Евгения Филонова
Евгения Филонова
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 1 Jan 1946
- Дата смерти: 30 Dec 1988
- Имя при рождении: Евгения Михайловна Филонова
- Место рождения: Москва, РСФСР, СССР.
Советская актриса театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/562516
Евгения Филонова родилась в центре Москвы на Большой Ордынке, жила вместе с родителями и двумя старшими сёстрами Людмилой и Галиной. Её дом находился совсем рядом с филиалом Малого театра, театра Островского, длинными летними вечерами они распахивали окно настежь, смотрели, как нарядные зрительницы во время антрактов прогуливались по мостовой. Ах, эти панбархатные платья и «мексиканские тушканчики» роскошных горжеток 50-х! Другая жизнь, регулярно наблюдаемая из окошка коммуналки. Война только закончилась. Жили бедно и трудно, но никто и не мечтал о большем. Жили как все.
Евгения Филонова поступила в Московское театральное училище имени Б.В. Щукина на курс педагога Татьяны Коптевой. Без знакомств, без влиятельных родственников, без блата.
Она дебютировала ещё студенткой в кино в фильме режиссёра Алексея Сахарова «Чистые пруды» (1965) о четвёрке неразлучных друзей, выросших на Чистых прудах, которые пока не знают, что завтра грянет война и они станут участниками страшных событий. Поэтическая биография поколения молодых довоенного и военного времени. Её партнёрами по фильму были актёры Александр Збруев, Людмила Гладунко, Тамара Сёмина, Светлана Светличная.
Потом она снялась в небольшой роли художницы-футуристки в биографической драме режиссёра Леонида Пчелкина «Штрихи к портрету В.И.Ленина» (1967). Этот четырёхсерийный телефильм, снятый в 1967-70 годы, был показан только в 1987 году. Евгения Филонова снялась в четвёртой части фильма - «Коммуна ВХУТЕМАС».
В 1968 году знаменитый актёр Павел Кадочников поставил фильм-сказку по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка». Главную роль в этом фильме сыграла выпускница Щукинского театрального училища 22-летняя Евгения Филонова. Это была её первая и фактически единственная главная роль в кино. Снегурочка — дочь Деда Мороза и Красавицы Весны. Её ледяное сердце никогда ещё не ведало простых человеческих радостей, никогда не знало любви до встречи с Лелем.
На главную роль выбрали именно Женю Филонову, может, за идеальную её красоту, совершенно нетипичную для эпохи берендеев. Мужчины ухаживали за ней трогательно и робко — как за беззащитным ребёнком. Борис Химичев, по фильму тот самый обольститель Мизгирь, из соседней деревни приносил по утрам молоко. Сергей Филиппов садился за одним столиком в столовой.
Конечно, ей завидовали. Кому понравится?! Ей ведь досталось всё внимание и режиссёра, и съёмочной группы, и местных жителей. Женя не умела выбивать себе место под солнцем. Казалось, что она и не обижалась ни на кого никогда. Такая легкая, воздушная. Все веселится, шутит. С ней так всем хорошо и легко было.
Для своего фильма Кадочников специально в костромских лесах отстроил целое волшебное царство берендеев. Шедевр деревянного зодчества. И сам стал его справедливым и единственным правителем.
Впервые в Советском Союзе Снегурочка появилась вместе с Дедом Морозом на Кремлевской ёлке в 1937 году — веселая, комсомольско-задористая, без проблем. А тут.
За сказочное кино Кадочникова сперва раскритиковали, но в итоге фильм все-таки хорошо оценили. Его повезли на кинофестиваль в Рио-де-Жанейро. Но Женя не поехала. Ей сказали, что в нашей советской делегации едет только одна актриса — сыгравшая Купаву.
Вскоре после этого в 1969 году Женя Филонова поступила на службу в Московский театр имени Гоголя.
« Женя Филонова пришла к нам в театр вскоре после окончания съёмок. Разумеется, мужчины были к ней неравнодушны, молоденькая актриса, только что прославившаяся, прелестная, — рассказывает Эллия Суханова, актриса Московского театра имени Гоголя. — Её сразу включили в репертуар. Она играла много и легко, моментально вводилась в спектакль, а ведь это далеко не просто... «Верхом на дельфине», «Безобразная Эльза», «Я догоняю лето» (В.Пальчинскайте) — небольшие, но выразительные её роли».
В «Огоньке» вышла статья о ней. «Чай со Снегурочкой» — фотка в стиле Мэрилин Монро, кинозвезда с короткой стрижкой и в модном тогда платье джерси.
