Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
8/10

- А вы куда? - А мы за счастьем.

Рецензия на фильм «Я тоже хочу»

18398 thumb

У кинематографа Алексея Балабанова множество верных и преданных поклонников. В последнее время и я примкнул к этому кругу. Хоть мне и пришлось недавно покритиковать его раннюю работу «Замок», по роману Ф. Кафки, последующие картины Балабанова мне очень нравятся, и некоторые его фильмы я пересматривал по многу раз. Яркий талантливый человек, очень русский художник с трезвым и горьким взглядом на окаянные страницы российской истории и современности. Посмотрел я, наконец, и его последнюю работу, чтобы выяснить,что же на этот раз

такого особенного захотел сказать стране и миру Алексей Октябринович?

 

Задумаемся на минутку – картина вышла в прокат в середине декабря 2012 года. О чем тогда твердили нам оракулы и пророки, масс медиа и кинорежиссеры всего мира? Правильно, – о близко ожидаемом Конце Света! Вот и Балабанов вполне конъюнктурно, но определенно искренне присоединил к общему хору и свой глас, свою мольбу о спасении души. Фильм «Я тоже хочу» увидели на фестивале в Венеции. Посмотрели в России. Появилась в прессе и в сети множество рецензий, в большинстве хвалебных. «Искренний, светлый, романтичный, пленительный и трогательный фильм» - таковы эпитеты, которые щедро раздавали российские кинокритики. Получены призы на «Киношоке» и где-то там еще. Гул затих… А конец Света так и не случился! Вместо него бесконечная, снегами обильная зима 2013-го года. Не ядерная – и то слава Богу!

 

Итак, за 20 лет работы в кинематографе Алексей Балабанов снял свою четырнадцатую картину. Более того, сам лично он ближе к финалу в этой картине появился. «Я, кинорежиссер, член Европейской киноакадемии» - представляется неказистый человек с портфельчиком. Вероятно, это принципиальный ход. Отчасти, фильм «Я тоже хочу» - работа, в которой автор сценария и режиссер подводит итог своей творческой жизни. Говорят, что Балабанов серьезно болен. Мне кажется все же, что это мистификация, чтобы подогреть интерес к фильму. Кроме самого режиссера, в фильме коротко появляются еще две известные медийные персоны: Сергей Шолохов и Авдотья Смирнова. В роли юноши-пророка из телевизора, который покруче Павла Глобы, сын режиссера Петр Балабанов. И всех основных персонажей этой мистической притчи играют непрофессиональные актеры.

 

А ведь было время, когда в его фильмах косяком снимались сплошь звезды отечественного кино. И Сергей Маковецкий, и Виктор Сухоруков, и Алексей Серебряков, и Рената Литвинова, и Ингеборга Дапкунайте, и Дмитрий Дюжев, и оба Панина – Андрей и Алексей, и даже сам Никита Сергеич Михалков. Да, бывало и такое, но ведь именно Балабанов однажды создал кинозвезду из искусствоведа Сергея Бодрова (мл.). Но в последних своих картинах Балабанов предпочитает работать не с артистами-профессионалами, а с людьми незаметными, с типажами из народа.

 

Вы, должно быть, скажете, - А как же Олег Гаркуша, фронтмэн питерской рок-группы «АукцЫон»? Извините, я человек несовременный и ни разу не видел его, и не слышал песен этой группы. Но этот персонаж из фильма - с гитарой в футляре и с пакетом, из которого торчит банный веник, только на полминуты свою гитару расчехлит и чего-то там фальцетом прокричит ночью у костра. И это меня нисколько не впечатлило. Зато, как всегда в кино Балабанова, фоном постоянно звучит музыка. На сей раз музыка «АукцЫона». Песни Леонида Федорова на стихи Александра Введенского. Поэта из славного объединения Обериутов. Вот она мне понравилась и еще потому, что не слишком громкая. Так вот, здесь Олега Гаркушу мы увидим не в своем сценически клоунском образе, а сутулым, мешковато одетым человеком, который смертельно устал от гастролей, фанов, пива и баб. Совсем не похожий на артиста, такой потрепанный жизнью, верующий в Бога человек. В церковь по пути зашел. Свечку поставил. Потом в аптеку. Из аптеки в баню. В бане у него состоялась встреча…

 

Человек, который в бане его ждет, самый словоохотливый и активный персонаж фильма. Бандит с корочками майора милиции (я уверен - совершенно подлинными) со вкусом пьет пиво под воблу и откровенничает перед Музыкантом. «Ну, вот что у тебя за жизнь, доходяга. А вот я сегодня ночью четверых завалил. Потом в церковь сходил. Исповедовался, причастился. А теперь в бане сижу». Вот так двое православных соотечественников готовятся отправиться в экспедицию к некоему мистическому месту. К месту, где случилась неизвестно когда авария на атомной станции. Есть там чудесная колокольня, которая прямиком доставляет души к Счастью. По пути в эту точку на карте, где-то между Петербургом и Угличем, прихватывают бандитского другана-алкоголика, а затем его престарелого и бессловесного папашу, запасаются теплой одеждой среди жаркого лета – «ведь там ядерная зима», и пускаются в путь, откуда еще никто не возвращался. Да, еще на окраине Питера подсаживают в свой «Лендкрузер» бедовую девицу-проститутку с дипломом философского факультета СПбГУ по имени – Любовь!

