Уильям Фридкин
William Friedkin
- Средний рейтинг фильмов: 7.43
- Дата рождения: 29 Aug 1935
- Дата смерти: 7 Aug 2023
- Имя при рождении: William David Friedkin
- Место рождения: Чикаго, Иллинойс, США
Aмериканский режиссёр и сценарист, больше всего известный фильмами «Изгоняющий дьявола» и «Французский связной», благодаря которым, наряду с Фрэнсисом Фордом Копполой, Майклом Чимино и Питером Богдановичем, стал одним из главных режиссёров Нового Голливуда.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/7160
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0001243
Уильям Фридкин родился в городе Чикаго, штат Иллинойс.
После просмотра в детском возрасте фильма Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», который произвел на мальчика колоссальное впечатление, Уильям решил, что его будущее должно быть связано с кино. Окончив школу, он начал работать в чигагской телекомпании WGN-TV и начал свою режиссёрскую карьеру со съёмок телешоу в прямом эфире и документальных фильмов, предназначенных для телевидения. Один из его документальных фильмов, «Народ против Пола Крампа»/ The People vs. Paul Crump (1965), рассказывавший об осуждённом на смерть афроамериканце, который был избит полицейскими, прежде чем признался в убийстве, получил награду Кинофестиваля в Сан-Франциско.
В 1965 году Уильям переехал в Голливуд, где снял последний эпизод для телешоу «Час Альфреда Хичкока»/ The Alfred Hitchcock Hour (1965) под названием «Разгар сезона»/ Off Season. Хичкок дал совет на будущее молодому режиссёру, чтобы тот не привыкал к режиссёрскому ремеслу.
Первым голливудским фильмом Фридкина стала музыкальная комедия «Добрые времена»/ Good Times (1967), с участием дуэта Сонни и Шер. Фильм 1967 года стал дебютным в игровом кино не только для Фридкина, но и для дуэта музыкантов. Сюжет строился вокруг Сонни, получившего контракт в кино и фантазирующего о будущих сценариях. Фильм включал в себя элементы пародий, из-за чего получил посредственные отзывы.
Второй фильм «Вечеринка в день рождения»/ The Birthday Party (1968) Фридкин поставил по одноимённой пьесе Гарольда Пинтера. Критик Гарольд Клурмен в своем обзоре журнала The Nation охарактеризовал фильм как «фантазию на тему страха и уголовного преследования». А рецензент Evening Standard заметил, что фильм подобен пьесе «исследованием власти, которая сеет сомнения, страх, дрожащее освещение и пугающие предчувствия в четырех стенах гостиной в приморском пансионе, где Стэнли (Роберт Шоу), квартирант, нашёл убежище от какой-то вины, преступления, предательства, но фактически эта причина не называется».
Фильм «В ночь облавы у Мински»/ The Night They Raided Minsky's(1968) Фридкин поставил в жанре музыкальной комедии. Фильм получил хорошие отзывы для пародии своего времени. Журнал Time назвал фильм «прощальной валентинкой жанру старого доброго бурлеска».
Самым заметным фильмом на раннем этапе стал фильм 1970 года «Оркестранты»/ The Boys in the Band(1970), затрагивавший проблематику гомосексуализма. Критические обзоры и рецензии «Оркестрантов» по большей части были положительными. Фильм стал знаковым для Фридкина, именно тогда его заметили большие кинокомпании.
В 1971 году Фридкин снял полицейскую драму «Французский связной»/ The French Connection. При ограниченном бюджете (менее двух миллионов долларов) Фридкин сумел создать максимально реалистичную картину жизни полицейских. Критики отмечали новаторские приёмы и необычный стиль, более характерный для кинодокументалистики. Гонки в его фильме «Французский связной» были признаны лучшими в истории кино. Фильм был удостоен пяти «Оскаров», в том числе за лучший фильм и за лучшую режиссуру. Фридкин стал одним из самых молодых режиссёров, получавших «Оскар». После этой картины Фридкин, наряду с Фрэнсисом Фордом Копполой и Питером Богдановичем, стал одним из главных режиссёров Нового Голливуда
Следующий фильм «Изгоняющий дьявола»/ The Exorcist (1973) по роману Уильяма Питера Блетти тоже стал событием. «Изгоняющий дьявола», содержавший провокационные для своего времени сцены одержимости двенадцатилетней девочки, был крайне неоднозначно встречен тогдашней прессой, но принёс огромные для фильма ужасов кассовые сборы — свыше 402 миллионов долларов по всему миру (при бюджете в 12 миллионов). По кассовым сборам фильм занял первое место, потеснив самого «Крёстного отца». В настоящее время «Изгоняющий дьявола» считается эпохальным фильмом в жанре «хоррор». Фильм получил Золотой глобус как лучший фильм — драма и был номинирован на десять «Оскаров», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру, но получил только призы за лучший звук и лучший адаптированный сценарий. Сам фильм оказал огромный эффект на популярную культуру.
В дальнейшем фильмам Фридкина сопутствовал куда меньший успех. Фильм «Колдун»/ Sorcerer (1977) провалился в прокате, не оправдав своего бюджета, и был разгромлен критикой. Фильм «Разыскивающий»/ Cruising (1980), в котором Фридкин был ещё и сценаристом, а главную роль сыграл Аль Пачино, стал ещё большей неудачей – фильм был выдвинут на награду «Золотая малина» в номинациях «Худший фильм», «Худший режиссёр» и «Худший сценарий». Относительно успешным стал фильм «Жить и умереть в Лос-Анджелесе»/ To Live And Die In L.A. (1985).
В 1990-х годах Фридкин снял несколько проходных малобюджетных картин, а в 1992 году поставил одну из серий культового телевизионного сериала «Байки из склепа»/ Tales from the Crypt.
Первым за долгое время успехом стал телефильм «12 разгневанных мужчин»/ 12 Angry Men (1997), ремейк классического фильма 1957 года Сидни Люмета. После этого Фридкину были доверены съёмки политического триллера «Правила боя»/ Rules of Engagement (2000) с Сэмюэлем Л. Джексоном и Томми Ли Джонсом в главных ролях. «Правила боя» были раскритикованы за исключительно негативное изображение арабов (действие происходит в Йемене). Правозащитная организация «Американо-арабский антидискриминационный комитет»/ American-Arab Anti-Discrimination Committee охарактеризовала фильм как «возможно, самый расистский фильм, когда-либо снятый в Голливуде против арабов». Несмотря на критику, фильм окупил свой бюджет в шестьдесят миллионов долларов.
За следующие семь лет Фридкин снял только один фильм — «Загнанный»/ The Hunted (2003 год), который был встречен критикой в основном негативно. Премьера психологического триллера «Глюки»/ Bug состоялась в 2006 году на Каннском кинофестивале, но в кинотеатрах он вышел только в следующем году. Основная тема фильма — паранойя, постепенно доводящая человека до безумия. Фильм получил награду FIPRESCI Prize (Приз Международной Федерации кинопрессы). Кроме этого, в 2007 году Фридкин снял один из эпизодов телесериала «C.S.I.: Место преступления»/ CSI: Crime Scene Investigation.
Фридкин был женат четыре раза: на актрисе Жанне Моро (1977—1979), актрисе Лесли-Энн Даун (1982—1985), журналистке Келли Лэнж (1987—1990) и бывшей главе Paramount Pictures Шерри Лэнсинг (с 1991 года). От второго брака у Фридкина родился сын Джек. Второй сын Седрик родился вне брака от австралийской актрисы Дженнифер Нэйрн-Смит.
Умер от сердечной недостаточности и пневмонии в возрасте 87 лет.