Дина Дурбин
Deanna Durbin
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 4 Dec 1921
- Дата смерти: 30 Apr 2013
- Имя при рождении: Edna Mae Durbin
- Место рождения: Виннипег, провинция Манитоба, Канада
Американская киноактриса, звезда Голливуда 1940-х годов.
КиноПоиск:http://www.kinopoisk.ru/name/2913
IMDb:http://www.imdb.com/name/nm0002052
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/17359
Одна из легендарных личностей Голливуда и всего мирового кинематографа, самая популярная из американских актрис, пришедших к нам с так называемыми "трофейными" фильмами,получившая премию "Оскар" (1938).
Кто хотя бы раз видел на экране эту озорную девчонку с чарующим глубоким голосом, влюблялся в неё навсегда. Голос, обаяние и чистота образов превратили её в кумира миллионов.
В 1948 году, снявшись к тому времени в 22 кинокартинах, Дина Дурбин в возрасте 27 лет навсегда оставила кинематограф.
Отец Дины Джеймс Дурбин, ирландец по происхождению, вырос в Ланкашире (Англия), а мать Ада Рид была из Уэльса. Джеймс работал кузнецом в «Лондон Мидлэнд», а в 1912 году семья эмигрировала в Канаду. Поначалу жили в городишке около Торонто, а позднее перебрались в Виннипег. К этому времени в семье Ады и Джеймса уже росла дочь Эдит. Джеймс и в Виннипеге работал кузнецом на железной дороге. Он не отличался крепким здоровьем, поэтому плохо переносил холодные канадские зимы. Семья решила переехать в Лос-Анджелес.
В Калифорнии Джеймс работал сварщиком и выполнял другую работу. «Его сильные руки вместе с умелым домашним хозяйствованием моей мамы позволили нам пережить Великую депрессию», – вспоминала позже Дина Дурбин.
Настоящее имя, данное девочке при крещении – Эдна Мэй. Она с детства любила петь.
Уже в очень юном возрасте стало ясно, что Эдна Мей одарена сильными и на удивление «взрослыми» голосовыми связками, но тогда еще не было признаков того, что когда-нибудь она станет настоящей звездой.
Когда её сестра Эдит стала работать учительницей и начала помогать своей семье материально, Эдна Мэй поступила в вокальную академию Ральфа Томаса. Девочке тогда было восемь лет. Люди, проходившие мимо академии, когда слышали пение Эдны Мэй, останавливались, поражённые красотой её голоса. Родители надеялись, что младшая дочь сделает успешную карьеру оперной певицы. Но вскоре Эдит, старшая сестра Эдны, вышла замуж и больше не смогла оплачивать вокальные уроки будущей певицы и актрисы.
«Открыл» ее талант Джек Шеррилл, голливудский агент, охотник за талантами, когда увидел и услышал ее на школьном концерте и привёл её на киностудию «Метро Голдвин Майер» (MGM), где готовились к съёмкам фильма о жизни известной оперной певицы Эве Шуман-Хайнк. Думали, что Эдна сможет исполнить роль Эвы в детстве. Но потом производство фильма отложили.
В июне 1936 года руководство киностудии всё же заключило с юной певицей контракт и тем самым увлекло юное дарование в мир кино.
Юная Эдна обладала сильным, глубоким и красивым от природы голосом и ещё в подростковом возрасте начала выступать в знаменитой радио-программе тех лет, в "Шоу Эдди Кантора", где совсем юная певица исполняла ни много ни мало - сложные оперные арии и популярные мелодии тех лет.
Голос молодой вокалистки был хорошо известен всей стране ещё до выхода на экраны первого фильма, в котором она снялась.
В это время Кантор принял участие в сатирическом фильме, где исполнил популярную в Америке песенку «Дина». Он-то и дал Эдне Мэй новый, более звучный псевдоним.
Очередной выпуск «Hollywood Reporter» (от 1 июня 1936-го года) сообщал, что студия «Юниверсал пикчерс» изменила имя Эдны Мэй на Диану. Потом Диана превратилась в Дину и с этим именем вошла в историю мирового кинематографа.
