Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Иннокентий Смоктуновский

Иннокентий Михайлович Смоктуновский

8479 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.76
  • Дата рождения: 28 Mar 1925
  • Дата смерти: 3 Aug 1994
  • Имя при рождении: Иннокентий Михайлович Смоктунович
  • Место рождения: село Татьяновка, Томская губерния, РСФСР, СССР, ныне Шегарский район,Томская область

В избранном у (44)

Eirei thumb Eirei
Axel79 thumb axel79
Kanec123 thumb MarkTwenn
Metatron thumb Hannibal Lecter
Bagandik thumb bagandik
Samba28 thumb samba28
Anya400087 thumb anya400087
11ka06ma thumb Okun
0712kari thumb kuku
Fabrizio poker thumb nonso
Undex thumb Undex
назад

Cоветский и российский актёр театра и кино.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/174329
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0810550

Смоктуновского называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа; лучшие свои роли он сыграл в фильмах «Солдаты» (1956), «Девять дней одного года» (1961), «Гамлет» (1964), «Чайковский» (1969), «Дамский портной» (1990) и в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966).

Иннокентий Смоктуновский был вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899—1942) и Анны Акимовны Махневой (1902—1985).
Существует версия, что Смоктуновичи происходят из древнего рода волынских шляхтичей и были сосланы в Сибирь за участие в восстании 1863 года; однако по свидетельству самого актёра, его прадед не был ни дворянином, ни поляком и сам он по крови белорус. В одном из интервью Смоктуновский о своём прадеде рассказывал: «Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй». Жили в деревне Татьяновка на севере Томской губернии.
В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители Иннокентия переехали сначала в Томск, затем в Красноярск.
Война резко перевернула устоявшийся быт семьи. Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр.
В январе 1943 года Смоктуновский был направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. После окончания училища был отправлен на фронт.
Он участвовал в боях на Курской дуге, при форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева.
За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу». Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош».
Бежал из плена, был ранен. В течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья.
Связь с членами этой семьи Смоктуновский сохранял до конца жизни.
Вступил партизанский отряд в феврале 1944 года. С гвардейским стрелковым полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, младший сержант Смоктунович принимал участие в боях по освобождению Варшавы, был награждён второй медалью «За отвагу» и закончил войну в Гревесмюлене.
Хотя Смоктунович бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадёжный», он получил «минус 39» — запрет на проживание в 39 крупнейших городах.

После недолгой учёбы в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945—1946), он набирался опыта в тех краях, дальше которых не ссылали. В 1946—1951 годах выступал на сцене Норильского Заполярного театра драмы, в котором служили преимущественно заключённые Норильлага, в их числе Георгий Жжёнов; именно здесь, в Норильске, в разгар «борьбы с космополитизмом», по требованию директора театра ему пришлось изменить фамилию.
В 1966 году Смоктуновский подпишет Письмо 25 деятелей культуры и науки Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
В связи с ухудшением здоровья в 1952 году актёр переселился в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре, в 1953—1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене местного Театра им. М. Горького. За эти годы ему довелось сыграть Белогубова в «Доходном месте» А. Островского и даже Хлестакова, дважды — в Махачкале и в Сталинграде. Римма Маркова, видевшая его Хлестакова, много лет спустя говорила: «Жаль, что позже Смоктуновский практически не играл комедийные роли, он мог делать это блистательно».
Мечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и Леонида Марковых, отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной „тюремной“ пластикой… Артист с такими данными был безнадёжен для тех пьес, что определяли репертуар».
В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу, с оплатой за выход, в Театр им. Ленинского комсомола, но и там ролей практически не имел и через несколько месяцев перешёл в Театр-студию киноактёра. Снимался на киностудии «Мосфильм» в массовках, в 1956 году сыграл первые небольшие роли — в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал её мужу»; наконец был замечен режиссёром Александром Ивановым, пригласившим никому не известного актёра на неэпизодическую роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
Фильм вышел на экран в 1956 году, совпав с началом времени перемен.
На этой волне индивидуальность Смоктуновского, его неповторимая органика, не выносящая нажима и пафоса, пришлась впору.
Главный свой театральный творческий взлет пережил в конце 1950-х годов, когда он сыграл князя Мышкина из инсценировки романа "Идиот" по Ф. М. Достоевскому в постановке Г. А. Товстоногова. Назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «Шторм» (1957); увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ.
Смоктуновскому удалось "попасть в тон" Мышкина, почувствовать почти неуловимый строй души больного князя, создать ощутимое энергетическое поле доброты, с которой тот шел к людям. Необыкновенное совпадение Смоктуновского с душевной жизнью своего героя вызвали колоссальный интерес публики, воспринявшей эту роль как большое событие в театральной жизни.
С 1966 года (сыграв повторно роль Мышкина в возобновленном спектакле БДТ, в иной, более лаконичной, суровой и мужественной трактовке) до середины 1970-х годов посвятил себя кинематографу.

