впервые была показана в 1996 году в конкурсной программе Канского кинофестиваля «Особый взгляд».
В поворотном для своей карьеры фильме «Ночи в стиле буги»/ Boogie Nights (1997) Андерсон возвратился к персонажу Дирку Дигглеру, развив получасовой рассказ дебютной пленки до полнометражного формата. Драма была высоко оценена критиками, однако лента не имела большого успеха в прокате. Эта работа стала одной из наиболее положительно оцененных фильмов года и считается одним из лучших фильмов описывающих деятельность порно-индустрии. Фильм номинировался на три премии Американской кино-академии: за лучшую мужскую роль второго плана (Бёрт Рейнольдс), за лучшую женскую роль второго плана (Джулианна Мур) и за лучший оригинальный сценарий.
Следующим фильмом Андерсона стал сюжетный ансамбль, снятый в 1999 году, «Магнолия»/ Magnolia, который рассказывал о специфическом взаимодействии между людьми живущих в долине Сан-Фернандо, в Калифорнии. Сюжет фильма строился на переплетении девяти различных сюжетных линий, которые преобразовывались в единую картину. В «Магнолии» были использованы довольно долгие операторские планы, что отличало ленту от типичных голливудских фильмов. Как и предыдущий фильм Андерсона «Магнолия» получила три номинации на премию «Оскар»: за лучшую мужскую роль второго плана (Том Круз), за лучшую песню (за песню «Save Me», музыка и слова Эйми Манн) и за лучший оригинальный сценарий.
В 2002 году на экраны вышла романтическая комедия, частично основанная на истории Девида Филлипса (также известным, как «Пудинковый парень»), «Любовь сбивающая с ног»/ Punch-Drunk Love, в которой снялся Адам Сэндлер. На Каннском кинофестивале 2002 года, фильм выиграл приз за лучшую режиссуру и был номинирован на Золотую Пальмовую ветвь.
Наиболее известным фильмом Андерсона стала вольная адаптация романа Эптона Синклера «Нефть!»/ There Will Be BloodI. В оригинале фильм был назван цитатой из Библии «И будет кровь» (англ. There Will Be Blood), но в российском прокате он вышел под названием «Нефть». Фильм был довольно успешен в прокате: при бюджете в 25 миллиона долларов, в мировом прокате он собрал 76,1 миллион долларов. Фильм выдвигался на соискании восьми статуэток «Оскар», конкурируя с фильмом братьев Коэнов «Старикам тут не место». Лично Андерсон выдвигался в трех номинациях: лучшая режиссура, лучший фильм года и лучший адаптированный сценарий (во всех трех случаях награды отошли братьям Коэнам за их фильм). Фильм «Нефть» получил в целом положительные оценки критиков и был назван одним из лучших фильмов десятилетия.
Пол Андерсон, наравне с Квентином Тарантино, Стивеном Содербергом, Ричардом Линклейнером и Спайком Джонсом, является один из представителей поколения «режиссёров самоучек», которые изучали режиссёрское ремесло не в киношколах, а просматривая тысячи фильмов на видеокассетах.
Пол Андерсон называет Мартина Скорсезе, Макса Офюльса, Стэнли Кубрика, Орсона Уэллса, Роберта Олтмена и Джонатана Демма своими главными вдохновителями в режиссуре.
Фильмы Пола Андерсона узнаваемы прежде всего тем, что их действие происходит в долине Сан-Фернандо, с большим числом действующих лиц, имеющих довольно реалистичные и порочные характеры. В его фильмах прослеживаются такие темы, как нарушения семейных отношений, отчуждение, сожаление, одиночество, шанс и судьба, поиски места, которое можно назвать «домом», призраки прошлого. Пол Андерсон подчеркивает, что герои его фильмов взаимосвязаны между собой изменчивыми обстоятельствами, которые затрагивают их хрупкие стороны жизни.
Стиль Андерсона узнаваем благодаря развернутому изложению, особому визуальному стилю, несбалансированному пониманию сути, постоянно движущейся камере, визуальной задержке долгих планов, основанных на системе «steadicam», использованию запоминающейся музыки и аудиовизуальных образов.
Помимо съемок фильмов Пол Андерсон создал ряд музыкальных видеоклипов: ряд музыкальных клипов для певицы Фионе Эппл (Fiona Apple), клип «Try» (1997) для Майкла Пенна (Michael Penn), музыкальное видео «Save Me» (1999) для Эйми Мен (Aimee Mann), а в 2002 — «Here We Go» для Джона Брайона (Jon Brion).