Она начала сниматься в четырнадцать лет, впервые появившись в десятиминутной музыкальной ленте «Every Sunday» ("Каждое воскресенье"),который вышел на экраны в 1936-ом году. Этот короткометражный фильм был снят, вероятно, лишь для того, чтобы проверить актёрские и вокальные способности двух дебютанток – Энды Мэй Дурбин и Джуди Гарланд.
Сюжет короткометражки достаточно прозаичен и талантливая Эдна Дурбин легко справилась со своей небольшой ролью, прекрасно исполнив в фильме серьёзную оперную арию, а Джуди Гарланд спела популярную песню "Американа" - благодаря успешному дуэту "Гарланд-Дурбин" фильм получил превосходные отзывы и в прессе и у кинозрителей.
В том же 1936-ом году, другая не менее известная американская кино-студия - «Юниверсал Пикчерс», искала юную актрису для съёмок в новом комедийном мюзикле «Three Smart Girls» («Три умницы»), с известной английской актрисой Бинни Барнс в главной роли.
Своим успехом в кино Дина Дурбин во многом была обязана трём беженцам из нацистской Германии: режиссёру Генри Костеру (Герману Костерлицу), продюсеру Джозефу Пастернаку и сценаристу Феликсу Джексону (Иохимсону).
Руфус Ле Мэр, сотрудник «Метро Голдвин Майер», отвечавший за подбор актёров, показал им Джуди Гарланд и Дину Дурбин.
– Одну из этих девушек «МГМ» может уступить студии «Юниверсал», – сказал он.
«Метро Голдвин Майер» решила оставить у себя Джуди Гарланд.
Дину привела за руку мама. Дина казалось робкой, застенчивой; от волнения она не могла проронить ни слова. Пастернак и Костер сделали кинопробу с Дурбин.
Когда Дина запела, режиссёр и продюсер впились глазами в экран. «Девушка была очень миловидной. Вместе с тем у неё не было ни тени манерности; она была очень естественной, очень хорошенькой, излучала доброту и пела с таким мастерством, которое было трудно ожидать в её годы, – напишет потом Пастернак. – Когда свет зажёгся снова, Бобби и я не могли произнести ни слова».
Они сразу поняли, что перед ними великая актриса. Лента была снята за два месяца.
«Три милых девушки» оказался идеальным фильмом для дебюта новой звезды. Зрелый голос актрисы с лицом и телом ребенка захватил воображение американской публики с первых же кадров. Когда фильм вышел на экраны, обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Ф. Нугент написал о Дине так: «Мисс Дурбин поёт просто прелестно своим ещё не зрелым, но на удивление хорошо поставленным сопрано. Её голос похож на колокольчик. Манера её исполнения бесхитростная, в ней есть дерзость, которое придает краски её исполнению и делает его очень естественным». Кинокритики и зрители буквально влюбились в стройную круглолицую девочку с лучистым взглядом и красивым лёгким сопрано.
И 13 июня 1936-го года, Эдна Мэй Дурбин подписывает долгосрочный контракт (продлившийся почти 15 лет) со студией «Юниверсал Пикчерс».
Довольно скоро в США появилось около 300 клубов Дины Дурбин, которая быстро стала ведущей кинозвездой Голливуда.
Фильм принёс киностудии прибыль в пять раз больше затраченных денег. Редкий случай в истории Голливуда: команда, состоящая из продюсера, режиссёра и сценариста , взялась создавать экранный образ начинающей актрисы, который очень долго привлекал внимание зрителей. Они сняли с Диной Дурбин восемь фильмов, собравших 16,5 миллионов долларов при вложенных шести миллионах.
Годом спустя, в 1937-ом, начинающая 15-летняя актриса пробовалась на озвучание роли Белоснежки в ставшем классическим анимационном фильме-сказке Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов». Однако, после прослушивания Эдны, Уолт Дисней решил, что её голос звучит для этой роли слишком «по-взрослому» и в итоге предпочёл пригласить для озвучивания другую исполнительницу.