Казалось, что всё впереди, всё только начинается — сегодня, завтра...
— Помню, Саша Збруев приходил к нам в коммуналку, такой красивый, уже знаменитый, в огромной меховой шапке, — продолжает сестра. — В Женьку вообще все и всегда были влюблены. Как-то зашел иностранец, важный, в ресторан позвал. Спрашиваю ее: «Что у тебя с ним?». А она хохочет: «Ты что?! Он же немец!». Мне думается, звёздная карьера все-таки не была её призванием. Она не стремилась к большему. Не пробивалась, не выбивала роли любой ценой и не грустила, когда не получала их, казалось, что она довольна и тем, что имеет.
Скоро Евгения вышла замуж за телевизионного режиссёра, тоже Евгения, по любви. Их называли Женя и Жека. Поженились, когда она была на втором курсе Щуки, а он - на последнем.
- «Я был патологически влюблён, как и многие в училище: Женю называли второй по красоте актрисой после Насти Вертинской. Меня хватали за рукава, за штаны: «Ты что, с ума сошёл?!» Понимали, что рано или поздно наш брак будет обречён - сложно выдержать разлуки и расставания, безденежье в актёрских браках… Если говорить начистоту, любовь была с моей стороны - как говорится, один любит, другой позволяет любить. Так вот, Женя позволяла.»
- «Я женился на самой красивой актрисе Советского Союза. Второй после Анастасии Вертинской», — восхищался муж. Родилась дочка Марина, заботы, хлопоты, маленькие роли. Сначала приглашали на пробы, затем перестали, подросло новое поколение молодых и красивых.
Все новогодние ёлки, утренники были её. Все сказки! Бессменная Снегурочка!
Женя потом ещё снялась в небольшой роли в короткометражном фильме режиссёра Вадима Абдрашитова по одноимённому рассказу Григория Горина «Остановите Потапова!» (1973) о сотруднике некого НИИ, вруне и приспособленце, который даже не догадывался о том, что совершает низкие поступки.
Ещё Женя Филонова снялась в фильме-спектакле «Пока арба не перевернулась» (ТВ, 1976).
Фильмография Евгении Филоновой за период с 1965 по 1976 год составляет пять фильмов.
- «Очень сложно вырасти из лирической героини в характерную, это удается далеко не многим и ценой большого труда и таланта» — считает Ольга Науменко, народная артистка России, коллега — «Мне, например, удалось. А Женя всё же, как мне кажется, была слишком женщиной, очень-очень женщиной... »
Актриса Эллия Суханова часто жила вместе с Женей Филоновой в одном номере на гастролях.
- «На самом деле она была очень ранимой. Просто старалась никого собой не беспокоить и этого не показывать. А проблем у неё накопилось много. У нас был режиссёр тогда, Главный. Он делал Жене определенные предложения. Ради карьеры?! Это было ниже её достоинства. Но для нервов, разумеется, все эти встряски даром не прошли. Женя разошлась с мужем. Как-то все это для неё совпало — неприятности в театре, разлад в личной жизни, я ей говорила: держись, не сдавайся, но она, как оказалось, совершенно не умела бороться» — продолжает Суханова.
Новая большая любовь. На этот раз — это уж точно — ну совсем-совсем как настоящая. Ведь недаром говорится, в сорок лет жизнь только начинается.
Если бы только не маленькая, вроде бы безболезненно перекатывающаяся горошинка в груди.
- «Операцию сделали поздно (по вине участкового врача) — разрезали, а там уже четвертая стадия, метастазы кругом, нечего было и трогать. Но ведь думали, что требуется лишь простое вмешательство. Доктор, который её оперировал, плакал — говорили, что он был тайно в неё влюблен».
— «А как иначе — ведь она сама тоже любила людей, — продолжает рассказ её сестра. — 7 декабря произошло землетрясение в Армении, и она заставила меня пойти тут же на почту, отправить перевод пострадавшим: «Им сейчас хуже, чем мне!».
Женина дочка, Марина, как раз заканчивала десятый класс — Женя уже не вставала.
- «Помню кровоточащие раны, огромное количество баночек с бесполезными мазями. Она всё-таки надеялась выздороветь. После операции прошёл всего год, когда она поняла, что умирает, жалела очень, что провела этот год в больнице- вспоминает Марина»
В этот день она, окружённая родственницами, попросила: - «Девочки, если вам не сложно, оденьте меня и откройте балкон, — попросила Женя на прощание. — Оставьте меня одну. Я очень хочу посмотреть, как падает снег». Ёлку в тот год в их квартире так и не нарядили…
— Мы укутали её и усадили в кресло, сами ушли плакать на кухню. Самый канун праздника.
