Иннокентий Смоктуновский
Иннокентий Михайлович Смоктуновский
- Средний рейтинг фильмов: 8.76
- Дата рождения: 28 Mar 1925
- Дата смерти: 3 Aug 1994
- Имя при рождении: Иннокентий Михайлович Смоктунович
- Место рождения: село Татьяновка, Томская губерния, РСФСР, СССР, ныне Шегарский район,Томская область
В избранном у (44)
Cоветский и российский актёр театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/174329
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0810550
Смоктуновского называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа; лучшие свои роли он сыграл в фильмах «Солдаты» (1956), «Девять дней одного года» (1961), «Гамлет» (1964), «Чайковский» (1969), «Дамский портной» (1990) и в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966).
Иннокентий Смоктуновский был вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899—1942) и Анны Акимовны Махневой (1902—1985).
Существует версия, что Смоктуновичи происходят из древнего рода волынских шляхтичей и были сосланы в Сибирь за участие в восстании 1863 года; однако по свидетельству самого актёра, его прадед не был ни дворянином, ни поляком и сам он по крови белорус. В одном из интервью Смоктуновский о своём прадеде рассказывал: «Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй». Жили в деревне Татьяновка на севере Томской губернии.
В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители Иннокентия переехали сначала в Томск, затем в Красноярск.
Война резко перевернула устоявшийся быт семьи. Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр.
В январе 1943 года Смоктуновский был направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. После окончания училища был отправлен на фронт.
Он участвовал в боях на Курской дуге, при форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева.
За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу». Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош».
Бежал из плена, был ранен. В течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья.
Связь с членами этой семьи Смоктуновский сохранял до конца жизни.
Вступил партизанский отряд в феврале 1944 года. С гвардейским стрелковым полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, младший сержант Смоктунович принимал участие в боях по освобождению Варшавы, был награждён второй медалью «За отвагу» и закончил войну в Гревесмюлене.
Хотя Смоктунович бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадёжный», он получил «минус 39» — запрет на проживание в 39 крупнейших городах.
После недолгой учёбы в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945—1946), он набирался опыта в тех краях, дальше которых не ссылали. В 1946—1951 годах выступал на сцене Норильского Заполярного театра драмы, в котором служили преимущественно заключённые Норильлага, в их числе Георгий Жжёнов; именно здесь, в Норильске, в разгар «борьбы с космополитизмом», по требованию директора театра ему пришлось изменить фамилию.
В 1966 году Смоктуновский подпишет Письмо 25 деятелей культуры и науки Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
В связи с ухудшением здоровья в 1952 году актёр переселился в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре, в 1953—1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене местного Театра им. М. Горького. За эти годы ему довелось сыграть Белогубова в «Доходном месте» А. Островского и даже Хлестакова, дважды — в Махачкале и в Сталинграде. Римма Маркова, видевшая его Хлестакова, много лет спустя говорила: «Жаль, что позже Смоктуновский практически не играл комедийные роли, он мог делать это блистательно».
Мечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и Леонида Марковых, отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной „тюремной“ пластикой… Артист с такими данными был безнадёжен для тех пьес, что определяли репертуар».
В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу, с оплатой за выход, в Театр им. Ленинского комсомола, но и там ролей практически не имел и через несколько месяцев перешёл в Театр-студию киноактёра. Снимался на киностудии «Мосфильм» в массовках, в 1956 году сыграл первые небольшие роли — в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал её мужу»; наконец был замечен режиссёром Александром Ивановым, пригласившим никому не известного актёра на неэпизодическую роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
Фильм вышел на экран в 1956 году, совпав с началом времени перемен.
На этой волне индивидуальность Смоктуновского, его неповторимая органика, не выносящая нажима и пафоса, пришлась впору.
Главный свой театральный творческий взлет пережил в конце 1950-х годов, когда он сыграл князя Мышкина из инсценировки романа "Идиот" по Ф. М. Достоевскому в постановке Г. А. Товстоногова. Назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «Шторм» (1957); увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ.
Смоктуновскому удалось "попасть в тон" Мышкина, почувствовать почти неуловимый строй души больного князя, создать ощутимое энергетическое поле доброты, с которой тот шел к людям. Необыкновенное совпадение Смоктуновского с душевной жизнью своего героя вызвали колоссальный интерес публики, воспринявшей эту роль как большое событие в театральной жизни.
С 1966 года (сыграв повторно роль Мышкина в возобновленном спектакле БДТ, в иной, более лаконичной, суровой и мужественной трактовке) до середины 1970-х годов посвятил себя кинематографу.
Иннокентий Смоктуновский сыграл лучшие свои роли от Гамлета до современников.