В 1939-ом, продюсерами компании "Метро-Голдвин-Майер" рассматривалась возможность приглашения Дины Дурбин на главную роль юной Дороти, в известной постановке режиссёра Виктора Флеминга фильма-сказки "Волшебник из страны Оз", но в итоге на роль Дороти была утверждена Джуди Гарлэнд.
Костер и Пастернак решили снять римейк известной немой ленты «Фантом оперы», они приступили к работе над мюзиклом, ставшим в последствии классическим – «Сто мужчин и одна девушка». Фильм был снят за два месяца.
Как и в своей первой картине, Дурбин в новом мюзикле спела классические или стилизованные под классику песни. В фильме звучит музыка Берлиоза, Листа, Чайковского, Вагнера, Верди, Моцарта. «На студии считали, что мы используем слишком много классической музыки и наш фильм получит узкую аудиторию, – вспоминал Пастернак. – Но, по нашему ощущению, Дина пела классику так просто, так красиво, что это стирало все различия между «популярной» и «серьёзной» музыкой. Это можно было только приветствовать». Один из кинокритиков назвал фильм «детским путеводителем по классической музыке с юмористическими иллюстрациями». А другой отозвался о фильме так: «Бесполезно притворяться, что я могу устоять против очарования Дины. Всё это, конечно, сказочка, но здорово смотрится».
Мюзикл «Сто мужчин и одна девушка» был выдвинут на пять номинаций киноакадемии и получил награду за лучшее музыкальное оформление. Это был первый «Оскар» кинокомпании «Юниверсал» после фильма «На Западном фронте без перемен».
Потом были другие, не менее кассовые фильмы: «Этот определённый возраст» и «Без ума от музыки». Незадолго до премьеры «Без ума от музыки» Дурбин во время традиционной церемонии оставила отпечатки ладони и ноги в сыром бетоне перед «Китайским театром».Журналы посвящали ей целые развороты.
Карьера молодой актрисы развивалась стремительно, за короткий срок она становится Звездой Музыкальной Комедии, а фильмы с её участием неизменно каждый год завоёвывали по нескольку "Оскаров" в различных номинациях. Дину начали снимать в дорогих, тщательно и претенциозно обставленных мюзиклах. Все эти произведения подчеркивали приятный, веселый характер Дины и прежде всего её замечательный голос. В то же время, актрису представляли «обычной девочкой».
Все эти приемы срабатывали, и в трудные финансово-кризисные времена в США второй половины 30-х годов, благодаря своему искромётному таланту фактически Дина Дурбин в одиночку спасла кино-студию «Юниверсал Пикчерс» от ухода в небытие, полного банкротства и разорения.
Но сильнее всего воспринималось обаяние Дины в реальной жизни. В отличие от других «звездных» актёров-детей, она была обычной весёлой, уверенной в себе и в то же время очень застенчивой девушкой.
К 1940 году Дина уже получала около 400 тысяч долларов за фильм. Американцы смотрели ленты с актрисой десятки раз. Кинокритики и журналисты бурно обсуждали причину такой славы. В газете «Нью-Йорк Таймс» написали: «У неё есть изумительно взрослое сопрано, но она завораживает и другими чарами. Были любимицы и баловни Америки, «американские подружки» (от Мэй Вест до Хеди Ламарр), но до прихода мисс Дурбин ещё не было более совершенной «американской сестрёнки».
Ее зарплата была в три раза выше, чем у президента США Франклина Рузвельта. В 18 лет ее доход составлял $250000 в год. Фильмы с ее участием снимались в черно-белом варианте (кроме фильма «Can't Help Singing») - студия не могла позволить себе снимать цветные ленты из-за исключительно высокой зарплаты звезды.
К своему совершеннолетию, в 21 год, она стала самой высокооплачиваемой женщиной в США и самой высокооплачиваемой кинозвездой женского пола не только в Америке, но и в мире.
Даже когда она стала уже взрослой, зрители никак не хотели «отпускать» ее из-за закрепившегося за ней милого «детского образа». Основным амплуа Дины Дурбин были роли маленьких Золушек. Такой её видели и режиссёры, и зрители.
