Павел Павленко
Павел Павленко
- Средний рейтинг фильмов: 8.84
- Дата рождения: 20 Sep 1902
- Дата смерти: 30 Jun 1986
- Имя при рождении: Павел Павлович Павленко
- Место рождения: Киев, Киевская губерния, Российская Империя.
Советский актёр театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/196142
Отец Павла Павленко, оперный актёр. В 1903 году он переехал на постоянное место жительства в Москву и перевез с собой семью.
В 1912 году Павел поступил на учебу в XI Московскую гимназию, а после революции перешел в 109-ю советскую школу, окончив которую в 1920 году, начал свою трудовую деятельность в качестве сценариста в Московском украинском театре «Студия». Здесь же Павленко впервые вышел на сцену, сыграв свои первые роли, среди которых были Возный («Наталка-Полтавка»), Сених-ага («Запорожец за Дунаем»), Омельков («Мартын Боруля») и другие.
Затем, с лета 1922 года по осень 1923 года, Павел работал в свободно-показательной труппе Подива-14.
В 1923 году Павел поступил на актёрский факультет Московского государственного театрального техникума имени Луначарского, где учился до 1926 года и одновременно, с сентября 1924 года, работал в Московском театре для детей.
В октябре 1927 года Павленко перешел во вновь организованную в Москве профклубную мастерскую при Управлении академическими театрами, а в 1928 году на два сезона уехал работать в Харьковский краснозаводской театр.
В октябре 1930 года Павел Павлович вернулся в Москву и вступил в труппу Театра Революции, где оставался до 1932 года. Здесь актёром были сыграны Весельчак («Первая конная»), Власенко («Двенадцатые»), судья («История одного убийства»), Рапуткин («Человек с портфелем») и другие роли.
Последующие шесть лет творческая судьба Павла Павленко была связана с именем Юрия Завадского. Сначала он был актером его театра-студии, а затем, с 1936 по 1938 годы, вместе с ним уезжал работать в драматический театр имени Горького в Ростов-на-Дону. За этот период Павленко были сыграны Кристи («Ученик дьявола»), Бриден («Любовью не шутят»), Прищемихин («Опыт»), Шапелев («Школа неплательщиков»), Пикалов («Любовь Яровая»), Левшин («Враги») и другие роли. Здесь же Павленко попробовал свои силы в качестве режиссёра, поставив спектакль «Как закалялась сталь».
Вернувшись из Ростова, Павел Павлович стал актером Центрального театра транспорта, где работал до 1944 года и сыграл много заметных ролей, среди которых: Шмага («Без вины виноватые»), Колечко («Сын народа»), Агафонов («Со всяким может случиться»), Расплюев («Свадьба Кречинского»), Мамонтов («Накануне»), Забудько («Дым отечества») и другие.
В 1944 году Павел Павленко по приглашению Завадского перешел работать в Театр имени Моссовета, где оставался до 1947 года. Затем один сезон играл в Театре оперетты, но Григорий Ярон заявил: «Нам второй Ярон не нужен!».
В декабре 1948 года вновь вернулся в Центральный театр транспорта, где был одним из ведущих актёров вплоть до ухода на пенсию в 1960 году.
Уже с первых выступлений на сцене Павленко заявил о себе как об интересном характерном актёре, игравшем ярко и с большим юмором. Со временем мастерство актёра стало еще более совершенным, что он наглядно продемонстрировал в период работы у Завадского и в Театре транспорта. Павленко фактически не играл главных ролей, оставаясь непревзойденным мастером эпизода и ролей второго плана. При этом актёр никогда не терялся за спинами главных героев, превращая свои маленькие роли в настоящие шедевры.
В кино Павел Павленко дебютировал в 1946 году в биографическом игровом фильме об основоположнике русской классической музыки Михаиле Ивановиче Глинке режиссёра Лео Арнштама «Глинка» (Фаддей Венедиктович Булгарин), затем та же роль в драме режиссёра Григория Александрова «Композитор Глинка» (1952, Фаддей Венедиктович Булгарин).
В кино актёр пришел уже зрелым мастером и сразу же занял там свою нишу, играя роли всевозможных старичков – от скромных и застенчивых до веселых и задорных: «Ревизор» (1952, Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ), «Корабли штурмуют бастионы» (1953, Павел I), «Сеанс гипноза» (1953, Дрожжинский; короткометражка), «Высота» (1957, пожилой монтажник), «Поединок» (1957, Светловидов), «Капитанская дочка» (1958, Иван Игнатьевич), «Суд сумасшедших» (1961, Сибелиус Фтор), «Большой фитиль» (1963, помощник председателя), «Фитиль», серия «Изолированная ведьма»(1963,проверяющий из ЖЭКа), «Пропало лето» (1963, дед Жени), «Скверный анекдот» (1966, Аким Петрович Зубиков), «Братья Карамазовы» (1968, старец Зосима), «Адам и Хева» (1969, старик-дагестанец), «Карусель», из рассказов и записных книжек А. П. Чехова, новелла «Благодарный»(1970, Иван Петрович), «Вас вызывает Таймыр» (ТВ, 1970, дедушка Бабурин), «Много шума из ничего» (1973, Клюква).
Блистательный острохарактерный актёр, герой многих сказок Александра Роу. Настоящей удачей для Павленко стала встреча с этим режиссёром , в сказках которого актёр сыграл свои лучшие роли в кино – главнейшего церемониймейстера в «Королевстве кривых зеркал» (1963), старика-отца в «Морозко» (1964) и Водяного царя в «Огонь, вода и… медные трубы» (1967). Членам съёмочных групп этих картин он запомнился как веселый и остроумный человек, не терявшийся в больших компаниях, всегда находивший добрые слова в адрес своих коллег.
Снимался в экранизациях романов Ильфа и Петрова: «Золотой теленок» (1968, зиц-председатель Фунт) и «12 стульев» (мини-сериал, 1976, сторож в клубе). Актёр эпизода, он был мастером маленьких, но запоминающихся ролей. Фильмография Павла Павловича Павленко за период с 1952 по 1976 год насчитывает 29 фильмов.
Павел Павленко был женат, но детей у него не было. После 1976 года он не снимался и как прожил свои последние годы, к сожалению, неизвестно. Очень жаль, что никто не поинтересовался этим при его жизни. Он дожил до солидного возраста и умер, всеми забытый.
Интересныe факты
* Заслуженный артист РСФСР (1954 год).