Гамлет из фильма Г. Козинцева (1964), так же как и Мышкин, стал целой эпохой. Смоктуновский создал цельный героический образ, в котором сочеталось ранее не сочетаемое: мужественная простота и утонченный аристократизм, доброта и язвительный сарказм, ироничный ум и самопожертвование.
И такая полифоничность была неслучайной для его творчества. В роли далеко неромантичного следователя Порфирия Петровича из "Преступления и наказания" (1969) по Ф. М. Достоевскому в фильме Л. Кулиджанова. В исполнении Смоктуновского он был человеком идеи, духовной миссии, своего рода мыслитель, философ, идейно опровергающий теорию Раскольникова.
Образы, созданные Смоктуновским на сцене — князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Фёдор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе — вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства.
Семь лет разделяют князя Мышкина из второй редакции "Идиота" от царя Фёдора, сыгранного Смоктуновским в 1973 году на сцене московского Малого театра.
И если в БДТ он нарушал театральные правила, то в 1970-х годах начал к ним возвращаться. В его исполнении царь Фёдор не был традиционным неврастеником, добрым юродивым на троне. Это был царь, сознающий свою высокую миссию, человек мужественной простоты. Он нашел в роли "свой тон", а это всегда было важнейшим условием для рождения образа. Но все же Фёдор был больше победой Смоктуновского-аналитика, интеллектуала, чем победой художника. Душевной просветленности, столь магнетически завораживающей в Мышкине, актер в этой роли не достиг. Поэтому не до конца удовлетворенный своей работой, расстался с царем Фёдором, хотя и признанным творческой удачей, уже в 1975 году.
В том же году перешел во МХАТ, где специально для него был поставлен чеховский "Иванов" (1976).
Чеховская недосказанность, неопределенность оказались чужды духу артиста. В Иванове он стремился показать страшное крушение могучей личности, переживающей трагедию бессмысленно прожитой жизни. И совсем не случайно Иванов Смоктуновского ассоциировался с постаревшим Гамлетом.
Позже продолжил творческое освоение Чехова, сыграв в несколько отстраненной, графичной манере доктора Дорна в "Чайке" (1982), Серебрякова в "Дяде Ване" (1985), отказавшись от поверхностно-сатирической трактовки стареющего больного профессора.
Большая часть его ролей так или иначе связаны с утверждением нравственной высоты человека, чистотой его помыслов, светлых душевных порывов и мужества. В его лирическом герое, в разных обличьях жил Моцарт, гений гармонии и света. И не случайно Смоктуновский дважды проживет судьбу гениального музыканта (в телефильмах 1961 года, и в 1970 году по "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина). Для творчества артиста также принципиально важен созданный им в 1980 году образ Сальери - монументальный, величественный и ничтожный.
Всегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» (1974) Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром.
Он много работал на радио и на телевидении — как актёр и как чтец; его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях — «Зима тревоги нашей» Р. Сироты, «Вишнёвый сад» Л. Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» А. Белинского и других.
В 60-х годах актёр выбрал кино, в 70-х — театр.
После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях; но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» (1984) и Моисей Моисеевич в «Степи» (1977).
Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего; но выбор стал намного беднее, и сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка.
Самой значительной ролью последних лет стал Исаак в фильме Л. Горовца «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» как лучшая мужская роль, наиболее известной — криминальный авторитет Гиля «Принц» в фильме В. Сергеева «Гений» (1991), «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра. Последняя кинороль Смоктуновского — полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков» (1995), роль, которую он не успел озвучить.
Автор книг "Время добрых надежд" и "БЫТЬ!".
Впервые Смоктуновский женился в 1950 году на актрисе Римме Быковой (1926-2008).
В 1955 году Иннокентий женился на художнице по костюмам Суламифь Михайловне Кушнир.
Сын Филипп (род.в 1957 году) в настоящее время — переводчик научно-фантастической литературы.
Дочь Мария (род.в 1965 году) стала балериной, в настоящее время работает в Музее МХАТа.
Внучка — актриса Анастасия Филипповна Буцкова (род. 1982).
Он умер в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта, и стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее — овацией.
В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Интересныe факты
* В честь И.М. Смоктуновского была названа одна из малых планет (планета № 4926).
написала ninanika @ Mon, 09 Sep 2013 02:43:03 +0400
* За роль Гамлета - Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA — за лучшую мужскую роль.
написала ninanika @ Mon, 09 Sep 2013 00:54:59 +0400
* Народный артист СССР, Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР (1965).
* Лауреат Ленинской премии (1965).
* Герой Социалистического Труда (1990).