В 1938-ом году Дина Дурбин получила специальную награду Американской Академии Киноискусства «за воплощение на экране духа юности» - премию "Juvenile Oscar" (Малый Подростковый Оскар).
В 1939-ом году на экраны выходит продолжение успешного фильма-мюзикла режиссёра Генри Костера «Три умницы» (1936 года) под названием «Три умницы выросли» (Three Smart Girls Grow Up), в котором на этот раз Дина Дурбин исполнила главную роль. Фильм сделал отличные сборы, а песня «Потому что», исполненная Диной, стала популярнейшим шлягером.
Все фильмы с её участием бьют рекорды посещаемости. Весь мир был влюблен в юную талантливую актрису. В сувенирных магазинах повсюду продавались куклы под именем Дины Дурбин. Известная инженерная фирма назвала свой новый спроектированный дом её именем.
Первый экранный поцелуй Дины с актёром Робертом Стаком в фильме «Первая любовь» (First Love) даже вытеснил в 1939 году с первой полосы газет информацию о европейском экономическом кризисе.
В советском прокате, где фильм прошёл под названием «Первый бал», поцелуй был целомудренно вырезан.
В 1940 году вышла на экраны новая картина с Дурбин «Весенний парад». Действие происходит в наполненной музыкой Вене. Героиня Дурбин из-за озорства мальчишек ссорится со своим возлюбленным, но парня и девушку мирит никто иной, как император Франц-Иосиф. В СССР фильм демонстрировался под названием «Весенний вальс». Лента была номинирована на несколько наград киноакадемии. Именно в этом фильме Дурбин сыграла по-настоящему романтическую героиню, в которой уже не осталось прежней детской неловкости и угловатости. Кинокритики называли фильмы с Дурбин «освежающим душем».
Личная жизнь актрисы, проходившая под постоянным "прицелом" прессы и кинокамер была насыщенной и далеко не всегда гладкой.
В апреле 1941 года Дина Дурбин вышла замуж за Вона Пола, помощника режиссёра, привлекательного и способного парня. «Во всех отношениях он был идеальным мужем для Дины, – писал Пастернак. – Он происходил из хорошей семьи, упорно работал, был молод. Оба, казалось, очень любили друг друга».
В начале 1941 года был снят фильм «Это началось с Евы», где, по мнению многих критиков, актриса достигла пика своей красоты. Она уже была замужней дамой, и в её облике появилась удивительная женственность.
Вскоре актриса отказалась сниматься в очередном фильме, потому что студия не дала работу брату её мужа, многообещающему оператору. Дину временно уволили, а через полгода восстановили. Теперь Дурбин имела право выбирать сценарии фильмов, но по-прежнему не могла работать за пределами студии.
Но первый брак Дурбин оказался неудачным и был расторгнут в январе 1943 года.
В годы Второй Мировой войны Дурбин делала щедрые взносы в Красный Крест, в миссию которого она свято верила. В 1943 году во время съёмок фильма «То, что она не отдаст» (Hers to Hold) по-настоящему сдала кровь, как требовал того сценарий. Посмотрев эту картину, многие американские солдаты писали актрисе трогательные письма. Да и потом, через десятки лет, продолжали писать.
Она ездила с концертами по военным лагерям и пела для солдат, которые готовились к отправке за океан. Иногда ей приходилось петь без музыкального сопровождения. Это было неудобно, но Дина не отказывалась – поднималась на грузовик и исполняла для новобранцев песни из своих фильмов.
Дина Дурбин была самой кассовой кино-звездой и женщиной номер один не только в Америке, но и в Великобритании. Она была настолько популярна, что в 1942-ом году на проходившем в Англии семидневном "Кино-Фестивале фильмов Дины Дурбин", во время которого картины с её участием транслировались на экранах всех кинотеатров Великобритании.
Интерес к фильмам с её участием был настолько феноменальным, что на протяжении целой недели билеты на все фильмы и все сеансы были полностью распроданы, а в кино-залах были полные аншлаги - подвиг, который до сих пор не достигнут никакой другой кино-звездой.