 

Так начинается кино в стиле роуд-муви, немного похожее на фильм «Бумер», который позже начнет напоминать фильм «Сталкер». Прямая как стрела дорога затягивает наших героев в русскую глубинку. Итак, пока Бандит, Музыкант, Алкаш, Старик и Проститутка несутся в неведомую даль, распивая водку из горлА и рассказывая неполиткорректные байки, отвлечемся ненадолго и обсудим авторский посыл. Мне, в принципе, как-то не хочется искать в нем глубокий смысл. Все предельно просто, если не сказать - примитивно. Перед Концом Света нам, грешным, хочется спасти хоть свою бессмертную душу. Как это сделать? Поверить в Бога, покаяться, найти такое место, где находится самый короткий путь души на небеса. Вера в чудеса, в чудотворные реликвии в последнее время активно поддерживается РПЦ и государственным телевидением, и верховной властью. Ей льстит, что иерархи церкви уже договорились до того, что им власть в России послана Богом. Вот и сам Патриарх приказал пропускать в аномальную зону паломников. Хотя военный патруль на КПП честно предупреждает, что обратно еще никто не возвращался.

 

Мизантроп Балабанов, не стесняясь, в лоб, показывает нам малоприятный лик России, которая где-то между Москвой и северной столицей лежит в зоне вечной зимы. Не такая уж это небольшая территория, куда дорога ведет от Питера налево. Снег, мороз, запустение, ржавая сельхозтехника, разваленные избы деревень, руины церквей, трупами людей усыпанные дороги и замерзшие озера. Коровы неприкаянно бродят по улицам. «Они же не люди». Снималось это кино в широкой полосе между Питером и Угличем. В Вологодской области нашли ту самую Колокольню Счастья на реке Шексне, а деревню и разрушенную церковь с фресками - в Тверской области. Волшебство киномонтажа объединит эти артефакты в одну «аномальную зону». Зона! – вот вам и поклон «Сталкеру» Тарковского.

 

Также надо сказать о формально изобразительном решении фильма. В отличие от своих прошлых, довольно-таки изобретательно постановочных картин, с построенными декорациями и богатым реквизитом, «Я тоже хочу» снят предельно просто. Ни костюмов, ни грима, ни реквизита. Декораций тоже не потребовалось. Можно даже сказать, что фильм документальный. Сама натура унылых городских окраин и обезлюдевшей среднерусской полосы создает соответствующее настроение. Александр Симонов, постоянный оператор Балабанова, настоящий друг и соавтор режиссера. О музыкальном сопровождении я уже сказал выше. Также друзья-приятели Балабанова, актеры-непрофессионалы Мосин и Матвеев очень естественно отыграли свои роли. Правда, им играть бандитов не впервой. Оба снимались у Балабанова в «Кочегаре». Кстати и черный джип, на котором они пустились в последний путь за Счастьем, реально принадлежит «Бандиту» - Александру Мосину. Восхищен отвагой Любы (Алисы Шитиковой), которая голышом совершила длительный забег по льду и сугробам. Подшутил над ней Бандит – мол, женщинам только в голом виде доступен путь в Царствие Небесное! А она, простодушная поверила в Чудо. И пришлось ей на морозе «поработать туловищем». Да и сам Балабанов тоже выглядит простодушно-наивным, усталым, опустошенным каким-то и этим как-то даже трогает за душу. Ведь и его грешную душу, как и душу бандита-убийцы, не приняла Колокольня Счастья.


 

@ Tue, 02 Apr 2013 18:16:03 +0400

Комментарии к рецензии (15)

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Tue, 02 Apr 2013 23:40:27 +0400

Искренний, светлый, романтичный, пленительный и трогательный фильм - question2такие есть отзывы?! neutral

Что-то не понравилась рецензия. Как и фильм. Нет, понятно, что мое восприятие - не истина, а лишь одни из многих очков, сквозь которые видится фильм.

Я лет с 16 до 25 был поклонником Балабанова. Тогда восхищался "братьями", "войной", "жмурки". Потом его фильмы почти не пропускал (груз200 только не видел). Как-то улетучился к этому моменту пиетет к творчеству режиссера.

Вот и этот "я тоже хочу". Смотря сквозь какие "очки" глядеть на это дело. Можно увидеть там "поклон Сталкеру", как вы написали, а можно - неудачные пошлые потуги подражать работе Тарковского. Можно трактовать эпизоды с голой девушкой как "достойные восхищения за отвагу", а можно - как маркетинговый ход дать зрителю голой натуры mrgreen Выглядело это вовсе необязательным, притянутым за уши. То ли смысл там символический, то ли просто шутка (оборжаться)... по-моему просто маразм Балабанова сказался.

