Дипломная работа кинорежиссера - нечастый гость на киносайтах. На кинокопилке этот "жанр" был представлен до недавнего времени лишь картиной Никиты Михалкова "Спокойный день в конце войны".
"Остановите Потапова" - дебютный игровой короткометражный фильм Вадима Абдрашитова, еще в недалеком прошлом инженера-физика. Первую картину режиссера мне довелось увидеть предпоследней в ряде двенадцати его работ. Если говорить об отличиях от последующего творчества, то помимо черно-белого формата, в глаза бросился необычный для Абдрашитова жанр фельетона. Еще следует отметить, что это единственный фильм режиссера, снятый не в соавторстве со сценаристом Александром Миндадзе. Автор сценария - драматург, писатель-сатирик Григорий Горин.
Несмотря на это, в первой работе уже явно виден особый почерк всего творческого пути режиссера:
1. Снимать кино исключительно о современности. Причем "современность" у Абдрашитова - не равна погоне за культурной и общественной конъюктурой. Проще говоря - снимая кино, Вадим Юсупович не стремится применить маркетинговые ходы для пущей популярности. Чего не стесняются даже его коллеги, которые совершенно заслуженно зовутся художниками. Пример - Сергей Соловьев. К его чести надо сказать, что, комментируя позже успех "АССы", он не скрывал своих намерений снять массовый популярный фильм . И потому Цой спел там "перемен". Впрочем, к сожалению, у этой медали есть обратная сторона: низкая продуктивность. Такой подход к делу неизменно упирается в стену. В советское время это требования идеологии, в новое - рынка. Оттого не так много за почти 40 лет работ и не велика вероятность, что последуют новые.
2. Во главе угла каждого фильма стоит некая острая нравственная проблема.
3. Отсутствие лишнего, второстепенного, украшающего. Полная концентрация всех художественных средств на реализации поставленных режиссером задач. Отсюда свойственная его фильмам некоторая отрывистость, скупость диалогов. Как компенсация за чрезмерный, порой, недостаток "цветистости" - каждый кадр, что называется, "в десятку".
Зритель по-разному может воспринимать незатейливую историю об одном дне из жизни шустрого неунывающего парня Потапова, роль которого исполнил (тогда еще далеко не Портос) Валентин Смирнитский. Вот вариант: на экране показаны проделки прожженого циника и ловкача. Которому побоку жена, потому что есть любовница, побоку любовница, потому что будет следующая. Побоку неуспеваемость сына в школе - это вообще обязанность советского народного образования, кстати. Не особо его заботит и работа в родном НИИ, потому что в рабочее время можно интереснее провести время за партией в шахматы. Куда ж приложены способности взрослого, здорового и, нужно отдать должное, небездарного мужчины? На поддержание равновесия удобного слаженного быта и выбранного круга интересов и удовольствий.
Но... Так ли уж плох Потапов? Он не преступник. Не делает, по большому счету, никому ничего плохого. Жена вовсе не выглядит несчастной. Так что кому какое дело? Любовница - тоже, даром что пощечину дала. Тут же сама пожалела об этом и растаяла перед бесспорным обаянием Потапова. Разве он не ответственнен, не исполнителен? Нет - хозяин своему слову во всем. И в школу заехал, и на кладбище, и билеты на "Гамлета" с Высоцким достал, и на дежурство по охране вечерних улиц вышел. И все за один день! Ясный и быстрый ум, все спорится как по маслу - это ли не талант? И все с обаятельной притягивающей улыбкой!
В своем сне, предваряющем очередной день жизни, он идет в светлом элегантном костюме по цветущему весеннему саду под волшебную музыку - невероятно оптимистичную вариацию "Еще одной истории любви" Франсиса Лея. Стилизованную под клавесин, с классическим привкусом, бодрыми ударными превращенную в почти мажорную. Потапов излучает позитив - это разве не достоинство? Это нравится людям, нужно им. Разве имел бы успех в обществе тот же Гамлет (кстати, помните почерк Абдрашитова? Ничего лишнего!) со своими "скучнейшими" сомнениями и страданиями, которые не в силах компенсировать даже врожденные ясный разум и остроумие? "Гениально, только слегка затянуто" - коротко и обыденно охарактеризовал явно чуждого ему по духу Гамлета Потапов.
Лично я считаю невозможным для себя смотреть фильмы Абдрашитова отстраненно. По-моему, в этом случае они не имеют никакого смысла. Не развлекают, не учат. Только видя в них зеркало, или только "влезая в шкуру" героя, находишь для себя какие-то ответы. Или, что тоже невредно, хотя бы задаешься какими-то вопросами. Только в проекции на свою личность, если ты давишь насмерть бабушку (Поворот), находишь в себе и борешься с внутренним рабством (Слуга) и т.д. - только тогда в этом всём появляется смысл. Вот и Потапов... Разве есть кто-то, кто не увидит в себе Потапова?) Никто не тратит время зря? Не проявляет фальшивого участия кому-то в горе? Не "теряет зрение и слух" когда это удобно, чтоб не замечать чего-то, что может нарушить отлаженный удобный мирок? Один из светлых комфортных мирков - ячейки общества потребления.
Читать название следует так: остановите Потапова... в себе. А надо ли? Гамлет - добро, Потапов - зло? Нет. Режиссер в дальнейшем творчестве неизменно будет возвращаться к вопросу о добре и зле. И неизменно зритель не найдет для себя абсолютной истины в этом вопросе. Быть или не быть... или кем быть, или вообще задаваться ли подобными вопросами - каждый идет своей дорогой.
Фильм добавлен по запросу пользователя 3
В фильме подняты вполне себе насущные проблемы для периода нашей действительности 70-х годов.
Замечательное начало кинематографа Вадима Абдарашитова!
В хронометраж 30 минут вместился материал для полнометражного фильма, а то и сериала!