Согласно статистическому докладу английской теле-радио-компании "Би-Би-Си", за последние три десятилетия, больше всего запросов от общественности приходит на показ и выпуск видео-записей фильмов именно с участием Дины Дурбин, нежели какой-либо другой кино-звезды "Эпохи Золотого Века Голливуда". На радио Великобритании записи Дины стоят на втором месте по популярности.
В 1943 году был снят хорошо известный в нашей стране фильм «Сестра его дворецкого», в котором она исполнила фрагменты 3 романсов на русском языке — «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“…», «Калитка», «Две гитары». Центральное телевидение неоднократно включало эти песни в состав праздничных киноконцертов.
В 1945 году был захвачен в Берлине немецкий киноархив, и там было много лент Дины Дурбин с чешскими и голландскими субтитрами. Это «трофейное кино» с огромным успехом демонстрировалось в советских кинотеатрах после войны. В Советский Союз в то время попало шесть фильмов, в которых принимала участие Дина Дурбин.
13 июня 1945 года Дина снова вышла замуж – на сей раз за голливудского сценариста Феликса Джексона (Иохимсона). Через год у них родилась дочь Джессика Луиза. Но и этот брак оказался недолговечным. Супруги развелись спустя четыре года,27 октября 1949 года.
После войны студия «Юниверсал», чтобы поправить свои финансовые дела, слилась с «Америкэн-Интернешнл». Новая компания стала называться «Юниверсал-Интернешнл». Вероятно, главной причиной такого объединения было стремление владельцев «Америкэн» прибрать к рукам самую яркую звезду Голливуда Дину Дурбин.
Пытаясь вырваться из плена образа наивной девушки-подростка Дурбин снимается в более сложных, драматических ролях. Ей хотелось быть драматической актрисой, и незадолго до окончания войны актриса снялась в фильме «Рождественские каникулы» (Christmas Holiday) в 1944 году.
Студия сняла ее в роли певицы ночного клуба, в котором участвовал также Джин Келли.
Это была экранизация романа Сомерсета Моэма о судьбе русской девушки-эмигрантки в Париже, которой пришлось стать проституткой.
Дина по-прежнему мечтала изменить свой имидж, поэтому с воодушевлением взялась за эту роль, которую считает лучшей в своей карьере.
Но зритель не принял новый образ своей любимицы, а студия «Юниверсал» не смогла собрать за этот фильм больших денег. В этой роли она не очень понравилась публике, хотя в целом фильм пользовался успехом. А Дина потеряла интерес к съемкам.
После окончания Второй Мировой войны, в 1945-ом году популярность 23-летней Дины Дурбин внезапно и постепенно начинает идти на спад.
Ее самая лучшая «взрослая» роль - в детективе с убийством «Lady on a Train» (1945). Актриса снялась ещё в нескольких фильмах («Из-за него», «Что-то навеяно», «Успех в Центральном парке» и другие), но тяжеловесные драмы не могли сравниться с первыми фильмами-мюзиклами, которые принесли Дине Дурбин славу.
В 1948 году руководство киностудии «Юниверсал пикчерс» прекратило контракт с Диной Дурбин, заявив, что она слишком стара, чтобы играть роли молоденьких девушек, а для более сложных ролей она не слишком талантлива.При этом руководство студии совершенно забыло, что именно фильм «Three Smart Girls» («Три умницы») номинировавшийся на премию "Оскар" в 3-х главных номинациях - фильм с её участием, в 1936-ом году буквально спас киностудию «Юниверсал» от полного банкротства и в начале 40-х об этом факте писали все американские газеты, а также неоднократно официально заявляла пресс-служба самой кино-компании «Юниверсал», что юная 16-летняя актриса Дина Дурбин спасла киностудию от разорения.
1948 году актриса снялась в своём последнем фильме «Ради любви к Мэри» (For the Love of Mary), и студия объявила, что «из-за растущего безразличия публики к Дине Дурбин контракт с ней возобновлён не будет, хотя ей выплатят жалование ещё за три фильма». Отказались работать с ней и другие кинокомпании. Только Джозеф Пастернак, к тому времени уже ушедший на «Метро Голдвин Майер», хотел, чтобы Дина заключила контракт с его студией, но Дурбин всё же решила уйти из кино.