Похоронные службы не работали до второго, и она тоже до второго января оставалась дома, соседи прощались. Бывший муж Жени пришел в новогоднюю ночь и тоже никак не уходил, все смотрел на Женю. Она такая красивая-красивая лежала. Хоронил её театр.
Евгении Филоновой не стало в декабре 1988-го, под самый Новый год, 30-го числа, в яркий, солнечный день. Морозы в тот год в декабре стояли крещенские.
- «Она не стала звездой, как сейчас принято говорить, - просто получила после фильма имя, - продолжает Евгений Фёдорович, бывший муж Евгении, сейчас он режиссёр, член Академии телевидения -«Да, были и письма, и узнавали на улице, но Жене было не до этого: нужно было крутиться, устраивать свою жизнь в театре. И во время съёмок она не «звездила», так как прекрасно понимала, что это временно, что закончится фильм - и она пойдёт бегать в массовке театра имени Гоголя. Так и получилось». У Евгении Филоновой, «получившей имя» после «Снегурочки», так больше и не было больших ролей в кино.
- «Почему? Да элементарная нищета! Ей просто не в чем было поехать на «Мосфильм»! Хотя предложений было много. Но мы жили едва ли не впроголодь, я вместе с Сашкой Пороховщиковым чистил по ночам снег с крыши Театра сатиры, где мы оба тогда служили, за 5 рублей, а моя актёрская ставка тогда была 4,50… А в кино как? Один раз отказался, другой, а в третий раз уже не позвонят. Она это понимала, но была слишком мягким, ненастойчивым, неамбициозным человеком. В ней не было напористости и дерзости провинциалок - Женя была с Ордынки, коренная москвичка. Из-за этого же не оказалось и больших ролей в театре - её уделом были роли второго плана. Она не кусала, не била жизнь. В театре в какой-то момент всё стало плохо складываться: главреж подвергал Женю репрессиям, пытался выгнать из театра. Эти неприятности совпали по времени - мы с Женей развелись после 13 лет брака…»
Вышла замуж и уехала навсегда жить в Англию (Лондон) Марина, единственная дочка Евгении. У неё уже двое детей.
- «Мама не играла Снегурочку - она и была ею, не от мира сего, вернее, не от мира Берендеев. В театре, в кино шла постоянная подковёрная борьба за роли, интриги. Она никогда в этом не участвовала, ей было искренне абсолютно всё равно, кого играть - хоть стул. Ей нравилось просто существовать в театре».
- «Мама была красавицей-актрисой с полным отсутствием тщеславия и даже каких-либо человеческих амбиций. Каждый год во время зимних каникул она работала на ёлках - детских представлениях во Дворцах культуры. Играла Снегурочку. Один раз роль Снегурочки была кем-то ангажирована - предложили Бабу-ягу. Опять - играла с восторгом. Материальная сторона жизни её, казалось, тоже волновала не сильно. Жили, как и все в советское время, бедно. Люди тащили с работы всё что можно, воровали кто где мог. Она только шутила: «Жаль, что в театре нечего украсть, кроме туалетной бумаги!»
«Никакой зависти к счастливым обладателям шведских стенок. Когда нам нечего было есть, бегала на почту, разносила газеты…»
- «Я не помню маму плачущей или жалующейся до самого последнего дня. Порхала как бабочка. Как бабочка к огню… Личная жизнь мамы - абсолютный слепок со «Снегурочки» Островского. Лель, который женится на другой, Мизгирь, который умирает в конце пьесы. Оба, как говорят англичане, let her down, не смогли дать ей счастья из-за своего эгоизма. Почему Снегурочка умирает от любви? Наверное, потому, что она неземная женщина и земная любовь с её страстями - слишком тяжёлая ноша для неё. Но даже мгновение этой любви было дороже всего».
- «Мама не играла Снегурочку - она и была ею. "Любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слёз..." В этом была её суть. И умерла она от разбитого сердца».
- «Мама была хрупкая. Мне нравится английское слово «fragile» - так пишут на коробках с хрусталём. Мне бы очень хотелось, чтобы Женя-Снегурочка улыбалась с экрана людям под Новый год и напоминала о том, как дорого стоит любовь и какие мы все хрупкие».