В общем, пока далеко не сталкер и даже не бумер... А насчет предположения о мистификации болезни, чтобы привлечь внимания к фильму - так что ж это, Балабанов совсем уж скотина циничная? Такими вещами спекулировать twisted странное предположение neutral "человека на луне" пересмотрелись? biggrin wink

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Tue, 02 Apr 2013 23:47:19 +0400

Сталкер и это кино сравнить - как что-то личное и заложенное глубоко в душе с общественным отхожим местом. ИМХО конечно.

Mefody2490
  • Киноакадемик
  • Wed, 03 Apr 2013 10:07:27 +0400

Я смотрел в кино все фильмы Балабанова с "Войны" и до "Мне не больно". А потом не получалось.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 03 Apr 2013 10:38:00 +0400
Mefody2490 писал:

Я смотрел в кино все фильмы Балабанова с "Войны" и до "Мне не больно". А потом не получалось.

Ну, так теперь у Вас появилась возможность посмотреть здесь.
Скажу откровенно, что поначалу у меня возникла негативная реакция на эту картину. Но меня она сильно зацепила. И я начал писать о ней в иронической тональности, кое-что от этого в тексте сохранилось.
Потом почитал разные отзывы и рецензии и мне сильно захотелось посмотреть еще раз. И посмотрел.
И тогда мне стала более понятна позиция автора и прояснились некоторые детали.
Не шедевр, конечно, но работа, скромная по форме, многослойная и достойная внимания.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 03 Apr 2013 12:52:53 +0400
UserZero писал:

Сталкер и это кино сравнить - как что-то личное и заложенное глубоко в душе с общественным отхожим местом. ИМХО конечно.

Неужели Вы не уловили "тонкой" иронии по этому поводу?
А ведь некоторые аналогии все же просматриваются: компания малознакомых людей пробирается через зараженную территорию в поисках некоего объекта, приносящего Счастье.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Wed, 03 Apr 2013 13:13:01 +0400
Bars2009 писал:

Неужели Вы не уловили "тонкой" иронии по этому поводу?
А ведь некоторые аналогии все же просматриваются: компания малознакомых людей пробирается через зараженную территорию в поисках некоего объекта, приносящего Счастье.

Я уловил еще как. В первом комментарии я написал о своем отношении к этому. Идея о поиске счастья в некой заброшенной колокольне, откуда не возвращаются - напомнила "сталкер" еще на стадии чтения описания фильма.

"Тонкая" ирония где? В рецензии или у Балабанова? Балабанов совершенно очевидно снял кино по мотивам "сталкера" с точки зрения своего мировоззрения. И тот, кто видел "сталкер" - не станет писать положительные отзывы о фильме. Их пишут, по-видимому те, кто смотрит современное кино, не утруждая себя Тарковским. И Балабанов может для них и адаптировал. Ваш первый порыв написать в ироничном тоне... возможно правильнее было поддаться ему mrgreen wink

А посылы фильма... Не знаю. "Сталкер" цепляет что-то глубинное. Там монолог Алисы Фрейндлих был... А тут грязь и чернуха. И безысходность. Зачем в фильме девушка не просто проститутка, а с дипломом филфака? У нее (в кино, а не у актрисы) на лбу написано нечто обратное 10-и классам Шарапова, как Жеглов сказал. Такие в Ленинграде выпускницы университета часто бывают? У нас таких нет, думаю и там не много. Так что это за художественные приемы? Это сортир.

Чтобы выразить ощущения от фильма, мне понравился отзыв на странице фильма:


Владимир М Киновед
18 января 2013 г.
даже в "молоко" не попадает ...концепция такого "счастья". thumbsdown Матфея 5,6 главы Библейское блаженство (счастье)-оно деятельное smile

vaxmurka

"я тоже хочу" а мой взгляд один из удачнейших фильмов.Там вам полет фантазий с этой "зоной"от самого простейшего..до всемогущего космоса.Любимое балабановское несчастная бабская жизня в мире которой суть её жизни -тело и бег (и тем не менее..она счастье как обычно..урывает).
Гаркуша вообще меня убил..типаж суперский ..песня добила(смеялась от души).
и очередной полет мыслей и рассуждений "а в чем сила брат?! в деньгах!?".
Рецензии плюс,за то что она есть.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Thu, 04 Apr 2013 18:02:56 +0400
Тигра конопатая писал:

"я тоже хочу" а мой взгляд один из удачнейших фильмов.Там вам полет фантазий с этой "зоной"от самого простейшего..до всемогущего космоса.Любимое балабановское несчастная бабская жизня в мире которой суть её жизни -тело и бег (и тем не менее..она счастье как обычно..урывает).
Гаркуша вообще меня убил..типаж суперский ..песня добила(смеялась от души).
и очередной полет мыслей и рассуждений "а в чем сила брат?! в деньгах!?".
Рецензии плюс,за то что она есть.

Спасибо за понимание, за то, что оно есть )))

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sun, 19 May 2013 19:42:32 +0400

Вот и умер Алексей Октябринович Балабанов, Он и предсказал свой уход в своем последнем фильме. Жаль, очень жаль. Пожалуй это был наиболее честный режиссер русского кино.

Mefody2490
  • Киноакадемик
  • Sun, 19 May 2013 20:30:54 +0400

:-(((

Добавить комментарий