«Меня возмущало, что приобретённый мной зрелый взгляд на вещи приходится постоянно прятать под подростковым имиджем, которого требовали от меня мои роли и агенты по рекламе», – сказала Дурбин после завершения своей кинокарьеры.
Актриса больше никогда не появится на экране.
Третий брак Дины оказался удачным. В 1950 году она вышла замуж за режиссёра Шарля Анри Давида и уехала во Францию,на родину мужа, желая спрятаться от газетчиков и суеты Голливуда. В брачный контракт она включила необычные условия. Муж должен был обещать ей, что она будет иметь право жить, как обычный человек, далёкий от мира кино. Кроме того, супруг обязан был «защищать её от пауков, комаров и репортёров». С этого времени ни одному западному журналисту не удалось взять у неё интервью. Свой отказ она объясняла тем, что никогда не любила Голливуд и собственный титул кинозвезды мирового масштаба и что она презирает экранную Дурбин, у которой с настоящей Диной нет ничего общего. Лишь одному журналисту – это было в 80-х годах – удалось поговорить с актрисой, и имя его известно: Дэвид Шипман.
После свадьбы Дина и её муж поселились во французском городишке Нефль-ле-Шато. У них родился сын Питер Дэвид. Дина Дурбин сохранила канадское гражданство.
Сохранить «киношное» состояние помогли мудрые капиталовложения её отца.
Деньги, которые она заработала на съёмках, вложенные в бизнес, позволили ей вести вполне обеспеченный образ жизни.Постоянно проживая во Франции в 50-70е годы, Дина с мужем много путешествовали по миру, живя спокойной размеренной жизнью, вволю наслаждаясь хорошей музыкой, искусством, театром и детьми.
Все эти годы актриса отметала любые предложения сняться в кино, в большом количестве поступавшие от режиссёров. Лишь однажды ей пришлось бороться с сильным искушением нарушить свой обет, когда ей предложили участие в бродвейском спектакле «Моя прекрасная леди».
Несмотря на отказы от съёмок в кино, она не растеряла многочисленную армию своих поклонников,
особенно среди обычно сдержанных историков кино.
В 1999 году её муж, Шарль Давид, скончался.
Записи песен из фильмов в исполнении Дины Дурбин стали классикой. По словам одного из верных поклонников, «она стала примером для звезд Голливуда, показав им, как следует жить; она – идеальная женщина, в равной степени обладающая мужеством и добротой.
В 2006 году кинопресса вспомнила об актрисе. Накануне ее 85-летия, появилось множество публикаций о ее жизни и творчестве, но актриса осталась верна себе - ни одного интервью.
Сын актрисы Питер Х. Дэвид сообщил о её смерти 30 апреля 2013 года.
Интересныe факты
* За вклад в развитие киноиндустрии удостоена звезды на Голливудской аллее славы.
написала freedom @ Fri, 04 Oct 2013 18:30:05 +0400
* Дина Дурбин была любимой кинозвездой Премьер-министра Уинстона Черчилля. Он считал ее "огромным талантом."
написала ninanika @ Sun, 17 Mar 2013 23:19:42 +0400
* По личной просьбе Черчилля, во время Второй мировой войны, фильм с участием Дурбин "Сто Мужчин и Девочка" (1937) английское телевидение должно было транслировать чаще других программ, в дни празднования британских побед на Западном фронте.
написала ninanika @ Sun, 17 Mar 2013 16:36:32 +0400
* В 1980 г. ее обидела статья, в которой утверждалось, что она растолстела. Дина отправила в журнал «Лайф» свою фотографию и письмо: «Я все еще могу пройти под Триумфальной аркой, не делая глубокий выдох».
* Ее муж как-то говорил журналистам: «Покойный Марио Ланца годами уговаривал ее сняться с ним в фильме. Но она никогда не вернется к жизни в кино».