Иннокентий Смоктуновский сыграл лучшие свои роли от Гамлета до современников.
Гамлет из фильма Г. Козинцева (1964), так же как и Мышкин, стал целой эпохой. Смоктуновский создал цельный героический образ, в котором сочеталось ранее не сочетаемое: мужественная простота и утонченный аристократизм, доброта и язвительный сарказм, ироничный ум и самопожертвование.
И такая полифоничность была неслучайной для его творчества. В роли далеко неромантичного следователя Порфирия Петровича из "Преступления и наказания" (1969) по Ф. М. Достоевскому в фильме Л. Кулиджанова. В исполнении Смоктуновского он был человеком идеи, духовной миссии, своего рода мыслитель, философ, идейно опровергающий теорию Раскольникова.
Образы, созданные Смоктуновским на сцене — князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Фёдор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе — вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства.
Семь лет разделяют князя Мышкина из второй редакции "Идиота" от царя Фёдора, сыгранного Смоктуновским в 1973 году на сцене московского Малого театра.
И если в БДТ он нарушал театральные правила, то в 1970-х годах начал к ним возвращаться. В его исполнении царь Фёдор не был традиционным неврастеником, добрым юродивым на троне. Это был царь, сознающий свою высокую миссию, человек мужественной простоты. Он нашел в роли "свой тон", а это всегда было важнейшим условием для рождения образа. Но все же Фёдор был больше победой Смоктуновского-аналитика, интеллектуала, чем победой художника. Душевной просветленности, столь магнетически завораживающей в Мышкине, актер в этой роли не достиг. Поэтому не до конца удовлетворенный своей работой, расстался с царем Фёдором, хотя и признанным творческой удачей, уже в 1975 году.
В том же году перешел во МХАТ, где специально для него был поставлен чеховский "Иванов" (1976).
Чеховская недосказанность, неопределенность оказались чужды духу артиста. В Иванове он стремился показать страшное крушение могучей личности, переживающей трагедию бессмысленно прожитой жизни. И совсем не случайно Иванов Смоктуновского ассоциировался с постаревшим Гамлетом.
Позже продолжил творческое освоение Чехова, сыграв в несколько отстраненной, графичной манере доктора Дорна в "Чайке" (1982), Серебрякова в "Дяде Ване" (1985), отказавшись от поверхностно-сатирической трактовки стареющего больного профессора.
Большая часть его ролей так или иначе связаны с утверждением нравственной высоты человека, чистотой его помыслов, светлых душевных порывов и мужества. В его лирическом герое, в разных обличьях жил Моцарт, гений гармонии и света. И не случайно Смоктуновский дважды проживет судьбу гениального музыканта (в телефильмах 1961 года, и в 1970 году по "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина). Для творчества артиста также принципиально важен созданный им в 1980 году образ Сальери - монументальный, величественный и ничтожный.
Всегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» (1974) Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром.
Он много работал на радио и на телевидении — как актёр и как чтец; его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях — «Зима тревоги нашей» Р. Сироты, «Вишнёвый сад» Л. Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» А. Белинского и других.

В 60-х годах актёр выбрал кино, в 70-х — театр.
После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях; но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» (1984) и Моисей Моисеевич в «Степи» (1977).
Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего; но выбор стал намного беднее, и сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка.
Самой значительной ролью последних лет стал Исаак в фильме Л. Горовца «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» как лучшая мужская роль, наиболее известной — криминальный авторитет Гиля «Принц» в фильме В. Сергеева «Гений» (1991), «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра. Последняя кинороль Смоктуновского — полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков» (1995), роль, которую он не успел озвучить.

Автор книг "Время добрых надежд" и "БЫТЬ!".

Впервые Смоктуновский женился в 1950 году на актрисе Римме Быковой (1926-2008).
В 1955 году Иннокентий женился на художнице по костюмам Суламифь Михайловне Кушнир.
Сын Филипп (род.в 1957 году) в настоящее время — переводчик научно-фантастической литературы.
Дочь Мария (род.в 1965 году) стала балериной, в настоящее время работает в Музее МХАТа.
Внучка — актриса Анастасия Филипповна Буцкова (род. 1982).

Он умер в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта, и стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее — овацией.
В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Интересныe факты

* В честь И.М. Смоктуновского была названа одна из малых планет (планета № 4926).

написала ninanika @ Mon, 09 Sep 2013 02:43:03 +0400

* За роль Гамлета - Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA — за лучшую мужскую роль.

написала ninanika @ Mon, 09 Sep 2013 00:54:59 +0400

* Народный артист СССР, Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР (1965).
* Лауреат Ленинской премии (1965).
* Герой Социалистического Труда (1990).

написала ninanika @ Mon, 09 Sep 2013 00:51:26 +0400

Кинофильмы

Вино из одуванчиков
Фантастика, Приключения
Мать
Драма, Исторический
Гений
Мелодрама, Криминал
Линия смерти
Драма, Криминал
Гардемарины, вперед!
Исторический, Приключения
Очи черные
Комедия, Драма
Русь изначальная
Драма, Исторический
Геракл у Адмета
Мультфильм
Мертвые души
Комедия, Драма
Поздняя любовь
Мелодрама
Уникум
Комедия, Фантастика
Кража
Детектив, Драма
Халиф-аист
Мультфильм
Москва слезам не верит
Драма, Мелодрама
Barierata
Драма
Про щенка
Мультфильм
Принцесса на горошине
Фэнтези, Приключения
Легенда о Тиле
Приключения
В четверг и больше никогда
Драма, Мелодрама
Звезда пленительного счастья
Драма, Исторический
Они сражались за Родину
Драма, Исторический
Дочки-матери
Драма, Мелодрама
Романс о влюбленных
Драма, Мелодрама
Цапля и журавль
Мультфильм
Отроки во Вселенной
Комедия, Фантастика
Москва – Кассиопея
Комедия, Фантастика
Укрощение огня
Драма, Исторический
Дядя Ваня
Драма
Берегись автомобиля
Комедия, Криминал
Гамлет
Драма
Неотправленное письмо
Драма, Приключения
Солдаты
Драма, Исторический